Технологическая карта урока "Энерготраты человека и пищевой рацион" для 8 класса
Оценка 4.6

Технологическая карта урока "Энерготраты человека и пищевой рацион" для 8 класса

Оценка 4.6
doc
28.01.2022
Технологическая карта урока "Энерготраты человека и пищевой рацион" для 8 класса
plan_konspekt.doc

План-конспект урока

«Энерготраты человека и пищевой рацион»

Предмет  биология

8 класс

 

Цель урока:

Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов.

Предметных:

Метапредметных:

Личностных:

1.Связанных с формированием общенаучных знаний

-повторить понятия: пища, питание, обмен веществ;

-создать условия для развития способностей эффективного усвоения знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания;

-создать условия для выявления необходимости соответствия калорийности пищи энергетическим затратам;

2. Связанные с формированием общепредметных знаний:

-создать условия для формирования понятия «энерготраты, пищевой рацион»;

-развить способности давать физиологическое обоснование правилам приема пищи;

-закрепить умение составлять пищевой рацион для подростка.

3. Связанные с формированием опыта действий

-дать возможность учащимся использовать знания об энергетической ценности продуктов для составления суточного рациона.

-создать условия для участия обучающихся  в формировании целей и задач урока;

-развивать речь учащихся через организацию работы в группах и представлении результатов своей деятельности;

-продолжать через  разрешение простейших жизненных (ситуационных) задач создавать условия для развития логического мышления;

-поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности;

-отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме

 

Создание условий для:

а) конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

б) повышения самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня, доставляет удовольствие, нужно, могу и хочу поделиться с другими новыми знаниями);

в) развития способностей к оказанию самому себе помощи и поддержки  в ситуациях затруднения;

г) безопасной здоровье сберегающей среды через применение смены сферы деятельности (лабораторная работа, составление таблиц, пищевого рациона)

Оборудование:

Таблицы с изображением пищеварительной системы человека,  нормы затраты энергии людей разных профессий, примерные нормы суточной потребности людей в питательных веществах, правила приема пищи.

Компьютер, проектор, экран, секундомер.

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

(в минутах)

1

Оргмомент

 

Проверка готовности класса к уроку

 

2

2

Введение в урок

Слайд №1

Включается презентация  «Энерготраты человека и пищевой рацион». 

Тема урока отображается через проектор на экран и записывается на доске.

Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: основной обмен, общий обмен, энерготраты организма, калорийность пищи, пищевой рацион,  основы рационального питания, нормы питания.   На основе этого определим зависимость здоровья человека от количества употребляемой пищи и ее  качества.

Тема урока записывается  в тетрадях.

3

3

Актуализация опорных знаний

Слайд

№2-3

Что такое питание?

Какое значение имеет пища для живых организмов?

 

 

Обучающиеся характеризуют процессы поступления пищи в организм;

подтверждают  взаимосвязь поступления питательных веществ и обмена с окружающей средой.

4

4

Изучение новой темы

 

 

 

Слайд №4

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №5

 

 

 

 

 

 

Слайд №6

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №8

 

 

 

Слайд №9

 

 

 

Слайд №11

 

 

 

Слайд

№12-13

Слайд №14-15

 

 

 

 

 

Слайд

№16-22

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводится  на основе традиционного (комбинированного) урока,  с оцениванием группового и индивидуального результата.

Класс делится на 5 групп.

1.В чем заключается процесс обмена веществ в организме?

 

 

 

2.Что влияет на показатели обмена веществ?

 

 

 

 

3.Превращение энергии в организме.  Закон сохранения энергии.

 

 

 

 

 

 

4.Найти в тексте учебника характеристику основного и общего обмена,  условия измерения интенсивности  обмена веществ.

 

 

 

 

 

 

 

5.Выполнение лабораторной работы для определения энерготрат в организме.

«Результаты функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки, в зависимости от тренированности»

 

 

 

 

 

 

6.Примерные затраты энергии людей разных профессий.

 

 

 

7.При составлении пищевого рациона учитывают потребность организма во всех питательных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях

 

8.На основе пищевой ценности продуктов, нормы их расхода на одну порцию  в (г), составляют правильный рацион. Предлагает решить пропорцию и составить пищевой рацион полдника школьника.

9.Основы рационального питания. Неправильное питание причина многих болезней. Меры для предупреждения ожирения (работа с учебником – раздел «Режим питания»)

 

10.Калорийность пищи должна строго соответствовать энергетическим затратам подростка. Предлагается для смены деятельности прослушать стихотворение «Теперь советуюсь с врачом» (Санин)

 

11.Советы для правильного  питания.

Рассматривается  серия слайдов,  отражающих основные правила приема пищи.

 

 

.

1.Поступление в организм из внешней среды различных веществ, их усвоение, изменение и выделение образовавшихся продуктов распада.

2. Обмен веществ и энерготраты  организма постоянно меняются в зависимости от интенсивности мышечной работы, температуры окружающей среды, времени, прошедшего с момента последнего приема пищи.

3. В организме идут сложные процессы превращения энергии. Избыток организм передает в окружающую среду, что подтверждает закон сохранения энергии.  Энергия не возникает и не исчезает, она только видоизменяется.

4. Интенсивность обмена веществ,  при соблюдении определенных условий (после суточного голодания, исключение белковых продуктов из рациона, утром, после сна при температуре комфорта) называется – основным обменом. Он зависит от возраста, пола и генетических особенностей организма. Общим обменом называются фактические энерготраты совершаемые человеком за единицу времени.                                 

5. Выполняется задание лабораторной работы. Заполняется таблица №1. Вывод: с увеличением интенсивности труда растут энерготраты

6.Ученики рассматривают таблицу №2 где профессии разделены на 4 группы.

7.Нормы суточной потребности людей в питательных веществах. Рассматривается таблица №3.

8.На день подростку необходимо 3500 ккал. Зная, сколько % идет на завтрак (25), обед-50, полдник-15, ужин-10 подбирают продукты для полдника на 525 ккал (3500*15/100=525ккал)

9.Малоподвижный образ жизни при высококалорийном питании способствует появлению избыточной массы тела, и как следствие проблемы со здоровьем.

10. Определение правил приема пищи. Режим питания школьников.

11. В результате обсуждения  формируются понятия: регулярность, разнообразие, мера в приеме пищи

 

17

5

Проверка понимания учащимися новой темы

Слайд №23

 

Ученикам предлагается биологическая физкультминутка.

Используя пословицы и поговорки русского народа, сформулируйте правила приема пищи и дайте им физиологическое обоснование. Задание для групп представлены на доске и на столах.

Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу;

«Кто хорошо жует, тот долго живет».

«Хорошо прожуешь, сладко проглотишь».

«Умеренность – мать здоровья».

 «Сладко естся, так плохо спится».

«Щи да каша – пища наша»

«Не будет хлеба, не будет и обеда».

«Свою болезнь ищи на дне тарелки».

 «Когда я ем, я глух и нем».

Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть

Работа в группе по принципу «Один за всех и все за одного». Один из учащихся группы дает развернутый ответ. За правильный ответ – группа одновременно встает, поднимают руки над головой  - хлопают.

Если отвечающий раскрыл вопрос не полностью  группа сидит и вращают головой по кругу.  Желающие дополнить ответ  встают самостоятельно и отвечают.

10

6

Итог урока

Слайд №24-26

 

-Вернемся к началу урока. Тема урока называется «Энерготраты человека и пищевой рацион». Ключевые вопросы: что такое питание? Какое значение имеет пища в жизни человека? Были раскрыты полностью. Определена связь питания человека, пищевого рациона,   и его энергетических затрат.

- Учитель предлагает  оценить  работу в группах и индивидуальную.  

 •работал активно или нет.

•своей работой доволен или нет.

•мое настроение стало лучше или нет.

•кого из своих одноклассников ты бы отметил на уроке и за что.

 

Питание должно быть регулярным, сбалансированным, умеренным, разнообразным. Такое питание является синонимом понятия «здоровья».

Ответы на поставленные вопросы обучающиеся записывают в тетрадь.

Обучающиеся поднимают руки на заданный вопрос, вносят свои предложения по оценке.

8

7

Домашнее задание

 

§38. Ответить на вопросы.

Закончить оформление лабораторной работы.

Пользуясь дополнительной литературой, составить индивидуальный суточный рацион, режим питания (каникулы, учебное время)

Запись в дневниках

1

 

Приложение №1

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Энерготраты человека и пищевой рацион»

Презентация учителя

презентация

 

 


План-конспект урока «Энерготраты человека и пищевой рацион»

План-конспект урока «Энерготраты человека и пищевой рацион»

Структура и ход урока №

Структура и ход урока №

Слайд №6 Слайд №7

Слайд №6 Слайд №7

Слайд №16-22

Слайд №16-22

Питание должно быть регулярным, сбалансированным, умеренным, разнообразным

Питание должно быть регулярным, сбалансированным, умеренным, разнообразным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2022