Технологическая карта урока истории в 5 классе "Боги и герои Древней Греции"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока истории в 5 классе "Боги и герои Древней Греции"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
5 кл—11 кл +1
24.06.2022
Технологическая карта урока истории в 5 классе "Боги и герои Древней Греции"
Урок истории в 5 классе по теме "Боги и герои Древней Греции" с элементами геймификации в виде театрализации "Встреча богов на Олимпе"
Технологическая карта урока истории. Боги и герои Древней Греции .doc

 Технологическая карта урока

Тема урока

Боги и герои Греции

Автор

Судакова Любовь Ивановна, учитель истории и обществознания  МБОУ СОШ №20

Класс

5

Тип  урока

изучение нового материала

Цель урока

- образовательная: познакомить с содержанием мифов о богах и героях ;

-развивающая: развивать умения установить взаимосвязь на примере религиозных верований греков с родом их занятий, с природными явлениями, нашедшими отражение в мифах

 

 Планируемые  УУД

 Личностные:

-       понимание культурного многообразия мира на примере истории и культуры Древней  Греции;

-       осмысление  нравственного опыта предшествующих  поколений на примере древнегреческой  мифологии;

-       формирование устойчивого познавательного интереса к истории;

-       воспитание  чувства взаимоуважения;

-       уважение к памяти народов  Древней Греции и его истории.

Метапредметные:

1.      регулятивные:

-       сознательная организация собственной деятельности при индивидуальной работе, работе в группе, фронтальной  работе;

-       формирование  умений  определять цели, этапы, результаты своей деятельности и представить  ее в виде работы со схемой, таблицей, текстами,  атласом;

-       развитие  умения ставить образовательные цели,  планировать пути достижения целей, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, осуществлять коррекцию и оценку своих действий;

2. коммуникативные:

- готовность к сотрудничеству;

- участие в работе группы, определение  проблемы  в учебной и жизненно-практической деятельности, развитие  умения высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3.  познавательные:

-       умение работать с учебной информацией;

-       развитие  умения  работать со знаками, символами, изобразительными средствами, адаптированными и неадаптированными  текстами;

Предметные:

-       развитие умений работать с текстом,  картой;

-       овладение и оперирование понятиями - миф, боги  и  герои;

-       анализ мифов, выделение в их содержании культурно-исторических фактов

Основные  понятия  урока

Обожествление древними греками явлений природы. Олимпийские боги — покровители природы и хозяйства. Древнегреческие герои. Цикл мифов о Геракле

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебник  Михайловский, Ф.А.  история. История Древнего мира. 5 класс. М.- Русское  слово, 2013;

  карта «Древняя  Греция»;

атлас по истории Древней Греции; доска, проектор; ноутбук, экран;

 

 Структура  урока:

 

Этапы урока

Цель  этапа  урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающегося

Формируемые  УУД

 

 

Организационный момент 

Организация обучающихся на основную учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу

 

Приветствуют учителя Самоорганизация  обучающихся.

 

Формируются знания морально –этических норм (Л);

Умение концентрировать внимание (Р);

Актуализация  знаний

 

 

Вовлечение учащихся в работу по постановке цели урока.

 

Сегодня мы  продолжим знакомство с историей и культурой  страны, которую я показываю на карте (показ учителем  Греции)

Ответы учащихся.

-Греция!

 

Установление целевых приоритетов (Р);

Мотивация  учебной  деятельности

Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы

Организация работы     с персоналиями по поэме Гомера «Илиада»

Зад 1: Распределите персоналии в два лагеря: троянцы и ахейцы (греки):  Ахиллес, Гектор,  Агамемнон, Патрокл, Парис,  Одиссей.

 Зад 2.  Кого еще  Гомер называет среди героев «Илиады»?

3.Решение логического задания в парах . Небожители в поэме Гомера «Илиада»  участвовали в сражениях на стороне  и троянцев и греков . Вам  предстоит вспомнить, кто из богов вступил в противоборство, то есть из двух перечней составить 4 пары богов, сражавшихся у стен Трои.(приложение 1)

4.  Зад: Определите тему урока.

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

 

Обучающиеся заполняют таблицу. Индивидуальное задание.

  Ахейцы

Троянцы

 

 

 

  Ответ учащихся: боги.

 

 

 

Обучающиеся   работают в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Обучающиеся   формулируют тему урока.

Установление причинно - следственных связей с использованием имеющихся ресурсов,  знаний, представлений о специфике  развития  древних  цивилизаций ,  атласов  и  карт (П);

Владение устной речью (П и К);

   

 Этап изучения нового  материала

 

 

 

 

 обеспечение восприятия, осмысления учебного  материала

Учитель организует работу  на основе  театрализации «Встреча богов на Олимпе» (приложение 2)

Задание: в процессе  представления, подготовленного вашими одноклассниками, вам предстоит  выяснить: как в религии греков отразилась жизнь, занятия, природа древней Греции (учитель раздает  обучающимся в парах рабочие листы с таблицей для внесения данных)

 

 

 

 

 Работа в  парах.

Рабочие листы групп «Боги Древней Греции», выполнение заданий (приложение3).

- характеризовать основные занятия населения Древней Греции (П.);

- выделять особенности развития греческой цивилизации, отличие  от цивилизаций Древнего Востока (П.);

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность (Р);

- выработка умений работать с  информацией, анализировать, сравнивать факты, делать выводы на основе  представленной  информации (Р);

- определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели (Р);

- готовность к сотрудничеству с одноклассниками (К);

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок (П и Р);

 

 

 

 Первичное

закрепление  и коррекция

выявление пробелов изученного материала, коррекция неверных представлений учащихся;

   Выступает в роли модератора.     

 

 

 Обучающиеся представляют результаты своей  работы    .

Представление  образовательного  продукта.

     

-Умение  выражать свои мысли (П);

-управление собственным поведением (Л и К);

-контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция (Р);

 -оценивание изучаемого  содержания (Л);

-умение осознанно и произвольно строить  речевые высказывания (П);

 

Динамическая  пауза

Повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности обучающихся во время урока, формирование основ ЗОЖ

1.Богиня Эрида принесла на пир богов   виноградную кисть(-).

2.Богиня Эрида принесла на пир богов  яблоко(+)

3. На яблоке было написано : красивейшей(-).

4.На яблоке было написано :прекраснейшей(+).

5.Из-за спора о том, кто является самой прекраснейшей заспорили Афина, Гера и Афродита(+)

6. Спор  между богинями разрешил Зевс(-)

7 Спор между богинями разрешил Парис(+)

 При  правильном утверждении обучающиеся  топают ногами и хлопают руками. При неправильном  утверждении  покачиваются из стороны в сторону.

Регулятивные  и коммуникативные  УУД;

 

Практикум

Работа с текстовымии контрольно-измерительными материалами

  Учитель организует  решение  теста: «Да» и «Нет» с последующей взаимопроверкой.

(приложение 4)

Индивидуальное выполнение  теста обучающимися, взаимопроверка..

– применять знания в новой учебной ситуации (П)

-контроль и оценка результатов деятельности (П);

 

 

Рефлексия и коррекция

осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса; выявление уровня овладения знаниями

 Организовать рефлексивный анализ учебной  деятельности.

 Прием «  Синквейн»: учащимся предлагается  сочинить синквейн 

 Боги.

Могущественные, сильные.

 Покровительствуют, защищают, помогают.

В мифах отразилась природа.

Олимпийцы.

 Обучающиеся представляют свои  синквейны.

 

   Формулирование достигнутых результатов    в устной и письменной форме (Р);

выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения и учет разных точек зрения (К);

установление обучающимися  значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов (Л);

Формулируют простые выводы (К);

Обосновывают и оценивают собственную деятельность, отделяют знания от незнания и прогнозируют будущую деятельность (П);

Регулирование  и координация деятельности учеников (Р);

 

Домашнее задание

 

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания.

 

Объясняет домашнее задание. § 24 читать, пересказывать, отвечать на вопросы. Пункт 3 для самостоятельного изучения.

Дополнительные  задания:

- создать свой кроссворд по параграфу.

-объяснить значение  терминов  «сатиры» и «нимфы» с использованием Интернет-ресурсов.

Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

 

 

 Приложение 1.

За троянцев сражались

На стороне греков выступали

   1. Арес       

 2. Артемида         

  3. Ксанф

 4.Аполлон

1. Афина

2. Гера

3. Гефест

4. Посейдон

Ответ: Арес – Афина, Артемида – Гера, Гефест – Ксанф, Аполлон – Посейдон.

 Приложение 2.

Представление « ВСТРЕЧА БОГОВ НА ОЛИМПЕ»

(Костюмы богов сделать несложно. На голову одеваются бумажные веночки на подобие лавровых, на ноги - плетеные сандалии (их легко дополнить до плетеных тесемками.) Все боги заворачиваются в простыню, а на грудь прикрепляют табличку с именем соответствующего бога, которое желательно написать остроконечными буквами на манер греческих.)
Ведущий: Главный бог греков  устраивал пир в своем дверце на вершине горы Олимп.(показ  на карте г. Олимп)  Звали его Зевс. Греки изображали Зевса мужчиной средних лет с бородой, молнией в руке. Отцом его был бог Крон, которому было предсказано, что он погибнет от руки своего сына, поэтому Крон поедал своих сыновей. Зевс, благодаря  доброте слуг, остался жив и,  убив отца, стал править на Олимпе.

Зевс: Я - царь богов и людей.

Я приглашаю гостей к себе на пир в свой дворец на Олимпе (показывает  по карте). Гермес, вестник богов, выполнил мою волю, созвал всех  высших богов на пир. Входите гости дорогие, приглашенные. Садитесь рядом со мной, моя супруга – Гера и наши дети-близнецы: Аполлон, Артемида, Афина, Гермес, Арес, Гефест. Я – сильнейший из богов. Я – бог громовержец. Владычество над миром я поделил со своими братьями. Братья мои, подойдите ко мне – Брат Аид, брат Посейдон

Ведущий: входят братья. Первым берет слово Аид. Его греки изображали мрачным и сердитым мужчиной.

Аид: Я – бог Аид, владыка царства мертвых. Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет никому возвращения из моего царства. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в мое царство. И только моей супруге Персефоне можно покинуть мое царство на время. Каждую весну она  возвращается к своей матери –Деметре. богине  земледелия и  расцветает природа. Нам богам сверху все хорошо видно.

Ведущий: слово взял бог Посейдон. Греки изображали его могучим мужчиной, с горделивой осанкой.

 Посейдон: Я – Посейдон, морской владыка. Ударю я трезубцем – поднимется на море страшная буря, вздымятся огромные волны, как легкие скорлупки разбрасываю я корабли. Так было, когда Одиссей обидел моего сына. Все помнят как его зовут и как я это сделал(?  Ответы обучающихся))Отложу трезубец – и утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, а я спускаюсь на дно моря в великолепный дворец, где живу со своей женой Амфитритой .

Ведущий: приветствует богов  богиня Гера.

Гера: Я – жена Зевса, я – могущественна и красива. Когда я вхожу в пиршественный зал, все боги встают, приветствуя меня. Наш сын Гефест, бог кузнечного дела и огня, выстроил для нас - богов прекраснейший дворец.

Ведущий: все боги встали, приветствуя Геру. А теперь слово дадим детям – Артемиде, Гефесту, Афине, Аполлону, Афродите.

Артемида: Я – богиня охоты. С колчаном за спиной, с луком в руках я выслеживаю дичь по горам и лесам. Моими спутниками являются нимфы. Это низшие божества, им не место сегодня среди нас

Ведущий: нимфы – низшие божества, населяющие леса, реки и горы лишь иногда  поднимались на Олимп и участвовали в пирах.

Гефест: Я – Гефест, бог кузнечного ремесла. Родился я хилым,  болезненным и Гера в гневе сбросила меня с Олимпа. Так я на всю жизнь остался хромым. Я не люблю праздности.

Ведущий: Арес.

Арес: Я -  Арес, бог войны. Меня люди зовут на помощь, когда идут друг на друга войной.( Возможен вопрос: а какие войны вели вы, грек, и с кем?)

Ведущий: Афина.

Афина:  Я – любимая дочь Зевса. В полном вооружении: в шлеме, с острым копьем вышла я из головы Зевса. Я – богиня воительница. Это моим именем греки назвали свой родной город, так как я дала им вечнозеленое дерево – оливу, из плодов которого - оливок – вы, греки, готовите масло, которое употребляете в пищу, освещаете жилище. Я – искусна в ткачестве. Не переношу соперничества. Простая смертная – Арахна, осмелилась состязаться со мной и я превратила ее в безобразного паука.

Ведущий:Аполлон.

Аполлон: Меня называют самым прекрасным из богов, покровителем искусства. Я также прекрасный стрелок – бью без промаха своих врагов.

Ведущий: Афродита.

Афродита: Ты не прав, нет меня прекрасней на Олимпе. Меня – богини Афродиты. Я – богиня любви и красоты, когда я ступаю по земле, всюду благоухают цветы, львы и волки следуют за мной, как ручные .

Ведущий: входит опоздавший Дионис

Дионис: В гости пришел я к Зевсу и к тебе Гера. Принес я вам угощение – виноград, ведь я являюсь покровителем виноградарства. Пейте,   жители  Олимпа, и веселитесь.

Ведущий: неожиданно входит богиня Эрида.

Эрида: Я – богиня ссор, раздоров

            Я на пир не позвана.

            И тогда решилась я

             К вам прийти сюда сама.

            И соблюдая правила приличия -

            Я подарок принесла.

Ведущий: на этом мы покинем пир, оставим богов наедине с собой.  

  Приложение 3.

 Рабочий лист. Таблица « Боги Древней Греции»

Имена богов

Покровителями каких занятий они считались\Какие занятия греков  отражены в  мифах о богах

Какие явления   жизни и быта объясняются действиями богов

Какие явления природы нашли отражение в   мифах о богах

ЗЕВС

 

 

 

ПОСЕЙДОН

 

 

 

АИД 

 

 

 

ГЕРА

 

 

 

АРТЕМИДА

 

 

 

АПОЛЛОН 

 

 

 

АФИНА

 

 

 

АФРОДИТА

 

 

 

ДЕМЕТРА

 

 

 

ДИОНИС

 

 

 

ГЕФЕСТ

 

 

 

ГЕРМЕС

 

 

 

АРЕС

 

 

 

низшие божества

 

 

 

 

Ответ:

Имена богов

Покровителями каких занятий они считались\ Какие занятия греков  отражены в  мифах о богах

Какие явления жизни  и быта объясняются действиями богов

Какие явления природы нашли отражение в   мифах о богах

ЗЕВС

 

покровитель всего человечества

 

дождь, гром и молния, гроза, движение туч по небу

ПОСЕЙДОН

 

мореплавание

 

морские стихии (бури, землетрясения)

АИД 

земледелие

смерть людей

 

ГЕРА

 

брак

 

АРТЕМИДА

 

животные и охота

 

 

АПОЛЛОН

искусство

 развитие искусств

появление солнца

АФИНА

оливководство, ремесло\война

выращивание олив, возникновение ремесла и знаний, возникновение 

 

АФРОДИТА

мореплавание

возникновение земной любви

 

ДЕМЕТРА

сельское хозяйство, земледелие, садоводство

 

смена времен года

ДИОНИС

театральное искусство и виноделие

виноградарство, появление театра

 

ГЕФЕСТ

кузнечное ремесло

  

вулканы

ГЕРМЕС

торговля, путешествия

появление и развитие торговли

 

АРЕС

война

начало войн

 

ЭРИДА

 

ссоры, раздоры

 

 

 Приложение 4.

 1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп».

 2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс.

 3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых.

 4.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и  быстрыми, как спортсмены.

 5.У каждого дела был свой бог - покровитель.

 6. Зевс – Посейдон - Аид - это главные боги.

 7. Сатиры и нимфы – это   высшие боги

 8. Дионис - бог  виноградарства в Греции.

 9. В  мифах о богах отразилась природа Греции

 Ответ: 1+,2+,3-,4-,5+,6+,7-, 8+, 9+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имена богов

Покровителями каких занятий они считались

Какие явления объясняются действиями богов

Атрибуты

ЗЕВС

(бог Земли и неба)

покровитль всего человечества

дождь, гром и молния, гроза, движение туч по небу

орел и молния

ПОСЕЙДОН

(бог морей)

мореплавание, коневодство

морские стихии (бури, землетрясения)

трезубец и дельфин

АИД

(бог подземного царства)

земледелие

смерть людей

цербер, колесница, запряженная черными лошадьми

ГЕРА

(богиня хранительница семьи)

брак и супружеская верность, женщины и дети

брак

покрывало, диадема

АРТЕМИДА

(богиня природы и охоты)

животные и охота

возникновение заговоров и ритуалов

лань, золотой лук и стрелы

АПОЛЛОН (ГЕЛИОС)

(бог солнца и искусств)

искусство

появление солнца и развитие искусств

кифара, лавровый венок

АФИНА

Богиня войны и мудрости

ремесло

возникновение ремесла и знаний

копье, щит, шлем,сова

АФРОДИТА

(богиня любви и красоты)

мореплавание, цветение и плодородие

возникновение земной любви

яблоко, зеркало

ДЕМЕТРА

(богиня плодородия)

сельское хозяйство, земледелие, садоводство

смена времен года

пучок колосьев

ДИОНИС

(бог растительных сил природы)

театральное искусство и виноделие

виноградничество, появление театра

жезл, увитый виноградной лозой, гроздь винограда

ГЕФЕСТ

(бог огня и кузнечного дела)

кузнечное ремесло

Прометей похитил огонь и дал людям

молот и наковальня

ГЕРМЕС

(вестник богов)

торговля, путешествия

появление и развитие торговли

жезл, крылатые сандали и шлем

АРЕС

(бог войны)

война

начало войн

меч, доспехи

низшие божества

(сатиры - низшие козлоногие лесные божества

нимфы - юные девы, олицетворяющие силы и явления природы)

музыкальные инструменты

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Предметные: - развитие умений работать с текстом, картой; - овладение и оперирование понятиями - миф, боги и герои; - анализ мифов, выделение в их содержании…

Предметные: - развитие умений работать с текстом, картой; - овладение и оперирование понятиями - миф, боги и герои; - анализ мифов, выделение в их содержании…

Греции)Ответы учащихся. -Греция!

Греции)Ответы учащихся. -Греция!

Трои.(приложение 1) 4. Зад:

Трои.(приложение 1) 4. Зад:

П и Р); Первичное закрепление и коррекция выявление пробелов изученного материала, коррекция неверных представлений учащихся;

П и Р); Первичное закрепление и коррекция выявление пробелов изученного материала, коррекция неверных представлений учащихся;

Афина, Гера и Афродита(+) 6.

Афина, Гера и Афродита(+) 6.

Покровительствуют, защищают, помогают

Покровительствуют, защищают, помогают

Арес 2. Артемида 3

Арес 2. Артемида 3

Ответы обучающихся))Отложу трезубец – и утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, а я спускаюсь на дно моря в великолепный дворец, где живу со своей женой

Ответы обучающихся))Отложу трезубец – и утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, а я спускаюсь на дно моря в великолепный дворец, где живу со своей женой

Афродита: Ты не прав, нет меня прекрасней на

Афродита: Ты не прав, нет меня прекрасней на

АРТЕМИДА

АРТЕМИДА

ДЕМЕТРА сельское хозяйство, земледелие, садоводство смена времен года

ДЕМЕТРА сельское хозяйство, земледелие, садоводство смена времен года

Имена богов Покровителями каких занятий они считались

Имена богов Покровителями каких занятий они считались

АИД (бог подземного царства) земледелие смерть людей цербер, колесница, запряженная черными лошадьми

АИД (бог подземного царства) земледелие смерть людей цербер, колесница, запряженная черными лошадьми

ДИОНИС (бог растительных сил природы) театральное искусство и виноделие виноградничество, появление театра жезл, увитый виноградной лозой, гроздь винограда

ДИОНИС (бог растительных сил природы) театральное искусство и виноделие виноградничество, появление театра жезл, увитый виноградной лозой, гроздь винограда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2022