ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) УРОКА
ОДП.12 Физика
Тема урока |
Л/р «Измерение показателя преломления вещества» |
||||||||||||||||||
Цель урока
Задачи урока |
Измерить показатель преломления стекла.
- Формирование умения по определению показателя преломления стекла, а также по установлению связи между элементами содержания ранее изученного материала и нового; - развитие навыков мыслительных операций, способствовать развитию исследовательских навыков; - воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы. |
||||||||||||||||||
Обучающийся должен |
|||||||||||||||||||
Знать: - скорость света в вакууме; - свойства света (интерференцию, дифракцию, отражение и преломление); - физический смысл показателя преломления вещества; - закон преломления света. |
Уметь: - вычислять угол преломления света; - вычислять показатель преломления вещества. |
||||||||||||||||||
Формируемые компетенции |
ОК.2.Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК.6. Работать в коллективе и команде. |
||||||||||||||||||
Показатель оценки результата |
- Знать способ определения показателя преломления стекла; -Уметь вычислять зависимость величин. |
||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Обеспечивающие дисциплины |
ОДП.10 Математика
|
|||||||||||||||||
Обеспечиваемые дисциплины (модули, МДК) |
МДК.01.01. Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
|
||||||||||||||||||
Средства обучения, оборудование |
Презентация. Раздаточный материал к лабораторной работе (плоскопараллельная стеклянная пластинка в форме трапеции, измерительная линейка, цветной карандаш, транспортир, таблица Брадиса.) |
||||||||||||||||||
Вид учебного занятия |
Практический |
||||||||||||||||||
Тип учебного занятия |
Лабораторная работа |
||||||||||||||||||
Применяемые технологии |
Технология личностно-ориентированного обучения |
||||||||||||||||||
Основная литература |
1) Касьянов В.А 2) Интернет-ресурсы
|
||||||||||||||||||
Содержание урока |
|||||||||||||||||||
№ этапа |
Этапы урока, учебные вопросы, формы и методы обучения
|
Временная регламентация |
|||||||||||||||||
1.
|
Организационный этап: - проверка готовности обучающихся к уроку; - проверка посещаемости. - Ребята, здравствуйте! Начинаем урок физики. (Староста группы докладывает посещаемость). |
1 мин. |
|||||||||||||||||
2. |
Мотивационный момент, формулирование целей урока На слайде представлено несколько картинок 1. атмосферного оптического явления «Рефракция атмосферы». - Как называется данное природное явление? - Каковы причины возникновения данного явления? (Ответ: преломление солнечных лучей в кристалликах облака). 2. фото воды в бассейне с подсветкой, выходящие из воды лучи рассеиваются на стенке. - Объясните причину данного явления? Сегодня нам предстоит интересная лабораторная работа. Кто догадался, что мы будем измерять? (Измерять показатель преломления среды). В частности показатель преломления стекла. Я надеюсь, вы хорошо подготовились и справитесь с ней. |
2 мин. |
|||||||||||||||||
3.
|
Актуализация знаний: Но прежде чем, приступим к л/работе, ответим на вопросы: 1. Природа света. 2. Скорость света в вакууме. 3. Закон отражения света. 4. Преломление вещества. 5. Закон преломления света. 6. Физический смысл показателя преломления. 7. Поляризация света. - Изобразите преломленный луч, если луч переходит из воздуха в стекло. - Изобразите преломленный луч, если луч переходит из стекла в воздух. - По чертежу охарактеризуйте среды. - Сравните скорости света в данных средах? - Угол падения из воздуха в стекло равен 0 градусов. Чему равен угол преломления? Построить на доске. |
12 мин. |
|||||||||||||||||
4.
|
Выполнение лабораторной работы: По имеющимся на столе приборам и инструкции, поставьте цель вашего эксперимента (измерить показатель преломления стекла и исследовать зависимость показателя преломления стекла от угла падения).
Лабораторная работа. «Измерение показателя преломления стекла». Цель работы:
Оборудование: плоскопараллельная стеклянная пластинка в форме трапеции, измерительная линейка, красный карандаш, транспортир. Указания к работе: 1. Положите пластину на лист и обведите простым карандашом её параллельные грани. Под произвольным углом α к верхней грани проведите цветным карандашом прямую. Эта прямая будет являться падающим лучом. 2. Поднимите лист с пластиной на уровень глаз. Глядя в нижнюю грань пластины и увидев в ней продолжение «падающего луча», поставьте на выходе его нижней грани точку и начертите прямую, которая была бы продолжением преломленного луча, из стекла в воздух. 3. Уберите призму, прочертите падающий и преломленный лучи, перпендикуляр в точке падения. 5. С помощью транспортира измерьте угол падения и угол преломления луча. 6. С помощью таблицы Брадиса определите синус угла падения и синус угла преломления. 7. Вычислите отношение синусов угла падения и угла преломления, используя формулу:
Проведение эксперимента. 1.Измерить показатель преломления стекла относительно воздуха при произвольном угле падения. Результаты измерения записать в таблицу 2. Повторить результат меняя угол падения. 3. Сравнить результаты. 4. Сделать вывод о зависимости или независимости показателя преломления стекла от угла падения. |
25 мин. |
|||||||||||||||||
5.
|
Проверка результатов работы Отчёт групп: объяснить выполнение исследования, вычисления, вывод (показатель преломления стекла не зависит от угла падения). |
2 мин. |
|||||||||||||||||
6.
|
Подведение итогов урока Хорошо поработали на уроке. Теперь давайте подведем итог. Какой продукт мы получили? Большое количество оптических природных явлений основано на законах преломления света. В начале урока мы поставили цель. Как вы считаете, достигли мы ее? Оценивание проводят обучающиеся, комментируя долю участие каждого в исследовании (самооценка). |
1 мин.
|
|||||||||||||||||
7. |
Рефлексия 1. Какой вклад вы внесли в исследование? 2. Пригодился ли вам ранее изученный материал? 3. Какие трудности возникли в ходе выполнения лабораторной работы? 4. Что нового, полезного для себя узнали? |
1 мин. |
|||||||||||||||||
8. |
Домашнее задание: Самостоятельно: Полное внутреннее отражение. |
1 мин. |
|||||||||||||||||
Практическое занятие
Тема: Измерение показателя преломления вещества
Методические рекомендации
При падении светового луча на границу раздела двух прозрачных сред падающий луч разделяется на два луча: отраженный и преломленный. Направление лучей определяется следующими законами отражения и преломления:
Рис.1
- луч падающий, отраженный, преломленный, и перпендикуляр, восстановленный в точке падения, лежат в одной плоскости;
- угол падения равен углу отражения: a1 = a2 ;
- отношение синуса угла падения к синусу угла преломления является величиной, постоянной для данных двух сред, и называется относительным показателем преломления n2,1
.
Относительный показатель преломления равен отношению скорости света в первой среде к скорости света во второй .
В настоящей работе мы будем рассматривать преломление света на границе воздух-стекло, а так как скорость света в воздухе практически совпадает со скоростью света в вакууме, то .
Абсолютный показатель преломления показывает во сколько раз скорость света в вакууме больше скорости света в данной среде. Существуют различные методы определения абсолютного показателя преломления вещества. В данной работе описывается метод определения показателя преломления стекла с помощью микроскопа в основе метода лежит явление кажущегося уменьшения толщины стеклянной пластинки вследствие преломления лучей, проходящих через стекло.
Схема прохождения лучей через стеклянную пластинку:
В точку А, находящуюся на нижней поверхности стеклянной пластинки, падают два лучи 1 и 2. Луч 2 падает нормально к поверхности пластинки и поэтому проходит сквозь неё и выходит в воздух в точке С, не испытывая преломления. Луч 1 преломляется и выходит из пластинки в точке О по направлению к точке D. При выходе из пластинки луч ОD образует угол преломления a больший чем угол падения b. Если смотреть из точки D по направлению DО, то мы увидим точку пересечения лучей ОD и АС не в точке А, а в точке Е, т.е. толщина пластинки будет казаться равной СЕ.
На рисунке видно, что кажущаяся толщина пластинки СЕ=h меньше действительной её толщины СА=H. Для лучей, близких к нормально, падающим лучам, углы падения и преломления малы. В этом случае синусы углов можно заменить тангенсами и, рассматривая обратный ход лучей от точки D, по закону преломления можно написать
, но и , поэтому .
Следовательно, показатель преломления стекла можно найти из соотношения истинной толщины пластинки (Н) и кажущейся толщины (h).
Лабораторная работа № 14
«Измерение показателя преломления вещества»
Инструктаж по технике безопасности. При выполнении работы соблюдайте технику безопасности. Приборы используйте аккуратно, не пораньтесь. При возникновении вопросов обращайтесь к преподавателю.
Цель работы:
Оборудование: плоскопараллельная стеклянная пластинка в форме трапеции, измерительная линейка, красный карандаш, транспортир.
Указания к работе:
1. Положите пластину на лист и обведите простым карандашом её параллельные грани. Под произвольным углом α к верхней грани проведите цветным карандашом прямую. Эта прямая будет являться падающим лучом.
2. Поднимите лист с пластиной на уровень глаз. Глядя в нижнюю грань пластины и увидев в ней продолжение «падающего луча», поставьте на выходе его нижней грани точку и начертите прямую, которая была бы продолжением преломленного луча, из стекла в воздух.
3. Уберите призму, прочертите падающий и преломленный лучи, перпендикуляр в точке падения.
5. С помощью транспортира измерьте угол падения и угол преломления луча.
6. С помощью таблицы Брадиса определите синус угла падения и синус угла преломления.
7. Вычислите отношение синусов угла падения и угла преломления, используя формулу:
№ опыта |
sinα |
sinß |
n |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
Проведение эксперимента.
1.Измерить показатель преломления стекла относительно воздуха при произвольном угле падения. Результаты измерения записать в таблицу
2. Повторить результат меняя угол падения.
3. Сравнить результаты.
4. Сделать вывод о зависимости или независимости показателя преломления стекла от угла падения
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Техникум транспорта г.Орска имени Героя России С.А. Солнечникова»
Сообщение на тему «Поляризация света»
Выполнил обучающийся группы №212
Краснобородкин Евгений.
Орск, 2018
Поляризация света
ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА - упорядоченность в ориентации вектора напряженности электрического E и магнитного H полей световой волны в плоскости, перпендикулярной распространению света.
Различаютлинейную поляризацию света, когда E сохраняет постоянные направления (плоскость, в которой лежит E исветовой луч, называется плоскостью поляризации), эллиптическую, при которой конец E описывает эллипс, икруговую (конец E описывает круг).
Обычный (естественный) свет не поляризован. Поляризация светавозникает при отражении, преломлении света, прохождении через анизотропную среду. Первые указания напоперечную анизотропию светового луча получены Х. Гюйгенсом в 1690.
Понятие "поляризация света" быловведено И. Ньютоном в 1705, а объяснена поляризация света электромагнитной теорией света Дж.К. Максвелла.
Поляризованный свет широко используется во многих областях техники (например, для плавнойрегулировки света, при исследовании упругих напряжений и т.д.).
Человеческий глаз не различаетполяризацию света, а глаза некоторых насекомых, например пчел, воспринимают ее.
Шкала продуктивности обучающегося
над выполнением лабораторной работы
5
4
3
2
Шкала продуктивности обучающегося
над выполнением лабораторной работы
5
4
3
2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.