ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Линия как средство выражения: характер линий. Дерево»
Класс: 2
Цель урока: Дать представление о линии как о важнейшем средстве выражения чувств и настроений в рисунке.
Задачи урока: |
|
Дидактические |
Формировать навыки владения линией, умения использовать разнообразную линию для выражения настроения, характера. |
Развивающие |
Развивать воображение и фантазию, образное мышление, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру. |
Воспитательные |
Воспитание образного мышления. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) |
Личностные |
|||||||
I этап. Мотивация к деятельности.
|
Положительный настрой обучающихся на урок. |
Словесный |
Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Проверьте все ли у вас готовок уроку? Молодцы! Тогда начнем. |
Ученики проверяют готовность к уроку. Эмоциональней настрой. |
Ф |
|
Организация рабочего места. |
Р - правильность выбора учебных принадлежностей. К - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
Самоорганизация. |
II этап. Постановка темы и цели у рока.
|
Подвести к теме урока. |
Словесный |
Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем с вами говорить, вам нужно отгадать загадку: Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево.) Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок? Правильно, и тема нашего урока сегодня звучит так – «Рисование деревьев». Рисовать мы деревья будем необычно, и помогут нам в этом… ( Слайд 1) Правильно, помогут нам сегодня линии. |
Отгадывание загадки
Дети высказывают свои предположения о теме урока.
Ответы детей. |
Ф |
|
|
П – самостоятельное формулирование познавательной цели. |
|
III этап. Актуализация знаний.
|
Вспомнить какие бывают линии. |
Словесный |
Сегодня линии – это наше средство выражения характера, настроения. Они бывают разные: толстые, тонкие. А ещё какие? Игра: «Какие бывают линии» (подбери прилагательные) - Я расскажу вам сказку… Жили в одной разноцветной стране линии. Разные. И у каждой был свой характер – некоторые были прямые и изогнутые, весёлые и грустные, длинные и короткие. И все они, такие разные, грустили, что не могут рисовать картины, как краски. Узнав об этом, к ним пришёл Художник. Художник сказал, что, если в природе так много линий, то и можно рисовать линиями. Линии попробовали – получилось!!! Давайте и мы попробуем. А чтобы характер линий был лучше виден на рисунке, сделаем эти линии цветными. Игра: «Изображение разных линий». Первая линия – спокойная, она только что проснулась и никуда не спешит. Подберите цвет для спокойной линии. Вторая линия – прыгучая. Покажите на рисунке, как она скачет по вашему листу, подберите для неё цвет. Третья линия – зубастая. Четвертая линия – хитрая. Посмотрите на все остальные линии и подумайте, как выразить её хитрость по отношению к другим линиям на вашем листе. Пятая линия – волнистая. Шестая линия – ленивая. Как она будет двигаться, где будет располагаться, с кем рядом? Седьмая линия – больная. Она очень плохо себя чувствует. Подумайте, где она у вас расположиться, чтобы было понятно, что она у вас не в форме. Последняя наша линия - радостная, веселая. Она в отличном настроении. Ей все нравиться, она со всеми хочет дружить и общаться. Посмотрите, какая интересная картина у нас получилась, сколько разных линий появилось на нашем листе. |
Дети включаются в работу, по очереди озвучивают свои идеи: линии короткие, длинные, ровные, кривые, запутанные, добрые, скромные, колючие, противные, ползучие, любознательные и т.д …
Дети рисуют разные по характеру линии, выбирают цвет. |
Ф |
|
|
К - дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания. Р - целеполагание, умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. П - ориентироваться в своей системе знаний. |
Повышать интерес к новому материалу. |
IV этап. Работа по теме урока.
|
Рассматривание примеров рисунков дерева линией. |
Словесный, наглядный |
Мы с вами знакомы с таким видом изобразительного искусства, как графика. Художники-графики очень часто используют в своих работах разнообразные по характеру линии и их сочетания. (Слайд 2) При помощи линий они могут нарисовать любой сюжет (Слайд 3 – 4), и конечно, деревья. (Слайд 5 – 6). Все деревья у нас разные: по характеру силуэта, ветвей, кроны. Игра « Опиши дерево» Елка - пушистая, густая. Береза – стройная, гибкая. Дуб –…, ива - …, тополь - …, рябина - … Посмотрите, какие интересные деревья нарисовали художники. (Слайд 7). Что вы можете о них рассказать. - Как вы думаете, к какому из этих деревьев можно отнести эти строки и почему: Доброе дерево, старые ветви! В листьях запутались шумные ветры. Сколько птенцов под густою листвою Ты укрывало от стужи и зноя!...(В.Орлов) - А теперь обратите внимание, как художник интересно при помощи линий изобразил кору этого дерева. (Слайд 8) - А на этом рисунке (Слайд 9) у меня целая коллекция деревьев, нарисованных разными по характеру линиями. Что вы заметили необычного в них. Какими по характеру линиями они нарисованы? Но прежде, чем рисовать деревья, давайте вспомним, из каких частей оно состоит: выполняя определенную роль, каждая часть дерева (корни, ствол, ветви, листья, цветы) имеет и определенную форму. |
Рассматривание иллюстраций.
Участие в диалоге Подбор прилагательных для описания деревьев
Дети сравнивают изображенные деревья, описывая их сходства и различия.
Дети сравнивают изображенные деревья, отмечая их сходства и различия, необычное в изображении.
Дети называют части дерева, описывают форму, сходства и отличия |
Ф |
Презентация |
|
П – отвечают на поставленные вопросы, выдвигают предположении, слушают ответы товарищей, смотрят репродукции. - умение структурировать знания, анализ объектов с целью выделения признаков, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. К - сотрудничества с учителем и одноклассниками. Р - целеполагание, умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. |
|
Физкультминутка. |
Физическая и эмоциональная разрядка учащихся. |
Словесный |
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается к небу, к солнцу тянется. . Вот подул веселый ветер. Закачались тут же ветки, Даже толстые стволы Наклонились до земли. Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. Он их вертит, он их крутит Да когда же отдых будет? |
Потягивания – руки в стороны. Потягивания – руки вверх
Помахивание руками
Наклоны вперед. Наклоны вправо-влево, вперед-назад. Вращение туловищем. |
Ф |
|
|
Р – проводить физическую разгрузку в ходе работы. |
|
V этап. Творческая деятельность.
|
Объяснить алгоритм работы над рисунком. |
Практическая |
Представьте, что деревья собрались на бал, который устраивает Весна. Каждое из деревьев постаралось нарядиться, чтобы выглядеть необычнее остальных. На своих рисунках с весенней землей нарисуйте деревья, кусты так, чтобы они были разными, чтобы их характер соответствовал настроению вашей работы, говорил: «Я нежная и тихая», «Я корявое и старое» или «Я попал в сказочный лес», «Мы из волшебного леса» и т.д. |
Выполнение рисунков деревьев карандашами или восковыми мелками, стараясь подбором разных по характеру линий передать разнообразный характер изображаемых деревьев. |
Ф, И |
|
Рисунок дерева карандашом. |
Р - осознают способы и приёмы действий при решении учебных задач. Составляют план выполнения задания, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. |
VI этап. Рефлексия учебной деятельности.
|
Организация рефлексии учебной деятельности на уроке, оценивания учащимися собственной деятельности. |
Словесный |
Давайте посмотрим на ваши работы: как вам удалось при помощи линий передать в рисунке характер, настроение. Продолжи любое предложение: (Слайд 10) •Сегодня я узнал… • Было интересно… •Было трудно… • Я понял, что… •Теперь я могу… •Я научился… • У меня получилось … • Я смог… - Ответьте на вопросы: •Что нового узнали? •С чем познакомились? •Что у нас получилось? Ребята, вы все очень хорошо поработали. Результаты вашего труда можно увидеть на доске. Нравится вам? Мне тоже очень понравилось! Вы сегодня очень хорошо работали, старались и поэтому рисунки у вас получились очень необычными и выразительными. |
Занятие завершается творческим обсуждением работ. Ребята учатся находить сильные стороны в работе своих товарищей, отмечать даже самые маленькие удачи в слабых работах. Дети выражают свои чувства по отношению к изученному на уроке.
|
Ф |
Презентация |
|
Р - оценивают правильность выполненного задания. К - умение строить понятные для собеседника высказывания, уметь формулировать собственное мнение. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.