Технологическая карта с дидактической структурой урока
Тема: «Коллективизация сельского хозяйства»
Класс: 10
Тип урока: комбинированный
Цель: Сформировать представление о коллективизации, еѐ причинах и последствиях.
Задачи:
- выявить причины коллективизации;
- усвоить сущность сплошной коллективизации и политики ликвидации кулачества как класса;
- проследить экономические, социальные и политические последствия «нового курса в деревне»;
- воссоздать объективную картину коллективизации через исторические документы;
- вырабатывать умение анализировать, обобщать, делать выводы, составлять таблицы;
- формировать у учащихся самостоятельные убеждения как основу их мировоззрения в процессе познания, используя различные источники;
- содействовать формированию патриотизма, гуманизма, помнить историю своей страны, своего края.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая
Учебник под ред. А. В. Торкунова « История Росси. 10 класс. В 3 ч. Ч. 1, Москва, «Просвещение», 2020 год.
Педагогические технологии: проектная технология, технология критического мышления, прием стратегии смыслового чтения.
Ожидаемый результат:
-учащиеся смогут дать определение понятиям «коллективизация», «кулак», «раскулачивание»;
-смогут дать анализ положительным и отрицательным моментам коллективизации через составления таблицы;
- оценить политику власти в 30-е гг;
- представлять и защищать свои проекты; осуществлять поиск нужной информации;
-сформировать своѐ собственное мнение и позицию к процессу модернизации сельского хозяйства.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Планируемые результаты |
Планируемые результаты |
||||||
Предметные |
УУД |
|||||||||
Организационный момент |
Подготовка к уроку, приветствие учителя. |
Приветствие |
|
|
||||||
Мотивация |
Ответы учащихся с обоснованием своего мнения. Повышение налогов, экспорт зерна, масла, нефти, изъятие зерна у крестьян. Насильно отбирать всѐ зерно, больше работать, не давать возможности свободно уезжать из деревни. |
На прошлом уроке мы говорили об индустриализации. И мы можем сказать, что для проведения реформ в промышленности требовалось поступление новых средств, назовите какие источники? Какую политику стала проводить власть в 30-х гг в сельском хозяйстве? В настоящее время не утихают споры о цене «большого скачка» оправданы ли эти меры или нет? |
Извлечение информации |
формирование основ социально-критического мышления. Выдвижение версий |
||||||
Актуализация |
Точка зрения Бухарина является наиболее правильной, он предлагает создать материальную заинтересованность крестьян. Но мы понимаем, что будет проводиться план модернизации И.В. Сталина |
В стране к середине 1929г сложилась опасное положение. Рассмотрите различные точки зрения на выход из кризиса. Работа с предложением Н.И Бухарина, И.В. Сталина, первый пятилетний план. Чья позиция победит? Проблемный вопрос: «Коллективизация – успех или трагедия крестьянина труженика» |
Работа с историческим материалом |
Собственный взгляд на различные подходы. Умение анализировать и сопоставлять |
||||||
Изучение нового материала. |
Первый этап это1928-1930гг. Статья Сталина «Год великого перелома», безумная гонка коллективизации, загоняли силой в колхозы и как итог массовое выступление крестьян. Второй этап 1930-1934гг. Интенсивная борьба с кулачеством как с классом. Проведение сплошной коллективизации, голод и жесткие меры по отношению к крестьянам. Попытка оправдаться статья Сталина в «Правде» «Головокружение от успехов» Третий этап 1934-1937гг. завершение объединения в колхозы и борьба с единоличником. Коллективизация – массовое создание в деревне коллективных хозяйств (колхозов) Кулак- зажиточные крестьяне, пользующиеся наѐмным трудом Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Изучение фактов, работа с источниками, определениями Анализ и синтез, подведение под понятия, причинно-следственная связь Раскулачивание- «Раскулачивание — политическая репрессия, применявшаяся в административном порядке местными органами исполнительной власти по политическим и социальным признакам на основании постановления ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г. Женщины пытались прокормить своих голодных детей и уносили колоски с полей, за это их сажали в тюрьма, даже расстреливали |
Ребята сейчас мы будем работать в группах и проведем анализ этапов коллективизации. Работа с документами и учебником На основе полученных знаний дайте определение понятия «коллективизация», «кулак», «раскулачивание». Дайте оценку таким законам как «О пяти колосках», «Об охране социалистической собственности» |
Изучение фактов, работа с источниками, определениями |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Анализ и синтез, подведение под понятия, причинно-следственная связь
|
||||||
|
Попытка оправдать свои действия перед народом свалить всю вину на местную власть. Лишение крестьян собственности, голод, уничтожение ни в чем не повинных людей, массовые расстрелы, ссылки. Создание крупных коллективных хозяйств путем очень жестких мер |
С чем по вашему мнению, было связано появление в 30-х гг многочисленных статей и постановлений о борьбе с «перегибами»? Назовите последствия коллективизации. |
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательны х задач |
Представление собственного мнения, формирование своих взглядов на проблему. Привлечение индивидуальных знаний Понимание общих исторических закономерностей |
||||||
|
Модернизация сельского хозяйства в 30-х гг. проходила в несколько этапов. Использовались жесткие меры, которые позволили получить средства для развития промышленности, но цена была слишком велика, миллионы жертв, установление жесткой зависимости крестьян от государства |
А теперь давайте попробуем все, что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами материал. Назовите основные этапы? |
Дают определения, работа с датами, фактами
|
Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности. |
||||||
Первичное закрепление |
Дают оценку политике власти в 30- егг. Если бы политика власти была достаточно продуманной, более мягкой, то можно было бы избежать и массовый голод, и политику переселения, расстрелы. Дать крестьянам участки, забирать только часть урожая. Создать колхозы, но сделать так, чтобы крестьяне сами добровольно в него вступали. |
Как вы думаете, модернизация проводимая партией в сельском хозяйстве была оправдана или нет? Можно ли было найти другой метод развития в сельском хозяйстве? Предложите свои решения? |
Работа с документами, фактами |
Формирование толерантности как нормы, уважительное отношение к мнению других Формулируют собственное мнение. Причинно-следственные связи, коммуникативные умения, умение анализировать |
||||||
Самостоятельная работа |
Работа учащихся по заполнению таблицы |
Составьте таблицу «Коллективизация положительное и негативное» |
Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное. |
||||||
Познание нового путем изучения краеведческого материала. Защита проектов |
Учащиеся рассказывают о нелегкой судьбе жителей в годы коллективизации. ( 1 группа проводила исследования по теме: «раскулаченные семьи в селе», 2 группа- «трудовая жизнь в колхозе «Восток»). |
Учащимся было предложено провести краеведческую работу и подготовить мини проекты по теме « Коллективизация в с. Коровье в 30-е гг» |
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний |
формирование целостного мировоззрения. умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов |
||||||
Закрепление материала |
Высказывают свои предположения. Доказывают правильность своего ответа. Учащиеся вступают в диалог, дают свою оценку проводимой политике. Говорят о просчетах и достижениях. Отвечают на проблемный вопрос: «Коллективизация – успех или трагедия крестьянина- труженика» |
В настоящее время не утихают споры о цене «большого скачка» в 30- е гг. Некоторые историки считают, что проводимая политика большевиков в сельском хозяйстве оправдана. Другие утверждают, что такие меры, жертвы привели к тупиковому пути развития нашего сельского хозяйства |
Использование конкретно исторического материала |
Умение отделять оцениваемые поступки от самого человека. Поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки. |
||||||
Рефлексия |
Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия. |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Рефлексия: Незаконченная фраза Меня удивило… Я узнал… Мне больше всего удалось… Я думал… За это я могу себя похвалить… Было трудно… Урок навел меня на размышление… Я недоволен потому что… |
Применение полученной информации Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Оценивание результата своих действий, определения степени успешности выполненной работы, осознания причин своего успеха или неуспеха для нахождения выхода из ситуации в диалоге с учителем или самостоятельно |
||||||
Домашнее задание |
Выбирают задание из предложенных учителем с учѐтом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание |
1.§16 2. Заполнить таблицу
3. Написать сочинение-эссе «Коллективизация и раскулачивание – рукотворная трагедия» или «Мои мысли о сплошной коллективизации». 4.стр 141 задание 6 рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем» |
|
Личностное самоопределение |
Таблица: «Коллективизация в СССР: основные черты и результаты».
Коллективизация |
Положительные
|
Негативные |
Создана материально-техническая и организационная база для повышения производительности сельского хозяйства. Государство получило средства для развития промышленности. |
Насильственное создание колхозов. Раскулачивание, репрессии. Массовый голод 1931-1932гг. Огромные жертвы. Ухудшение правового положения крестьян. |
Павлова Оксана Викторовна – учитель истории и обществознания МКОУ «Коровинская СОШ»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.