Технологическая карта урока истории в 5 классе с использованием ресурса платформы МЭО "Восстание Спартака"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока истории в 5 классе с использованием ресурса платформы МЭО "Восстание Спартака"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
5 кл—11 кл +1
24.06.2022
Технологическая карта урока истории  в 5 классе с  использованием ресурса платформы МЭО "Восстание Спартака"
Урок истории по теме "Восстание Спартака" построен на основе работы с ресурсами платформы МЭО "Всеобщая история" 5 кл.
Технологическая карта урока истории в 5 классе Восстание Спартака.doc

Технологическая карта урока истории.

 

Тема урока

Восстание Спартака.

Место и роль урока в изучаемой теме

третий урок в  теме XV. Гражданские войны в  период Римской Республики

Цели урока

формирование у учащихся представления о восстании рабов под руководством Спартака как о самом масштабном и организованном восстании рабов Древнего Рима, о значении его образа в мировой культуре;

- развитие умений оценки исторического события; умения решать проблемные задачи;

- воспитание представления о свободе как о высшей ценности, за которую необходимо бороться

Задачи

– способствовать формированию навыков получения информации от исторической карты, умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.

развивать интерес к истории, мотивацию к учению;

- акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости;

Оборудование:

 

учебник: Михайловский Ф.А. . «История Древнего мира». Просвещение, 2018 г.

компьютер,

 -использование ресурса МЭО «Всеобщая история.  Занятие 5. ИУ№5,6

Тип урока

– комбинированный

Характеристика видов деятельности  

Исследование: раскрытие содержания иллюстрации,  работа по карте , решение заданий в МЭО

Планируемые предметные результаты

Научатся рассказывать о восстании Спартака, опираясь на историческую карту

 

 Структура урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.(2 мин)

Цель:

-содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

  Мы продолжаем знакомиться с историей Древнего Рима. Наш урок открытый, здесь присутствуют учителя нашей школы, поприветствуем их.   Желаю быть активными, внимательными, желаю каждому из вас проявить свои способности.

Приветствуют учителя и гостей.

 

 

 

2.Актуализация знаний(15 мин)

 Цель:

-установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания;

 

  1. Организация работы по карте, с понятийным аппаратом

1. Покажите и поясните  территорию Римского государства   в  8- 6 вв до н.э

2. Покажите территорию Римского государства  к 3 в. до н.э

3. Покажите территорию   Римского государства к середине 2 в. до н.э

 4. Работа с понятийным аппаратом. Напомните, как называются все захваченные вне Италии земли

5. Покажите и назовите  римские провинции

2. Беседа с классом

1.Назовите причины,  по которым Рим  победил  государства и превратил их в провинции

2.Мы помним, что  проблема римской армии  волновала  братьев Гракхов. Что они  предложили для усиления армии

3. Со смертью братьев  разорение   крестьян продолжалось, и это вновь угрожало армии. Кто предложил новую реформу армии. Как понимаете слово реформа

 3. Решение  проблемное  задания  Выберите мероприятия реформы Гая Мария (приложение 1)

 4.Решение заданий в  МЭО. Занятие 12, ИУ6.( на правой панели  задание с открытым ответом: Историческое обещание.  Отличительные черты)

Известным полководцем был и  Сулла, которого римляне за свои заслуги провозгласили диктатором.

 

1. Работают по карте, объясняют   положение., объясняют понятия.

1.(Рим и его окрестности)

2.( Весь Апеннинский п-ов)

3.( все Средиземноморье)

4.(провинции)  

5.( Сицилия, Сардиния, Корсика Азия, Африка, Предальпийская Галлия, Испания, Македония)

 

2. Участвуют в беседе. 1.(сила армии,флот, умелые полководцы, слабость других стран, принцип разделяй и властвуй, дисциплана в армии)

2. .( земельный закон, по которому   излишки земли  изымались у   крупных землевладельцев и раздавались бедноте, потому что бедняков не брали в армию и в легионы некого стало набирать)

3. ( Гай Марий, полководец) (изменение)

3.  Решают  пр. задание (ответ 1,4,5,:6)

 

4.  Работают с ресурсом МЭО.

3. Создание проблемной ситуации.(5 мин)

Цели:

-подведение детей к формулированию темы и проблемы урока;

 -организовать составление совместного плана действий

 

Проблемный вопрос:   что было главной добычей римлян  в ходе войн (рабы)

  В одном источнике я нашла  стихотворение. (приложение 2)    Это песня – рабов. Прочтите ее внимательно.  

-В каких словах заключен главный смысл песни. С чем же будем знакомиться сегодня.

  Совместно с обучающимися формулирует тему и проблему урока.

Понятно ли вам слово востание. назовите ассоциации .(бунт, мятеж,    выступление)

Могло ли восстание Спартака закончиться победой?

Что надо узнать, чтобы решить проблему?

1.Рабство в Риме.

2. Рабы - гладиаторы

3.Личность Спартака.

2. Дата, место, причины восстания.

3. Ход восстания.

4. Итог восстания.

Решают  проблемный вопрос.  

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока, ставят  цели.

Высказывают предположения

 

4. Открытие нового знания.

Цели:

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала

- содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

- обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

 Организация работы с заданиями ресурса МЭО. Занятие 12. ИУ  5.

1.       Работаем с рубрикой «Изучаем  как жили рабы».

 Зад: Пробегите глазами текст. Какие источники рабства здесь названы.  Найдите источники рабства, присущие Риму.

2.      Работаем с рубрикой  «Изучаем схему»

Как продавали рабов. Чем отличается отношение к рабам в Риме от Греции ( их называли  «говорящие  ОТ»)

Кого продавали

Мог ли раб получить свободу: Как? ( вновь действует принцип «разделяй и властвуй)

Как жили рабы?

3.Работаем с рубрикой «Чем занимались  рабы»

Зад: Пробегите текст рубрики «Чем занимались рабы» и  скажите,  что нового о занятиях рабов вы узнали:

Мирмиллон -  морская рыбка

 Ретнарий-   буквально « человек- сеть», гладиатор с сетью

Самнит- гладиатор в вооружении экипировки воина  из Самнии ( меч, щит, поножа, шлем. Поножа-  щиток для ног, количество их  регламентировалось)

4.Возвращаемся к  рубрике(выше)  заданием с открытым ответом( Сколько рабов , столько и врагов)

5.Работа с рубрикой «Изучаем восстание Спартака» Перед вами  3 предмета. Определите, какое отношение они имеют к восстании.(кухонный нож,  веревка,   пиратский флаг)

  Учитель: 74 г.до н.э – бегство  гладиаторов из  школы в г.Капуя. Восставшие покинули город и организовали лагерь на горе Везувий близ Капуи. Испугало ли  бегство  рабов римлян?  Нет, пока к рабам Спартака не стали присоединяться рабы окрестных  имений. Пока воины Спартака не стали ковать себе оружие. Римляне послали войско к подножию Везувия, перекрыв единственный спуск  с вулкана. Воины Спартака сплели  из виноградных лоз веревки и спустились с Везувия. Именно отсюда начинается захватывающее приключение Спартака и его сторонников

6  Организация работы с  картой. Давайте и мы с вами совершим путешествие теми путями, которыми прошли восставшие.

 Зад: прочитайте карту

7. Решение логического задания: 

1.предположите по карте, чем закончилось восстание Спартака?

2.Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение?  

 8. Значение восстания:Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу.

Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам.

 Работают с ресурсом МЭо.

 

 Работают с текст рубрик.

Читают текст, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Запись понятия:

  Гладиаторы- рабы, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения публики.

Школа гладиаторов-

Амфитеатр-( правая панель, Словарь)

 

Причины восстания:

1. Недовольство рабов своим положением.

2. Насильное обучение военному делу.

3. Несправедливое отношение хозяина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос:

Восстание закончилось поражением.

Высказывают предположения

1. Неопытность воинов армии Спартака.

2. Отсутствие чёткого плана действий восставших.

3. Обман пиратов.

5. Выражение решения проблемы

Цели:

-обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Могло ли восстание Спартака завершиться успехом?

(Выслушиваются ответы учащихся)

 

Высказывают предположения.

6. Контроль

Решение задания ресурса МЭО  

 

 7.Рефлексия, оценивание

 

 

8. Домашнее задание.

Цель:

-обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Объясняет домашнее задание и способы его выполнения. Составить рассказ от имени участника восстания.

Записывают задание в дневник.

 Приложение 1.

Решение творческого задания .Выберите мероприятия реформы Гая Мария

  1.  Набор в армию бедняков.
  2. Служить должны были все.
  3.  Служба продолжалась 1 год
  4.  Служба продолжалась  16 лет
  5. За службу в армии платили жалование
  6.   Армия стала профессиональной.
  7.  После окончания службы  ветеран получал участок общественной земли.

Ответ: 1,4,5,6

     Приложение 2

Физкультминутка

Понятия

Определения

1.Консул

А)Захваченная Римом территория

2.Республика

Б)Способ управления государством (от латинского «общественное дело»)

3.Провинция

В)Высшая должность в республике, военный руководитель

4.Диктатор

Г)Организационная единица римского войска

5.Легион

Д) Человек, к которому в случае крайней опасности переходила  вся власть в Риме, как к царю, но не белее чем на полгода

   Приложение 3. 

Песня  воинов- рабов

Свобода! Свобода» Богиня  богинь!

……………………………………….

 Когда нападут легионы врагов, -  

В мечи превратишь ты оковы  рабов!

И в странах позора, где царствует  гнет,

Пусть самый ленивый оружье берет!

Свобода! Свобода! Богиня  богинь!

Тебя призывая, мы рвемся к мечам!

К оружью, товарищи, смерть палачам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитай тексты 1-2 и ответь на вопросы.

Текст 1.

...Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами.

Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. В 73 г. до. н.э. двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени. Рассказывают, что однажды, когда Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплеменница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве...

Текст 2.

Родился Спартак около 120 года до н.э. во Фракии. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он поступил на военную службу в состав вспомогательных фракийских войск в римской провинции Македония и проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в десять человек. Он мог бы постепенно добиться высокого положения в римской армии, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и встал на защиту своей родины. В одном из сражений его, раненного, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе.

В гладиаторской школе Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. За шесть лет подготовки в гладиаторской школе Спартак со своим хозяином объехал почти все города Италии, где принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны. Своей силой и храбростью он настолько превосходил своих противников, что слава о непобедимом фракийце гремела по всем циркам Италии.

В 76 году до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Хозяин школы гордился своим выдающимся учеником, считался с его мнением и во всем ему доверял. Спартак развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном фракийцы, галлы и германцы, считавшие, что лучше пойти на крайний риск ради свободы, чем рисковать своею жизнью на арене для потехи зрителей.

Вопросы:

1. Год начала восстания.

2. Место восстания.

3. Причины восстания.

4. Сколько рабов подняли восстание в гладиаторской школе?

5. На какие качества Спартака обращает внимание автор?

6. Чем были вооружены восставшие рабы?

Текст 3.

Хотя силы Спартака после этого поражения уменьшились, он сумел нанести еще несколько грозных ударов римлянам. Вождь восставших рабов по-прежнему считал, что в сложившихся невыгодных условиях надо избегать сражения, но его войско требовало идти на Красса. Спартаку пришлось подчиниться.

Красс также спешил. Он хотел покончить с восстанием, пока не подошли легионы Помпея, уже высадившиеся в Италии. Вскоре армии Красса и восставших рабов выстроились друг против друга. Перед началом боя к Спартаку подвели коня. Спартак выхватил меч и убил его. “Если мы победим, воскликнул Спартак, — я отберу у врагов много хороших коней. Если мы потерпим поражение, мне не понадобится и мой!”

Сражение было ожесточенным. Рабы понимали, что это их последний бой. Спартак сражался впереди, пытаясь пробиться к Крассу. Ему удалось сразить двух телохранителей римского полководца. Но вскоре он был ранен. Опустившись на одно колено, Спартак продолжал' сражаться до тех пор, пока не пал под ударами врагов, но не отступил ни на шаг.

Восстание рабов было подавлено. После битвы римляне обнаружили 3000 невредимых пленных легионеров в лагере побеждённых. Тело Спартака, однако, так и не нашли. С захваченными в плен рабами и гладиаторами Красс расправился беспощадно. Остатки армии Спартака перехватил и истребил Помпеи. Более 6 тысяч пленных были распяты на крестах на дороге от Капуи до Рима. Помпей доносил сенату: “Красс выиграл битву, а я с корнем вырвал войну!”

Помпей отнял у Красса значительную часть славы. Как покоритель Испании Помпей получил триумф. Красс даже не пытался требовать почестей для себя. Сенат признал неуместным и недостойным отмечать победу над таким противником, как восставшие рабы. Примерно 6000 захваченных рабов было распято вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима. Красс так и не отдал приказа снять тела с крестов, они висели на них годами, а, возможно, десятилетиями.

Около 5000 рабов из армии Спартака бежало на север. Позже их разбил Помпей, благодаря чему он получил лавры полководца, окончившего эту войну.

Вопросы:

7. Какова судьба армии Спартака и его самого?

8. Почему Красс не получил от сената право на триумф?


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока истории

Технологическая карта урока истории

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Проблемный вопрос : что было главной добычей римлян в ходе войн (рабы)

Проблемный вопрос : что было главной добычей римлян в ходе войн (рабы)

Сколько рабов , столько и врагов) 5

Сколько рабов , столько и врагов) 5

Рефлексия, оценивание 8

Рефлексия, оценивание 8

И в странах позора, где царствует гнет,

И в странах позора, где царствует гнет,

Прочитай тексты 1-2 и ответь на вопросы

Прочитай тексты 1-2 и ответь на вопросы

Чем были вооружены восставшие рабы?

Чем были вооружены восставшие рабы?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2022