Савостьянова Ирина Леонидовна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 20 «Новая Эра»,
г. Тулун
УМК Планета Знаний
Класс: 2 класс
Предмет: Окружающий мир
Тема занятия: Бюджет семьи
Тип занятия: Решение учебной задачи
Цель занятия |
Создание условий для формирования у обучающихся первоначальных представлений о семейном бюджете |
Задачи занятия |
1. Дать представление о доходах и расходах семьи, правилах составления бюджета, экономии средств; 2. Приобщать к разумному ведению домашнего хозяйства, умению делать выбор; 3. Овладеть способами познавательной активности; 4. Воспитывать культуру общения на занятии. |
Универсальные учебные действия, формируемые на учебном занятии |
Личностные - Самооценка на основе заданных понятий. - Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Регулятивные -Принимать установленные ранее правила взаимодействия, выполнять заданные ориентиры учебных действий. -Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя и самостоятельно. -Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные -Выделять необходимую информацию. -Обобщать выводные понятия. Коммуникативные -Принимать мнения и позиции других людей. -Формировать собственное мнение и позицию. -Уметь приходить к общему мнению. |
Планируемые результаты |
Предметные: освоить новые понятия «бюджет», «доходы», «расходы» Метапредметные: Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, мотивационной основы учебной деятельности, учебно-познавательного интереса к учебному материалу, способности к самооценке на основе критериев учебной деятельности; Познавательные: умение добывать информацию, использовать различные способы обработки, анализа и представления информации, строить монологическую речь в устной форме; Регулятивные: учиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: слушать и понимать речь другого, совместно договариваться о правилах общения в группе и следовать им, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. |
Основные понятия, используемые на занятии |
«бюджет», «доход», «расход» |
Организация метапредметного пространства: |
|
Метапредметные связи |
Литературное чтение, математика
|
Ресурсы |
Учебник Г. Г. Ивченкова. «Окружающий мир», 2 класс, стр. 136-139, -записи на доске, -раздаточный материал для работы в группах, -толковые словари, -презентация «Бюджет семьи» |
Формы организации познавательной деятельности учащихся |
Монолог. Диалог в группе. Групповая работа. Представление творческой работы группы. |
Образовательные технологии, методы, приёмы, формы обучения |
Занятие спланировано с частичным использованием технологии развития критического мышления. Словесный, проблемный, обсуждение с целью обобщения; групповая, фронтальная |
Технологическая карта учебного занятия
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которого приведёт к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
УУД |
||||
1 этап. Организация класса на продуктивную деятельность на уроке. |
|||||
Приветствую обучающихся, проверяю их готовность к уроку, мотивирую обучающихся на работу. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
|
Привести в порядок рабочее место.
|
|
Личностные: проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению. |
|
|
|||||
Напоминаю правила работы в группе, фиксируя в презентации. |
Вспоминают ранее установленные правила работы в группе. Распределяют роли в группе на данном уроке. Вспоминают обязанности выбранной роли. |
Вспомнить правила работы в группе. Распределить роли в группе. Вспомнить обязанности выбранной роли. |
|
Регулятивные: принимать установленные ранее правила взаимодействия, выполнять заданные ориентиры учебных действий. Личностные: проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.
|
|
2 этап. Постановка учебной задачи. |
|||||
Организую работу учащихся с таблицей. Помогаю спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся.
|
Самостоятельно определяют в заданной учителем таблице понятия. |
Таблица «знаю - не знаю» В таблице определить, какие понятия знакомы, какие – нет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 |
Учатся грамотно оформить письменную речь, ясно донести ее в группе устно. |
Познавательные: выделение необходимой информации Личностные: самооценка на основе заданных понятий. |
|
Организую и контролирую работу учащихся в группе.
|
Вспоминают пройденный материал, определяют «знаю -не знаю» в группе. |
Обсудить в группе, что изучали на уроках ранее, что – незнакомо. |
Познавательные: классифицировать, сравнивать, анализировать понятия. Коммуникативные: принимать мнения и позиции других людей, формировать собственное мнение и позицию, умение приходить к общему мнению. |
||
Организую работу по защите проделанной в группе работы, фиксирую ответы на доске в таблице. |
Представитель от каждой группы рассказывает, что его группа знает, предполагает, о чем не знает. |
Представителю от группы подвести итог работы в группе и представить публично. |
Учатся грамотно преподнести полученную в группе информацию. |
Познавательные: представлять информацию в сжатом виде. Коммуникативные: излагать свое мнение. Регулятивные: работать по плану, сверяясь с целью |
|
Обобщение, постановка цели урока. |
Отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока, его цели. |
Сделать вывод из полученной общей таблицы, сформулировать тему и цель урока. Особо отметить детей, которые имеют знания о новых понятиях. |
Учатся осваивать новые понятия «бюджет», «доход», «расход». |
Регулятивные: определять цель, обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя и самостоятельно. |
|
3 этап. Решение поставленной задачи. |
|||||
Организую работу учащихся с текстом, со словарями.
|
Работают с текстом, со словарями, анализируют содержание. |
Прочитать текст учебника, в словарях найти определение понятий «Бюджет», «доход», «расход». |
Получить новые знания по теме урока.
|
Регулятивные: выполняют учебное задание в соответствии с целью.
|
|
Обобщение прочитанного учащимися, выводы, определение темы урока. |
Отвечают на поставленные вопросы, делают вывод о тематике урока. |
Прочитать текст, выделить информацию о понятиях ««Бюджет», «доход», «расход». Сделать вывод, какое понятие может обозначить тему урока.
|
Познавательные: систематизируют и анализируют информацию; Коммуникативные: участвовать в диалоге. |
||
4 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
|||||
Устанавливаю осознанность восприятия. Первичное обобщение. |
Устанавливают связь с новыми понятиями. |
Пояснить источник дохода и расхода в семье.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 |
Получить дополнительные знания по теме урока («необходимые расходы», «непредвиденные расходы», «приятные) расходы». Уметь пользоваться полученными знаниями.
|
Познавательные: анализировать, делать выводы на основе фактов и абстрактных понятий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: использовать речевые средства. |
|
Организую деятельность по применению новых знаний.
|
Решают задания с проговариванием новых понятий «распоряжаться деньгами». |
Обсудить в группе и заполнить таблицу о доходах и расходах, дополнительно сделать вывод, всегда ли доходы равны расходам, и как с этой проблемой справиться.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 |
Закреплять полученные знания по теме урока.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
|
Отмечаю качество представленной работы группы, микроклимат группы. |
Защита работы в группе.
|
Группа представляет выполненное задание. |
Познавательные: сравнивать, устанавливать причины явлений. Регулятивные: использовать речевые средства, выдвигать версии. Коммуникативные: понимать позицию другого, работать в группе, предотвращать и преодолевать конфликты Личностные: строить отношения с людьми, не похожими на тебя.
|
||
5.Рефлексия деятельности. Оценка результатов деятельности. |
|||||
Организую рефлексию.
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Оценить, как изменились знания по теме. Пояснить свои действия, выполняемые для достижения целей урока. Оценить учебную деятельность группы. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 |
Учатся грамотно, лаконично излагать свои мысли. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: самооценка на основе заданных понятий.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.