Технологическая карта урока литературы, 5 класс, "А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока литературы, 5 класс, "А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Оценка 4.8
docx
24.01.2023
Технологическая карта урока литературы, 5 класс, "А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Урок литературы, 5 класс Щербакова В.П..docx

Технологическая карта урока

«Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина».

 

Учитель: Щербакова Вера Петровна, учитель русского языка и литературы  Муниципального общеобразовательного учреждения  средней общеобразовательной школы №1 г.Сердобска_Сердобского района Пензенской области.

 

 

Предмет

Литература

Класс

5 класс

Тип урока

Комбинированный

 

Технология построения урока

Элементы технологий проблемного изложения и деятельностного метода обучения

 

Тема

«Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина».

 

Цель

 

Обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образов главных героев «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

 

Задачи

  • создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
  • освоение теоретико-литературных понятий;
  • совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.

 

Основные термины, понятия

Сказка, литературная сказка, сюжет, «странствующий» сюжет.

 

 

 

Планируемый результат

Предметные умения

·           Повторить основные характеристики сказки. 

·           Уметь анализировать художественный текст.

·           Познакомиться с новыми литературоведческими терминами.

·           Обучающиеся научатся сопоставлять художественные тексты, выделяя сходства и различия.

·           Обучающиеся получат возможность выдвигать собственные гипотезы, отстаивать своё мнение.

 

 

 

 Личностные УУД:  формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

 

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

 

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

 

 

 

 

 

 

Книгопечатная продукция

Литература. 5 класс.Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч./ В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2019.

 

Технические средства обучения компьютер, проектор.

 

 

 


 

Дидактические задачи этапов урока

 

№ п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Мотивация к учебной деятельности

Актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развитие умения устанавливать тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия.

3

Выявление места и причины затруднения

Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; выявить место (шаг, операцию) затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий по реализации цели достижения поставленной цели.

5

Реализация построенного проекта

Реализовать построенный проект в соответствии с планом; закрепить новые знания в речи и знаках; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

6

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; обеспечить самопроверку по эталону; самооценку; организовать выявление места и причины затруднений; работу над ошибками.

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


 

Технология изучения

 

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Мотивация к учебной деятельности

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные:  

умение выделять нравственный аспект поведения

 

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Сегодня будем мы опять

Читать, отгадывать, смекать!

 

- Покажите мне, с каким настроением вы пришли на урок.

 

 

 

- У кого плохое настроение, постараемся в ходе урока его улучшить.

Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.

Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы.

 

 

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

 

 

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усвоенного материала.

Педагог организует учащихся на работу по актуализации знаний.

Создает эмоциональный настрой урока.

-Мы продолжаем с вами разговор о сказках. Скажите, какие вы знаете сказки о красавице, которая расколдовывает чудовище?

-В каких странах они появились?

-Как вы объясните, почему это произошло?

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

 

 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: целеполагание

Личностные: мотивация учения самоопределение.

Целеполагание.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок.

 

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

 

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Личностные: мотивация учения самоопределение.

Педагог организует аналитическую беседу и работу с литературоведческими терминами.

1.      Сопоставительный анализ.

·               Прочитайте тексты, спроецированные на экране, и скажите: чем похожи эти сказки?

«Белоснежка и семь гномов» (Братья Гримм)

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (А.С.Пушкин)

1.Спустя год король женился на очень красивой, но жестокой и высокомерной даме. Даже мысль о том, что кто-то может быть красивее её, казалась ей невыносимой.

 

 

2.Как только гномы скрылись за деревьями, королева постучала в окно и попросила немного воды.

Белоснежка подала ей кружку с водой.

-А это яблочко возьми в награду, попробуй, какое оно сладкое.

1. Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

2. Старушонка хлеб поймала;

“Благодарствую, - сказала, -

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови!”

И к царевне наливное,

Молодое, золотое,

Прямо яблочко летит...

Пёс как прыгнет, завизжит...

 

 

·               Назовите сказки с похожим сюжетом.

·               В каких странах они написаны?

 

2.      Словарная работа.

·               Запишите  в словарик литературоведческих терминов:

Странствующий (бродячий) сюжет – сюжет, который заимствуется, переходит из одной эпохи или страны в другую, то есть «бродит, странствует».

 

 

Сравнивают и сопоставляют эпизоды сказок, находят сходство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы: «Спящая царевна» В.А.Жуковского, «Спящая красавица» Ш.Перро…

Россия, Германия, Франция.

 

Записывают определение.

Практикум. Аналитическая работа  с текстом

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Педагог организует аналитическую работу с текстом. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

1.                  Выразительное чтение сказки с занесением оценок в Листы оценивания выразительного чтения.

2.                  Словарик.

Своенравна, приданое, подбочась, терем, горница, светлица, сват.

3.    Игра «Кто быстрее найдёт в тексте…».

(проецируется на доску)

-Какой вопрос задавала царица зеркальцу?

-Кто такой Елисей?

-Что такое 7 и 140 в сказке?

-С чего начала царевна, когда нашла жилище?

-Куда ездили 7 братьев ежедневно?

-Кто защищал девушку от мачехи?

-Как звали пса?

-К кому обращался за помощью Елисей?

 

Работают с текстом сказки.

 

 

-Выразительно читают сказку, давая попутно толкование некоторым словам.

 

 

 

 

-Находят в тексте ответы на вопросы игры.

Физкультминутка

Личностные:

Формировать  у учащихся бережное отношение к своему здоровью.

Расширение зрительной активности, снятие утомления на уроке.

 

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

Выполняют физкультминутку.

Практикум. Аналитическая работа  с текстом

(продолжение работы)

Познавательные: Структурирование знаний. Анализ объектов.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Педагог организует аналитическую работу с текстом:

 

 

-по содержанию:

   -На какие части можно разделить эту сказку?

 

 

 

 

   -Какие иллюстрации вы сделали дома к эпизодам сказки?

   -Подберите из текста цитаты, которые могут быть заголовками к частям сказки.

-по образам:

   -Назовите героев, действующих в сказке.

   -Какими вы их представляете?

   -Что хотел показать А.С.Пушкин, введя образы    7 братьев?

   -Какими чертами характера обладает Елисей?

   -Как характеризует Пушкин своих героев?

 

Составление таблицы – сравнительной характеристики образов мачехи и царевны

(на доске и в тетрадях).

Признаки характеристики

Мачеха

Царевна

Синонимы к «имени» героини

Молодица, баба гневная, злая царица…

Царевна молодая, дочка царская, девица, хозяюшка..

Внешность

 

 

Качества характера

 

 

Поступки

 

 

   -Кто же истинно красив (и снаружи, и духовно) в сказке?

   -Какое из начал – добро или зло – победило?

 

-по форме:

   -Почему Пушкин назвал своё произведение сказкой?

 

Участвуют в анализе произведения, выдвигая свои гипотезы, находя подтверждение или опровержение в тексте.

Предполагаемые ответы:

-царь с царицей – мачеха и зеркальце – молодая царевна и Елисей – лес – терем с 7 богатырями – яблоко и смерть – поиски Елисея – свадьба.

Защита иллюстраций.

 

Работают с текстом сказки, подбирают цитаты, защищают свою точку зрения.

 

 

Словесное рисование.

Участвуют в аналитической беседе.

 

 

 

Заполняют таблицу в тетради, несколько обучающихся переносят сои записи на доску.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Подведение итогов, рефлексия учебной деятельности на уроке.

Домашнее  задание

 

Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения материала;

Личностные:  анализируют причины успеха (неуспеха) учебной деятельности, соотношение своей части работы с общим замыслом.

 

Педагог акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Просит ответить на вопрос:

-Какая сказка вам больше нравится: «Белоснежка и семь гномов» или «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Почему?

 

Педагог задаёт домашнее задание и даёт комментарии к нему.

-Выписать из сказки названия волшебных предметов.

-Выписать имена героев, которые олицетворяют добро в сказке.

 

-Наш урок  подошел  к концу. Давайте подведем итог работы и сделаем выводы.

-Покажите мне при помощи смайликов, как вы поработали на уроке, всё ли было понятно.

-Спасибо за урок.

 

Обучающиеся строят аргументированное  монологическое высказывание.

 

 

 

 

Записывают ДЗ, задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист оценивания выразительного чтения.

 

 

Ф.И. обучающегося ________________________________________________________________________

Дата

Дата

Скорость чтения

 

 

Логичность деления текста на смысловые отрезки

 

 

Отображение авторского замысла, стилевых особенностей текста

 

 

Интонационная связь слов в произведении

 

 

Правильность чтения слов (без пропусков букв, перестановки, замена звуков и слогов)

 

 

Соблюдение орфоэпических норм чтения

 

 

Наличие хорошей дикции

 

 

Плавность чтения

 

 

Выразительность чтения

 

 

Оценка (вначале возможна знаковая)

 

 

 


 

Технологическая карта урока «Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Технологическая карта урока «Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Планируемый результат

Планируемый результат

Дидактические задачи этапов урока № п/п

Дидактические задачи этапов урока № п/п

Технология изучения Этапы урока

Технология изучения Этапы урока

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Назовите сказки с похожим сюжетом

Назовите сказки с похожим сюжетом

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали

Практикум. Аналитическая работа с текстом (продолжение работы)

Практикум. Аналитическая работа с текстом (продолжение работы)

Лист оценивания выразительного чтения

Лист оценивания выразительного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2023