Геометрия 10 класс. Урок №49. Дата:09.01.2024
Учебник и УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.
Тема урока:Теорема о трёх перпендикулярах (прямая и обратная)
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал. Видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=_r9TPkR5LHw&t=773s
Планируемые результаты:
предметные: расширить знания учащихся о перпендикуляре и наклонной к плоскости; выяснить взаимное расположение прямой, проходящей через основание наклонной и ее проекции.
метапредметные:
Регулятивные УУД - развивать навыки самоорганизации, умение определять цель предстоящей познавательной деятельности, ее вид, уровень сложности, пути достижения ожидаемого результата; развивать умение контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные УУД – создать условия для развития навыков самостоятельной познавательной деятельности; для развития навыков владения устной речью, способностью формулировать собственное мнение и аргументировать его, развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД – способствовать развитию навыков организации учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умений работать в паре, согласовывать свои действия, оказывать необходимую взаимопомощь друг.
Личностные УУД – проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,решений,рассуждений.
Ход урока
Цель деятельности учителя |
Создать условия для доказательства теоремы о трех перпендикулярах, теоремы обратной теореме о трех перпендикулярах; для рассмотрения задач на применение доказанных утверждений. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Термины и понятия |
Перпендикуляр, наклонная, проекция, плоскость, треугольник |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||||
учителя |
учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап Мотивация. Определение целей для учеников и учителя. Методы. Использование на уроке индивидуальных оценочных листов.
Деятельность учащихся Регулятивные УУД: постановка цели; прогнозирование результата |
Цели, которые учитель ставит перед собой на этом этапе урока. 1. Мотивирование обучающихся на предстоящую деятельность. Оказание помощи в постановке ими перед собой целей предстоящей деятельности и определения желаемых результатов. 2. Освоение обучающимися регулятивных УУД: целеполагание и определение желаемого результата. 3. Освоение обучающимися личностных УУД:самоопределение, смыслообразование.
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Эпиграф к уроку: « Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?» (Платон) Как вы понимаете эти слова?
Для повышения мотивационной заинтересованности на уроке будут использованы индивидуальные оценочные листы. Посмотрите, какие виды работы вас ждут, и в какой форме ваша работа на уроке будет оценена Попробуйте ответить на вопрос: «Какого результата вы хотите достичь на этом уроке?» и в своем оценочном листе в первой графе поставьте ту оценку, которую вы планируете получить за урок, согласно прописанным критериям. |
Цели, которые обучающиеся ставят перед собой на этом этапе урока: Постановка цели и определение предполагаемых результатов предстоящей познавательной деятельности.
Учащиеся готовы к началу работы. Включаются в деловой ритм урока. Учащиеся изучают оценочные листы и выставляют планируемые оценки за урок.
(Предполагаются краткие ответы учеников. Цель эпиграфа – заставить учеников задуматься и подготовиться к работе на уроке).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Этап актуализации знаний. Мотивация: цели.
Деятельность. Методы: Поисковая деятельность. Создание и разрешение проблемной ситуации; «экспериментальная» деятельность; анализ полученных результатов, вывод; вспомогательные, наводящие вопросы; предложение сформулировать гипотезу в виде теоремы. Определение темы урока, его цели и задачи. Критерии достижения поставленных целей:
1) Освоение предметных УУД: насколько успешно разрешили проблемную ситуацию; Насколько справились с экспериментальной работой; Сколько учащихся смогли сделать правильные выводы. 2) Освоение регулятивных УУД: сколько учащихся сумели осуществить предлагаемые виды деятельности. 3) Освоение коммуникативных навыков: сколько учащихся смогли выполнить задания, требующие взаимодействия и взаимопонимания. 4) Освоение личностных УУД: сколько учащихся могут ответить на вопрос, для какой цели они выполняют все эти действия?
|
1. Какое свойство квадрата изображено на рисунке? Сформулируйте его. 2. Какие треугольники на чертежах равные? Ответ обоснуйте.
3.На каких рисунках прямая а перпендикулярна некоторой плоскости?
Учитель предлагает решить задачу. На строящийся дом размером 8104 метров, строители устанавливают равноскатную крышу. Уже поставили опорные балки, высотой 3 метра, перпендикулярно поверхности чердака. Сколько упаковок черепицы нужно купить для покрытия крыши, если известно, что одна упаковка рассчитана на покрытие площади в 2,7 м2?
Тогда учитель спрашивает: «А ты уверен, что AFMD и FBCM являются прямоугольниками? Это ещё нужно доказать». Учащимся предлагается доказать, что AFMD и FBCM прямоугольники.
Учитель говорит, что это можно доказать математически, а для этого нужно изучить теорему о трёх перпендикулярах. Далее учащимся предлагается оставить место для завершения решения данной задачи. Просит сформулировать тему урока. Учитель записывает тему на доске «Теорема о трёх перпендикулярах», формулирует условие теоремы, делает рисунок, проводит доказательство. |
1. Диагонали квадрата взаимно перпендикулярны.
2.Красный и желтый. Два прямоугольных треугольника с равными катетами.
На первом и третьем.
Учащиеся сразу же приступают к решению: делают рисунок и вводят обозначения. Дано: АВ=8м, ВС=10м, EF=3м, ВК=4м, AF=FB, EF^(ABCD) Найти: S= Решение 1) AF=FB EF^(ABCD), то EF^АВ, а в равнобедренном треугольнике высота является медианой и биссектрисой АЕ=1/2АВ=4(м) -прямоугольный по теореме Пифагора AF=FB= =5
Далее ученик у доски говорит, что т. к. AFMD и FBCM — прямоугольники, то мы можем найти их площадь.
Один ученик говорит, что это очевидно, т.к. крышу всегда делают так, что она состоит из прямоугольников.
«Теорема о трёх перпендикулярах», |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Этап изучения нового материала Мотивация: цели. Деятельность.
Методы: Беседа, вспомогательные, наводящие вопросы; повторение основных понятий, повторение проблемных вопросов, которые были поставлены в начале урока, - теперь ответ на них ясен всем.
Критерии достижения поставленных целей: 1) Освоение предметных УУД: насколько успешно выполнили предлагаемые задания и получили новые знания? Сколько учащихся смогли сделать правильные выводы. 2) Освоение регулятивных УУД: сколько учащихся сумели осуществить предлагаемые виды деятельности; 3) Освоение личностных УУД: сколько учащихся могут ответить на вопрос, для какой цели они выполняют все эти действия?
|
Цели, которые учитель ставит перед собой на данном этапе урока: 1) Освоение обучающимися предметных УУД: повторить понятие наклонной, перпендикуляра к плоскости и проекции наклонной на плоскость. 2) Освоение обучающимися регулятивных УУД: самоорганизация познавательной деятельности, выполнение заданий, предлагаемых учителем. 3) Освоение познавательных общеучебных УУД: анализ получаемой информации; развитие логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи; формулирование вывода. 4) Освоение личностных УУД: смыслообразование (Зачем мне надо это знать?)
Теорема: Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ее проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной.
Дано: СВ – перпендикуляр; СА – наклонная, аϵα, А ϵ а, а ВА. Доказать: а СА. Доказательство Плоскость АВС: а ВА, а СВ. То есть прямая а перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости (АВС), значит, прямая а перпендикулярна любой прямой, лежащей в плоскости (АВС), т.е. а АС, ч.т.д.
Вернемся к решению задачи.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что нужно ответ округлить с избытком, иначе черепицы не хватит.
Справедлива также обратная теорема. Сформулируйте ее и докажите.
|
Цели, которые ставят перед собой обучающиеся на этом этапе урока: доказать, что прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ее проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной.
По готовому чертежу учащиеся самостоятельно доказывают теорему. Записывают ее доказательство.
2) По теореме о трех перпендикулярах: EF^(ABCD), AF-наклонная, AЕ-проекция наклонной, AD-прямая, проходящая через основание наклонной. AD^АF AFMD=BFMC- прямоугольники. AF AD=2 5 10=100() 100 : 2,7 Ответ; 38 упаковок
Формулируют теорему и доказывают ее. Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ней, перпендикулярна и к ее проекции. Попробуйте провести ее доказательство самостоятельно Дано: СВ – перпендикуляр; СА – наклонная, аϵα, А ϵ а, а СА. Доказать: а ВА. Доказательство Плоскость АВС: а СА, а СВ. То есть прямая а перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости (АВС), значит, прямая а перпендикулярна любой прямой, лежащей в плоскости (АВС), т.е. а ВА, ч.т.д.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Физпауза |
Мы хорошо потрудились и сейчас немного отдохнем. Учитель проводит физкультминутку. Трясем кистями Исходное положение - руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
|
Выполняют упражнения |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Этап закрепления изученного материала Мотивация: цели.
Деятельность.
Методы: Решение задач по готовому чертежу; Выполнение взаимопроверки; Рейтинговая самостоятельная работа (предложение задач разного уровня сложности). Разбор решения задач по готовым рисункам. Самооценка с учетом критериев
|
Цели, которые учитель ставит перед собой на данном этапе урока: 1) освоение предметных УУД: сформулировать и доказать теорему, научить применять полученные знания при решении задач; 2) освоение регулятивных УУД: умение организовать собственную самостоятельную деятельность; 3) освоение коммуникативных УУД: умение выполнить взаимопроверку, доброжелательно и качественно; 4) освоение личностных УУД: самоопределение (ответ на вопрос: задание какого уровня я смогу решить?); смыслообразование: (Зачем мне надо это знать?).
Решение задач на готовых чертежах. (устно)
Решение задач в группах 1 задача Из вершины прямоугольника АВСD восставлен перпендикуляр АК к его плоскости. Расстояния от точки К до других вершин равны 6 см, 7 см, 9 см. Найдите длину перпендикуляра АК.
2 задача Из вершины D квадрата ABCD со стороной 2 см к его плоскости проведен перпендикуляр DK = 2 Найдите площадь
|
Цели, которые ставят перед собой обучающиеся на этом этапе урока: научиться решать задачи, используя теорему о трех перпендикулярах.
Т.к. АЕ и СF-высоты BD- высота, BD^АС, ВК^ (АВС) ВК^ АС По теореме о трех перпендикулярах KD ^АС
Т.к. ,т.е. АВ^ВС. AD^(ABC) AD^BC По теореме о трех перпендикулярах CВ^ВD.
Т.к., ВС^АС. DB^ (АВС) DB^ АС По теореме о трех перпендикулярах CD^AC.
Т.к. ВМ ^ (АВС) МВ^DC и МС ^DC По теореме обратной теореме о трех перпендикулярах CD^ВС. ABCD-прямоугольник.
Решение. AKD- прямоугольный. По теореме Пифагора . AD=BC Рассмотрим , АК ^ (ABCD), BK-наклонная , AB-проекция BK на плоскость. ВС^ АВ ( смежные стороны прямоугольника) Тогда ВС^ ВК – по теореме о трех перпендикулярах, т.е. ВКС- прямоугольный,
По теореме Пифагора = 81 – 49 =32. AD2=32 =36 – 32 =4. AK =2(см)
Решение Рассмотрим DK ^ (ABCD) – по условию, АК- наклонная, AD –проекция АК на плоскость; АВ^АD- смежные стороны квадрата, тогда АВ^АК, т.е. - прямоугольный, . , АК-? –прямоугольный По теореме Пифагора АК=4(см) (см2) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Этап подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия.
Рефлексия учителя: Соотношение полученных результатов урока с вышеназванными критериями. Вывод: в какой мере освоены предметные, регулятивные, общеучебные, коммуникативные и личностные УУД (методы: мониторинг, педагогическое наблюдение; анализ, обобщение, выводы); на развитие каких УУД следует направить усилия на следующем уроке, чтобы достичь поставленных целей. Рефлексия учащихся: В какой мере я достиг поставленной цели; добился желаемого результата: что из изученного материала я знаю хорошо, на что мне нужно дома обратить особенное внимание, чтобы на следующем уроке достичь поставленных целей и добиться желаемого результата.
|
Скажите, пожалуйста, а в вашей жизни когда нибудь нужна будет теорема о трёх перпендикулярах? - Преподаватель: Доказывая теорему, решая задачи, мы применяли сегодня умения анализировать, логически рассуждать, обобщать, сравнивать. Применяли принцип: от простого сложному. Где в вашей жизни вам могут эти умения пригодиться?
И в заключении, мне хотелось бы вернуться к эпиграфу сегодняшнего урока. Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе? (Платон) Как вы сейчас понимаете эти слова? Переменилось ли ваше отношение к тем знаниям, которые, на первый взгляд, вам в жизни не пригодятся? (Заслушиваются ответы учеников).
Наш урок подходит к концу, запишем домашнее задание и затем подведем итоги. Домашнее задание: Изучить § 20,стр.44, 45. Выполнить №151,№152, стр. 48 Приступаем к заполнению оценочных листов. Удалось ли вам достичь того результата, который вы запланировали в начале урока? |
Отвечают на поставленный вопрос.
В строительстве, решении задач и т.д.
Подводят итог, самоанализ, отвечают на вопросы.
заполняют оценочные листы.
|
Приложение 1
Лист самооценки
Ф И
|
||||
Какую оценку планируете получить
|
||||
Учебные элементы |
1 задача |
2 задача |
3 задача |
4задача |
Устная работа |
|
|
|
|
Решение задачи «Крыша дома» |
|
|
|
|
Доказательство теоремы о трех перпендикулярах |
|
|||
Доказательство теоремы обратной теореме о трех перпендикулярах |
|
|||
Решение задач на готовых чертежах |
|
|
|
|
Решение задач в группах |
|
|
|
|
|
6 - 8 плюсов - «3» |
|
|
|
|
9-10 плюсов – «4» |
|
|
|
|
11-12 плюсов – «5» |
|
|
|
Приложение 2
1 задача
На строящийся дом размером 8104 метров, строители устанавливают равноскатную крышу. Уже поставили опорные балки, высотой 3 метра, перпендикулярно поверхности чердака. Сколько упаковок черепицы нужно купить для покрытия крыши, если известно, что одна упаковка рассчитана на покрытие площади в 2,7 м2?
2 задача
Из вершины прямоугольника АВСD восставлен перпендикуляр АК к его плоскости. Расстояния от точки К до других вершин равны 6 см, 7 см, 9 см. Найдите длину перпендикуляра АК.
3 задача
Из вершины D квадрата ABCD со стороной 2 см к его плоскости проведен перпендикуляр DK = 2 Найдите площадь
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.