Технологическая карта урока
«Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина».
Учитель: Щербакова Вера Петровна, учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г.Сердобска_Сердобского района Пензенской области.
Предмет |
Литература |
Класс |
5 класс |
Тип урока |
Комбинированный
|
Технология построения урока |
Элементы технологий проблемного изложения и деятельностного метода обучения
|
Тема |
«Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина».
|
Цель |
Обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образов главных героев «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
|
Задачи |
|
Основные термины, понятия |
Сказка, литературная сказка, сюжет, «странствующий» сюжет. |
Планируемый результат |
|
Предметные умения · Повторить основные характеристики сказки. · Уметь анализировать художественный текст. · Познакомиться с новыми литературоведческими терминами. · Обучающиеся научатся сопоставлять художественные тексты, выделяя сходства и различия. · Обучающиеся получат возможность выдвигать собственные гипотезы, отстаивать своё мнение.
|
Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
|
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная работа, индивидуальная работа.
|
Книгопечатная продукция Литература. 5 класс.Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч./ В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2019.
Технические средства обучения компьютер, проектор.
|
Дидактические задачи этапов урока
№ п/п |
Этапы урока |
Дидактические задачи (цель этапа) |
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
Актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развитие умения устанавливать тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. |
2 |
Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия. |
3 |
Выявление места и причины затруднения |
Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; выявить место (шаг, операцию) затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения. |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения |
Организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий по реализации цели достижения поставленной цели. |
5 |
Реализация построенного проекта |
Реализовать построенный проект в соответствии с планом; закрепить новые знания в речи и знаках; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. |
6 |
Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи) |
Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; обеспечить самопроверку по эталону; самооценку; организовать выявление места и причины затруднений; работу над ошибками. |
8 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Технология изучения
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения |
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Сегодня будем мы опять Читать, отгадывать, смекать!
- Покажите мне, с каким настроением вы пришли на урок.
- У кого плохое настроение, постараемся в ходе урока его улучшить. Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения. Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.
|
Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность
|
|||||||||||||||
Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усвоенного материала. |
Педагог организует учащихся на работу по актуализации знаний. Создает эмоциональный настрой урока. -Мы продолжаем с вами разговор о сказках. Скажите, какие вы знаете сказки о красавице, которая расколдовывает чудовище? -В каких странах они появились? -Как вы объясните, почему это произошло?
|
Отвечают на вопросы учителя. |
|||||||||||||||
Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные: целеполагание Личностные: мотивация учения самоопределение. |
Целеполагание. |
Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок.
|
|||||||||||||||
Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Личностные: мотивация учения самоопределение. |
Педагог организует аналитическую беседу и работу с литературоведческими терминами. 1. Сопоставительный анализ. · Прочитайте тексты, спроецированные на экране, и скажите: чем похожи эти сказки?
· Назовите сказки с похожим сюжетом. · В каких странах они написаны?
2. Словарная работа. · Запишите в словарик литературоведческих терминов: Странствующий (бродячий) сюжет – сюжет, который заимствуется, переходит из одной эпохи или страны в другую, то есть «бродит, странствует».
|
Сравнивают и сопоставляют эпизоды сказок, находят сходство.
Предполагаемые ответы: «Спящая царевна» В.А.Жуковского, «Спящая красавица» Ш.Перро… Россия, Германия, Франция.
Записывают определение. |
|||||||||||||||
Практикум. Аналитическая работа с текстом |
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
Педагог организует аналитическую работу с текстом. Проводит параллель с ранее изученным материалом. 1. Выразительное чтение сказки с занесением оценок в Листы оценивания выразительного чтения. 2. Словарик. Своенравна, приданое, подбочась, терем, горница, светлица, сват. 3. Игра «Кто быстрее найдёт в тексте…». (проецируется на доску) -Какой вопрос задавала царица зеркальцу? -Кто такой Елисей? -Что такое 7 и 140 в сказке? -С чего начала царевна, когда нашла жилище? -Куда ездили 7 братьев ежедневно? -Кто защищал девушку от мачехи? -Как звали пса? -К кому обращался за помощью Елисей?
|
Работают с текстом сказки.
-Выразительно читают сказку, давая попутно толкование некоторым словам.
-Находят в тексте ответы на вопросы игры. |
|||||||||||||||
Физкультминутка |
Личностные: Формировать у учащихся бережное отношение к своему здоровью. Расширение зрительной активности, снятие утомления на уроке.
|
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
|
Выполняют физкультминутку. |
|||||||||||||||
Практикум. Аналитическая работа с текстом (продолжение работы) |
Познавательные: Структурирование знаний. Анализ объектов. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Педагог организует аналитическую работу с текстом:
-по содержанию: -На какие части можно разделить эту сказку?
-Какие иллюстрации вы сделали дома к эпизодам сказки? -Подберите из текста цитаты, которые могут быть заголовками к частям сказки. -по образам: -Назовите героев, действующих в сказке. -Какими вы их представляете? -Что хотел показать А.С.Пушкин, введя образы 7 братьев? -Какими чертами характера обладает Елисей? -Как характеризует Пушкин своих героев?
Составление таблицы – сравнительной характеристики образов мачехи и царевны (на доске и в тетрадях).
-Кто же истинно красив (и снаружи, и духовно) в сказке? -Какое из начал – добро или зло – победило?
-по форме: -Почему Пушкин назвал своё произведение сказкой?
|
Участвуют в анализе произведения, выдвигая свои гипотезы, находя подтверждение или опровержение в тексте. Предполагаемые ответы: -царь с царицей – мачеха и зеркальце – молодая царевна и Елисей – лес – терем с 7 богатырями – яблоко и смерть – поиски Елисея – свадьба. Защита иллюстраций.
Работают с текстом сказки, подбирают цитаты, защищают свою точку зрения.
Словесное рисование. Участвуют в аналитической беседе.
Заполняют таблицу в тетради, несколько обучающихся переносят сои записи на доску.
Отвечают на вопросы учителя. |
|||||||||||||||
Подведение итогов, рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание
|
Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения материала; Личностные: анализируют причины успеха (неуспеха) учебной деятельности, соотношение своей части работы с общим замыслом.
|
Педагог акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Просит ответить на вопрос: -Какая сказка вам больше нравится: «Белоснежка и семь гномов» или «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Почему?
Педагог задаёт домашнее задание и даёт комментарии к нему. -Выписать из сказки названия волшебных предметов. -Выписать имена героев, которые олицетворяют добро в сказке.
-Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итог работы и сделаем выводы. -Покажите мне при помощи смайликов, как вы поработали на уроке, всё ли было понятно. -Спасибо за урок.
|
Обучающиеся строят аргументированное монологическое высказывание.
Записывают ДЗ, задают вопросы.
-Самооценка. |
Лист оценивания выразительного чтения.
Ф.И. обучающегося ________________________________________________________________________ |
Дата |
Дата |
Скорость чтения |
|
|
Логичность деления текста на смысловые отрезки |
|
|
Отображение авторского замысла, стилевых особенностей текста |
|
|
Интонационная связь слов в произведении |
|
|
Правильность чтения слов (без пропусков букв, перестановки, замена звуков и слогов) |
|
|
Соблюдение орфоэпических норм чтения |
|
|
Наличие хорошей дикции |
|
|
Плавность чтения |
|
|
Выразительность чтения |
|
|
Оценка (вначале возможна знаковая) |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.