Технологическая карта урока
Оценка 4.8

Технологическая карта урока

Оценка 4.8
doc
20.10.2021
Технологическая карта урока
тех.карта.doc

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА  (ПЛАН)  УРОКА  

ОДП.12 Физика

Тема урока

Л/р «Измерение показателя преломления вещества»

Цель урока

 

Задачи урока

Измерить показатель преломления стекла.

 

- Формирование умения по определению показателя преломления стекла, а также по установлению связи между элементами содержания ранее изученного материала и нового;

- развитие навыков мыслительных операций,  способствовать развитию исследовательских навыков;

- воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы.

Обучающийся должен

                            Знать:

- скорость света в вакууме;

- свойства света (интерференцию, дифракцию, отражение и преломление);

- физический смысл показателя преломления вещества;

- закон преломления света.

Уметь:

- вычислять угол преломления света;

- вычислять показатель преломления вещества.

Формируемые компетенции

ОК.2.Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК.6. Работать в коллективе и команде.

Показатель оценки результата

- Знать способ определения показателя преломления стекла;

-Уметь вычислять зависимость величин.

Межпредметные связи

Обеспечивающие дисциплины

ОДП.10 Математика

 

 

Обеспечиваемые дисциплины

(модули, МДК)

МДК.01.01. Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.

 

Средства обучения, оборудование

Презентация. Раздаточный материал к лабораторной работе (плоскопараллельная стеклянная пластинка в форме трапеции, измерительная линейка, цветной карандаш, транспортир, таблица Брадиса.)

Вид учебного занятия

Практический

Тип учебного занятия

Лабораторная работа

Применяемые технологии

Технология личностно-ориентированного обучения

 

 

Основная литература

 

1)      Касьянов В.А

2)      Интернет-ресурсы

 

Содержание урока

 

№ этапа

Этапы урока, учебные вопросы,

 формы и методы обучения

 

 

Временная регламентация

1.

 

 

 

Организационный этап:

- проверка готовности обучающихся к уроку;

- проверка посещаемости.

- Ребята, здравствуйте! Начинаем урок физики. (Староста группы докладывает посещаемость).

1 мин.

  2.

  Мотивационный момент, формулирование целей урока

На слайде представлено несколько картинок

 1. атмосферного оптического явления «Рефракция атмосферы».

- Как называется данное природное явление?

-  Каковы причины возникновения данного явления?

(Ответ: преломление солнечных лучей в кристалликах облака).

2. фото воды в бассейне с подсветкой, выходящие из воды лучи рассеиваются на стенке.

- Объясните причину данного явления?

Сегодня нам предстоит интересная лабораторная работа. Кто догадался, что мы будем измерять? (Измерять показатель преломления среды). В частности показатель преломления стекла. Я надеюсь, вы хорошо подготовились и справитесь с ней.

2 мин.

 

3.       

 

 

 

Актуализация знаний:

Но прежде чем, приступим к л/работе, ответим на вопросы:

1.      Природа света.

2.      Скорость света в вакууме.

3.      Закон отражения света.

4.      Преломление вещества.

5.      Закон преломления света.

6.      Физический смысл показателя преломления.

7.      Поляризация света.

- Изобразите преломленный луч, если луч переходит из воздуха в стекло.

- Изобразите преломленный луч, если луч переходит из стекла в воздух.

- По чертежу охарактеризуйте среды.

- Сравните скорости света в данных средах?

- Угол падения из воздуха в стекло равен 0 градусов. Чему равен угол преломления? Построить на доске.

12 мин.

4.

 

 

Выполнение лабораторной работы:

По имеющимся на столе приборам и инструкции, поставьте цель вашего эксперимента (измерить показатель преломления стекла и исследовать зависимость показателя преломления стекла от угла падения). 

 

Лабораторная работа.

«Измерение показателя преломления стекла».

Цель работы:

 

Оборудование: плоскопараллельная стеклянная пластинка в форме трапеции, измерительная линейка, красный карандаш, транспортир.

Указания к работе:

 1. Положите пластину на лист и обведите простым карандашом её параллельные грани. Под произвольным углом α к верхней грани проведите цветным карандашом прямую. Эта прямая будет являться падающим лучом.

2. Поднимите лист с пластиной на уровень глаз. Глядя в нижнюю грань пластины и увидев в ней продолжение «падающего луча», поставьте на выходе его нижней грани точку  и начертите прямую, которая была бы продолжением преломленного луча, из стекла в воздух.

3. Уберите призму, прочертите падающий и преломленный лучи, перпендикуляр в точке падения.

5. С помощью транспортира измерьте угол падения и угол преломления луча.

6. С помощью таблицы Брадиса определите синус угла падения и синус угла преломления.

7. Вычислите отношение синусов угла падения и угла преломления, используя формулу:

                                                   

                                               

 

 

 

№ опыта

  sinα

 sinß

  n

1.

 

 

 

2.

 

 

 

 

Проведение эксперимента.

1.Измерить показатель преломления стекла относительно воздуха при произвольном угле падения. Результаты измерения записать  в таблицу

2. Повторить результат меняя угол падения.

3. Сравнить результаты.

4. Сделать вывод о зависимости или независимости показателя преломления стекла от угла падения. 

25 мин.

5.

 

 

 

Проверка результатов работы

Отчёт групп: объяснить выполнение исследования, вычисления, вывод (показатель преломления стекла не зависит от угла падения).

2 мин.

6.

 

Подведение итогов урока

Хорошо поработали на уроке.

Теперь давайте подведем итог.

Какой продукт мы получили?

Большое количество оптических природных явлений основано на законах преломления света.

В начале урока мы поставили цель. Как вы считаете, достигли мы ее?

Оценивание проводят обучающиеся, комментируя  долю участие каждого в исследовании (самооценка).

1 мин.

 

7.

 Рефлексия

1. Какой вклад вы внесли в исследование?

2. Пригодился ли вам ранее изученный материал?

3. Какие трудности возникли в ходе выполнения лабораторной работы?

4. Что нового, полезного для себя узнали?

1 мин.

8.

Домашнее задание:

 Самостоятельно: Полное внутреннее отражение.

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  занятие 

Тема: Измерение показателя преломления вещества

 

Методические рекомендации

При падении светового луча на границу раздела двух прозрачных сред падающий луч разделяется на два луча: отраженный и преломленный. Направление лучей определяется следующими законами отражения и преломления:

http://www.rgups.ru/fiz/umkd/MU/Fizika/Optics/Lab/Lab_Rab%E2%84%9662.files/image002.jpg Рис.1

 - луч падающий, отраженный, преломленный, и перпендикуляр, восстановленный в точке падения, лежат в одной плоскости;

- угол падения равен углу отражения:  a1 = a2 ;

- отношение синуса угла падения к синусу угла преломления является величиной, постоянной для данных двух сред, и называется относительным показателем преломления n2,1

http://www.rgups.ru/fiz/umkd/MU/Fizika/Optics/Lab/Lab_Rab%E2%84%9662.files/image004.gif.  

Относительный показатель преломления равен отношению скорости света в первой среде к скорости света во второй http://www.rgups.ru/fiz/umkd/MU/Fizika/Optics/Lab/Lab_Rab%E2%84%9662.files/image006.gif.        

В настоящей работе мы будем рассматривать преломление света на границе воздух-стекло, а так как скорость света в воздухе практически совпадает со скоростью света в вакууме, то http://www.rgups.ru/fiz/umkd/MU/Fizika/Optics/Lab/Lab_Rab%E2%84%9662.files/image008.gif.    

Абсолютный показатель преломления показывает во сколько раз скорость света в вакууме больше скорости света в данной среде. Существуют различные методы определения абсолютного показателя преломления вещества. В данной работе описывается метод определения показателя преломления стекла с помощью микроскопа в основе метода лежит явление кажущегося уменьшения толщины стеклянной пластинки вследствие преломления лучей, проходящих через стекло.

Схема прохождения лучей через стеклянную пластинку:

 

http://www.rgups.ru/fiz/umkd/MU/Fizika/Optics/Lab/Lab_Rab%E2%84%9662.files/image010.jpg

                                                 

В точку А, находящуюся на нижней поверхности стеклянной пластинки, падают два лучи  1 и 2. Луч 2 падает нормально к поверхности пластинки и поэтому проходит сквозь неё и выходит в воздух в точке С, не испытывая преломления. Луч 1 преломляется и выходит из пластинки в точке О по направлению к точке D. При выходе из пластинки луч ОD образует угол преломления a больший чем угол падения b. Если смотреть из точки D по направлению DО, то мы увидим точку пересечения лучей ОD и АС не в точке А, а в точке Е, т.е. толщина пластинки будет казаться равной СЕ.

На рисунке видно, что кажущаяся толщина пластинки СЕ=h меньше действительной её толщины СА=H. Для лучей, близких к нормально, падающим лучам, углы падения и преломления малы. В этом случае синусы углов можно заменить тангенсами и, рассматривая обратный ход лучей от точки D, по закону преломления можно написать

 

http://www.rgups.ru/fiz/umkd/MU/Fizika/Optics/Lab/Lab_Rab%E2%84%9662.files/image012.gif, но      http://www.rgups.ru/fiz/umkd/MU/Fizika/Optics/Lab/Lab_Rab%E2%84%9662.files/image014.gif   и   http://www.rgups.ru/fiz/umkd/MU/Fizika/Optics/Lab/Lab_Rab%E2%84%9662.files/image016.gif поэтому     http://www.rgups.ru/fiz/umkd/MU/Fizika/Optics/Lab/Lab_Rab%E2%84%9662.files/image018.gif.

 

Следовательно, показатель преломления стекла можно найти из соотношения истинной толщины пластинки (Н) и кажущейся толщины (h).

 

Лабораторная работа № 14

«Измерение показателя преломления вещества»

Инструктаж по технике безопасности. При выполнении работы соблюдайте технику безопасности. Приборы используйте аккуратно, не пораньтесь. При возникновении вопросов обращайтесь к преподавателю.

Цель работы:

Оборудование: плоскопараллельная стеклянная пластинка в форме трапеции, измерительная линейка, красный карандаш, транспортир.

Указания к работе:

1. Положите пластину на лист и обведите простым карандашом её параллельные грани. Под произвольным углом α к верхней грани проведите цветным карандашом прямую. Эта прямая будет являться падающим лучом.

2. Поднимите лист с пластиной на уровень глаз. Глядя в нижнюю грань пластины и увидев в ней продолжение «падающего луча», поставьте на выходе его нижней грани точку  и начертите прямую, которая была бы продолжением преломленного луча, из стекла в воздух.

3. Уберите призму, прочертите падающий и преломленный лучи, перпендикуляр в точке падения.

5. С помощью транспортира измерьте угол падения и угол преломления луча.

6. С помощью таблицы Брадиса определите синус угла падения и синус угла преломления.

7. Вычислите отношение синусов угла падения и угла преломления, используя формулу:

                                                   

                                               

 

 

 

№ опыта

  sinα

 sinß

  n

1.

 

 

 

2.

 

 

 

 

Проведение эксперимента.

1.Измерить показатель преломления стекла относительно воздуха при произвольном угле падения. Результаты измерения записать  в таблицу

2. Повторить результат меняя угол падения.

3. Сравнить результаты.

4. Сделать вывод о зависимости или независимости показателя преломления стекла от угла падения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Техникум транспорта г.Орска имени Героя России С.А. Солнечникова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение на тему «Поляризация света»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил обучающийся группы №212

Краснобородкин Евгений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орск, 2018

 

Поляризация света

ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА - упорядоченность в ориентации вектора напряженности электрического E и магнитного H полей световой волны в плоскостиперпендикулярной распространению света

Различаютлинейную поляризацию светакогда E сохраняет постоянные направления (плоскостьв которой лежит E исветовой лучназывается плоскостью поляризации), эллиптическуюпри которой конец E описывает эллипсикруговую (конец E описывает круг). 

Обычный (естественныйсвет не поляризованПоляризация светавозникает при отражениипреломлении светапрохождении через анизотропную средуПервые указания напоперечную анизотропию светового луча получены ХГюйгенсом в 1690.

Понятие "поляризация светабыловведено ИНьютоном в 1705а объяснена поляризация света электромагнитной теорией света Дж.КМаксвелла

Поляризованный свет широко используется во многих областях техники (напримердля плавнойрегулировки светапри исследовании упругих напряжений и т.д.). 

Человеческий глаз не различаетполяризацию светаа глаза некоторых насекомыхнапример пчелвоспринимают ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала продуктивности обучающегося

над выполнением лабораторной работы

 

                                                 

 


                                                        5

 

                                                        4

                                                     

 

                                                        3

 

 

                                                        2

 

 

                                                       

 

 

 

Шкала продуктивности обучающегося

над выполнением лабораторной работы

 

                                                 

 


                                                        5

 

                                                        4

                                                     

 

                                                        3

 

 

                                                        2

 

 

                                                       


Скачано с www.znanio.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН)

Этапы урока, учебные вопросы, формы и методы обучения

Этапы урока, учебные вопросы, формы и методы обучения

Указания к работе : 1. Положите пластину на лист и обведите простым карандашом её параллельные грани

Указания к работе : 1. Положите пластину на лист и обведите простым карандашом её параллельные грани

Рефлексия 1. Какой вклад вы внесли в исследование? 2

Рефлексия 1. Какой вклад вы внесли в исследование? 2

Практическое занятие Тема:

Практическое занятие Тема:

На рисунке видно, что кажущаяся толщина пластинки

На рисунке видно, что кажущаяся толщина пластинки

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Техникум транспорта г

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Техникум транспорта г

Орск, 2018 Поляризация света

Орск, 2018 Поляризация света

Шкала продуктивности обучающегося над выполнением лабораторной работы 5 4 3 2

Шкала продуктивности обучающегося над выполнением лабораторной работы 5 4 3 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2021