Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Природные сообщества"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Природные сообщества"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология +1
5 кл—6 кл
07.03.2021
Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Природные сообщества"
Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта урока Природные сообщества.doc

Технологическая карта урока «Природные сообщества».

Предмет: биология

Класс: 5

Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /  И.Н.Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана – Граф, 2019г. – 128 с.

Тема урока: Природные сообщества.

  1. Тип  урока:  комбинированный, урок деятельностной направленности по целеполаганию,  урок «открытия» нового знания - формирования способности обучающихся к новому способу действия.
  2. Планируемые результаты:

Предметные результаты: усвоение системы знаний о природных сообществах, умение различать и определять организмы продуценты, консументы, редуценты и их взаимосвязь в цепях питания для объяснения круговорота веществ в природе

 

Метапредметные результаты:  

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, умение устанавливать учебную проблему

Познавательные УУД: развитие умения систематизировать информацию, делать выводы, соотносить свои действия с планируемыми результатами, находить в тексте информацию о природных сообществах, круговороте веществ в них благодаря деятельности продуцентов, консументов и редуцентов, ориентирование в содержании текста, понимание целостного смысла текста, структурирование текста, определение понятия,  обобщение,  классификация, самостоятельный выбор основания и критерий для классификации, логическое рассуждение; владение основами самоконтроля, самооценки.

Коммуникативные УУД: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками при работе в группе

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими обучающимися и достижение в нем взаимопонимания, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в группе, сохранение мотивации к учебной деятельности, чувства удовлетворенности от процесса получения новых знаний, проявление интереса. 

 

Основные термины и понятия урока: среда обитания, экологические факторы, приспособленность организмов к среде обитания, природное сообщество, пищевые цепи, круговорот веществ в природе;                                                                                                                                                                                                            

Межпредметные связи: география, экология, биология  

 

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Задания для учащихся

УУД

                   Эпиграф:    Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью (Л. Н. Толстой)

 

1.Организационный момент

 2 мин

Подготовка к уроку, организация рабочего места, формирование групп, волевая саморегуляция

Приветствие учащихся, создание благоприятной атмосферы урока, эмоционального и психологического  климата  учащимся для усвоения изучаемого материала

 

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог при работе в группе и достигать в нем взаимопонимания

 2.Актуализация опорных знаний

 3 мин

1. Слушают учителя.

2.Отвечают на вопросы для понимания новой темы урока

3. Готовят рабочее место к уроку.                                  

1.Проверяет готовность учащихся к уроку.

Здравствуйте, ребята!

Мы продолжаем познавать тайны и загадки удивительного мира живой природы. И я предлагаю сегодня на уроке совершить заочную экскурсию в природу, но для экскурсии нужны определенные знания.                

Вспомните определения экологических терминов:

приспособленность

среда обитания, примеры

экологические факторы, их группы

 

Соотнесите  организмы и их приспособленность. В чем значение этой приспособленности:

1. Крот                                    А) плавники

2. Яркие цветки растений    Б) копательные

                                                     конечности

3. Лосось                                В) опыление

4. Песец                                  Г) оцепенение

5. Змеи                                   Д) смена меха

6. Стрижи                              Е) перелеты

 

Соотнесите примеры и экологические факторы:

https://learningapps.org/display?v=ptr44c9f521

 

По какому принципы можно привести пример организмов и условий среды обитания?

Учитывая их приспособленность к условиям окружающей среды и взаимоотношения организмов между собой

 Личностные: формирование интереса к изучению темы, готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

 

3.Постановка познавательной задачи

 3 мин                     

Беседа по вопросам для определения темы урока.

Погружение учащихся в тему урока.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг,

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,   

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,         

Горы, воздух и листва,   

Птицы, звери и леса,     

Гром, туманы и роса,  

Человек и время года –   

Это все вокруг …                           природа.  

 

Как живут объекты, указанные в стихотворении (сообща).

 О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (о природных сообществах)

Личностные: стремление быть успешными

Регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать тему и  цель урока

 

 

4.Создание проблемной ситуации

3 мин

 

Формулируют тему и цель урока

Подводит учащихся к изучению темы

Цель:  познакомиться с природным сообществом

Задачи урока:

   изучить:

Ø  понятие «природное сообщество»;

Ø  функциональные группы организмов природного сообщества;

Ø  причину объединения организмов в сообщества;

Ø  необходимость сохранения видового разнообразия в природе?

 

О каком природном сообществе идет речь в стихотворении?

На нем растут ромашки,

Лютик едкий, клевер, кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ, как елка.

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых. ( Луг)

 

Природное сообщество – это взаимосвязь живой и неживой природы в конкретных условиях окружающей среды.

 

В чем выражается эта взаимосвязь?

Личностные: стремление быть успешными

Регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать тему и  цель урока

5.Открытие нового знания

15 мин

Работают в группе,  используя материал учебника.                                                           Отображают информацию графически.                                         Ведут диалог в группе. Изучают биологическую терминологию.                                                            

Организует работу индивидуально и в группах.

                                                   

Группа №1

Материал параграфа «Движение веществ в природе». Ответьте на вопросы:

1. В чем  сходство живой и неживой природы?

2.Каково перемещение веществ в природе?

3.Перечисленные организмы в параграфе расставьте в правильной последовательности и объясните эту последовательность.

4.Как называют такую цепь организмов?

 

Группа №2

Материал параграфа «Круговорот веществ в природе». Ответьте на вопросы:

1.На какие функциональные группы можно поделить организмы в природе?

2.Дайте определения и приведите примеры: производителей, потребителей, разрушителей.

3.Кто и почему является первым звеном в цепи питания?

4. Какой правильный порядок расположения функциональных групп организмов в цепи питания и почему?

 

Группа №3

Материал параграфа «Круговорот веществ в природе». Ответьте на вопросы:

1. Что называют круговоротом веществ в природе?

2. Какие связи самые главные в природном сообществе и почему?

3.Важно ли сохранять в природе многообразие различных видов организмов и почему?   

 Познавательные:

развитие умения систематизировать информацию, делать выводы, находить в тексте информацию о природных сообществах, круговороте веществ в них благодаря деятельности продуцентов, консументов и редуцентов, ориентирование в содержании текста, понимание целостного смысла текста, структурирование текста, определение понятия,  обобщение,  классификация, самостоятельный выбор основания и критерий для классификации, логическое рассуждение

 Коммуникативные: умение выделять общую точку зрения в дискуссии; организовывать учебное взаимодействие в группе

6.Первичная проверка понимания

10 мин

Ответы на вопросы  по карточка-заданиям

Карточки-задания для каждой группы

Итак:

1.Какие связи в природном сообществе самые главные и почему?

2.Какой процесс в природных сообществах обеспечивает их целостность и устойчивость и является главным условием его существования?

3.Какие организмы могут обитать в одном сообществе?

Личностные:

осознание необходимости новых знаний для ученика

Познавательные: изложение полученной информации о природных сообществах; Коммуникативные: развитие умения вести монолог, выражать свои мысли

7.Проверка понимания

 3 мин

Выполняют  задания

Составленные задания с использованием ЦОРов 

https://learningapps.org/display?v=pyaiqd8kc21

https://learningapps.org/display?v=pnk7arnaa21

 

 

 

 

Познавательные: формулирование вывода на основе анализа самостоятельно полученных данных при изучении природных сообществ

Регулятивные:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

8.Включение нового знания в систему

 3 мин

Выполнение теста

Составленный тест

https://learningapps.org/display?v=pxrho0fka21

 

Регулятивные: умение проводить самооценку

Познавательные: овладение приемами самоконтроля, сличение способов действий и его результата с заданным эталоном

9.Домашнее задание

 1 мин

п. 20 учебника,

творческое задание №1 на стр. 105

Пояснения задания

 

Регулятивные:

умение слушать в соответствии с поставленной целью

10.Подведение итогов

 1 мин

Ответы на вопросы

Составление вопросов

1.Что называют природным сообществом?

2.Каково самое главное условие существования природного сообщества и почему?

3.Выполнение тестовых заданий с взаимопроверкой

Коммуникативные: умение критически относиться к своему мнению

Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников

11.Рефлексия

 1 мин

Высказывания учащихся

Сегодня на уроке:

1.Я узнал …

2.Мне было интересно …

3.Теперь я могу …

4.Мне не понравилось …

5.Оказывается …

 

Познавательные: умение строить свои рассуждения

Коммуникативные: умение критически относиться к своему мнению

Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока «Природные сообщества»

Технологическая карта урока «Природные сообщества»

Подготовка к уроку, организация рабочего места, формирование групп, волевая саморегуляцияПриветствие учащихся, создание благоприятной атмосферы урока, эмоционального и психологического климата учащимся для усвоения изучаемого материала

Подготовка к уроку, организация рабочего места, формирование групп, волевая саморегуляцияПриветствие учащихся, создание благоприятной атмосферы урока, эмоционального и психологического климата учащимся для усвоения изучаемого материала

О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (о природных сообществах)

О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (о природных сообществах)

Дайте определения и приведите примеры: производителей, потребителей, разрушителей

Дайте определения и приведите примеры: производителей, потребителей, разрушителей

Рефлексия 1 мин Высказывания учащихся

Рефлексия 1 мин Высказывания учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2021