Технологическая карта урока истории в 6 классе
Тема урока Повседневная жизнь населения |
|||
Цели урока для учителя – создать условия для овладения знаниями и умениями по теме «Быт и нравы Древней Руси»; обучающие задачи – формирование представлений об историческом и культурном наследии Древней Руси; развивающие задачи – развитие хронологических представлений, умения работать с историческими источниками (поиск информации в разных источниках: текст учебника, сообщение одноклассников, рассказ учителя, иллюстрации, информация из Интернет); умений производить описание (реконструкцию), характеризовать условия и образ жизни людей Древней Руси; умение анализировать и объяснять различные исторические факты, проводить сравнение, определять в них общее и различия (образ жизни различных категорий населения); излагать причины и следствия исторических событий; воспитательные – воспитание уважения к культуре своего народа, осознания своей идентичности как гражданина страны, члена этнической группы; воспитание взаимоуважения к одноклассникам, пониманию возможности существования различных точек зрения. для учащихся – знать и понимать, что такое «быт», «повседневная жизнь», понимать особенности и отличия быта населения Древнерусского государства и древних славя; уметь составлять и заполнять сравнительную таблицу; уметь работать в парах, в больших группах; научиться публично выступать. Планируемые результаты (УУД) Предметные результаты - научатся определять термины «быт», «повседневная жизнь», понимать существенные различия в жизни разных слоев населения древних славян; получат возможность научиться давать краткую характеристику повседневной жизни древних славян; Личностные – осознание своей идентичности как гражданина страны, воспитание уважения к культуре своего народа; Регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; Познавательные – самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблемы; умение выделять главное, существенное; ориентация в возможностях информационного поиска; умение осознанно строить речевое высказывание; Коммуникативные – готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе. |
|||
Тип и вид урока - урок усвоение новых знаний Формы работы: - фронтальная - групповая - работа в парах. Методы обучения: - репродуктивный (сообщение одноклассника, рассказ учителя); - частично-поисковый (работа с текстом учебника, дополнительной информацией); - творческий (составление рассказа о повседневной жизни древних славян); - наглядный (мультимедийная презентация); - практический (заполнение таблицы). |
|||
Основные термины и понятия - быт, нравы, повседневная жизнь. |
|||
Перечень оборудования для учителя и учащихся: - мультимедийная презентация «Повседневная жизнь населения»; индивидуальные проекты «Жилища на Руси», «Одежда на Руси», «Праздники на Руси»; - раздаточный материал для учащихся: шаблоны таблиц; дополнительный материал, «заготовки сочинения «Один день из жизни жителя Древней Руси». |
|||
Учебник История России. 6 класс. Под ред. А.В. Торкунова. – Москва: Просвещение,2016 |
|||
Организационная структура урока
|
|||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия на уроке |
Организационный момент 1 минута |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку |
Настрой на начало урока, самоконтроль готовности к уроку |
Фронтальная беседа, индивидуальная работа учащихся |
Актуализация знаний
5 минут |
1.Вспомните понятие «культура» 2. какие виды культуры мы выделяем 3. Разделить понятия на 2 группы(духовная культура и материальная культура. 4.Рассказ с ошибками. (найти ошибки в тексте) |
Ответы учащихся на вопрос «культура», называют виды культуры.
Работа с терминами у доски.
Осознание того, что материальная культура – это повседневная жизнь, быт. |
Индивидуальная работа
|
Постановка цели задачи урока
5 минут
|
А теперь , давайте подумаем, о чём мы будем говорить сейчас? (СЛАЙД). А подсказкой вам будут следующие строки Русь могучая и бескрайняя, Люди были тогда всесильными, В избах деревянных жили, Занимались искусством знатным. Сами ткали, хлеба растили, Хоть и в лаптях ходили.
- Правильно, сегодня вы узнаете, как люди жили на Руси. Какая тема урока?
Цель урока? Что будете знать? Как будем изучать, с помощью чего? |
Отвечают на вопрос (повседневной жизни, как жили наши предки, о быте и нравах людей)
– тема урока о повседневной жизни древних славян,
С помощью учебника, презентации |
Фронтальная беседа с привлечение наглядности (слайды мультимедийной презентации)
|
Изучение нового материала
5 минут
|
Беседа по вопросам: ?Что включает в себя повседневная жизнь, из чего состоит?
Определение Быт – повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит Нравы - формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе
?На какие группы можно разбить население Древней Руси?
Быт одинаковый? ?Существует ли различие в повседневной жизни разных групп населения?
Проблемный вопрос: Какие группы населения жили богаче и легче на Руси в 9-12 веках ? Почему? |
Ответы: - Питание - Жилище - Одежда - Развлечение
Записывают определения в тетрадь
Группы населения: - Знать (князь, бояре, дружина) Простые жители: - Горожане - Крестьяне Нет Да, живут по- разному, потому что …
|
Фронтальная беседа |
Первичное осмысление и закрепление
15 минут
5 минут
4 минуты
1 минута
7 минут
|
Контроль правильности выполнения заданий
Составить рассказ «Один день из жизни (боярина, горожанина, крестьянина)
Организация выступления Демонстрация слайдов как визуальная поддержка выступления
Систематизировать термины по 3 группам(одежда, жилище, предметы быта) |
Прослушивание выступления одноклассников «Жилища на Руси», «Одежда на Руси», «Праздники на Руси». Изучение текста учебника. Заполнение разделов таблицы: -жилище - одежда - развлечение - питание Используя записи таблицы, составляют рассказ о жизни жителя Древней Руси
Определение выступающих Выступление перед классом с рассказом об одном дне (боярина, горожанина, крестьянина). Прослушивание выступающих. Выполнение задания у доски |
Работа в парах, по заполнению таблицы
Работа в парах
Работа по рядам, в парах
Индивидуальное или групповое выступление (зависит от решения группы) |
Итоги урока. Рефлексия 3 минуты
|
Вопрос: Что стало характерной чертой быта жителей Древнерусского государства?
Оцените свою работу в парах по пятибалльной системе, запишите оценки на листах.
|
Ответ: Существенная разница между образом жизни верхушки общества (знатными людьми) и основной массой населения.
На листах с таблицами выставляют оценки |
Фронтальная беседа
Работа в парах |
Домашнее задание 2 минуты
|
§11 , 1 ряд 1вопрос на с.97, 2 ряд 2 вопрос, 3 ряд 3 вопрос. Дополнительно по желанию найти информацию о воспитании детей в Древней Руси |
Запись домашнего задания в дневники |
Фронтальная, индивидуальная работа |
Приложение
1. Дополнительная информация
ПИТАНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
При раскопках в различных древнерусских городах археологи находят много остатков еды. Это, прежде всего, зерна различных злаков: ржи, ячменя, овса, пшеницы, гречихи. Из зерен обычно изготовляли крупы. Кроме того, из зерна делали пиво, квас, кисель. В знатных семьях пили заморские вина.
Основным горячим блюдом в Древней Руси была каша, которую заправляли растительным маслом. Мясо ели в основном жареное и только в домах бояр и князей, среди простых людей мясо ели только по большим праздникам. В семьях простых людей - крестьян, ремесленников мясо заменяла речная рыба, грибы. Сахара в Древней Руси не знали, вместо него использовали мед. Ели много молочных продуктов, особенно в богатых семьях: творог, сыр, сметана и масло. В простых семьях пили свежее и сквашенное молоко.
В летнее время излюбленным блюдом была «тюря» — предок современной окрошки, квас с покрошенным в него луком и хлебом.
Из овощей наиболее широким распространением пользовались репа, горох, морковь и лук. Знали в Древней Руси также огурцы, чеснок и особенно капусту.
Любопытно, что в старину умели заготовлять овощи на зиму — солить капусту и огурцы, мочить яблоки. Такие засоленные и замоченные овощи были не только в семьях знатных людей, но и в крестьянских семьях.
Современному человеку древнерусская еда показалась бы очень пресной, потому что соль была достаточно дорога и употреблялась мало.
Приложение
1. Дополнительная информация
ПИТАНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
При раскопках в различных древнерусских городах археологи находят много остатков еды. Это, прежде всего, зерна различных злаков: ржи, ячменя, овса, пшеницы, гречихи. Из зерен обычно изготовляли крупы. Кроме того, из зерна делали пиво, квас, кисель. В знатных семьях пили заморские вина.
Основным горячим блюдом в Древней Руси была каша, которую заправляли растительным маслом. Мясо ели в основном жареное и только в домах бояр и князей, среди простых людей мясо ели только по большим праздникам. В семьях простых людей - крестьян, ремесленников мясо заменяла речная рыба, грибы. Сахара в Древней Руси не знали, вместо него использовали мед. Ели много молочных продуктов, особенно в богатых семьях: творог, сыр, сметана и масло. В простых семьях пили свежее и сквашенное молоко.
В летнее время излюбленным блюдом была «тюря» — предок современной окрошки, квас с покрошенным в него луком и хлебом.
Из овощей наиболее широким распространением пользовались репа, горох, морковь и лук. Знали в Древней Руси также огурцы, чеснок и особенно капусту.
Любопытно, что в старину умели заготовлять овощи на зиму — солить капусту и огурцы, мочить яблоки. Такие засоленные и замоченные овощи были не только в семьях знатных людей, но и в крестьянских семьях.
Современному человеку древнерусская еда показалась бы очень пресной, потому что соль была достаточно дорога и употреблялась мало.
2. Сравнительная таблица «Повседневная жизнь на Руси»
Вопросы для сравнения |
Знать |
Простые люди |
|
Горожане |
Крестьяне |
||
Питание |
|
|
|
Жилище |
|
|
|
Одежда |
|
|
|
Развлечения |
|
|
|
3. Заготовки для составления рассказа
Один день из жизни боярина
День свой я начинаю с того, что обхожу свой дом - ________, который состоит из _______________________________________________________________________________.Потом всей семьей завтракаем _______________________________________________. После завтрака начинаю с помощью слуг одеваться: ___________________________________________________________________________.
Мой родственник сегодня пригласил мою семью на большой пир, там и отобедаем, знаю, будут разные блюда: ________________________, гостей развлекать будут ______________. Мои дочери на званый обед оденут_________________________________________. Ну, а завтра у меня тяжелый день, вече собирается, где мне присутствовать обязательно.
Один день из жизни простого горожанина
Есть у меня небольшая гончарная мастерская, делаю на продажу кувшины, чаши, черпаки. Живу в (каком доме) _________________________________________________, комнат несколько, в комнатах у меня _________________________________. Ремесленники, которые на меня работают, живут в домах попроще ______________________________.
Завтра у нас праздник большой – масленица, всей семьей пойдем на городскую площадь смотреть ________________________________________________________________.
Жена и дочери начнут наряжаться: ________________________________________. А уж придем домой, сядем за обед, и будет у нас на столе стоять _________________________.
Один день из жизни крестьянина
Утром вставать надо очень рано. Зимой, как и летом, дел тоже много. Мне со старшим сыном ехать в лес за дровами, хотя мы живем на юге, снегу много нынче намело. Чтобы не замерзнуть одевать будем с сыном _______________________________________.
Жена с дочерями останется дома. Утром оденут _____________________
_______________________________________________________________, будут обед готовить ________________________________________________________________.
Дом наш называется ______________________________________, печь ___________. Когда с лесу приедем, уже темно будет, освещать дом будет __________________________. Завтра воскресенье, будем отдыхать, пойдем на край села посмотреть ____________________.
Клети Сени Онучи Епанча Лучина Черпаки Сказки Песни Обычаи |
Терем Понева Полати
Книги Орудия труда Здания |
Рассказ с ошибками.
Грамотных людей в Древней Руси было очень мало.
Несмотря на это, любимым литературным жанром был роман.
Первые книги писали на папирусе, который русские купцы дешево скупали в Египте.
В те времена было распространено зодчество – особый вид письма.
Стены в храмах украшали сканью – картинами, написанными по сырой штукатурке.
На культуру Древней Руси оказало решающее влияние принятие язычества.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.