Технологическая карта урока «Природные сообщества».
Предмет: биология
Класс: 5
Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана – Граф, 2019г. – 128 с.
Тема урока: Природные сообщества.
Предметные результаты: усвоение системы знаний о природных сообществах, умение различать и определять организмы продуценты, консументы, редуценты и их взаимосвязь в цепях питания для объяснения круговорота веществ в природе
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, умение устанавливать учебную проблему
Познавательные УУД: развитие умения систематизировать информацию, делать выводы, соотносить свои действия с планируемыми результатами, находить в тексте информацию о природных сообществах, круговороте веществ в них благодаря деятельности продуцентов, консументов и редуцентов, ориентирование в содержании текста, понимание целостного смысла текста, структурирование текста, определение понятия, обобщение, классификация, самостоятельный выбор основания и критерий для классификации, логическое рассуждение; владение основами самоконтроля, самооценки.
Коммуникативные УУД: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками при работе в группе
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими обучающимися и достижение в нем взаимопонимания, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в группе, сохранение мотивации к учебной деятельности, чувства удовлетворенности от процесса получения новых знаний, проявление интереса.
Основные термины и понятия урока: среда обитания, экологические факторы, приспособленность организмов к среде обитания, природное сообщество, пищевые цепи, круговорот веществ в природе;
Межпредметные связи: география, экология, биология
Этап урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся |
УУД |
Эпиграф: Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью (Л. Н. Толстой) |
|
|||
1.Организационный момент 2 мин |
Подготовка к уроку, организация рабочего места, формирование групп, волевая саморегуляция |
Приветствие учащихся, создание благоприятной атмосферы урока, эмоционального и психологического климата учащимся для усвоения изучаемого материала |
|
Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог при работе в группе и достигать в нем взаимопонимания |
2.Актуализация опорных знаний 3 мин |
1. Слушают учителя. 2.Отвечают на вопросы для понимания новой темы урока 3. Готовят рабочее место к уроку. |
1.Проверяет готовность учащихся к уроку. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем познавать тайны и загадки удивительного мира живой природы. И я предлагаю сегодня на уроке совершить заочную экскурсию в природу, но для экскурсии нужны определенные знания. |
Вспомните определения экологических терминов: приспособленность среда обитания, примеры экологические факторы, их группы
Соотнесите организмы и их приспособленность. В чем значение этой приспособленности: 1. Крот А) плавники 2. Яркие цветки растений Б) копательные конечности 3. Лосось В) опыление 4. Песец Г) оцепенение 5. Змеи Д) смена меха 6. Стрижи Е) перелеты
Соотнесите примеры и экологические факторы: https://learningapps.org/display?v=ptr44c9f521
По какому принципы можно привести пример организмов и условий среды обитания? Учитывая их приспособленность к условиям окружающей среды и взаимоотношения организмов между собой |
Личностные: формирование интереса к изучению темы, готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
|
3.Постановка познавательной задачи 3 мин |
Беседа по вопросам для определения темы урока. |
Погружение учащихся в тему урока. |
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг, Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это все вокруг … природа.
Как живут объекты, указанные в стихотворении (сообща). О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (о природных сообществах) |
Личностные: стремление быть успешными Регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать тему и цель урока
|
4.Создание проблемной ситуации 3 мин
|
Формулируют тему и цель урока |
Подводит учащихся к изучению темы |
Цель: познакомиться с природным сообществом Задачи урока: изучить: Ø понятие «природное сообщество»; Ø функциональные группы организмов природного сообщества; Ø причину объединения организмов в сообщества; Ø необходимость сохранения видового разнообразия в природе?
О каком природном сообществе идет речь в стихотворении? На нем растут ромашки, Лютик едкий, клевер, кашка. Что еще? Гвоздика, смолка, Колокольчик, Хвощ, как елка. Еще много разных травок У тропинок, у канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых. ( Луг)
Природное сообщество – это взаимосвязь живой и неживой природы в конкретных условиях окружающей среды.
В чем выражается эта взаимосвязь? |
Личностные: стремление быть успешными Регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать тему и цель урока |
5.Открытие нового знания 15 мин |
Работают в группе, используя материал учебника. Отображают информацию графически. Ведут диалог в группе. Изучают биологическую терминологию. |
Организует работу индивидуально и в группах.
|
Группа №1 Материал параграфа «Движение веществ в природе». Ответьте на вопросы: 1. В чем сходство живой и неживой природы? 2.Каково перемещение веществ в природе? 3.Перечисленные организмы в параграфе расставьте в правильной последовательности и объясните эту последовательность. 4.Как называют такую цепь организмов?
Группа №2 Материал параграфа «Круговорот веществ в природе». Ответьте на вопросы: 1.На какие функциональные группы можно поделить организмы в природе? 2.Дайте определения и приведите примеры: производителей, потребителей, разрушителей. 3.Кто и почему является первым звеном в цепи питания? 4. Какой правильный порядок расположения функциональных групп организмов в цепи питания и почему?
Группа №3 Материал параграфа «Круговорот веществ в природе». Ответьте на вопросы: 1. Что называют круговоротом веществ в природе? 2. Какие связи самые главные в природном сообществе и почему? 3.Важно ли сохранять в природе многообразие различных видов организмов и почему? |
Познавательные: развитие умения систематизировать информацию, делать выводы, находить в тексте информацию о природных сообществах, круговороте веществ в них благодаря деятельности продуцентов, консументов и редуцентов, ориентирование в содержании текста, понимание целостного смысла текста, структурирование текста, определение понятия, обобщение, классификация, самостоятельный выбор основания и критерий для классификации, логическое рассуждение Коммуникативные: умение выделять общую точку зрения в дискуссии; организовывать учебное взаимодействие в группе |
6.Первичная проверка понимания 10 мин |
Ответы на вопросы по карточка-заданиям |
Карточки-задания для каждой группы |
Итак: 1.Какие связи в природном сообществе самые главные и почему? 2.Какой процесс в природных сообществах обеспечивает их целостность и устойчивость и является главным условием его существования? 3.Какие организмы могут обитать в одном сообществе? |
Личностные: осознание необходимости новых знаний для ученика Познавательные: изложение полученной информации о природных сообществах; Коммуникативные: развитие умения вести монолог, выражать свои мысли |
7.Проверка понимания 3 мин |
Выполняют задания |
Составленные задания с использованием ЦОРов |
https://learningapps.org/display?v=pyaiqd8kc21 https://learningapps.org/display?v=pnk7arnaa21
|
Познавательные: формулирование вывода на основе анализа самостоятельно полученных данных при изучении природных сообществ Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей |
8.Включение нового знания в систему 3 мин |
Выполнение теста |
Составленный тест |
https://learningapps.org/display?v=pxrho0fka21
|
Регулятивные: умение проводить самооценку Познавательные: овладение приемами самоконтроля, сличение способов действий и его результата с заданным эталоном |
9.Домашнее задание 1 мин |
п. 20 учебника, творческое задание №1 на стр. 105 |
Пояснения задания |
|
Регулятивные: умение слушать в соответствии с поставленной целью |
10.Подведение итогов 1 мин |
Ответы на вопросы |
Составление вопросов |
1.Что называют природным сообществом? 2.Каково самое главное условие существования природного сообщества и почему? 3.Выполнение тестовых заданий с взаимопроверкой |
Коммуникативные: умение критически относиться к своему мнению Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников |
11.Рефлексия 1 мин |
Высказывания учащихся |
Сегодня на уроке: 1.Я узнал … 2.Мне было интересно … 3.Теперь я могу … 4.Мне не понравилось … 5.Оказывается … |
|
Познавательные: умение строить свои рассуждения Коммуникативные: умение критически относиться к своему мнению Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.