Технологическая карта урока географии по ФГОС на тему: «Хождение за три моря» для учащихся 5 класса
Оценка 4.6

Технологическая карта урока географии по ФГОС на тему: «Хождение за три моря» для учащихся 5 класса

Оценка 4.6
doc
28.04.2020
Технологическая карта урока  географии по ФГОС на тему: «Хождение за три моря» для учащихся 5 класса
Открытый урок -Хождение за 3 моря- география 5 кл ФГОС.doc

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 36»

 

 

 

 

 

 

 

                         Технологическая карта урока  географии по ФГОС на тему:

 

 

                                                   «Хождение за три моря»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                              Выполнила:

                                                                                                                      учитель географии Жигайлова А.Ю.

                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                  

г. Магнитогорск, 2018

1. ФИО: Жигайлова Арина Юрьевна

2.Предмет: география

3. Класс: 5

4. Тема урока: Путешествие Афанасия Никитина  («Хождение за три моря»)  

5. Учебник: «География. Введение в географию» 5 класс. Авторы: Е. М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков, Москва «Русское слово» 2017.

6. Цель: Формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучение регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина.

7. Задачи:

-   обучающие: углубить знания  о истории географических открытий  различных территорий Земли;

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

-   воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.

8.Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: сформировать представление о значении путешествия Афанасия Никитина.

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: определить тему и цель урока, действовать по плану, оценивать результат своей деятельности.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: урок усвоения новых знаний .

11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая,  парная.

12. Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер.

      Учебник, атлас, раздаточный материал.

 

 

 

 

                                                                           Ход урока

Этапы урока

Задачи

 Деятельность  учителя

Деятельность учеников

и ожидаемый результат

                                                                                                       Вводная часть

1.Организационный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Мотивация учебной деятельности

 

Настроить учащихся на рабочую обстановку

 

 

 

 

 

 

 

Мотивировать учащихся к определению целей и задач урока

 

Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята!

  Вот и прозвенел звонок,

  Начинаем мы урок.

  Вы за парты дружно сели,

  На меня все посмотрели!

  Работаем старательно-

  Слушаем внимательно!

На уроках географии мы часто путешествуем, изучая пути древних мореплавателей.  Давайте вспомним:

-  Кто такой Марко Поло?

- Какие географические путешествия он  совершил? С какой целью?

- Почему путешествие в Китай длилось несколько лет?

- Как называлась книга о путешествии Марко Поло?

- Что европейских купцов привлекало в Китае?

- Что означает этот род занятия - купец?

ИЗ ИСТОРИИ это слово должно быть знакомо.

- Как вы думаете, зачем мы с вами уделяем столько времени изучению путешествий?

Сегодня мы с вами познакомимся с другим интересным человеком.

Формулировка темы

Посмотрите на портрет этого человека. Что вы можете сказать о  нем? Чем он занимался? Где жил? Кто по национальности? 

Это портрет Афанасия Никитина, сегодня на уроке о нем пойдет речь. 

Имя Афанасия Никитина открывает список блестящих и интереснейших морских и сухопутных русских исследователей и первооткрывателей.

 

А вот куда он направлялся, мы сейчас попробуем догадаться по музыке.(индийская музыка). Правильно в Индию.

Давайте сегодня мысленно перенесемся из Твери за 3 моря в далекую Индию, как это сделал Афанасий Никитин. 

 

- Давайте сформулируем тему нашего урока.

Тема урока «Путешествие А. Никитина» (записать в тетрадь)

 

Настрой на позитивное начало урока, вовлечение учащихся в рабочую обстановку на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

- Марко Поло был купцом из Венеции, который отправился в Китай, для того чтобы изучить эту неизвестную страну, побывать в ее разных уголках.

-Хан Хубилай не отпускал М. Поло на родину, так как им были известны все секреты Китайского  гос-ва

-По рассказам Марко Поло была написана книга, «Книга Марко Поло о разнообразии мира».

-Купец – это богатый торговец, владелец торгового предприятия, покупатель.

Расширяет наш кругозор, узнаем много нового.

Ответы детей (диалог)

 

 

 

Затрудняются в ответе. Дают неверные ответы.

 

 

 

 

Дети отвечают

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока , записывают в тетрадь

 

 

 

3.Определение целей и задач урока. Целеполагание.

 

 

Помочь учащимся определить основные вопросы урока, вовлечь  учащихся в активную коммуникацию через диалог.

 

 

В ходе урока мы должны с вами  решить, так кто такой - Афанасий Никитин - первый ученый – географ или предприимчивый купец?

- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель урока.

У вас есть один лист

- «Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на уроке.

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

 

 

 

 

Узнать, кто такой А. Никитин.

 

 

Пообщаться с соседом по парте.

 

 

 

Узнать, зачем А. Никитин отправился в Индию.

 

 

Повеселиться на уроке.

 

 

 

Отдохнуть на уроке

 

 

Узнать, какие три моря пересёк Афанасий Никитин во время своего путешествия.

 

 

 - Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.

 

Учащиеся определяют проблемный  вопрос урока:

- Афанасий Никитин - первый ученый – географ Руси или предприимчивый купец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 ученика зачитывают поставленные цели

                                                                                                    Основная часть

4.Открытие новых знаний

 

Информационный блок. Самостоятельное применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная проверка понимания новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дать возможность учащимся осознать объем и перспективы изучения темы, познакомиться с маршрутом путешествия  А. Никитина.

 

Тренировать внимание учащихся. Способствовать развитию умения аргументировать свое мнение.

Учитель: - К северу от Москвы на реке Волга стоит старинный город Тверь, в котором жил молодой купец Афанасий Никитин. Тверские купцы плавали по Волге до самого Каспийского моря  для того, чтобы вести торговлю с богатым Ширванским царством. Однажды  Афанасий с группой купцов отправился в плавание.

Давайте разделимся на 3 группы, каждая из которых большое судно,  и мысленно отправимся из Твери  в далекую Индию.

Ребята я попрошу вас открыть учебники стр. 54 и приступить к выполнению задания на маршрутных листах.

При работе с заданиями внимательно изучайте текст учебника, а также карту путешествия А. Никитина. После того, как вы выполните задания, командиры корабля должны рассказать всему классу о том, что узнали.

При ответе вы должны показать на карте ту часть маршрута, о котором говорится в вашем задании

Выступление групп.  В это время остальные учащиеся на контурной карте подписывают географические объекты,  о которых  рассказывают ребята. (После выступления 2 группы ВИДЕОРОЛИК «Удивительная Индия», релаксация)

Учитель (после выступления 3 групп ) : Итак, давайте проверим, правильно ли мы отметили  в контурных картах маршрут путешествия А. Никитина и ответим на вопрос:

Через какие 3 моря проходило путешествие А. Никитина? Давайте запишем в тетрадь:

Путешествие А. Никитина  проходило через моря: Каспийское, Аравийское, Черное.

Ребята давайте теперь решим: кто - Афанасий Никитин - первый ученый – географ Руси или предприимчивый купец?

 

 

Открывают учебник (стр.54, рис 30)

Рассматривают карту путешествия А. Никитина.

 

 

 

 

Ищут в учебнике (стр.56-57) ответы на поставленные вопросы. Заполняют задания в маршрутных листах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление 1 группы

Выступление 2 группы

Минутка релаксации  (Видеоуролик)

Выступление 3 группы

Учащиеся работают в контурных листах.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся сверяют работу в контурных картах и отвечают на вопрос : Каспийское, Аравийское, Черное.

 

 

Дети отвечают.

 

                                        Заключительная часть

5. Закрепление и контроль усвоения знаний. Подведение итогов урока.

Способствовать развитию умения обобщать и систематизировать изученное.

Сегодня мы с вами говорили о русском путешественнике Афанасии Никитине. Итак, давайте повторим самое главное, прочитаем вывод на стр. 57.

Теперь для вас не составит труда ответить на вопросы викторины.

ВИКТОРИНА

Вопросы:

  1. Откуда был родом Афанасий Никитин (из Твери)
  2. В каком году А. Никитин отправился вниз по Волге в Ширванское царство? (1466)
  3. В каких странах побывал А. Никитин? (Персия , Индия)
  4. За какие три моря ходил Никитин? ( Каспийское, Аравийское, Черное)
  5. Как называются заметки, которые вёл Афанасий Никитин во время своего

             путешествия? ("Хождение за три моря)

Учитель: Ребята сравните свои ответы на викторину  с  ответами на  слайде. Поставьте оценку за работу.

Учитель.

Несколько лет потребовалось Афанасию Никитину, чтобы достичь Индии. Теперь

на современном лайнере этот путь можно проделать почти за восемь часов. Но до

сих пор туристы совершают путешествия по маршруту первого русского, который

побывал в далёкой и загадочной стране - Индии. В столице Индии - Дели -

открыт колледж имени Афанасия Никитина. Его записки переведены на многие  языки.

Мир помнит об Афанасии Никитине, а сам он никогда не забывал своей Родины и

не раз говорил: "Нет страны, подобной Русской земле!"

Один из учащихся  озвучивает вывод.

 

 

 

Учащиеся выполняют задания на листочках, после обмениваются в парах, проверяют и ставят оценку .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся проверяют работы в парах, ставят друг другу оценки, сдают работы учителю.

  1. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

Предоставить учащимся возможность  определить свое эмоциональное состояние

 

 

 

 

 

 

Предоставить для учащихся разноуровневое д/з

 

Возьмите, пожалуйста, листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего  хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились.

 И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или вы узнали меньше, чем хотели.

Сегодня я узнал……..

Было интересно……….

Было трудно…………

Меня удивило……….

Мне захотелось………

Д/З: Параграф 11.учебника пересказ, ответить на вопросы письменно стр. 57 простые вопросы (на оценку 3), стр. 58 сложные вопросы  (на оценку 4), стр. 58 задания «От теории к практике» (на оценку 5)

Ребята вы можете также дома в интернете найти

содержание книги А. Никитина «Хождение за три моря» и ознакомиться с ней, или взять ее в библиотеке. Урок закончен! До новых встреч!

Письменно оценивают свои результаты.

Несколько учащихся зачитывают свои результаты.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в дневник

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 36»

ФИО: Жигайлова Арина Юрьевна 2

ФИО: Жигайлова Арина Юрьевна 2

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Это портрет Афанасия Никитина, сегодня на уроке о нем пойдет речь

Это портрет Афанасия Никитина, сегодня на уроке о нем пойдет речь

Узнать, кто такой А. Никитин.

Узнать, кто такой А. Никитин.

Первичная проверка понимания новых знаний

Первичная проверка понимания новых знаний

В каком году А. Никитин отправился вниз по

В каком году А. Никитин отправился вниз по

Домашнее задание.

Домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020