Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Климат Африки.», в соответствии с ФГОС ООО.
Класс: 7
Название и автор учебника: Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.
Тема урока: Климат Африки
Тип урока: урок «освоения» новых знаний
Методы обучения: частично- поисковый, метод проблемного обучения, метод дифференцированного подхода в обучении, словесный метод, диалогический, формирование ИКТ компетенции учащихся.
Оборудование на уроке: раздаточный материал, физическая карта мира, Qr-коды, атлас, книга, климатограммы, презентация, интерактивная доска
Цель урока: Способствовать формированию представлений о погоде и климате Африки.
Задачи урока:
Образовательные:. Сформировать представление об особенностях климата Африки – самого жаркого материка Земли.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся: общеучебных умений – работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, составление синквейна; специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта мира); интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.
Воспитательные: воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Познавательные УУД - освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах), использовать смысловое чтение для систематизации информации
Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную, умение работать в парах и группе
Регулятивные УУД - высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать
Предметные результаты: Умение использовать географическую карту как источник информации о суше и её составных частях, развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент Мотивация |
Заходит учитель с зонтиком. Здравствуйте, ребята. Я очень люблю путешествовать, а этот год был очень богат на путешествия. А вы любите путешествия? Ребята, а у вас было такое, что часть вещей, которых вы взяли, вам не понадобились, а часть, которую вы оставили дома, были нужны. А что нам нужно знать, когда мы куда-то собираемся? Вот поэтому в моем чемодане всегда есть вещи на любые случаи жизни.
|
Учащиеся здороваются, подготавливают все к уроку. Общаются с учителем. |
2мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
Ребята, а что вы видите на доске. (прикреплены материки). Повторение. Спрашиваю какой материк изучают. - По какому плану мы изучаем любой материк Земли?
-Назовите компонент природы, который изучается после географического положения и рельефа. -Что такое климат?
-Какие факторы его формируют?
-Дайте определение «климатический пояс».
-Что такое климатограмма? Показываю климатограммы.
Сделайте вывод : -что нам сегодня предстоит изучить? Интеллектуальная разминка |
Учащиеся называют план изучения материка. План изучения материка 1 Географическое положение 2.История открытия 3.Рельефи полезные ископаемые 4.Климат 5.Воды 6Почвы 7.Природные зоны Растительный и животный мир 8Население и страны
Климат
Климат-многолетний режим погоды, в данной местности
Факторы, формирующие климат: - тип рельефа - близость водоемов - географическое расположение - направление ветров и течений - тип континентального климата - удаленность территории от экватора Климатический пояс-широтные полосы земной поверхности, имеющие относительно однородный климат. Климатограмма-график, который показывает ход температуры воздуха и выпадения осадков за длительный период в определенном месте
Учащиеся делают вывод, что они будут изучать тему Климат. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка проблемного вопроса Этап выявления места и причины затруднений |
Нам пришло видеообращение от учащихся 7 классов. Давайте послушаем. что нам отправляют ваши сверстники. Учащиеся слушают видеообращение 7 класса
Колдовская страна! Задыхаешься, льется огонь с высоты, Над тобою разносится крик ястребиный, Но в сиянье заметишь ли ястреба ты? Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы, Слишком много здесь этой паленой травы… Осторожнее! В ней притаились удавы, Притаились пантеры и рыжие львы. (стихотворение есть в распечатанном виде) Нам очень понравилось это стихотворение, и мы бы хотели вам задать несколько вопросов. (говорит школьник из видеообращения) Далее-вопросы от школьников:
-Какую особенность климата отмечает в своем стихотворении Николай Гумилев? -Почему Африка самый жаркий материк? -Где была отмечена самая высокая температура в Африке? Сколько градусов она составляла? В результате разрешения предлагаемых учителем противоречий и проблем, учащиеся приходят к выводу о недостатке имеющихся знаний по теме урок |
Вступают в диалог с учителем, вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы, выявляют противоречия
-Поэт отмечает жаркий климат Африки.
-Жаркий потому, что большая часть территории Африки лежит в тропических широтах, солнце находится в зените, т. е. его лучи падают отвесно. -Абсолютный максимум температур зафиксирован у г. Триполи + 58 градусов С.. И т. д. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
Целепологание |
Вспомните, в начале урока мы с вами обсудили. Что если мы собираемся в путешествие нам нужно знать, что брать с собой. А путешествуя по Африке, понадобится ли вам теплая одежда? А зонтик? Откройте пож-та ваши атласы, климатические пояса, давайте посмотрим какие климатические пояса есть у нас в Африке? Организует работу по карте. Учащиеся открывают атлас и отвечают на вопросы.
-Посмотрите на карту климатических поясов. Какие типы климата имеются в Африке? -Все ли климатические пояса теплые? -Имеются ли холодные климатические пояса?
-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? -Какова цель урока? -Какими средствами вы предлагаете ее достичь?
Фиксирует ответы учащихся на доске.
|
Отвечают на вопросы
Предполагаемые ответы учащихся:
-Понадобится теплая одежда -Нет, не понадобится. -Зонтик в Африке не нужен. - А я считаю, что нужен зонтик
Осознают возникшие интеллектуальные затруднения
Формулируют цель урока и задачи, позволяющие ее достигнуть |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Объяснение нового материала Реализация построенного проекта |
Итак, ребята. Вы все молодцы, давайте мы с вами узнаем еще больше о климате Африки. Но для этого разделимся на группы. У вас на столах лежат коды. Каждый код приглашает вас за определенный стол.
Далее класс делится на 4 динамические группы, каждая из которых работает по решению и моделированию климатических заданий-3 минуты. Затем идет отчет групп. Каждая группа отчитывается в течение 1 минуты
Учитель предлагает проанализировать климатограммы климатических поясов и заполнить таблицу: «Характеристика климата на основе климатограммы и атласа» На доске нарисована таблица.
Заполнив «свою линию» в таблице, диктуют данные другим группам. Состав динамичных групп меняется на разных этапах урока
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
физкультминутка |
Географическая почта.
На карточках написаны названия географических объектов.
Или
Учащимся предлагается положить по одному предмету в чемодан, который понадобится при путешествии по Африке. |
Учащиеся должны разнести карточки в конверты. Например: карточки с названиями морей, заливов в соответствующие океаны.
Учащимся кладут по одному предмету в чемодан, который понадобится при путешествии по Африке. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Первичная проверка |
Организует работу по ознакомлению результатов анализа климатограмм различных типов климата Африки
-Познакомьте с результатами работы своей группы. -Назовите температуры января и июля экваториального климата. -Укажите годовое количество осадков субэкваториального климата. -Назовите амплитуду температур тропического климата. -Укажите самые влажные ( сухие ) месяцы субтропического климата. И т.д.
Давайте дадим план характеристики климатических поясов?
Например: экваториальный пояс, бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива, ЭВ, жарко-влажно.
Организует эвристическую беседу -В каких переходных климатических поясах расположена Африка? - В каком климатическом поясе выпадает наибольшее количество осадков? - Какие факторы повлияли на образование пустыни Намиб? - Где легче переносить жару в 25 градусов , на экваторе или в тропическом поясе? Почему?
|
Сообщают о результатах своей работы в группах
Фиксируют результаты других групп
Дают характеристику климатическим поясам Африки
План характеристики климатических поясов: -название климатического пояса; -ГП; -воздушные массы; -характеристика климата. Например: экваториальный пояс, бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива, ЭВ, жарко-влажно.
Сравнивают данные таблицы, делают обоснованные выводы
Отвечают на вопросы эвристической беседы
Оценивают правильность своих выводов, решений.
Осуществляют взаимоконтроль полученных результатов |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы и первоначальными ответами учащихся, записанными на доске, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
Давайте мы с вами зайдем на сайт menti.com Введите код, который вы видите на проекторе ( так же диктую сама).
Напишите пож-та то, что вы узнали сегодня на уроке А на ваших листочках мы будет оценивать насколько хорошо вы поняли тему.
Выставление оценок. Домашняя работа. Написать письмо от вашего лица (вы живете в Африке). Вам предстоит позвать друга из России к вам на каникулы. Вам следует расписать особенности климата и гео. положения Африки, чтобы приехав, в его чемодане были только нужные вещи. |
Осуществляют самоконтроль
Карточка самоконтроля Поставьте + или-.
|
|
|
Карточка самоконтроля
Поставьте + или -.
Знаю, могу рассказать |
Знаю, Но не могу объяснить |
Не знаю, не умею |
|
Почему Африка Самый жаркий материк |
|||
Назвать климатообразующие факторы Африки |
|||
Составить характеристику по ку климата по карте |
Карточка самоконтроля
Поставьте + или-.
Знаю, могу рассказать |
Знаю, Но не могу объяснить |
Не знаю, не умею |
|
Почему Африка Самый жаркий материк |
|||
Назвать климатообразующие факторы Африки |
|||
Составить характеристику по ку климата по карте |
Карточка самоконтроля
Поставьте + или -.
Знаю, могу рассказать |
Знаю, Но не могу объяснить |
Не знаю, не умею |
|
Почему Африка Самый жаркий материк |
|||
Назвать климатообразующие факторы Африки |
|||
Составить характеристику по ку климата по карте |
Карточка самоконтроля
Поставьте + или-.
Знаю, могу рассказать |
Знаю, Но не могу объяснить |
Не знаю, не умею |
|
Почему Африка Самый жаркий материк |
|||
Назвать климатообразующие факторы Африки |
|||
Составить характеристику по ку климата по карте |
Карточка самоконтроля
Поставьте + или -.
Знаю, могу рассказать |
Знаю, Но не могу объяснить |
Не знаю, не умею |
|
Почему Африка Самый жаркий материк |
|||
Назвать климатообразующие факторы Африки |
|||
Составить характеристику по ку климата по карте |
Карточка самоконтроля
Поставьте + или-.
Знаю, могу рассказать |
Знаю, Но не могу объяснить |
Не знаю, не умею |
|
Почему Африка Самый жаркий материк |
|||
Назвать климатообразующие факторы Африки |
|||
Составить характеристику по ку климата по карте |
Карточка самоконтроля
Поставьте + или -.
Знаю, могу рассказать |
Знаю, Но не могу объяснить |
Не знаю, не умею |
|
Почему Африка Самый жаркий материк |
|||
Назвать климатообразующие факторы Африки |
|||
Составить характеристику по ку климата по карте |
Карточка самоконтроля
Поставьте + или-.
Знаю, могу рассказать |
Знаю, Но не могу объяснить |
Не знаю, не умею |
|
Почему Африка Самый жаркий материк |
|||
Назвать климатообразующие факторы Африки |
|||
Составить характеристику по ку климата по карте |
1. Описание климатограммы:
Изотерма изображена линией, положительная – красной, отрицательная – синей.
2. По колебанию температуры можно определить климатический пояс:
3. Тип климата можно определить не только по амплитуде температур, но и по количеству осадков и режиму их выпадения:
Анализ.
4. По режиму температур можно определить полушария:
5. Как отличить:
Режим осадков почти одинаков (летом жарко и сухо), да и количество тоже (в СЭ 2000 – 2500 мм, а в Т.мус. 1500 – 3500 мм). Разницу можно увидеть по амплитуде температур (СЭ – лето +30, зима – +26°С; Т.мус. – лето +30, а зима +20°С)
Анализ.
– Экваториальный от Тропического влажного?
Режим осадков почти одинаков – количество осадков равномерно в течении года (в Э более 2000 мм, в Т.вл. – от 1500 до 2500 мм), а температуры в течении года отличны – в Э. в течении года почти одинаковые +24 – +26°С, а в Т.вл. – зимой +17, а летом +26.
– Тропический муссонный от Умеренного муссонного? от Субтропического муссонного?
Режим осадков почти одинаков (почти все осадки выпадают летом), а количество разное: в Т.и СТ.мус. более 1500 мм, а в У.мусс. 700-800 мм в год. И температуры также отличны:
1) в Тропическом муссонном: зима +20, лето +30;
2) в У.мус.: зима от -5 (атлантическое побережье Канады) до -23 (Хабаровск, Россия), лето +18-+20.
3) в СТ.мус.: зима -1+5, лето +23+25.
– Умеренно-континентальный, континентальный и резко-континентальный Умеренного пояса?
Во-первых, прослеживается закономерное увеличение амплитуды температур (зима продолжительнее и холоднее, лето короче и жарче):
– у-к: зима -12-15, лето +12+15.
– к: зима -16-20, лето +20.
– р-к: зима -30(до -70), лето +20+25.
Во-вторых, количество осадков уменьшается (увеличивается удаленность от Атлантики):
– у-к: 500 – 700 мм
– к: 400 – 500 мм
– р-к: 300 – 400 мм
Анализ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.