ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта по русскому языку
«Приставка как часть слова»
Выполнила:
студентка группы Ш-47 специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Шварёва Екатерина Алексеевна
Проверили:
Учитель: Кузьминых Наталия Николаевна _________
(ФИО) (Подпись)
Преподаватель колледжа: Прягаева Елена Алексеевна _________
(ФИО) Подпись)
Отметка: «___» (_________________)
Соликамск, 2019
Технологическая карта урока по русскому языку
Тема урока |
«Приставка как часть слова» |
УМК |
Система развивающего обучения Л.В. Занкова |
Цели деятельности педагога |
Научиться образовывать новые слова с помощью приставок, научиться писать приставки слитно с словами, узнать зачем нужна приставка в русском языке. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемы образовательные результаты |
Предметные: · формировать умение выделять приставки в словах; · образовывать с помощью приставок новые слова; · .развивать внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость. Метапредметные: Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы |
Учебник часть 1 Русский язык. Л. В. Занков |
Наглядно-демонстрационный материал |
Раздаточный материал (лестница успеха, карточки со стихотворением, знакомства и повторение понятий «корень», «окончание», «суффикс» и «приставка». |
Оборудование |
Доска, учебник, тетрадь, раздаточный материал. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации со взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
Промежуточный контроль |
||
1.Орг. момент. |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна, и я проведу урок русского языка. -Проверьте, на партах у вас должны лежать учебник русского языка, тетрадь, письменные принадлежности. |
Слушают учителя |
Фронтальный |
Коммуникативные: приветствие учителя |
Зрительный контакт
|
||
2.СТиЦ. |
- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся по океану Знаний в страну… - А вот в какую страну послушайте. Привет, друзья! Примите приглашение В нашей стране мы ждём вас с нетерпением. Познаете вы много разных тайн Морфемы здесь живут и здесь и там! - Что за страну мы сегодня с вами посетим? - Чем же интересна эта страна?
- Какие же острова находятся в этой стране?
- Мы с вами уже начали изучать страну Морфемика. - Скажите, какие острова мы уже исследовали? -Расскажите об этих островах. Что такое корень слова?
-Совершенно верно, корень слова - морфема, несущая лексическое значение слова (или основную часть этого значения). -А что такое окончание? -Верно, окончание-это изменяемая значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. -А с каким еще островом мы познакомились на прошлом уроке? -А что такое суффикс? -Вы правы, суффикс — это не только значимая часть слова, а так же суффикс служит для образования новых слов или форм данного слова. -А как одним словом назвать корень, суффикс, окончание? Как по-другому можно назвать? -Вывод: каждая морфема имеет свое обозначение, служит для образования новых слов и является значимой частью слова. - Ребята, обратите внимание на доску и прочитайте данные слова про себя. 1.разрезать лист бумаги, 2.надрезать, 3.вырезать треугольник, 4.срезать угол.
-Как вы думаете, что общего у этих слов? -Какой части речи представлены слова? -Назовите эту часть речи. -Посмотрите, какую общую часть они имеют? Назовите ее.
-Как еще можно назвать данные слова?
-Слово состоит из таких главных частей, который называется корень, все остальные служат для образования новых слов.
-Кто желает выйти к доске и выделить корень во всех словах? -Чем отличаются эти слова?
- А какая часть слова придаёт им разное значение? -Совершенно верно, это часть слова называется приставкой. Именно приставки придают особую выразительность глаголам. Т.е., если нужно усилить действие, то для этого существует приставка. -А каким способом образуются слова? -Итак, кто может назвать какая будет тема нашего урока? -Тема нашего урока: «Приставка как часть слова» -Следовательно, какой остров, мы с вами сегодня будем исследовать на уроке? -Чему же мы будем учиться на уроке? - Сегодня на уроке мы будем образовывать новые слова с помощью приставок, научимся писать приставки и узнаем зачем нужна приставка в русском языке. |
Слушают учителя
-Морфемика -Она состоит из островов. -Остров Корень, остров Суффикс, остров Окончание, остров Приставка
-Корень, окончание, суффикс
-Корень слова - это общая часть родственных слов.
-Окончание-это неизменяемая часть слова.
Суффикс
Суффикс-это значимая часть слова, которая находится после корня.
Части слова Морфемы
Чтение слов с доски
Ученик – слова одной части речи. Это глаголы. Все они имеют общую часть слова корень – рез -.
Данные слова отличаются значением
Приставка
Тема урока: «Приставка» Приставочным
Остров Приставка
Мы познакомимся с приставкой, как часть слова и узнаем зачем она нужна в русском языке. |
Фронтальная |
Коммуникативные: -Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: -Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Регулятивные: - Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя. |
Зрительный контакт, ответы на вопросы
|
||
3.Минутка чистописания. |
- Чудеса начинаются с малого, и поэтому мы начнем наш урок с минутки чистописания. Посмотрите внимательно на доску. Как назвать одним словом, текст, представленный на доске? -Как вы думаете, что же нахватает в этих словах?
Милым детям нужно встать. Руки медленно поднять. Пальцы сжать, потом разжать. Так секунду постоять. Руки плавно опустить. Все еще раз повторить. -У вас на столах лежат листочки, на котором написано данное стихотворение. Допишите необходимые приставки самостоятельно. На выполнение задания вам дается 1 минута. А затем мы сверим с доской, правильность выполнения задания. -Проверяем по одному, по цепочке. Если вы правильно вставили нужную букву похлопайте, неправильно-потопайте. Вывод: Есть часть слова, которая пишется в самом начале слова и имеет разнообразную приставку. -Молодцы, вы справились с данным заданием. Уберите листочки на край стола, и мы продолжаем нашу работу на уроке. -Ребята, как вы думаете, почему часть слова называется «приставка»? Кто желает выйти к доске, и показать каким знаком обозначается приставка? -Совершенно, верно. Перед корнем есть
приставка, |
Слушают учителя
Стихотворение
Нахватает нужных приставок, букв
Выполнения задания на раздаточном материале.
Приставка –В
-Приставить или присоединить к чему – нибудь; часть слова
|
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: -самооценка Познавательные: - Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: - умение слушать и слышать. -вступать в диалог. -владеть вербальными и невербальными средствами речи. -умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные: - анализ и самоконтроль деятельности |
Зрительный контакт, правильность выполнения задания
|
||
4.Работа над пройденным материалом (повторение, закрепление ранее изученного материала) |
- На прошлом уроке вы познакомились с порядком разбора слова по составу и теперь давайте проверим насколько вы, верно, умеете производить разбор слова. - У вас на партах лежат карточки, на которых представлены части слова. Ваша задача расставить данные части слова, в нужном порядке вспомнив порядок разбора слова. Ваша задача пронумеровать в каком порядке разбирается разбор. Время на выполнение 30 секунд.
-Давайте проверим правильность выполнения задания, сверяем с доской. Кто сделал правильно? Кто сколько ошибок допустил? Если у вас все правильно – похлопайте, если допустили ошибку – потопайте. ВЫВОД: Перед началом работы мы вспомнили порядок разбора слова и закрепили пройденный материал. -Но начнем мы наше задание с упр112 на стр.61, где мы будет развивать навык составления предложения ,выделять грамматическую основу, определять части речи , которые выражены главные слова. -Прочитайте данное упражнения про себя под буквой а). Вслух прочитает…
-Что значит восстановить предложение?
-Посмотрите внимательно, какой слово может быть главным-первым? Значит, что нам нужно узнать?
-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня у нас 9 Сентября. Записываем предложение с красной строки, каллиграфичным письмом с комментированием. Комментирует … -В предложении нам нужно подчеркнуть грамматические основы. Что такое грамматическая основа? Из каких частей состоит грамматическая основа?
-Как найти подлежащее? Какой вопрос нам необходимо задать? О чем или о ком говорится в предложении?
-Какими частями выражены главные члены? Для этого нужно задать вопрос?
-От какой части речи можно задавать вопрос?
-Задаём вопрос от подлежащего
-(Что?)лучик, лучик (какой ?) солнечный, лучик (что сделал?)осветил и пробежал, осветил (что?)полянку, полянку (какую?)лесную, пробежал (как?)по верхушкам, по верхушкам (чего?)деревьев. -Вывод: оттенки действия
-Прочитайте задание под буквой Б). Прочитает вслух…
-Что такое орфограмма? В задании сказано, на какие орфограммы должны обозначить?
-Что для этого нужно сделать?
-Солнечный лучик осветил. Какая орфограмма в слове СОЛНЕЧНЫЙ?
ЗАПОМНИ! Буквосочетния ЧК-ЧН, ЧТ,НЧ,НЩ,ЩН,РЩ – пишутся без мягкого знака. Например:ветоЧКа, загадоЧНый, сбоРЩик, стакаНЧик, Чтение и др.
-Какая орфограмма в слове ЛУЧИК? ПРАВИЛО! Суффикс –ик- пишется,если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает». Например: ключИК – ключИКа. Суффикс –ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает». Например: замочЕК – замочКа (Значение суффикса «ик»-уменшительное ласкательное)
-Как вы думаете, как же орфограмма в слове ОСВЕТИЛ? ПРАВИЛО! Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное ОДНОКОРЕННОЕ слово, в котором проверяемый БЕЗУДАРНЫЙ гласный СТАНЕТ УДАРНЫМ.
-В какой части слова могут находится орфограммы? Почему?
-Совершенно верно, приставки А, в русском языке нет, нужно запомнить. -Молодцы, вот мы восстановили предложения, и определили, какими частями выражены главные члены. Прежде чем приступить к новым заданиям я предлагаю немного отдохнуть. |
Слушают учителя
Расставляют последовательность частей речи в нужном порядке
Выполнение упражнения
Оформление записей в тетрадь
Выполняют задания, которые даны в упражнении. Используя данные слова, поставить их в логической последовательности, чтобы был смысл предложения.
Слово солнечный О чем говорится в предложении
Запись числа и кл.работы в тетр. Грамматическая основа-это подлежащее и сказуемое; сущ. и гл. Нужно задать вопрос Что?(лучик), о лучике
Сущ. и глаголом. Что? -лучик-выражено существительным Что сделал? -осветил и пробежал-глаголы И от подлежащего и от сказуемого
Орфограмма-это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. Только гласные Нужно поставить ударение, найти проверочное слово, в первых 3-ёх словах.
ЧН,ЧК;
СУФФИКС «ИК»
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ
В любой, потому что в слове осветил, есть приставка О. |
Фронтальная, индивидуальная |
Регулятивные УУД: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные УУД: формирование основ смыслового чтения художественных и текстов, умение выделять существенную информацию из задания. Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию. |
Правильность выполнения задания |
||
5.Физминутка |
- Давайте немного отдохнем и проведем физминутку. Вот у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.(Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать.(Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) |
Выполняют физминутку с учителем |
Коллективная |
|
Выполнение физминутки |
||
|
-Вот мы с вами отдохнули и готовы приступить к работе на уроке. -Сейчас мы будем применять правило написания в задании ,когда нужно вставить пропущенные буквы или при раскрытии скобок. Найдите в учебнике упр.113. Прочитайте задание под буквой а)
-Отступите от предыдущего задания 1 строку и запишите номер упражнения. -Что значит спишите текст?
-Какие орфограммы вы заметили в данном тексте?
Какое проверочное слово можно подобрать к слову библиотекарша? ПРАВИЛО!!!Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот гласный стал ударным. -Следующее слово (с) резными ПРАВИЛО!!! Предлог самост.часть речи, она пишется раздельно с другими словами(бежал по дорожке).Чтобы понять, что перед нами приставка или предлог, то в том месте где возник вопрос, вставьте другое слово. Если вставить слово можно, значит ,это предлог, пишется раздельно, если нет, значит, приставка, пишется со словом слитно. -Словосочетание золочёнными воротами ПРАВИЛО!!!Если написание безударной гласной в корне слова нельзя проверить побором родственных слов или изменением формы слова, то написание слова следует запомнить. -Слово (на)обложке ПРАВИЛО!!! Предлог самост.часть речи, она пишется раздельно с другими словами(бежал по дорожке).Чтобы понять, что перед нами приставка или предлог, то в том месте где возник вопрос, вставьте другое слово. Если вставить слово можно, значит ,это предлог, пишется раздельно, если нет, значит, приставка, пишется со словом слитно. -Слово попасть ПРАВИЛО!!!Приставка-это часть слова и пишется слитно. Если проверяемое слово не употребляется без предлога или приставки и нельзя задать вопрос-пишем слитно. (С остальными словами работает по правилам, которые даны выше.)
-Что нужно сделать, чтобы вставить пропущенные буквы?
-Если это приставка значит пишется слитно, если предлог пишется раздельно. -А сейчас мы с вами узнаем новое понятие, которое существуют в русском языке. Полногласные слова – это слова русского языка, которые являются общеславяснкими по происхождению, характерно полногласие, то есть в кровке слова или иногда в приавтке мы увидим такие буквосочетния: -ОРО-,-ЕРЕ-, -ОЛО-, -ЕЛО- Например: БОРОда, гОРОд, бЕРЁза, пЕРЕдел, мОЛОко, мОЛОдёжь, гОЛОва и др.
-Итак,давайте приступим к выполнению упражнения. Кто желает выйти к доске и записать 1 предложение с комментированием. (Один ученик записывает на доске, остальные в тетради) -Почему ты вставил именно такую букву? Почему ты именно так раскрыл скобки? Какая орфограмма в 1 предложении? Что нужно сделать, что проверить ее? (Аналогично проверяем 2 предложения, вызываю других учеников)
-Выполнив задание под буквой, а), следует выполнить и под буквой Б) -Прочитайте задание. Вслух прочитает…
-Что же такое предлог?
-Какой же частью речи служит предлог? Предлог- служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании.
-Значит, какую роль выполняет предлог? Роль предлога - выражать синтаксическую зависимость имён существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. - Вот мы с вами и повторили правила правописания, для того чтобы вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. Вспомнили, что такое часть речи, что такое предлог и какую важную роль он выполняет.
-А сейчас, а предлагаю продолжить работу в рабочей тетради. Откройте тетрадь на с.25 и прочитайте задание под буквой, а) в упражнении 49 про себя. Вслух прочитает...
-Что значит шуточное стихотворение?
-Совершенно верно, а, чтобы ответить на самый главный вопрос, прочитайте стихотворение про себя. Вслух, выразительно прочитает... (Похвала детей за выразительное чтение стихотворения) -Для чего же придуманы эти стихи?
-Молодцы. Вот для вас еще задание, прочитайте про себя под буквой б). Вслух прочитает...
-Что значит выпиши родственные слова? Какие слова мы называем родственными? Родственные слова — это слова, сходные по лексическому значению, имеющие один корень, но относящиеся к разным частям речи -Какая самая главная задача упражнения ?
-А что же такое орфограмма? Орфограмма- это буква , которую надо запомнить или проверить. -Как мы обозначаем орфограмму? -Кто желает выйти к доске и выполнить задание? К доске пойдет... (Один ученик работает у доски, остальные в тетради)
-Молодцы, вы справились с заданием, но в упражнении нам предлагают продолжить игру ребят, прочитайте задание в конце страницы. Вслух прочитает...
-Итак, кто желает выйти к доске и дописать слова с тем же корнем ,но другими приставками. (Один ученик работает у доски, остальные в тетради) -Молодцы, вот мы с вами выполнили упражнение, ответили на самые главные вопросы и разобрали задания.
-Следующее упражнение, которое нам необходимо выполнить, это упражнение 51. -Прочитайте задание под буквой а) про себя. Вслух прочитает...
-Итак, кто же желает выйти к доске и образовать от данного глагола слова с противоположным значением? К доске пойдет... (Один работает у доски, остальные в тетради; вызываю разных учеников) -Отмечаем, подчеркиваем орфограмму и обозначаем приставку в словах. -Вот мы с вами и поработали с упражнениями, повторили понятия : что такое родственные слова, орфограмма, какую роль играет приставка в слове. Образовывали при помощи приставок от глаголов другие слова с противоположным значеним и закрепили такую часть слова, как приставка.
|
Выполняют упражнение
Списать данный текст в тетрадь, вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. В слове «библиотекарша»-безударная гласная в корне слова. Библиотека
Пишется слитно, так как С-предлог
Гласная О в корне, которая не проверяется и нужно запомнить.
Пишется раздельно
Слитное написание приставки
Определить, чем является данное слово с приставкой или предлогом.
Слова с полногласием – это сочетание, чередования, которые тесно связаны с историей языка.
Безударная гласная в корне. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударная.
Предлог-это служебная часть речи, которая используется для связи слов в словосочетании в предложении. -Предлог служит для частей речи
Роль предлога связывать слова в словосочетании и предложении.
Работа в рабочей тетради
Шуточное стихотворение – это весёлое, забавное стихотворение, представляющее собой шутку.
Для того, чтобы определить какую роль выполняет в основе слова приставка.
Родственные слова- это слова, которые имею общую часть – корень. (Близки по смыслу). Выписать родственные слова, выделить корень и выделить приставку. Орфограмма-это написание по правилу. Подчёркиваем двумя чертами.
Пью,подолью,наливать,подливать.....
Чтение задания
Попить-попью,отпить ....
Чтение упражнения
Прилететь-вылететь Проиграть- выиграть Убежать-выбежать Входить-уходить |
Фронтальная, индивидуальная |
Регулятивные УУД: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные УУД: формирование основ смыслового чтения художественных и текстов, умение выделять существенную информацию из задания. Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию. |
|
||
7.Работа по развитию речи. |
- Сейчас поработайте в группах проверь написание слов с приставкой и без приставки. Если найдёшь ошибки, исправь. Приставки выдели.
Если у вас возникнут сложности вы можете обратиться за помощью к молодым учителям. Первая группа к ...., вторая группа к ..., третья группа ..... На выполнение задания вам дается 3 минуты. Затем мы проверим задание. - Давайте проверим правильность выполнения задания. Каждая команда называет слово с приставкой или без приставки в пяти словах по порядку, все остальные в это время проверяют, если вы согласны с ответом, то вы хлопаете ладошками, а если нет, то вы топаете в ладоши один раз. - Как вы считаете для чего мы выполнили это задание? -Верно. |
Работа в группах
Для того чтобы увидеть какое разнообразие приставок имеется в русском языке |
Фронтальная, индивидуальная |
Регулятивные УУД: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Познавательные УУД: формирование основ смыслового чтения художественных и текстов, умение выделять существенную информацию из задания. Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию. |
|
||
8.Итог. |
- Итак, давайте подведем итог урока. О какой словообразующей морфеме сегодня на уроке мы говорили? - Как называется способ словообразования при использовании приставки? - При помощи каких морфем еще можно получать новые слова? - С какими заданиями мы еще поупражнялись на сегодняшнем уроке?
|
Приставка Приставочный
Приставки Преобразование слов с различными заданиями и повторили понятия, которые встречались в упражнениях. |
Фронтальная |
Регулятивные: самоконтроль и самооценка |
Ответы на вопросы |
||
9.Рефлексия. |
- У вас на партах лежит лестница успеха если у вас на уроке сегодня получилось верно выполнить все задания, то отметьте себя на самой верхней ступени, если были трудности – на средней, а если совсем ничего не поняли – на нижней. Поднимите свои карточки вверх. - Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок до свидания. |
|
|
Регулятивные: самоконтроль и самооценка |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.