Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся с ЗПР
Название предмета |
Физическая культура |
||||
Раздел учебной программы |
Спортивные и подвижные игры (баскетбол) |
||||
Тема |
Приёмы баскетбола |
||||
Класс |
4 |
||||
Тип урока |
Образовательно-развивающий |
||||
Форма организации |
Фронтальная, парная, групповая |
||||
Технология |
Сотрудничество в системно-деятельностном подходе |
||||
Цель урока |
Деятельностная |
Образовательная |
|||
Формирование у обучающихся способностей к самоконтролю, самооценке и рефлексии своей деятельности (выявление собственных затруднений и их причин, поиск решения, коррекция знаний и способов деятельности) |
Совершенствование передач и ведения баскетбольного мяча на месте и в движении шагом и бегом |
||||
Задачи урока |
Образовательные |
Специальные |
Воспитательные |
Развивающие |
|
1) Актуализировать знания о баскетболе, баскетбольном мяче, приёмах баскетбола; 2) Совершенствовать способы ведения и передачи мяча в парах; 3) Закреплять понятия физических качеств: ловкость и быстрота; 4) Формировать универсальные учебные действия. |
1) Формировать умение у детей слушать учителя, сохранять внимание на выполнении упражнений и выполнять задания на различных уровнях сложности; 2) Соблюдать баланс эмоционального напряжения (не допускать страха, неуверенности, нерешительности); 3) Развивать внимание, зрительную и слуховую память; 4) Совмещать показ со словесной инструкцией; постоянно помогать, эмоционально и двигательно стимулировать; 5) При необходимости уменьшать требования, предъявляемые к технике упражнений, постепенно изменять условия их выполнения, чтобы научить обобщению. |
1) Создавать условия для развития умений анализировать; 2) Развивать способность к сотрудничеству; 3) Воспитывать умение общаться в группе, помогать друг другу; 4) Развивать настойчивость, чувство ответственности за результат для команды; 5) Создавать условия для сплочение команды. |
1) Развивать координационные способности, быстроту; 2) Продолжать работу по развитию навыков самостоятельного использования дополнительных источников информации (карточки, плакаты, учебник); 3) Создавать ситуации успеха; 4) Создавать ситуации самостоятельного поиска применения полученных умений в жизненных ситуациях. |
||
Планируемые результаты |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||
Регулятивные: 1) Понимание баскетбольной терминологии, понятий из области физической культуры и спорта; 2) Развитие умения планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям; Коммуникативные: 3) Формирование умения общаться со сверстниками в образовательной, игровой и соревновательной деятельности; 4) Формирование умения задавать вопросы учителю; Познавательные: 5) Развитие умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; 6) Умение работать с дополнительными источниками информации. |
1) Умение применять полученные знания на практике – использовать разные способы передачи и ведения мяча; 2)Укрепление здоровья обучающихся, развитие физических качеств посредством упражнений с баскетбольным мячом; 3)Умение проявлять дисциплинированность, уважать товарищей, преодолевать трудности в учебной и игровой деятельности; 4)Способность к творческой деятельности при составлении эстафет. |
1) Умение находить смысл в деятельности; 2) Формирование самооценки и личностное самоопределение к видам деятельности; 3) Формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели; 4) Формирование потребности соблюдать нормы ЗОЖ и осознания соблюдать правила техники безопасности. |
|||
Место проведения |
Спортивный зал |
||||
Время урока |
40 минут |
||||
Инвентарь |
Баскетбольные мячи (каждому), обводные стойки, обручи, большие корзины для мячей, координационная лестница. |
||||
Пособия |
Плакаты и карточки с баскетбольными упражнениями. Разноцветные смайлики для рефлексии. |
||||
Учитель |
Кугаевская Светлана Александровна |
||||
Содержание и ход урока
Этапы урока |
Цель этапа |
Взаимодействие |
Планируемый результат Формирование УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовительная часть (10-15 мин) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
Построение, приветствие. Самоопределение к деятельности |
Построение класса, приветствует, создаёт ситуацию самоопределения и принятия обучающимися цели урока: - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть в спортивном зале таких спортивных, подтянутых учеников, готовых получать новые знания и совершенствовать умения! - Перед вами корзина с множеством мячей. Назовите их… Я прошу вас отгадать, с каким мячом мы сегодня будем заниматься. Для этого отгадайте загадку: «В этом спорте игроки Все ловки и высоки. Любят в мяч они играть И в кольцо его кидать. Мяч легко стучит об пол, Значит, это... (баскетбол) - Так с каким мячом мы будем заниматься? |
Стоят в шеренге. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. |
Самооценка готовности к уроку, учебно-познавательный интерес к теме урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний |
Актуализация знаний о баскетболе и баскетбольном мяче |
Организация деятельности обучающихся по актуализации знаний о баскетболе и баскетбольном мяче: - что означает «баскетбол»? - как называются двигательные действия, когда мы пружинистыми движениями направляем мяч в пол на месте или при ходьбе, в беге? (ведение мяча). Его еще называют дриблинг. |
Отвечают на вопросы, вспоминая рассказ и показ движений учителя |
Актуализация знаний, необходимых для понимания темы, умения осознанно и произвольно осуществлять высказывания в устной форме |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Формулирование темы урока |
Формирование умения целеполагания, представления о результате деятельности, закрепление знаний по двигательным действиям и исходным положениям. |
Создание ситуации и условий для развития у обучающихся умения ставить цель и представлять результат. - Кто хочет еще лучше овладеть ведением баскетбольного мяча, хлопните в ладоши. - Чтобы подготовить свой организм к работе, с чего всегда нужно начинать урок? (с разминки) Демонстрация двигательных действий учителем со словесной инструкцией – ходьба в обход по залу по лицевой и боковой линиям волейбольной площадки и координационной лестнице: - на носках, кисти растираем; - на пятках, разминаем суставы пальцев; - на внешней стороне стопы, вращательные движения в запястном суставе; - на внутренней стороне стопы, вытягиваем руки вперёд ладонью наружу; - в полуприседе, руки за головой с поворотами; - перекатом с пятки на носок, круговые движения руками вперед и назад; - бег с заданиями. |
Обучающиеся повторяют способы действия, выполняют упражнения по укреплению осанки, контролируют свои действия, ориентируясь на показ движений учителем. |
Умение использовать имеющиеся знания и опыт, умение распознавать и называть двигательные действия, умение самоопределяться к задачам урока и целеполаганию, умение определять собственную деятельность по достижению цели. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная часть (25-30 мин) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Открытие нового знания
5. Первичное закрепление |
Соотношение команд учителя с двигательными действиями учеников, формирование правильной осанки и восстановление дыхания, способствование укреплению мышечного корсета, обучение упражнениям с мячом в парах, развитие ловкости, совершенствование умения выбирать способы действия с баскетбольным мячом, способствовать самоопределению обучающихся в подготовке эстафет.
Первичное закрепление знаний и умений о способах передач и ведения баскетбольного мяча в изменяющихся условиях, в игровых связках.
|
Построение. Создание ситуации для оценивания выполнения двигательных действий классного коллектива (приглашается ученик на роль учителя, который дает оценку выполнения двигательного действия классного коллектива). - Какое физическое качество развивается при работе с мячом? (ловкость) - А какое качество наиболее проявляется в баскетболе? (ловкость) - Поэтому каждый из вас сегодня постарается как можно техничнее выполнить все упражнения. Не забываем о технике безопасности во время работы с баскетбольным мячом (аккуратно работаем сами и бережно относимся к партнёру). Каждый берет мяч и перестроение налево через центр в колонну по два, интервал и дистанция 3 метра (использовать метки на площадке, подсказывать, показывать, направлять). Повернуться лицом друг к другу в двух шеренгах. Учитель с мячом между шеренгами, показывает, объясняет, поворачивается чтобы дети видели показ упражнения. Упражнения на развитие ловкости в стойке баскетболиста: - передачи с руки на руку перед грудью; - вращение мяча перед собой кистями (тыльной стороной и ладонями); - вращение мяча вокруг туловища; - вращение мяча «восьмёркой» вокруг ног в низкой стойке баскетболиста; - передачи под ногой с махом ноги (правой рукой под левой ногой и наоборот); - то же с отскоком от пола; - ведение мяча на месте без зрительного контроля в средней стойке (смотреть на партнёра); - непрерывное ведение на месте в средней стойке правой рукой 5 раз, опускание на колени – ведение 5 раз, опускание в упор лежа – ведение 5 раз (также обратно и то же левой рукой); Первые номера убирают мячи и работа в парах: - обвести мяч вокруг туловища 3 раза, передача; - ведение на месте правой рукой 5 раз (передача левой) и наоборот; - передача двумя руками от груди; - ведение поочередно правой - левой рукой, смотреть на партнера, когда он хлопнет в ладоши - передача; - ведение мяча дальней рукой вокруг партнера, возвращение на своё место, поворот и передача. Положите мячи на место. Построение. |
Обучающиеся отвечают на вопросы и выполняют движения в строю по команде учителя, соотносят свои действия с командами учителя, бережно относятся к своему и чужому здоровью, контролируют свои действия, работают индивидуально и в парах на принципах уважения, доброжелательности, взаимопомощи.
Выполняют упражнения, обсуждают ошибки, исправляют их, делают замечания, оценивают свою работу. |
Умение видеть и чувствовать красоту движения. Умение осознанно и произвольно осуществлять высказывания в устной форме, формирование бережного отношения к своему здоровью, умение проявлять дисциплинированность, контролировать свои действия, ориентируясь на показ движения учителя. Умение организовывать деятельность в паре. Умение в доступной форме объяснять правила эстафеты, выдвигать предложения, согласовывать и принимать коллективные решения. Умение активно включаться в коммуникации со сверстниками. Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.
Понимание способов ведения и передачи мяча, умение применять новые умения и навыки в игровых связках, умение организовывать ведение в парах, осуществлять контроль и взаимоконтроль. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Обобщение и систематизация знаний и способов действий
|
Формирование прочных навыков работы с баскетбольным мячом, умений и навыков в организации и проведении эстафет. |
Организация деятельности обучающихся по первичному закреплению новых знаний. - Ребята, сейчас вы повторяли передачи мяча и совершенствовали ведение мяча в разных условиях. - Как вы думаете, какие упражнения с мячом могут быть приближены к игровым, в которых развиваются и быстрота и ловкость? (эстафеты) - Скажите, а вы сможете придумать эстафеты с баскетбольными мячами, включая ведение и передачи? (ответы) Хорошо, если возникнут затруднения - я вам помогу. Делимся на две команды. Команды выбирают капитана и придумывают название. -Давайте придумаем эстафеты, можно использовать кроме баскетбольных мячей обводные стойки, обручи, большие корзины. Организация и проведение эстафет. |
Делятся на 2 команды перестроением, выбирают капитана, придумывают название команды, придумывают и предлагают эстафеты учителю, помогают расставить инвентарь для эстафет, соревнуются. |
Умение самоопределяться с заданием, принимать решения по его выполнению; умение выдвигать предложения, принимать коллективные решения, организовывать коллективную совместную деятельность; умение в доступной форме объяснить правила эстафеты. Развитие мыслительной способности- сопоставление, сравнение и определение физических качеств, развивающихся при работе мячом – ловкости, быстроты, координации движений. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Контроль и оценка |
Формирование умения осуществлять контроль и оценку учебной деятельности группы (команды) и самооценку |
Содействие развитию у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки, взаимооценки, организации взаимооценки в парах. - Как будем оценивать работу в парах и выполнение эстафет? - Вспомним какую цель мы ставили в начале урока? - Добились ли поставленной цели? - Какие знания и умения, качества могут пригодиться вам в жизни? Примеры. |
Обучающиеся отвечают на вопросы, контролируют работу с мячом в парах и в команде, проговаривают критерии оценки, приводят примеры жизненных ситуаций, где могут применить свои знания и умения, навыки и физические качества. |
Умения проверять, оценивать работу других, положительное отношение к проделанной работе; осознание ценности изученного материала, применение его в жизненных ситуациях. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключительная часть (5-7 мин) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия |
Развитие рефлексивных умений, вовлечение детей к подготовке баскетбольного фестиваля |
Создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, формирования самооценки, вовлечения детей к подготовке спортивного праздника. Построение. - Ребята, вы доказали, что цель урока достигнута – вы совершенствовали приёмы баскетбола в разных условиях – тренировочных и игровых. Придумали интересные эстафеты, которые мне помогут в проведении уроков в других классах. Спасибо вам большое за ваш творческий подход. - Чему вы научились на уроке? - Какие упражнения давались вам легко? А какие труднее? - С каким настроением заканчивается наш урок? - Почему? - Что особенно вам понравилось? - Оценим себя: я держу коробочку со смайликами разного цвета. Вы берете: ü красный смайлик, если вы считаете, что справились со всеми заданиями, предложили эстафету и соблюдали дисциплину; ü зелёный смайлик, если испытывали трудности, но проявили настойчивость и у вас всё получилось; ü синий смайлик, если вам было сложно управлять мячом, но вы настроены освоить приёмы баскетбола на следующих уроках. |
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, оценивают свою работу на уроке. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке и настрой на следующий урок. |
Осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, умение применять поученные знания в организации и проведении досуга, умение дать самооценку собственной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Выбор домашнего задания |
- Что хотели бы выполнить дома? - Я предлагаю три варианта домашнего задания разного уровня: 1. Придумать 2-3 эстафеты с передачами и ведением б/б мяча (возможно для тех, кто выбрал красный смайлик). 2. Упражнения с ловлей и ведением мяча (возможно для тех, кто выбрал зелёный смайлик). 3. Упражнения с мячом на координацию (возможно для тех, кто выбрал синий смайлик). |
Осмысливают и самостоятельно выбирают уровень для выполнения д/з. |
Планирование своих действий в соответствии с самооценкой. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организованное завершение урока |
Организованный уход из зала. |
Урок окончен. До свидания. Напра-во, в раздевалки шагом марш!. |
Организованно, строем покидают спортивный зал. |
Соблюдение дисциплины. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.