Технологическая карта пробного внеклассного занятия математики «Учимся отгадывать ребусы»
Оценка 4.7

Технологическая карта пробного внеклассного занятия математики «Учимся отгадывать ребусы»

Оценка 4.7
doc
13.01.2022
Технологическая карта  пробного внеклассного занятия математики  «Учимся отгадывать ребусы»
Даша вн матем.doc

Технологическая карта

 пробного внеклассного занятия математики

 

«Учимся отгадывать ребусы»

 

 

Цель занятия: познакомить учащихся с правилами расшифровки ребусов;

научить их решать ребусы;

 

Задачи обучения.

ü  Личностные:

- владеть навыками сотрудничества;

- повысить учебно-познавательную мотивацию;

- организовать учащихся на деятельность.

 

ü  Метапредметные:

1.      регулятивные:

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- выполнять учебные действия;

- оценивать результаты своей деятельности;

 

2.      познавательные:

- стремиться полнее использовать свои творческие возможности.

      - развитие логического мышления.

- владеть действиями построения рассуждений.

 

3.      коммуникативные:

  • взаимодействовать с учителем;
  • формировать умение грамотно формулировать речь;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • умение слышать и слушать друг друга;

 

 

ü  Предметные:

- актуализация ранее изученных знаний о ребусах;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 331  группы

Антонова Дарья Витальевна

МОУ СОШ № …, класс 3, каб. № ….

Дата проведения занятия 29.11.2021

Смена…… Номер занятия ….

Начало занятия …..  час ….  мин.

ФИО учителя школы:

Кошель Екатерина Алексеевна

ФИО преподавателя-консультанта:

…………………………………………

Допущена к проведению занятия:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

____________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

___________

 

 


 

Оборудование.

ü  у учителя: компьютер, проектор.

 

 

 

ü  у учащихся: листочки, ручки.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

  1. https://riddle.su/pro_chasy.html
  2. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/stikhi_dlia_orghanizatsii_nachala_uroka
  3. https://infourok.ru/vneurochka-po-matematike-na-temu-kak-lyudi-nauchilis-izmeryat-vremya-klass-2328765.html
  4. https://kopilkaurokov.ru/matematika/presentacii/kak_liudi_nauchilis_schitat_vriemia_ili_niemnogho_o_chasakh

 

Оформление доски

 

 

 

 

 

 

Оформление работы учащихся

(образец-вставка на клетчатой разлиновке)

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся  к учебной деятельности посредством стихотворения.

- Добрый день, ребята! Сейчас нам с вами необходимо настроиться на занятие.

- Для этого улыбнитесь своему соседу по парте.

-Когда вы слушаете, вы запоминаете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.

-Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие по стране Математике. О чем мы с вами будем говорить попробуйте узнать самостоятельно.

(Приветствие детей, подготовка к занятию)

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: повысить учебно-познавательную мотивацию, организовать учащихся.

 

 

 

Метапредметные:

1.    регулятивные:

 

 

2.    познавательные:

 

 

3.  коммуникативные: развивать умение слышать и понимать речь учителя, вступить в диалог.

 

  1. Актуализация знаний и умений учащихся.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению знаний о ребусах.

- Ребята, посмотрите на слайд. Что вы перед собой видите?

- Давайте из этих разбросанных букв, мы соберем слово. Что получилось?

- Правильно. Вы уже догадались, о чем пойдет речь на занятии?

- Молодцы.

-Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по городу «Ребус».
 - Сегодня на занятие мы узнаем историю появления ребусов, правила для того, чтобы научиться правильно, разгадывать ребусы и, используя изученные правила, решим ряд предложенных ребусов.

-Ребята, скажите, пожалуйста, что, по вашему мнению, ребус?

 

Ребус - это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.

 

-История ребусов очень интересна. Впервые ребусы как загадки в рисунках появились 6 веков назад ( 600 лет)  во Франции. Так назвали юмористические выступления комедиантов на карнавале.  Затем появились и первые рисованные ребусы.
Именно во Франции люди действительно полюбили разгадывать выражения в рисованных картинках, в других странах это мало кого заинтересовало. 

В Россию ребусы попали лишь к середине XIX века. Разгадывание ребусов  увлеклись многие дети и взрослые, превратив разгадывание ребусов в семейную вечернюю игру.

Решение ребусов развивает логику и мышление.

-Ребята, а вы знаете основные правила решения ребусов?

-Если кто-то уже знает эти правила, то вы будете помогать мне.

Основные правила: ( на слайде)

  • Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже
  • Довольно часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не один, а два или больше названий, или может иметь одно общее и одно конкретное значение, например, «авто» и «машина», «цветок» и «растение» и т.п. Выбирать необходимо подходящее по логике. Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет собой одну из главных трудностей при разгадывании ребусов.
  • Довольно часто название какого-нибудь предмета нельзя использовать полностью, необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или несколько букв. В таких случаях используется условный знак – запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия необходимо отбросить первую букву (слева от рисунка запятую часто изображают перевернутой в верхнем углу), если справа от рисунка – тогда последнюю. Если стоят две запятые, то соответсвенно отбрасывают две буквы и т.д.

 

Например, нарисовано «стрекоза», а необходимо читать только «коза», изображен «графин», необходимо читать только «граф»:

Пример 1

 

  • Если предметы или буквы изображены один в другом, то их названия читаются с прибавлением союза «в». Например, «в-а-за»:

 

Пример 2

  • Если за какой-то буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать необходимо с прибавлением союза «за». Например, «за-м-ок»:

 

Пример 4

  • Если одна фигура или буква изображена под другой, то читать необходимо с прибавлением слов «на», «над», «под». Например, «на-пи-ток» или «над-е-ж-да»:

Пример 5

 

  • Если большая буква стоит рядом с маленькой, то нужно использовать предлоги при, у, за, перед.

ЗАЯЦ

 

  • Если в ребусе встречается изображение предмета, перевернутое вверх ногами, то название его обычно необходимо читать с конца, или иногда это делается просто ради усложнения ребуса.
  • Если изображено предмет, а возле него (или на нём) написана, а потом зачеркнута буква, то это означает, что эту букву необходимо исключить из слова, зашифрованного рисунком. Если же над зачеркнутой буквой находится другая, то это означает, что необходимо ею заменить зачеркнутую. Тоже самое делают, когда между двумя буквами стоит знак равенства или переходные стрелочки. Зачеркнутые (заменяемые) буквы обычно используют для исключения (замены) их из середины слова. Например, была «груша», а стала «крупа», или был «доктор», а стал «диктор»:

Пример 8

  • Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не». Например, «не-р-в»:

Пример 9

  • Если рядом с рисунком (или над ним, или под ним) стоят цифры, то это означает, что буквы зашифрованного изображением слова читаются в том порядке, который указан цифрами. Также они указывают на то, все ли буквы слова необходимо читать, или нет. Зачеркнутые (отсутсвующие) цифры указывают на отсутствие определенных букв. Например, «табуретка» превращается в «букет», а «бутылка» на «булка»:

Пример 10

  • сли рисунки «двигаются» один от другого или один к другому, то необходимо использовать предлоги «к» или «от». Если же какую-то фигуру в ребусе изображают, которая как бы бежит, лежит, летит, сидит и т.п., то к названию этой фигуры необходимо добавить соответсвующий глагол в настоящем времени (бежит, лежит, летит, сидит и т.д.).
  • Довольно часто в ребусах отдельные буквосочетания «до», «ре», «ми», «фа», «ля», «си» изображают соответсвующими нотами. Например, «до-м»:

Пример 11

- Разбросанные буквы.

- Ребусы.

 

- Да, о ребусах.

 

 

- Ответы детей.








Ребус-это загадка, которая состоит из разных символов

- Слушают.













- Ответы детей.

 

 

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

1)      Актуализировать знания о ребусах.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные: организация учащихся на деятельность

 

. Предметные:

дать определение понятию математический ребус;

 

научить составлять ребусы;

 

 

Метапредметные:

1.регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью; работать с использованием алгоритма;

 

1.    познавательные: развивать умение отвечать на вопросы.

 

 

3.  коммуникативные: развивать умение слышать и понимать речь учителя, вступать в диалог.

 

  1. Основная часть занятия

Цель. Организовать работу по ознакомлению детей с тем, как люди научились измерять время.

Задание 1.Разгадывание ребусов.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Познакомить с ребусами.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные:

- владеть навыками сотрудничества;

- повысить учебно-познавательную мотивацию;

Метапредметные:

    1. регулятивные: выполнять учебные действия; удерживать цель деятельности до получения её результата;
    2. познавательные:  развитие логического мышления;
    3. коммуникативные: взаимодействовать с учителем; формировать умение грамотно формулировать речь.

- Ребята, нам с вами необходимо немножко отдохнуть.

Физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.     

Учится с тобою молодёжь

Развивать и волю, и смекалку

 

- Итак, мы с вами сейчас узнали правила ребусов, с помощью которых Вы сможете прочитать любой ребус, а также сами составить ребус.

-Сейчас мы попробуем прочитать предложенные мною ребусы.  

 

-Внимательно смотрите на экран, говорим ответ и объясняем, какими правилами пользовались.

Задача

 

Конус

 Вершина

 

 Минус

 Диагональ

 

 Сложение

 Диаметр

 

Разность

 

 

 

 - Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Слушают.





- Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

  


Задание 2. Расшифруйте пословицу.

На экране вы видите ребус, в нём зашифрована известная пословица. Предлагаю вам его разгадать, возьмите листочки и приступайте к работе.

13

Задание 3.Составление ребусов учащимися.
- Ребята, вы отлично справляетесь с заданием. Молодцы!

- А хотите самостоятельно попробовать составить ребусы?

- За партами вы сидите парами. Сейчас я каждой паре выдаю лист бумаги, на которой вы должны нарисовать ребус, который будет связан с математикой. цветными карандашами, используя 1 или 2 изученных правила.

-Задание понятно? Поднимите руку кому не понятно я подойду? На выполнение задания Вам дается 7 минут.

-Давайте проверим, что у вас получилось. От каждой пары выходит один представитель и представляет свой ребус, а класс пытается отгадавать, что получилось у ребят.

-Молодцы! У всех получились интересные и различные ребусы

 

- Ребята, и с этим заданием вы справились очень хорошо. Молодцы!

 

 

- Да.

 

 

 

 

-Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слушают.

 

- Работают у доски.

 

 

  1. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Цель. Организовать рефлексию  и  самооценку  учениками  собственной учебной деятельности.

Примерный план этапа:

1)  фиксирование содержания;

2)  соотнесение  цели  учебной  деятельности  и  ее  результата (фронтально, индивидуально);

3)  планирование цели дальнейшей деятельности.

- Ребята, о чем мы говорили с вами на занятии?

- Что развивают ребусы? Почему полезно их разгадывать?

 

- Что такое ребус?

 

 

-На парте перед каждым ребенком два жетона: один –желтый; другой – зелёный. Учащимся предлагается поднять желтый жетон, если у них все получилось и удалось, зеленый, если они не удовлетворены своей работой.

-Ребята, спасибо большое за занятие. Вы большие молодцы! До свидания!

- О ребусах.

-Они развивают логику и мышление.

Ребус - это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

1)      Обобщить знания, полученные на занятии.

 

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные:

  • умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
  • положительное отношение к занятиям математики.

 

 

Метапредметные:

1.    регулятивные:

·      оценивать результаты своей деятельности.

 

2.         познавательные:

·      уметь отвечать на вопросы.

 

 

3.  коммуникативные:

·      уважительно относиться к своим товарищам и учителю;

·      умение четко формулировать свои высказывания;

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта пробного внеклассного занятия математики «Учимся отгадывать ребусы»

Технологическая карта пробного внеклассного занятия математики «Учимся отгадывать ребусы»

Оборудование. ü у учителя: компьютер, проектор

Оборудование. ü у учителя: компьютер, проектор

ХОД ЗАНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХОД ЗАНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Франции. Так назвали юмористические выступления комедиантов на карнавале

Франции. Так назвали юмористические выступления комедиантов на карнавале

Если предметы или буквы изображены один в другом, то их названия читаются с прибавлением союза «в»

Если предметы или буквы изображены один в другом, то их названия читаются с прибавлением союза «в»

Если изображено предмет, а возле него (или на нём) написана, а потом зачеркнута буква, то это означает, что эту букву необходимо исключить из слова, зашифрованного…

Если изображено предмет, а возле него (или на нём) написана, а потом зачеркнута буква, то это означает, что эту букву необходимо исключить из слова, зашифрованного…

Если же какую-то фигуру в ребусе изображают, которая как бы бежит, лежит, летит, сидит и т

Если же какую-то фигуру в ребусе изображают, которая как бы бежит, лежит, летит, сидит и т

Познакомить с ребусами. ФОРМИРУЕМЫЕ

Познакомить с ребусами. ФОРМИРУЕМЫЕ

Диагональ Сложение Диаметр

Диагональ Сложение Диаметр

Задание 2. Расшифруйте пословицу

Задание 2. Расшифруйте пословицу

Ребята, о чем мы говорили с вами на занятии? -

Ребята, о чем мы говорили с вами на занятии? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022