Технологическая карта урока литературы для 11 класса «История создания поэмы А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия»

  • docx
  • 17.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 59324__11_.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа №2 им. Е.В. Камышева»


 

 


 

 

 

Технологическая карта урока литературы для 11 класса

 

«История создания поэмы А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия» с применением технологии интеллект-карт


 

 

 

 

 

 


Автор:

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна

 

г. Гагарин

2024

Цель: изучить историю создания поэмы А.А. Ахматовой «Реквием», проанализировать её содержание и смысл названия, используя методику интеллект-карт.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с историческими и биографическими контекстами создания поэмы.

2. Проанализировать ключевые темы и образы поэмы «Реквием» с помощью интеллект-карт.

3. Развивать навыки анализа поэтического текста и работы с интеллект-картами.

4. Формировать умение выражать собственное мнение и аргументировать его.

Оборудование: Тексты поэмы «Реквием», компьютер/ноутбук с проектором, бумага, маркеры, флипчарт/доска.

Ход урока:

1. Организационный момент (2 минуты)

   Деятельность учителя: Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

   Деятельность учащихся: Приветствие, проверка наличия учебных материалов.

2. Актуализация знаний (5 минут)

   Деятельность учителя: Введение в тему урока, краткий рассказ о жизни и творчестве А.А. Ахматовой, её биографические данные, связанные с написанием «Реквиема».

   Деятельность учащихся: Внимательное слушание, ответы на вопросы учителя.

   Вопросы учителя:

   - Что вы знаете о жизни А.А. Ахматовой?

   - Какие её произведения вы уже читали?

   Предполагаемые ответы учеников:

   - А.А. Ахматова – русская поэтесса Серебряного века.

   - Читали её ранние лирические стихотворения.

3. Целеполагание (3 минуты)

   Деятельность учителя: Объяснение целей и задач урока, формулировка темы.

   Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись темы урока.

4. Введение в методику интеллект-карт (5 минут)

   Деятельность учителя: Объяснение метода интеллект-карт, демонстрация примера.

   Деятельность учащихся: Внимательное слушание, вопросы по методике.

   Пример: На доске или слайде учитель показывает схему интеллект-карты.

5. История создания поэмы (10 минут)

   Деятельность учителя: Рассказ о исторических и биографических контекстах создания поэмы «Реквием», значении поэмы в творчестве Ахматовой.

   Деятельность учащихся: Внимательное слушание, запись ключевых моментов.

   Основные моменты:

   - Период репрессий 1930-х годов.

   - Арест и заключение сына Ахматовой – Льва Гумилёва.

   - Личное переживание трагедии народа и поэта.

6. Работа с текстом поэмы (20 минут)

   Деятельность учителя: Разделение класса на группы, раздача текстов поэмы, постановка задач для анализа с помощью интеллект-карт.

   Деятельность учащихся: Чтение отрывков из поэмы, выполнение заданий в группах.

   Задания для групп:

   - Создайте интеллект-карту по одному из отрывков поэмы, выделив основные темы, образы, чувства, использованные художественные приёмы.

   Примерные задания для групп:

   - Первая группа: Тема трагедии народа и поэта.

   - Вторая группа: Образы матери и её переживания.

   - Третья группа: Смысл названия поэмы «Реквием».

   Предполагаемые ответы учеников (по отрывку «Уводили тебя на рассвете…»):

   - Основные темы: арест, прощание, страх, надежда.

   - Образы: мать, сын, тюремная камера.

   - Чувства: горе, страх, отчаяние.

   - Художественные приёмы: метафоры, эпитеты, анафора.

7. Обсуждение результатов (15 минут)

   Деятельность учителя: Организация презентации результатов групповой работы, обсуждение.

   Деятельность учащихся: Презентация интеллект-карт, обсуждение в классе.

   Вопросы учителя:

   - Какие чувства и образы наиболее ярко выражены в поэме «Реквием»?

   - Какое значение имеет название поэмы?

   Предполагаемые ответы учеников:

   - Яркие чувства: горе, отчаяние, надежда.

   - Образы: мать, сын, тюрьма, страдание народа.

   - Название «Реквием» символизирует заупокойную молитву по всем жертвам репрессий.

8. Рефлексия (10 минут)

   Деятельность учителя: Организация обсуждения, подведение итогов урока, формулирование выводов.

   Деятельность учащихся: Обсуждение в классе, высказывание собственного мнения о поэме и методике интеллект-карт.

   Вопросы учителя:

   - Какое впечатление произвела на вас поэма «Реквием»?

   - Какие открытия вы сделали, анализируя её с помощью интеллект-карт?

   Предполагаемые ответы учеников:

   - Поэма вызвала глубокие чувства, осознание трагедии народа и личности.

   - Интеллект-карты помогли структурировать информацию и лучше понять смысл поэмы.

9. Домашнее задание (5 минут)

 Написать эссе на тему «Трагедия народа и поэта в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Создать интеллект-карту для одного из отрывков, не разобранного на уроке.