Технологическая карта урока литературы "Свинья под дубом"

  • docx
  • 15.09.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока литературы  

·                   Класс 5 Б

·                   Тема урока  «И.А. Крылов. Басня "Свинья под дубом ».

·                   Цели урока  

·                   Образовательные:  Систематизировать представление учащихся о жанре басня через работу над текстом.

·                   Развивающие: развивать речь учащихся,  критическое мышление, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные, делать выводы.

·                   Воспитательные: воспитывать   познавательный интерес к  литературе; культуру общения со сверстниками.

·                   Формирование ключевых компетенций:

·                   Личностные:  осознают важность учебы и познания нового.

·                   Регулятивные: умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

·                   Познавательные: выполняют универсальные ло­гические действия: анализ, выделение признаков.

·                    Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества,  читают вслух и про себя тек­сты и при этом выявляют все виды тек­стовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную)

Задачи:  

·        Вспомнить жанровые особенности басни.

·        Прочитать басню И.А. Крылова «Свинья под Дубом».

·        Выявить пороки, присущие героям басни.

·        Определить отношение учащихся к таким порокам как жадность, невежество.

·                   Оборудование урока: учебник, мультимедийное оборудование, конверты с заданиями, распечатанные тексты для смыслового чтения, рабочие листы, аудиозапись басни (электронное приложение).

·                   Тип урока: Урок открытия новых знаний

·                   Учитель: Санникова Жанна Николаевна

  Планируемый результат

Предметные:  отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «сравнение», «олицетворение», «аллегория», «мораль».

Метапредметные:  развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование  умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении.   Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.

 

 

 

Основные этапы и время организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учебная ситуация, учебная задача,  которая приведёт к достижению запланированных результатов

Ценностная нагрузка этапа урока

На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие

Результат (продукт) каждого этапа учебной  деятельности учащихся

Создание учебно познавательных мотивов

Создание условий для  внутренней готовности  включения в деятельность.

Активизация   мыслительных операций и познавательных процессов.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Фиксация задания, вызвавшего затруднение, выявление места и причины затруднения для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

 

 

(Слайд 1)

-Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

     (Слайд 2)

Портрет И.Крылова. Цитата “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”

Учитель: Посмотрите на портрет этого человека и прочитайте одну из его любимых фраз.

 (читают фразу Крылова)

Учитель: Вы, конечно, догадались, чьи эти слова?

 (Это слова Ивана Андреевича Крылова).

Учитель: Правильно. Скажите, а кто это Иван Андреевич Крылов?

 (Иван Андреевич Крылов – это писатель, который пишет басни).

 

Учитель: А как называют писателя, создающего басни?

  (Писателя, создающего басни, называют баснописцем).

Учитель: Объясните, что обозначает фраза “пороки пощипать”.

  (“Пороки пощипать” значит высмеять нравственные недостатки людей).

(Слайд 3)                                           Учитель: Кто является родоначальником жанра басни?

(Родоначальником жанра басни является Эзоп)

Учитель: Кто ещё кроме Эзопа писал басни?

(Слайд 4)

 (Басни писал французский поэт Ж.Лафонтен)

(Слайд 5)

Учитель: Используя иллюстрации, назовите басни И.Крылова, которые вы читали.

 Иллюстрации к басням: “Лебедь, Рак и Щука, “Мартышка и очки”, “Квартет”

 (Слайд 6)

Иллюстрации к басням: “Стрекоза и Муравей”, “Слон и Моська”, “Волк на псарне”

 Учитель: Молодцы. Ориентируясь на иллюстрации, вы хорошо знаете басни. А теперь посмотрим, как вы знаете героев этих басен?

 (Слайд 7)

Прием «Доска объявлений». 

 

Учитель: Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.

- Кто автор этих басен?

1.Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу.

2.Срочно куплю тёплую квартиру до весны!

3.Похвалю любого, кто похвалит меня!

4.Потеряла сыр, пока пела. Нашедшего просьба вернуть на ель.

Ответы:

 1.Мартышка «Мартышка и очки»,

2. Стрекоза «Стрекоза и Муравей»,

3. Петух или Кукушка «Кукушка и петух»,

4. Ворона «Ворона и Лисица»   

Трудолюбие  ценность знания, стремление к истине, научная и единая картина мира. Внимательность  по отношению к другим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудолюбие  ценность знания, стремление к истине, научная и единая картина мира. Внимательность  по отношению к другим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудолюбие  ценность знания, стремление к истине, научная и единая картина мира. Внимательность  по отношению к другим

Личностные УУД: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные УУД:

понимают познавательную задачу,     представляют аудитории известную информацию.

1.      Регулятивные УУД:

2.      планируют необходимые действия,  операции, выступают перед аудиторией сверстников с речевым высказыванием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают приветствие учителя,   демонстрируют готовность к уроку. Настраиваются на   успешную работу на уроке.

 

 

 

Читают со слайда цитату И.А.Крылова

“Люблю, где случай есть, пороки пощипать”

 

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя

 (Это слова Ивана Андреевича Крылова)

 

Отвечают на вопрос учителя

(Иван Андреевич Крылов – это писатель, который пишет басни).

 

 Отвечают на вопрос учителя

 (Писателя, создающего басни,  называют баснописцем).

 Отвечают на вопрос учителя

 (“Пороки пощипать” значит высмеять нравственные недостатки людей).

Отвечают на вопрос учителя

(Родоначальником жанра басни является Эзоп)

Отвечают на вопрос учителя

(Басни писал французский поэт Ж.Лафонтен)

 

Работают с презентацией, просматривая слайды. Называют  названия басен

 “Лебедь, Рак и Щука, “Мартышка и очки”, “Квартет”

 “Стрекоза и Муравей”, “Слон и Моська”, “Волк на псарне”

 

 

Слушают учителя.

 

 

Работают с презентацией, просматривая слайды.

Называют героев басен, название басни и автора.

1.Мартышка «Мартышка и очки»,

2. Стрекоза «Стрекоза и Муравей»,

3. Петух или Кукушка «Кукушка и петух»,

4. Ворона «Ворона и Лисица»

 

 

Действие целепо лагания и планирования

Обеспечение включения учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

 

(Слайд 8)

На слайде дети видят иллюстрацию к басне «Свинья под дубом».                 

Учитель: Как вы думаете, о какой басне пойдёт речь сегодня?

(Смотрят на слайд презентации. Ответ с предположением).

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Формулируют тему урока: Басня И.Крылова «Свинья под дубом»).     

  (Слайд 9)

 Учитель: Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Учитель:  Какие цели мы поставим сегодня на уроке?

 (Формулируют  цели  урока:

1.Вспомнить, что мы знаем о басне;

2.Наизусть  выразительно читать басню;

3.Найти в басне мораль

4. Представить рисунки к басне)

5.Инсценировать басню

(Слайд 10)

Показать на слайде цели урока.   

Трудолюбие, ценность знания, стремление к истине, научная и единая картина мира. Внимательность  по отношению к другим

 

Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные УУД: выполняют учебно-познавательные действия в   умственной форме;   

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные УУД: слушают,   отвечают на вопросы,   формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

Работают с презентацией, рассматривая иллюстрацию на слайде.

(Смотрят на слайд презентации. Ответ с предположением).

 

(Формулируют тему урока: Басня И.Крылова «Свинья под дубом»).   

 

         

Записывают число, классная работа и тему урока.

Формулируют цель учебной деятельности  в диалоге  с учителем, высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

 

Осуществление деятельности по достижению поставл

енной цели

Проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

   (Слайд 11)

Учитель: Прежде чем мы обратимся к басне, давайте вспомним о басне как о жанре.  И вот вам первое задание. Запишите в тетради слово “да”, если утверждение относится к басне и слово “нет”, если не относится.

  -Есть ли в басне? Зачин и концовка,  аллегория , олицетворение, троекратный повтор, мораль, развёрнутый сюжет?

  (Пишут в тетради ответы).

Учитель: Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

(Слайд 12)

Показаны ответы на слайде. Взаимопроверка.

Учитель: Молодцы. Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. Кто одну? Кто две?  Что ж, вот вам второе задание.  Нужно выйти к доске и   собрать из разрезанных полосок с определениями понятия басня, аллегория, мораль, эзопов язык, олицетворение, сатира.

(Выходят к доске и составляют определения).

(Слайд 13)

Учитель:Ну, что ж проверим.

Басня- это краткий стихотворный или прозаический рассказ

нравоучительного характера, 

имеющий иносказательный смысл.

 (Слайд 14)

Мораль – это строки в басне,

в которых содержится

нравоучительное заключение, вывод.

(Слайд 15)

Аллегория -  это изображение

отвлечённых понятий или свойств через конкретный образ.

(Слайд 16)

Эзопов язык - язык иносказательный, 

используется для насмешки,

под видом развлечения или шутки.

(Слайд 17)

Олицетворение - приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

(Слайд 18)

 Сатира - злой смех, при помощи которого писатель  унизительно обличает пороки общества, чтобы их исправить.

Учитель: Молодцы. Все справились. 

 

 

 

Учитель: А сейчас мы наберемся сил перед следующим заданием. Встаньте около своих мест. Наша физминутка будет связана с животными, как и басни И.Крылова

Учитель: Итак, продолжим знакомство с баснями  И.Крылова. Сегодня на уроке мы будем анализировать басню “Свинья под дубом”.

Учитель: Итак, первое, что необходимо сделать - это прослушать  аудиозапись и поучиться выразительно читать произведение. Откройте учебники.

 ( Звучит аудиозапись басни. Ученики прослушивают  аудиозапись басни, следят по тексту).

(Слайд 19)

Учитель: Ответьте на вопрос: Какие в басне главные герои?

  (В этой басне главные герои Свинья, Ворон. Дуб).

Учитель: Найдите в тексте и зачитайте строчки, характеризующие каждого героя.

(Зачитывают строчки)

Учитель:  Дайте характеристику героям.

Ворон олицетворяет умного человека. Ворон – птица вещая, предвещающая будущее. Живёт ворон долго, знает много, учёная птица. Ворон не запрещает вредить дереву, но пытается вразумить свинью. Объясняет, растолковывает, убеждает, учит.

Дуб олицетворяет собой мудрость. Иван Крылов называет его вековым, потому что он веками накапливает человеческий опыт. Дуб обращается к свинье спокойным тоном, потому, что понимает: изменить ничего нельзя. Свинья не желает учиться, стать воспитанной, умной, быть благодарной за то, что ей дают. Поэтому Дуб ее и называет “неблагодарной”.

 

 Свинья олицетворяет собой лень, обжорство, тупость. В ее жизни присутствуют только инстинкты: вкусно поесть, поспать, накопить сало, порыть рылом землю. Других стремлений в ее жизни нет. Корни дубу Свинья подрывала бездумно, просто так, потому что рыть землю – это еще один инстинкт свиней.  

Учитель:   Найдите и зачитайте мораль.

(Зачитывают мораль басни)

 Учитель: А кто же такой невежда, который бранит науки и ученья?

 Учитель: Точное определение нашла нам в словаре   ……

 (Слайд 20)

 (Читает определение в словаре Ожегова).

 Невежда – это необразованный, несведущий в чём-то человек. Невежа - это грубый, невоспитанный человек.

Учитель: Запишите определения  в тетрадь.

Учитель: Что значит “в ослепленье бранит”?

В ослепленье бранит” - значит ругает все вокруг, никого при этом, не видя, не замечая.

Учитель: Что значит “вкушать плоды”?

“Вкушать плоды” значит использовать готовый продукт для собственных потребностей, например: вкушать плоды знания, науки.

Учитель: Ребята приготовили для нас инсценировку этой басни.

(Инсценируют  басню)

Учитель:  Послушаем ребят, которые выучили басню наизусть.

(Чтение басни наизусть)

Трудолюбие  ценность знания, стремление к истине, научная и единая картина мира. Внимательность  по отношению к другим

 

 

 

 

 

 

 

Трудолюбие  ценность знания, стремление к истине, научная и единая картина мира. Внимательность  по отношению к другим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудолюбие  ценность знания, стремление к истине, научная и единая картина мира. Внимательность  по отношению к другим

 

 

 

удолюбие  ценность знания, стремление к истине, научная и единая картина мира. Внимательность  по отношению к другим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творчество и созидание. Стремление к истине. Ценность работы со соварём

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценность творчества в инсценировке

 

Ценность развития памяти при заучивании наизусть

 

Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные УУД: выполняют учебно-познавательные действия в   умственной форме;  

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные УУД: Развитие умения владения монологической речью

Познавательные УУД:

 формирование умения работать с информацией;

развитие умения сравнивать информацию, полученную из различных источников;

выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение).

Регулятивные УУД:   осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления

Коммуникативные УУД: слушают,   отвечают на вопросы,   формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

 Познавательные УУД: выполняют учебно-познавательные действия в   умственной форме;  

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные УУД: слушают,   отвечают на вопросы,   формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

 

 

Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные УУД: выполняют учебно-познавательные действия в   умственной форме;  

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные УУД: слушают,   отвечают на вопросы,   формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

 

Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные УУД: выполняют учебно-познавательные действия в   умственной форме;  

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные УУД: слушают,   отвечают на вопросы,   формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

 

Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные УУД: выполняют учебно-познавательные действия в   умственной форме;  

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные УУД: слушают,   отвечают на  вопросы,   формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

Слушают учителя.

Получают задание, выполняют мыслительные операции.

 

 

 

 

 

Выполняют задание, записывая ответы  в тетради.

 

 

Выполняют взаимопроверку.

 

 

Слушают учителя.

Получают второе задание, выполняют мыслительные операции.

 

 

 

Выходят к доске и составляют определения.

Сверяют с эталоном-доской.

 Басня- это краткий стихотворный или прозаический рассказ

нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

 Мораль – строки в басне, в которых содержится

нравоучительное заключение, вывод.

 Аллегория -  это изображение

отвлечённых понятий или свойств через конкретный образ.

Эзопов язык - язык иносказательный, 

используется для насмешки, под видом развлечения или шутки.

Олицетворение - приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

 Сатира - злой смех, при помощи которого писатель  унизительно обличает пороки общества, чтобы их исправить.

Снимают напряжение, производят физические упражнения.

 

    

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

Прослушивают аудиозапись, следят по тексту.   

 

 

Выступают с речевым высказыванием. Отвечают на вопросы.

 

 

Работают с текстом: находят необходимые строчки и зачитывают их.

 

 

 

 Зачитывают характеристику героев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачитывают мораль басни

 Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды”.

 

 Работают со словарём, дают определение словам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают определения в тетрадь.

 

Выступают с речевым высказыванием.

В ослепленье бранит” - значит ругает все вокруг, никого при этом, не видя, не замечая.

“Вкушать плоды” значит использовать готовый продукт для собственных потребностей, например: вкушать плоды знания, науки.

Инсценируют басню.

 

 

 

 

(Чтение басни наизусть)

Рефлексивно оценочные действия

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

оценить собственную деятельность на уроке;

 

Учитель: Итак, какие человеческие пороки высмеивает Крылов в своей басне?

 (Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью).

Учитель:  К сегодняшнему уроку вы, ребята, нарисовали рисунки к этой басне. Давайте определим, чей рисунок получит приз зрительских симпатий. (Голосование). Награждение.

 (Слайд № 21)

- Приём "Букет". Позволяет учащимся оценить собственный вклад в работу, отследить соответствие результатов намеченным целям. На доске изображены 3 вазы. У учеников цветы разного цвета : красный цветок- недоволен, сделал не всё, что мог; жёлтый -мог бы и лучше; синий -сделал всё, что в моих силах для успеха класса. Если заполнена ваза синими цветами, значит все цели достигнуты, жёлтыми - есть недочёты в работе, красными- работа не принесла плодов.   

Домащнее задание

Учитель:  Выразительное чтение басни «Волк на псарне» по ролям.  

 

 

  

Ценность рефлексии своей деятельности 

Ценность развития внимательности.

 

Ценность объективного оценивания собственных результатов.

Ценность ответственного записывания домашнего задания.

Регулятивные УУД: оценивают свои достижения.

Познавательные УУД: приобретают умения использовать  полученные знания и умения в практической деятельности 

 

 

Регулятивные УУД: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления.

Личностные УУД:

Записывают домашнее задание в дневник.

 

  

 

 

Отвечают на вопросы, оценивают свои достижения.

 

 

 

 

Производят самоанализ своей деятельности. Заполняют вазу цветами соответствующего цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного   характера,  имеющий   иносказательный смысл.

 

Строки в басне, в которых содержится нравоучительное заключение, вывод.

 

 

 

Изображение отвлечённых понятий или свойств через конкретный образ.

 

Язык иносказательный,  используется для насмешки, под видом развлечения или шутки.

Приписывание свойств и признаков

одушевлённых предметов неодушевлённым.  

 

Злой смех, при помощи которого писатель  унизительно обличает пороки общества, чтобы их исправить.

 

 

Басня- это…

Мораль – это… 

Аллегория- это…

Эзопов язык-это..

Олицетворение-это

Сатира –это…

 

 

 

 

 

 

 

Ворон олицетворяет умного человека. Ворон – птица вещая, предвещающая будущее. Живёт ворон долго, знает много, учёная птица. Ворон не запрещает вредить дереву, но пытается вразумить свинью. Объясняет, растолковывает, убеждает, учит.

 

Дуб олицетворяет собой мудрость. Иван Крылов называет его вековым, потому что он веками накапливает человеческий опыт. Дуб обращается к свинье спокойным тоном, потому, что понимает: изменить ничего нельзя. Свинья не желает учиться, стать воспитанной, умной, быть благодарной за то, что ей дают. Поэтому Дуб ее и называет “неблагодарной”.

 

 

 Свинья олицетворяет собой лень, обжорство, тупость. В ее жизни присутствуют только инстинкты: вкусно поесть, поспать, накопить сало, порыть рылом землю. Других стремлений в ее жизни нет. Корни дубу Свинья подрывала бездумно, просто так, потому что рыть землю – это еще один инстинкт свиней. Слайд 28. Иллюстрация свиньи. СВИНЬЯ = ЛЕНЬ, ОБЖОРСТВО, ГЛУПОСТЬ. 

 

 

 

 

И.А.Крылов Басня

" Свинья под дубом»

1.Вспомнить, что мы знаем о басне;

2.Научиться выразительно читать басню;

3.Найти в басне мораль

4. Инсценировать басню

5. Представить рисунки к басне