Конспект урока литературного чтения в 3 классе
ТЕМА: И.А.Крылов «Мартышка и очки»
ЦЕЛЬ: создание условий для формирования образовательных компетенций через работу над басней И.А. Крылова «Мартышка и Очки»
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
· Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
· Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
· Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.
Развивающие:
· Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
· Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
· Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
· Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.
Воспитательные:
· Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
· Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
· Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
· Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.
Формируемые УУД
Личностные:
- проявлять интерес к новому жанру - басне;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять мораль басни;
коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение работать в колективе.
Предметные:
- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.
- учиться средствам выразительности.
Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературн6ое чтение» 3 класс, карточки «Жанры», «Словарно-лексическая работа», аудиозапись.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
Организационный (1 минута) |
Прозвенел для нас звонок. Рот закрыли на замок. Тихо сели, Ноги вместе, Книги, ручки – всё на месте. Руки замерли у всех. Будем думать, будем слушать – И учиться лучше всех! |
Учащиеся проверяют готовность к уроку. |
Личностные УУД: самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность; Регулятивные УУД: самоконтроль; самооценка; |
Речевая разминка (2 минуты)
|
Ваня
- Ваня простота
|
Хором повторяют |
Личностные УУД: включение в учебную деятельность; Коммуникативные УУД: хоровое произношение |
Проверка домашнего задания. (7 мин) |
- С кем начали знакомство на прошлом уроке литературного чтения? - Какое было домашнее задание? - Какие сообщения о баснописце И.А. Крылове вы подготовили? |
Отвечают на вопросы учителя. Демонстрируют выполненное домашнее задание. Представляют сообщения о баснописце И.А. Крылове. |
Личностные УУД: умение воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата. Познавательные УУД: сравнивать литературную сказку с народной. |
Актуализация знаний (2 минуты) |
- Ребята, над каким разделом мы сейчас работаем? - С творчеством какого писателя мы уже успели подробно познакомиться? - Верно! - А.С. Пушкин очень любил басни И.А. Крылова и называл его «истинно народным поэтом» |
- Над разделом «Великие русские писатели» - С творчеством А.С. Пушкина. |
Познавательные УУД: знакомство с новым жанром басней. |
Мотивационно-целевой ( 3 минуты)
|
-
Сегодня мы познакомимся с одной из басен И.А.Крылова
- Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях. На доске опорная запись: 1) Узнать, … 2) Учиться понимать … Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова? |
-
Отгадывают ребус. - Учащиеся ставят цель, опираясь на запись.
узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.
|
Предметные УУД: понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать. Регулятивные УУД: понимание учебной задачи урока. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения.
|
Организационно – деятельный ( 9 минут) |
- Прежде чем начнем, давайте вспомним… -
Что такое басня?
ü В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей; ü Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни. - Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение? (Обучающиеся читают басню по строчке, по цепочке). -
Так, кто главные герои басен? -Значит,
все недостатки людей автор переносит на… |
Отвечают на вопросы учителя.
Это герои басни.
Читают басню.
- Животные. - Людей. - Животных.
- Нет. - Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей. |
Предметные УУД: выделение особенностей нового жанра басни; Личностные УУД: проявление интереса к новому жанру. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: умение договариваться в совместной деятельности. |
Физминутка (2 минуты)
|
- Ребята, давайте поиграем: представьте себе, что все мы мартышки. Какие у нее повадки? |
|
|
Словарно-лексическая работа ( 2 минуты) |
- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов:
|
Дюжина- 12; Полдюжины- 6; Темя - верхняя часть головы; Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку; Нет проку - нет толку; Невежда - необразованный, несведущий человек; К худу клонит - к плохому клонит; Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса; Невежа -грубый, невоспитанный человек. Письменная работа |
Познавательные УУД: словарно-лексическая работа. Коммуникативные УУД: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. |
Анализ басни (3 минуты) |
- Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь. - Понравилось ли вам исполнение басни?
-
- Найдите в тексте мораль этой басни. - С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? - Что же автор хотел сказать нам, читателям? - Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п. |
Слушают аудиозапись.
Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк. - Читают мораль. - С необразованностью.
- Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами. |
Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, определение морали басни. Регулятивные УУД: овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевого высказывания в устной форме.
|
Работа над выразительным чтением басни. (5 минут)
|
- Как читаем первые строчки? - Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки. - Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством? - Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них» (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали» Выразительное чтение |
- Спокойно.
- С досадой, недовольством.
- Высказывают свое мнение.
- Выразительное чтение |
Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. |
Подведение итогов ( 1 минуты) |
Вернемся к нашим целям, которые поставили в начале урока. Что узнали нового? Что научились понимать? - Для чего люди читают басни И. А. Крылова? - Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце. - Хотели бы вы быть похожими на героиню басни? |
Узнали, что такое басня, научились понимать мораль.
- Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок. |
Регулятивные УУД: ответы на итоговые вопросы урока и оценивание своих достижений. |
Рефлекторно-оценочный (2 минуты) |
- Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению.
|
Урок был для меня: интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный
|
Коммуникативные УУД: аргументировать свои высказывания. Регулятивные УУД: саморегуляция; самооценка. |
Домашнее задание ( 1 минута) |
Домашнее задание - читать басню выразительно - изобразить характер героев с помощью мимики, жестов - выучить наизусть басню. |
Учащиеся записывают домашнее задание |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.