ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) УРОКА
ОДП.12 Физика
Тема урока |
Электрический ток |
||||||
Цель урока |
Сформировать понятие об электрическом токе; ознакомить с действиями электрического тока, выяснить условия его существования практическим применением свойств электрического тока. |
||||||
Студент должен |
|||||||
Знать: - понятие электрической частицы, эл.заряда, видов заряда; - понятие эл.поля, характеристики.
|
Уметь: - выполнять математические действия. |
||||||
Формируемые компетенции |
ОК.1.Понимать сущность и значимость своей будущей профессии; умение отвечать на поставленный вопрос.
|
||||||
Показатель оценки результата |
- Знать понятие электрического тока, направление эл.тока, условия его существования; понятие источника тока; -Уметь вычислять силу тока.
|
||||||
Межпредметные связи |
Обеспечивающие дисциплины |
ОДБ. 04 История ОДП.10 Математика ОДБ.02 Литература |
|||||
Обеспечиваемые дисциплины (модули, МДК) |
МДК.01.01.
|
||||||
Средства обучения, оборудование |
Мультимедиа; презентация, раздаточный материал (железная проволока; электроды с медным покрытием; толстый железный гвоздь с намотанным изолированным проводом).
|
||||||
Вид учебного занятия |
Теоретический |
||||||
Применяемые технологии |
Информационно-коммуникативные технологии |
||||||
Основная литература |
1) Касьянов В.А 2) Сборник задач Демкович А.П. 3) Интернет-ресурсы
|
||||||
Содержание урока |
|||||||
№ этапа |
Этапы урока, учебные вопросы, формы и методы обучения
|
Временная регламентация |
|||||
1.
|
Организационный этап: - проверка готовности студентов к уроку; - проверка посещаемости. - Ребята, здравствуйте! Начинаем урок физики. (Староста группы докладывает посещаемость). |
2 мин. |
|||||
2. |
Мотивационный момент, формулирование целей урока Представьте себе, что на мгновения в домах гаснут электрические лампы, отключаются телевизоры, прекращается движения электропоездов, троллейбусов. Что мы при этом говорим? (в проводах исчез ток). А что такое ток, мы сегодня об этом и поговорим. Итак, чтобы использовать энергию эл.тока, какое необходимо устройство? (источник тока). Но энергию эл.тока нужно доставить потребителю (или приемнику тока). Что для этого нужно использовать? (соед.провода). Чтобы включить и выключить, когда необходимо, потребителей электроэнергии, применяют… (ключи, рубильники..) Итак, кто догадался, о чем пойдет сегодня речь? (слайд 1) Тема урока: «Электрический ток». Запишите в тетрадях дату и тему урока. |
2 мин. |
|||||
3.
|
Актуализация знаний: Ребята, назовите частицы, имеющие электрический заряд. 1. Какая часть атома заряжена положительно, а какая отрицательно? 2. Почему атом в целом электрически нейтрален? 3. Чем создается электрическое поле? 4. Что является характеристикой эл. поля? 5. На какие группы можно разделить вещества по электрическим свойствам? Приведите примеры. |
3 мин. |
|||||
4.
|
Изучение нового материала Об электрическом токе слышали все. Что, по-вашему, эл.ток? Когда мы произносим слово «ток», то подразумеваем, что что-то течет, движется по проводам. Дадим же научное определение электрическому току. Электрическим током называется направленное движение заряженных частиц. Электрический ток может создаваться любыми заряженными частицами: электронами (в металлических проводниках), ионами (в электролитах), ионами и электронами (в газах). Рассмотрим более подробно возникновение электрического тока в металлическом проводнике. Большая часть электронов в атомах металла надежно удерживается ядрами, однако часть электронов может отрываться от атома, становиться «свободными» и «блуждать» в середине металла. Атомы, потерявшие свои электроны, превращаются в положительные ионы. Свободные электроны совершают беспорядочное (хаотичное) движение внутри металла. Но все меняется, когда такой проводник попадает в электрическое поле. Электрическое поле начинает действовать на свободные электроны, принуждая их двигаться в строго определенном направлении. На своем пути свободным электронам приходится встречаться с положительными ионами, которые своим притяжением мешают продвижению электронов, тем самым отбирая у электронов часть их кинетической энергии. Итак, Какие условия необходимы для существования эл.тока? (слайд 2) ддля возникновения тока необходимы свободные заряженные частицы и электрическое поле. Электрический ток возник. В этом можно убедиться по действиям тока. (слайд 3) 1. Тепловое действие тока. Приведите примеры, где на практике используют это свойство электрического тока. Всегда ли оно желательно? 2. Химическое действие тока. Если ток пропустить через раствор кислоты, соли, щелочи, то из этого раствора можно выделить чистое вещество. Если ток пропустить через обычную воду, то ее можно разложить на кислород и водород. 3. Магнитное действие тока. Демонстрация. Можно пропустить ток через катушку и показать ее взаимодействие с магнитной стрелочкой. Мы говорим, что ток – это направленное движение заряженных частиц. Какое направление принято в качестве направления электрического тока? Казалось бы, логично принять направление, в котором движутся свободные электроны, но исторически сложилось так, что законы электростатики создавались во времена, когда об электронах ученым просто не было ничего известно. (слайд 4) За направление электрического тока условно приняли то направление, в котором движутся (или могли бы двигаться) положительные заряды. Основной количественной характеристикой тока является сила тока. (слайд 5) Сила тока равна отношению заряда q, переносимого через поперечное сечение проводника за интервал времени Δt, к этому интервалу времени. Ток бывает постоянный, переменный и пульсирующий. В нашем курсе обучения проходим постоянный и переменный. Если сила тока со временем не меняется, то ток называют постоянным. Ребята, мы с вами в начале урока сказали, чтобы использовать энергию эл.тока, необходим источник тока – устройство, создающее эл.поле. (слайд 6) Возможен электрический ток и в отсутствии обычной батарейки? (слайд 7, 8) Открытие Вольтов столб. (слайд 9-16) Источники тока. |
25 мин. |
|||||
5.
|
Проверка результатов работы 1.Что называется электрическим током? (Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц.) 2. Что может заставить заряженные частицы упорядоченно двигаться? (Электрическое поле.) 3. Что принято за направление эл.тока? (направление движения положительно заряженных частиц) 4. Для чего нужен источник тока? (создает эл.поле) 5. Можно ли искру, возникшую в электрофорной машине, назвать электрическим током? (Да, так как имеет место кратковременное 6. Задача № 916 (Д) В проводнике течет постоянный ток. За 30 минут протекает электрический заряд 1800Кл. Определить силу тока. За какое время при этой силе тока протечет заряд 600Кл? |
8 мин. |
|||||
6.
|
Подведение итогов урока (слайд 17) Физика и Классическая Литература — «Зачем надевают кольцо золотое Не став пред вопросом в тупик, Ответил я так собеседнице милой: — «Владеет любовь электрической силой, Р. Берне «Золотое кольцо»
Хорошо поработали на уроке. Оценки за урок: количество «2», «3», «4», «5». |
2 мин.
|
|||||
7. |
Рефлексия Закончите предложения: |
2 мин. |
|||||
8. |
Домашнее задание: § 1 |
1 мин. |
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.