Технологическая карта урока
Общая часть Предмет – обществознание |
Класс – 7 |
||
Тема урока – Конституция РФ |
|||
Тип урока - открытие нового знания 1 час |
|||
Учитель – Стасюк Светлана Алексеевна |
|||
Цель урока – Сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Формирование понимания важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам. |
|||
Задачи урока: 1.Раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона страны, имеющего высшую юридическую силу. 2.Сформировать у обучающихся понимание, что Конституция – это основной закон государства, который объясняет политическое устройство России и гарантирует права человека. Познакомить со структурой Конституции. 3.Продолжить формирование у школьников умений извлекать информацию из нормативных документов, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах. 4.Создать условия для понимания ценностей демократии, воспитания уважения к закону. 5.Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: жизненное и личностное самоопределение; планирование и организация деятельности; поиск и выделение необходимой информации, её переработка и структурирование; умение составлять текст устного выступления; участие в коллективном обсуждении проблем. |
|||
Планируемые образовательные результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
-определять
значение понятий и терминов и уметь применять их при выполнении разноуровневых
заданий;
|
- Познавательные УУД: формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; давать определения понятий. - Регулятивные УУД : - формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - оценивать правильность выполнения действия; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок; - Коммуникативные УУД : планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в парах.
|
- формирование мотивации на посильное созидательное
участие в жизни общества; |
|
Технологии |
ИКТ технологии, технологии критического мышления, проблемного обучения. |
||
Методы |
Частично-поисковой, наглядные, практические, объяснительно-иллюстрационный. |
||
Формы работы |
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая. |
||
Ресурсы урока: проектор, компьютер, электронная презентация, учебник, раздаточный материал, , |
|||
Организационный этап урока
1 этап. Организационно-мотивационный этап момент (1-2 мин.)
|
Здравствуйте ребята. Я рада вас приветствовать. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем кивком головы. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. По традиции выясняем наше настроение 1 (показ большого пальца – вверх или вниз: «вверх – все хорошо; «вниз» - плоховато. Садитесь. . Урок мне хочется начать с притчи. Вопросы к классу: О чем рассказывает эта притча? В чем ее смысл? Китайский философ IV в до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам. -Посмотрите на изображения. Что вы видите? Как называются эти документы? (Законы царя Хаммурапи 1750 г до н.э., Русская правда Ярослава М 1054-х годах один из основных источников русского права, Великая хартия вольностей 1212 г Англия.) (слайд 1) - Вспомните, зачем эти правители создавали подобные сборники законов? Попробуйте решить еще одну задачу: (3 мин) «В начале XX века самое маленькое в мире государство, существовавшее на одном из островов, называлось Таволару. В нем проживало 180 человек». - Как вы считаете, нужен ли жителям этого государства сборник законов или он необходим только большим государствам? Объясните свое мнение. Учитель: Как в современной России называется основной закон государства? (3 мин) – это Конституция. Как мы назовем тему нашего урока? -Тема урока: «Конституция РФ» - Давайте откроем тетрадки и запишем тему нашего урока (слайд 2) |
Проверяют готовность к уроку, приветствуют гостей и делятся своим настроением.
Анализируют, отвечают на вопросы.
. Формулируют тему урока
Называют тему урока. Записывают в тетрадь |
Личностные: - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные: формулируют тему, учебную задачу.
|
2 Этап. Актуализация знаний.(2 мин) |
- Давайте проверим, что вам уже известно о Конституции нашей страны. Проведем блиц-опрос. Отвечать нужно быстро. |
Вспоминают, что им уже известно. Отвечают на вопросы. |
Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/не знания) |
3 Этап Целеполагания (3 мин)
|
-Посмотрите внимательно на экран (показ видеоролика) (Слайд 3) - Что вы увидели? (Торжественная церемония вступления в должность только что избранного президента) - Вы обратили внимание, что президент дает клятву держа руку над Конституцией и какие слова он произносит? -Почему, как вы думаете он держит руку над Конституцией? Перед вами слова подсказки, используя данные слова определить цель урока. (Конституция, познакомиться, структура, документ, представление, сформировать) Сегодня на уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа, проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем выяснить, почему Конституцию РФ считают основным законом. |
Отвечают на поставленные вопросы.
Формулируют цель и задачи урока.
|
Личностные: понимание задач урока. Готовность к восприятию нового материала, включение в учебную деятельность.
|
4 этап Информационно-содержательный (25 минут)
|
«Мозговой штурм». (2 мин) Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Рим обозначали важнейшие указы императоров
Первые попытки принять Конституцию возникли много столетий назад. Еще в Древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров. В своем современном виде первые Конституции появились: в США в 1787 году, в 1791 во Франции и Польше.
В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций Задание: выписать даты всех Конституций нашего государства в схему в правильном порядке Конституции были приняты в 1918 году. 1924 году 1936 году 1977 году 1993 году Конституция выступает как «общественный договор», заключенный между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Конституция, выступает основой всего законодательства. Записанные в Конституции законы – это крепкие сваи, на которых держится все общественное здание. Если Конституционные законы будут то и дело меняться, вся система правопорядка в стране зашатается. Нынешняя Конституция Российской Федерации принималась в очень сложный обстановке, в условиях политического и экономического кризиса. Долго обсуждались различные проекты нового закона, представители законодательной и исполнительной власти никак не могли договориться о том, на каком варианте остановиться. Но Конституция была принята. Вопрос классу: Может кто-то из вас знает, дату принятия ныне действующей Конституции? 12 декабря 1993 года Итак, 12 декабря 1993 года состоялся референдум, в результате которого юридическую силу приобрел новый Основной закон страны.
Давайте запишем в тетрадке дату принятия Конституции.
Игра «Договор». Работа в парах. Учитель: Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагаю игру. У каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «власть» либо «народ». В течение 2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат. Учитель: Примерно так создавалась и Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом. Конституция была принята всенародным голосованием, или референдумом. В словарь записываем -
Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Физминутка. 1. Круговые движения головы 2. Наклоны вправо, влево. 3. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз. 4. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 5. 3 глубоких выдоха.
Содержание Конституции. Учитель: Ребята, теперь я предлагаю познакомиться с содержанием нашей действующей Конституции. • Перед вами лежат сборники Конституции РФ, откройте их и скажите: с чего начинается Конституция? (с преамбулы - вводная часть) • Прочитайте ее про себя и скажите: что устанавливает преамбула? (Преамбула устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В Преамбуле говорится о целях принятия Конституции в РФ, • Определите самостоятельно: (3 мин) 1 ряд - количество разделов в Конституции РФ 2. ряд – количество глав 3. ряд – количество статей. Работаем в парах. В первой главе Конституции РФ дается характеристика нашего государства. Пользуясь статьями 1, 7, 14, дайте характеристику нашему государству. Ответы учащихся Что сказал твой партнер? Найдите статью 80. В ней говорится о нашем президенте. Продолжите предложения: Президент РФ – это …. Президент РФ – определяет … Президент РФ – представляет… Государственная власть России. Учащимся дана схема государственной власти России. В схеме перепутаны названия органов власти. Вы должны составить их правильные названия, используя подсказки в статьях 80, 95, 110, 125, 126, 127. Взаимопроверка. А сейчас обменяйтесь работами, и проверим, правильно ли ваши партнеры выполнили задание. Федеративное устройство. (4 мин) Работа с интерактивной картой. Ребята, наша страна представляет собой федерацию. Федерация – это союз. Из каких субъектов федерации состоит наше государство? Учащиеся находят статью 65 Она состоит из субъектов, областей, краев, автономных округов и т.д. |
Работа с презентацией Читают, выполняют задание №1. Размышляют, анализируют, делают вывод. Отвечают на вопросы. Выписывают даты
Работают с Конституцией, Определяют дату
(записывают в тетради 12 декабря 1993 год принятие Конституцию)
Работают в парах.
Работа со словарем
Выполняют физкультминутку
Знакомятся с содержанием Конституции РФ
Отвечают на вопрос
Определяют количество разделов, глав, статей
Работают в парах
Продолжают предложения.
Ищут ошибку в схеме гос власти
Ищут в Конституции РФ из чего состоит РФ и их количество |
Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; -готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; -готовность слушать собеседника и вести диалог; Регулятивные: - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - умение работать по предложенному учителем плану; - умение прогнозировать ситуацию. Познавательные: - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; - умение перерабатывать полученную информацию; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; - осуществлять анализ учебного материала; - на основе обобщения знаний делать выводы. Личностные: - осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России.
|
5 этап. Подведения итогов. (Закрепление) (7 мин.) |
- Давайте проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Составляем синквейн на тему Конституция РФ.
- Можем мы ответить на наш вопрос урока? Почему Конституция считается Основным законом государства?(слайд 11) - Что из сегодняшнего урока пригодится вам в дальнейшем? Возвращение к началу урока. Почему Конституцию считают основным законом государства?
|
Составляют Синквейн
Обсуждают ситуацию, выражают собственное мнение вслух, доказывают собственную точку зрения. Делают вывод о значении Конституции.
|
Личностные: - осознавать себя гражданином России, Регулятивные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - учиться критично относиться к собственному мнению. Познавательные: - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений. |
6 этап. Рефлексия и оценивание (1-2 мин.) |
-Мы сегодня поговорили о самом главном законе нашей страны, но это еще не все, что вам необходимо узнать, и на последующих уроках по обществознанию, вы узнаете еще много важного о Конституции и Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. 1 вариант Свои ощущения от урока запишите на листочках. Сегодня я узнал Урок дал мне для жизни Было интересно Было трудно Я понял, что 2 вариант присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение присесть немного согнув колени – невысокая оценка, безразличное отношение обычная поза, стоя руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение
|
Анализируют, что усвоили на уроке |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; принимают учебную задачу на перспективу. Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания |
7 этап. Домашнее задание (1 мин.) |
Домашнее задание. *Мини-сочинение «Как я пользуюсь своими правами» на 5 * Реклама на тему «Конституция – основной закон страны» на 4
|
Записывают домашние задание. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.