Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Организмы как среда обитания"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Организмы как среда обитания"

Оценка 4.9
docx
03.04.2024
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Организмы как среда обитания"
ТКУ_5 кл_Организмы как среда обитания.docx

Технологическая карта урока по теме «Организмы как среда обитания. Практическая работа «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах»

Класс:

5 класс

Предмет:

Биология

Место урока/занятия

Урок № 4 в теме 3 «Организмы и среда обитания» (6 часов)

Тема урока/занятия

Организмы как среда обитания. Практическая работа № 1 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

Уровень изучения:

Базовый

Тип урока/занятия (укажите тип урока):

Урок открытия новых знаний и освоения умений

Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные:

- осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию;

- осознают важность получаемой информации, понимают и сознают свое место в окружающем мире;

- соблюдают дисциплину на уроке, уважительно относятся к учителю и одноклассникам

Метапредметные:

Познавательные УУД: анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: предвосхищают результат и уровень усвоения, сличают свой способ действия с эталоном, выбирают путь достижения цели.

Коммуникативные УУД: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Предметные:

- приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий;

- выделять существенные особенности организменной среды;

описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания;

применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания;

- выполнять практическую работу и оформлять ее результаты

Ключевые слова: организменная среда жизни, организм, паразитизм, полезное (взаимовыгодное сожительство), экологические факторы

Краткое описание:

Педагогические технологии: интегрированное, развивающее обучение; информационные, здоровьесберегающие, коммуникативные технологии, эксперимент

Методы и методические приемы: словесные, наглядные, практические. Тематический видеоряд, презентация, иллюстрации на тему

Необходимое оборудование и материалы: компьютер с выходом в Интернет, тематический видеоряд, презентация, иллюстрации по теме урока

Требования к уровню ИКТ-обучающихся: умение пользоваться возможностями ресурса «Электронный журнал»

 

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА/ЗАНЯТИЯ

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Факты из серии «Это интересно знать…»

1. Хотя термиты питаются целлюлозой, содержащейся в древесине, сами термиты фактически не переваривают древесину. Вместо этого в пищеварительной системе термитов живут микроорганизмы, называемые простейшими. Эти простейшие фактически расщепляют древесину внутри термита, производя побочные продукты, которые могут переварить оба организма

 

 

2.  Вот некоторые примеры грибов-паразитов:

- Головня поражает злаковые растения: кукурузу, рожь, пшеницу и другие.

- Спорынья часто паразитирует на культурных и дикорастущих злаках.

- Трутовики поселяются на деревьях и разрушают их древесину.

- Фитофтора поражает картофель и томаты.

 

Подумайте.

1. О чем нам говорят эти факты?

2. Как эти факты связаны с материалом предыдущих уроков?

3. О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

4. Попробуйте сформулировать тему урока

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Демонстрирует изображения организмов (целесообразно использовать презентацию или раздаточные карточки); организовывает беседу, направляет обучающихся на правильные ответы, помогает сформулировать тему урока

Рассматривают изображения, отвечают на вопросы, слушают комментарии учителя, используют их для коррекции своих ответов, формулируют и записывают в тетрадь тему урока

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Блиц опрос («да» или «нет») – укажите свое согласие или несогласие с утверждением:

1.  В природе выделяют три среды обитания (нет)

2. Главной характеристикой наземно-воздушной среды обитания является резкое колебание температур и достаточное количество воздуха (да)

3. Крот – это обитатель наземно-воздушной среды обитания (нет)

4. Сверчок, креветка, краб, тюлька являются обитателями водной среды обитания (нет)

5.У обитателей почвы плохо развиты органы зрения (да)

6. В водной среде обитания животные дышат с помощью легких (нет)

7.  Растения могут жить только в наземно-воздушной среде обитания (нет)

8. В водной среде обитания нет резких колебаний температур (да)

9. В водной среде обитания достаточное количество солнечного света (нет)

10. Плавники и ласты – это приспособление к почвенной среде обитания (нет)

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организовывает блиц опрос, комментирует ответы, мотивирует обучающихся на успешное выполнение задания, обращает внимание на связь материала урока с другими учебными предметами (география, экология)

Выполняют задания блиц опроса, осуществляют самопроверку (взаимопроверку) под руководством учителя, оценивают выполнение работы (вербально), исправляют ошибки

Этап 1.3. Целеполагание

Выполнив задания всех этапов урока, каждый обучающийся:

- получит первоначальные представления об организменной среде обитания и ее особенностях;

- поймет значение организменной среды обитания для организмов и их взаимодействия с другими организмами

- сможет приводить примеры организмов, обитающих внутри других организмов (полезных, вредных)

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планирует деятельность обучающихся на уроке, помогает сконцентрироваться на ключевых результатах и направлениях работы, дает установку на успех в достижении поставленных целей

Настраиваются на продуктивную работу, отвечают на вопросы учителя, включаются в активную познавательную деятельность

БЛОК 2. Открытие нового знания

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания

На доске написаны слова: «дать определение», «знать», «доказать», «объяснить»

Рассказ с элементами беседы (рассматриваются вопросы):

1.           - Какие взаимоотношения устанавливаются между совместно обитающими организмами? Полезные или вредные?

2.           - Что такое паразит и хозяин?

3.           - Какие растения и животные относятся к паразитам?

4.           - Что такое симбионт? Чем он отличается от паразитизма?

5.           - Какими особенностями обладает организменная среда обитания?

6.           - Какие приспособления есть у организмов, встречающихся в этой среде обитания?

7.           - Что такое гельминтоз? Привила личной гигиены от заражения паразитами.

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Осуществляет рассказ с элементами эвристической беседы, вовлекает обучающихся в работу, использует мультимедийную презентацию с изображениями организмов и заданиями для беседы

 

Принимают активное участие в беседе

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Продолжите предложения:

Паразиты – это организмы…

Паразиты живут в условиях…

Размеры паразитов…

Среди паразитических организмов встречаются…

Болезнетворные бактерии вызывают заболевания…

Чтоб не заразиться паразитами…

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организовывает работу с заданиями (используются карточки или слайды презентации), привлекает обучающихся к обсуждению ответов

Работают с заданиями, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении ответов одноклассников, слушают пояснения учителя

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Практическая работа

Тема: Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

Цель: выявление разнообразных признаков приспособлений у организмов к среде обитания

Оборудование: изображения животных и растений различных мест обитания

Подготовка к выполнению практической работы

Инструктаж по технике безопасности:

1.      Подготовьте свое рабочее место. Уберите все лишнее. Для работы Вам понадобится учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, инструктивная карточка

2.      Внимательно выслушайте объяснения учителя. Четко следуйте инструкции, выполняйте требования учителя, по существу, практической            работы

3.      Обязательно перед выполнением работы ознакомьтесь с предложенным теоретическим материалом

4.      По окончании работы приведите в порядок свое рабочее место, сдайте тетрадь для проверки учителю

 

Теоретический материал к практической работе «Это нужно знать»:

Приспособленность — это свойство организмов приобретать качества, которые позволяют выжить в определенных условиях среды.

Биосфера – это оболочка Земли, где существуют живые организмы.

Выделяют следующие среды обитания на нашей планете:

Ø  Водную (наличие плавников и обтекаемой формы тела)

Ø  Наземно-воздушную (ходильные конечности, маскировочная окраска, острое зрение и слух)

Ø  Почвенную (передние лапы превратились в лопаты, развитое обоняние, слабое зрение)

Ø  Организменную (у паразитов нет недостатка в пище, их жизненное пространство ограничено организмом хозяина)

 

Ход работы

1. Внимательно рассмотрите предложенные изображения живых организмов. Установите их среду обитания. Ответ оформите в виде таблицы:

Наземно-воздушная

Почвенная

Водная

Организменная

 

 

 

 

 

Кувшинка               Кактус                   Медведка                  Омела

 

 

2. Рассмотрите животных, приспособленных к разным средам обитания, проанализируйте особенности их внешнего строения.

КротАскариды

3. Используя теоретический материал, заполните таблицу:

Название живого организма

Среда обитания живого организма

Черты приспособлений организма к среде обитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Рассмотрите организм. Определите его среду обитания, условия обитания. Назовите приспособления этого организма к условиям обитания:

 

Организм

Среда обитания

Условия обитания

Приспособления

 

 

 

 

5. Сделайте вывод к практической работе

     Вывод: _______________ — это свойство организмов приобретать качества, которые позволяют выжить в определенных условиях среды. Выделяют следующие среды обитания: 1. __________, 2. ____________, 3. ____________, 4. _____________. Приспособления выражаются в особенностях их _________ строения.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организовывает выполнение практической работы, дает соответствующую инструкцию, отвечает на вопросы обучающихся, помогает при возникновении затруднений

Оформляют результаты практической работы в тетради, выполняя инструкцию учителя

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Рассмотрите рисунок. Прочитайте текст

          Омела (лат. Viscum) — вечнозелёное кустарниковое растение, род полупаразитных кустарников.

Паразитирует на многих древесных растениях: тополях, клёнах, соснах, ивах, берёзах, лжеакациях и на разнообразных плодовых деревьях.

Поселяется на верхушке дерева или на его ветвях и разрастается зелёным, в большинстве случаев густым кустом.

Дайте ответы на вопросы:

1. Почему омелу называют растением – паразитом?

2. Подумайте, в каких регионах это растение произрастает? Почему Вы так думаете?

3. Может ли это растение нанести вред лесному и садово-парковому хозяйству? Почему Вы так думаете?

                                   Предметы: биология, география, экология

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Объединяет учащихся в группы для выполнения заданий БЛОКА 3, организовывает работу группы № 3 – выполнение межпредметного задания, корректирует результат работы, мотивирует на презентацию результатов перед одноклассниками

Работают в группе, обсуждают и формулируют ответы, участвуют в презентации результатов работы

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Внимательно рассмотрите изображения живых организмов разных сред обитания

                        1.      2.      3.      4.

А. Определите, какой организм является обитателем организменной среды обитания __________

Б. Назовите этот организм ____________________________________________________________

В. Объясните, почему этот организм является паразитом __________________________________

Г. Приведите еще один пример обитателя организменной среды ____________________________

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся    

Объединяет учащихся в группы для выполнения заданий БЛОКА 3, организовывает работу группы № 2 – выполнение задания в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ), корректирует результат работы, мотивирует на презентацию результатов перед одноклассниками

Работают в группе, обсуждают и формулируют ответы, участвуют в презентации результатов работы

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

     Прочитайте текст «Организмы-паразиты растения»

     Заразиха. Многолетний корневой паразит, не имеет собственной корневой системы. Присасываясь к корню растения-хозяина, питается его соком, что значительно снижается урожайность растения-хозяина.

     Раффлезия. Она живёт внутри корней и питается за счет организма-хозяина (корня лианы). Аромат цветка напоминает смесь запахов тухлых яиц и тухлой рыбы, что привлекает навозных мух, которые ее опыляют.

     Подготовьте ответ: Мы изучали растения паразиты. Выяснили, что к ним относятся ….


Приспособления к паразитическому образу жизни_______________________________________________________________________

                                                                                      _______________________________________________________________________

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Объединяет учащихся в группы для выполнения заданий БЛОКА 3, организовывает работу группы № 1 – на развитие функциональной грамотности, корректирует результат работы, мотивирует на презентацию результатов перед одноклассниками

Работают в группе, обсуждают и формулируют ответы, участвуют в презентации результатов работы

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

При наличии технических возможностей и времени осуществляется выполнение онлайн теста по ссылке  https://kupidonia.ru/viktoriny/biologija-sreda-obitanija-zhivyh-organizmov

Возможен вариант выполнения задания дома (учителю через ЭлЖур высылается скриншот результатов выполнения теста)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Инструктирует и координирует работу обучающихся по выполнению данного вида задания

Выполняют задания следуя инструкции учителя

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

В течение всего урока обучающиеся ставят себе отметки (плюс- минус) в карточке «Листок самодиагностики».

Даётся время на подведение итогов урока по принципу «Сегодня на уроке мне удалось…. / Сегодня на уроке я не смог…»

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Проводит инструктаж по организации самодиагностики обучающихся; комментирует результаты, ободряет деятельность обучающихся

Выполняют инструкции учителя

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы ребята оценивают при подведении итогов работы. Обучающиеся высказывают одним предложением, выбирая начало фразы из «Рефлексивного экрана» на доске:

1) сегодня я узнал…,         2) было интересно…,        3)было трудно…,        4) я выполнял задания…,         5) я понял, что…,

6) теперь я могу…,            7) я почувствовал, что…,  8) я приобрел…,          9) я научился…,                     10) у меня получилось …,

11) я смог…,                     12) я попробую…,             13) меня удивило…,    14) урок дал мне для жизни…,

15) мне захотелось…

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организует выполнение задания рефлексии

Выполняют задание, озвучивают результат

Этап 5.2. Домашнее задание

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока по теме «

Технологическая карта урока по теме «

Метапредметные: Познавательные

Метапредметные: Познавательные

Педагогические технологии : и нтегрированное, развивающее обучение; информационные, здоровьесберегающие, коммуникативные технологии, эксперимент

Педагогические технологии : и нтегрированное, развивающее обучение; информационные, здоровьесберегающие, коммуникативные технологии, эксперимент

В от некоторые примеры грибов-паразитов: -

В от некоторые примеры грибов-паразитов: -

Деятельность педагогаДеятельность обучающихся

Деятельность педагогаДеятельность обучающихся

Какие приспособления есть у организмов, встречающихся в этой среде обитания? 2

Какие приспособления есть у организмов, встречающихся в этой среде обитания? 2

Инструктаж по технике безопасности: 1

Инструктаж по технике безопасности: 1

Рассмотрите животных, приспособленных к разным средам обитания, проанализируйте особенности их внешнего строения

Рассмотрите животных, приспособленных к разным средам обитания, проанализируйте особенности их внешнего строения

Организм Среда обитания

Организм Среда обитания

Деятельность педагога

Деятельность педагога

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Возможен вариант выполнения задания дома (учителю через

Возможен вариант выполнения задания дома (учителю через

Этап 5.2. Домашнее задание

Этап 5.2. Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2024