Технологическая карта по русскому языку Для 3 «В» класса На тему: «Число имен прилагательных »

  • docx
  • 18.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Число имен прилагательных.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

Технологическая карта по русскому языку

Для 3 «В» класса

На тему:

«Число имен прилагательных »

 

Выполнила:

 студентка группы Ш-47

Шварёва Екатерина Алексеевна

Проверили:

Учитель: Корсакова Любовь Леонидовна

 

Отметка: «___» (_________________)

 

 

Соликамск, 2020 г.

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока

«Число имен прилагательных»

УМК

Школа России

Цели деятельности педагога

Развивать умение определять число имён прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемы образовательные результаты

·         Образовательные:

·         Углубить знания обучающихся об имени прилагательном;

·         отрабатывать умение находить имя прилагательное +имя существительное;

·         распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число;

·         формировать умения самостоятельно находить словосочетания в предложениях.

·         Развивающие:

·         развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса;с использованием мобильного класса развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

·         Воспитательные:

·         воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку;

·         воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

 

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический

Формы: фронтальная, индивидуальная

Наглядно-демонстрационный материал

Раздаточный материал

Оборудование

Доска, учебник, тетрадь, раздаточный материал.

 

Организационная структура урока

 

Этапы

урока

 

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Формы организации со взаимодействия

 

Промежуточный

контроль

1.Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна, и я проведу урок русского языка.

- Проверьте свою готовность к уроку. Если у вас хорошее настроение улыбнитесь мне, теперь поделитесь своим хорошим настроением с соседом и улыбнитесь ему. А теперь, тихо сядут сначала девочки, а теперь тихо сядут мальчики.

Слушают учителя

Фронтальный

Зрительный контакт

 

 

2.Минутка чистописания.

-С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

-Совершенно верно, проведём орфографическую минутку.

-Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

Жёлт.. зонт, жёлт.. трава, жёлт.. солнце.

-Что вы заметили? Почему окончания имён прилагательных разные?

-Вспомним, что вы уже знаете о имени прилагательном. Внимание на экран.

 

 

Тест

1.   Имена прилагательные - это

              а) слова, которые обозначают предметы;

              б) слова, которые обозначают признаки предметов;

              в) слова, которые обозначают действия предметов.

2.     Имена прилагательные отвечает на вопросы:

                   а)что делает? что сделает?;

                   б)какой?, какая?, какое?, какие?

                   в)кто? что?

3.   Род имени прилагательного зависит

·         а) от рода имен существительных;

·         б) от глагола.

4.   Отметьте прилагательные м.рода

·         а) голубой;

·         б) добрая;

·         в) красивый.

5.   Отметьте  прилагательные ср.рода

·         а) могучий;

·         б) яркое;

·         в) весеннее.

6.   Отметьте прилагательные ж.рода

·         а) лесной;

·         б) пушистая;

·         в) ранняя

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод:  Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. От существительного нужно поставить вопрос к прилагательному.

-Род имен прилагательных

 

 

 

 

Желтый зонт, желтая трава, желтое солнце.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     б

 

 

 

 

2.     б

 

 

 

3.     а

 

 

4.     а

 

 

 

5.     б

 

 

 

6.     а

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Зрительный контакт, ответы на вопросы

 

3.СТиЦ

-Посмотрите на слайд, прочитайте слова.

ЛАНДЫШ ТРАВА ТЁПЛЫЙ ПТИЦЫ РУЧЕЙ ОБЛАКА

-Как вы думаете, какое слово лишнее?

- Что общего у оставшихся слов? Докажите.

 

 

 

 

- Задайте вопрос к каждому слову, скажите какое число у каждого слова?

 

 

 

- - Скажите, а сможем ли мы определить число этого слова? ТЁПЛЫЙ

- Почему возникло затруднение?

-Предположите, какая тема урока.

-Тема урока : Число имён прилагательных.

- Какие цели перед собой поставим? 

 

 

 

 

 

 

Чтение слов

 

-Теплый

- Это имена существительные. Отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.

-(что?ед.ч)ландыш, (что?ед.ч) трава,  (кто?мн.ч) птицы, (что?ед.ч) ручей, (что?ед.ч.) облака.

-Нет

 

- Другая часть речи

-Мнение детей

 

• узнаем как изменяются имена прилагательные 
• будем учиться определять число имен прилагательных 
• научимся изменять прилагательные по числам 

Фронтальная

 

4.Работа над пройденным материалом (повторение, закрепление ранее изученного материала)

-Посмотрите на экран, что вы видите?

(Например: воздушный шар — воздушные шары.)

 

 

-  Какие части речи вы использовали при записи?

-  В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный?

 

-  В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные?

-  Какой вывод можно сделать? 

 

 

-Откройте учебник на с.78 , найдите упражнение 135

-  Прочитайте.

-  Слова какой части речи помогли представить вам цветы?

-  В каком числе употреблены имена прилагательные? Почему?

-  Спишите, 1-ое стихотворение, определите род, число, обозначьте окончания в именах прилагательных.

-Прочитайте правило  в рамке на с.78, вслух прочитает…

-Какой вывод мы можем сделать? Как определить число имени прилагательного? 

 

-  Как изменяются имена прилагательные? 

Упр. 136 (с. 78).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

-  Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания.

-  Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чём их различие? 

 

 

 

—  В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями?

—  Прочитайте правило на с.79

—  На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?

—  Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? 

 

-Спишите упр. 79, вставьте и выделите окончания, обозначьте число.

-На одной — один предмет, и на другой — несколько таких же предметов.

-Сущ.+прил.

-В ед.числе, ед.ч

-В мн.ч., мн.ч

-Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные.

 

 

-Имя прилагательное

-В единственном числе

 

 

 

 

-По числу имени существительного, с которым оно связано.

- По родам и по числам

 

 

-ый, ий, ий, ая, ий.

 

-Словосочетания состоят из одинаковых слов, различие в том, что у сущ. И у прил. Разное число в каждой паре.

-В ед.ч.

 

 

-Во мн.ч. на вопрос какие?

 

-Ие, -ые.

 

-Списывают упражнение

Фронтальная, индивидуальная

Правильность выполнения задания

5.Физминутка

Видеофрагмент

Выполняют физ. минутку с учителем

Коллективная

Выполнение физминутки

 

Работа по учебнику

Упр. 137(с. 79).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

—  Прочитайте словосочетания в единственном числе. Назовите окончания.

 

 

 

 

—  Почему они разные?

 

 

—  Прочитайте словосочетания во множественном числе. Назовите окончания.

 

 

 

 

 

—  Почему они одинаковые?

 

 

 

—  Прочитайте ниже сведения о языке. Вслух прочитает…

 

—  Что можно сказать об именах прилагательных во множественном числе?

Работа с упражнением

 

 

-Известный поэт, известная сказка, известное растение, ближний лес, ближняя роща, ближнее село.

-ЫЙ, -АЯ, -ОЕ, -ИЙ, -ЯЯ, -ЕЕ.

-Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

-Известные поэты, известные сказки,  известные растения, ближние лес, ближние рощи, ближние сёла.

-ЫЕ, -ЫЕ, -ЫЕ, -ИЕ, -ИЕ, -ИЕ.

-Потому что, имена прилагательные  во мн. Числе по родам не изменяются.

-Чтение правила

 

-Они не изменяются по родам

Фронтальная, индивидуальная

 

7.Работа по развитию речи.

Работа со словом из словаря

-Сегодня вы познакомитесь с новым словарным словом.

Отгадайте загадку.

Детских песенок куплеты

Сочиняют нам ...

-А кто такой поэт?

Поэт - это писатель, художник слова, сочиняющий поэтические произведения.

—  Найдите слово поэт.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.(слово поэт записано на доске.)

- Подберите однокоренные слова. 

—  Подберите подходящее по смыслу имя прилагательное к слову поэт. Поставьте словосочетание в множественное число и составьте предложениезапишите. 

- Задайте вопрос от имени существительного и выделите окончание у имени прилагательного.

—  Запомните написание этого слова.

—  Как определить число имени прилагательного?

—  Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?

 

 

 

-Поэты

 

 

 

 

 

 

 

-Поэтический, поэтесса

-Талантливые поэты пишут стихи

 

 

 

 

-Задать вопрос

-ИЕ, -ЫЕ.

Фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Итог

-Приготовились к концу урока, убрали все на край стола.

-Сейчас я предлагаю немного поиграть.

Игра «ВЕЕР»(УСТНО)

На доске табличка со словом «красивый». 
У  меня в руках карточки со словами -
-У меня в руках карточки с существительными. Ваша задача - к каждому существительному подобрать прилагательное «красивый» в нужной форме.

 

деревья, осень, девочка, картины, мячи, листья, яблоко. 

 

 


- Какую часть речи мы сегодня изучали? 
- Что она обозначает? 
- На какие вопросы отвечает? 
- Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи? 
- И что мы сегодня нового узнали на уроке? 

Слушают учителя , отвечают на вопросы.

Фронтальная

Ответы на вопросы

Д/З

 

Запись домашнего задания в дневник

 

 

9.Рефлексия.

 -Оцените свою работу смайликами