Технологическая карта урока "Гадкий утёнок" 3 класс

  • docx
  • 13.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала гадкий утенок.docx

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Г.-Х. Андерсена и сказкой «Гадкий утенок»; способствовать расширению читательского кругозора, развитию памяти, мышления, формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения; содействовать воспитанию любви к родной природе

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятсяс произведением Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок»; научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Метапредметные:

познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

коммуникативные: строят связное высказывание из 7–8 предложений по теме; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента

Личностные:

находят общее с русской культурой, осознают общность нравственных ценностей

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Г.-Х. Андерсена; выставка книг писателя; аудиоприложение к  учебнику «Литературное чтение»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, пи-

Умеют слушать в соответствии с це-


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,

Пускай и с героем отлично знакомы.

И чем там закончится – тоже известно.

Хорошие книжки всегда интересны.

Пусть подождут компьютеры,

Пусть отдохнут компьютеры

От вас, а вы – от них

Среди прекрасных добрых книг

шущих принадлежностей, ластика, указки). Определяют самоготовность
(«настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

левой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи. Владеют навыками психологического и эмоционального настроя на предстоящую работу на уроке

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка

домашнего

задания.

 

 

2. Речевая разминка

 

 

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

– Перескажите произведение от лица Персея.

– Покажите, какие иллюстрации вы нарисовали к наиболее понравившемуся фрагменту.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте стихотворение-загадку.

Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке ее ожидает;

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольны? Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья эта сказка?

(Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».)

Прочитайте загадку с интонацией восхищения, с удивлением, сердито, скороговоркой

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

Пересказывают миф от лица Персея.

Показывают иллюстрации к произведению.

Выполняют речевую зарядку

Выделяют существенную информацию из текста загадки. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем.

Принимают

и сохраняют цели и задачи учебной деятельности


Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией

Г.-Х. Андерсена

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения

и составляют план чтения

Формулируют, принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Анализируют, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Владеют навыками конструктивного взаимодействия

IV. Подготовка
к восприятию произведения. Знакомство
с биографией автора

Рассказывает о творчестве Г.-Х. Андерсена, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал)

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Работают с толковым словарем.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно


Продолжение табл.

1

2

3

4

1. Работа с толковым словарем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Первичное чтение произведения

Оравабеспорядочное и шумное скопление людей.

Несуразныйнелепый, нескладный.

Ликующийликовать, торжествовать, восторженно радоваться.

Рожьхлебный злак, молотые зерна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.

Стогкуча плотно уложенного сена под открытым небом.

Лопухрастение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.

Выкарабкалисьпосле больших усилий вылезть из скорлупы.

Озиратьсяоглядываться назад.

Гадкийнекрасивый, вызывающий отвращение.

Канавадлинный, неширокий ров.

Бултыхнутьсяпадать в воду.

Ровдлинное углубление, вырытое в земле.

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Докажите, что это сказка. (Птицы разговаривают.)

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Какова основная мысль сказки?

– Чему учит это произведение?

– Назовите героев произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, формулируют и обосновывают свое мнение по обсуждаемой проблеме. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению. Осуществляют контроль по результату. Владеют навыками конструктивного взаимодействия

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Какие чувства вы испытывали во время чтения? (Мы переживали за утенка, было страшно за него, огорчались вместе с ним.)

– Где высиживала утка своих утят? (В чаше лопуха.)

– Какими были первые слова утят? («Пип-пип, ах, как велик мир».)

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.


Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Почему утке долго пришлось высиживать яйцо? (Оно было чужое.)

– Каким оказался вылупившийся птенец? (Большим, не таким, как все.)

– Прочитайте, о чем думала мать, глядя на птенца?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Кто был на птичьем дворе?

– Как жители птичьего двора отнеслись к появлению птенца?

– Прочитайте, как утка защищала утенка.

– Кто на птичьем дворе был знатного рода и чувствовал свое превосходство над другими?

– Как они отнеслись к утенку?

– Почему утенок сбежал с птичьего двора?

– Кого встретил утенок на болоте? (Диких уток.)

– Прочитайте, что подумал утенок, когда его не стала есть охотничья собака?

– Как утенок оказался в избушке?

– За кого его приняла старушка и почему? (Старуха приняла утенка за жирную утку, так как плохо видела.)

– Кто жил в избушке? (Кот и курица.)

– Почему утенку было плохо в избушке у старушки?

– Какие чувства охватили утенка, когда он увидел лебедей? Прочитайте.

– Кто из вас дочитал эту сказку и может сказать, чем она закончилась?

– Чему учит сказка «Гадкий утенок»? (Нельзя обижать слабых, некрасивых, не таких, как все, надо их защищать, доброта и чуткость будут вознаграждены.)

– Каким оказался гадкий утенок? (Великодушным, благородным, доброта, чуткость, страдания – вознаграждены.)

– Стал утенок потом счастливым? (Да.)

– Эту сказку автор назвал автобиографической, как думаете, почему? (Автор родился в бедности, некрасивым, смеялись над ним, обижали его, часто играл один. Поначалу никем не признанный, этот благородный, трудолюбивый, талантливый человек добился всемирного признания.)

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Делают выводы, извлекают информацию из различных источников.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

VII. Домашнее задание

Объясняетдомашнее задание.

•  Разделить сказку на 5 частей, озаглавить каждую часть.

•  Подобрать пословицы к сказке.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи


Окончание табл.

1

2

3

4

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Как относился Андерсен к утенку? В чем проявляется отношение автора?

– Каково ваше отношение к утенку? Какими душевными качествами он обладал?

– Какие его качества вы хотели бы иметь в своем характере?

– Какой смысл в этой сказке? Что хотел сказать нам Андерсен этой сказкой, чему хотел научить людей?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя при помощи сигнальных светофорчиков:

1) на уроке я работал активно или нет;

2) своей работой я доволен или нет;

3) понравилось ли работать в своей группе;

4) хорошо ли поработала моя группа;

5) понравился ли мне урок

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывают сигналами

Владеют навыками самоконтроля учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы