Технологическая карта урока литературы в 10 классе
Организационная информация |
|
Тема урока |
Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») |
Предмет |
литература |
Класс |
10 |
Автор урока (ФИО, должность) |
Стрельникова Е.В. |
Должность |
Учитель русского языка и литературы |
Место работы |
МКОУ СОШ № 6 с.Дербетовка Апанасенковского округа Ставропольского края |
Базовый учебник |
Литература 10 класс Литература. Учебник в 2 ч. Ю.В.Лебедев.– М: Просвещение, 2020 |
Методическая информация |
|
Тип урока |
Урок общеметодической направленности |
Цель урока |
§ Проанализировать образ центрального персонажа романа; § Определить суть духовного конфликта главного героя; показать художественные особенности создания образа Базарова; § Доказать тезис: «Базаров – герой своего времени» § Формировать культуру читательского восприятия. |
Планируемые результаты |
§ Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку; § Метапредметные: § Познавательные: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в тексте: § Регулятивные: овладеть способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; уметь обрабатывать информацию; § Коммуникативные: владеть умениями произносить диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. § Предметные: определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно – выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно – художественного содержания произведения. |
Задачи урока |
§ Ориентация на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения УУД, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно – познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. |
Используемые педагогические технологии, методы, приёмы |
Технология развития критического мышления, уровневой дифференциации |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) |
40 мин. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ и др. ученики в ходе урока |
Формирование таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, независимость и устойчивость к окружающему миру |
Дополнительная литература |
Г. Фефилова Учебно – методическое пособие Литература 10 класс «Издательство АСТ» Москва 2018 |
Подробный конспект урока |
Конспект урока по литературе в 10 классе
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы деятельностного подхода, формируемые УУД |
время |
||||||||
Организационный момент |
Проверяет готовность класса к уроку |
Приветствуют учителя |
Принцип педагогической комфортности УУД: личностные, коммуникативные |
2 мин. |
||||||||
Мотивационно – целевой (стадия вызова) |
Здравствуйте, ребята! Мне приятно видеть ваши лица. Я думаю, что наш урок принесёт вам радость общения, познания нового. |
Записывают в тетрадь дату, тему урока |
Принцип деятельности УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) |
2 мин. |
||||||||
Актуализация опорных знаний о числе имён существительных с выходом на проблемную ситуацию урока |
Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева. Иногда эти раздумья носили острый политический характер – как, например, в «Горе от ума» А.С. Грибоедова в лице А. Чацкого. С особенной силой раскрыл сложную диалектику взаимоотношений разных поколений Ф.И. Тютчев: Обломки старых поколений, Вы, пережившие свой век! Как ваших жалоб, ваших пений Неправый праведен успех! Как грустно, полусонной тенью. С изнеможением в кости, Навстречу солнцу и движенью За новым племенем брести!.. Ребята, вы познакомились с романом И.С. Тургенева «Отцы и дети». Как вы знаете, автор в своём произведении обратился к вечной проблеме – проблеме отцов и детей. Какой персонаж можно отнести к представителям «детей»? |
Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемой теме. |
Личностные: самоопределение. Познавательные: выполнение логических действий; умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: осуществлять самопроверку, взаимопроверку |
4 мин. |
||||||||
Введение в тему с формулированием целей и задач урока |
– Обсудите в парах и сформулируйте тему, задачи и проблему урока. – Какие слова сегодня будут ключевыми? – О ком мы сегодня будем говорить? |
Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. Работают в парах, формулируют тему, цели, задачи, проблему, ключевые слова урока. |
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему и проблему урока; целеполагание. Личностные: умение работать в парах, умение оценивать ответы своих одноклассников. Коммуникативные: работать в парах; способность действовать с учётом позиции других, умение выслушать. Доказать свою точку зрения. |
3 мин. |
||||||||
Поиск решения. Открытие новых знаний |
Работа над темой урока (анализ глав) 1. Обратите внимание на внешний облик Базарова. Внешний облик Базарова даётся в романе не сразу, а вырисовывается из деталей («высокий рост», «длинный балахон с кистями», «красная рука». Всё здесь свидетельствует о демократизме, трудовом образе жизни, о внутренней силе героя. 2. Во время первой встречи Базарова и Павла Петровича, последний не подал руки, а Прокофьич, подняв базаровскую «одежонку», удалился на цыпочках. Как повёл себя Базаров? – Постой, я с тобой пойду, – воскликнул Базаров, внезапно порываясь с дивана. Подумайте, что обозначает это действие Базарова? (внутреннего монолога в тексте нет. Но можно догадаться о мыслях героя по одной детали). 3. Павел Петрович утверждает, что принципы аристократии, выработанные лучшими представителями предшествующей цивилизации. – опора человеческой личности. Как оценивает эти принципы Базаров? Задания группам 1-я группа. В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя 2, 3, 4. 5 главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь. внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.) 2-я группа. Как ведёт себя Базаров во время пребывания в Марьино? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (глава 10). 3-я группа. Как говорит Базаров о своём происхождении (гл. 10, 21). Что мы узнаём о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа? 4-я группа. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (главы 5, 10). Что он отрицает? Чем руководствуется в своём отрицании? |
Примерные ответы учащихся 1. Внешний облик Базарова даётся в романе не сразу, а вырисовывается из деталей («высокий рост», «длинный балахон с кистями», «красная рука». Всё здесь свидетельствует о демократизме, трудовом образе жизни, о внутренней силе героя. 2. Базарову не доставляет удовольствия общение со старшими Кирсановыми. 3. «Принсипы» Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно. Аналитическая работа с текстом романа (в группах) |
Познавательные: умение искать пути решения проблемы. Строить логически обоснованные рассуждения; группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. Коммуникативные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, работать в парах. Участвовать в выработке общего решения; учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
8 мин. |
||||||||
Первичное закрепление новых знаний |
Составление таблицы Теория Базарова: Базаров – нигилист. Его взгляды и теория отрицания вызывают разные чувства. Базаров подвергает отрицанию:
|
Заполняют таблицу |
Познавательные: умение строить логически обоснованные рассуждения, продолжать начатые ряды слов по данному заданию. Коммуникативные: умение осуществлять самопроверку и взаимопроверку. |
8 мин. |
||||||||
Закрепление изученного материала |
Базаров стоит в романе особняком, он как личность неизмеримо значительнее других героев, к какому бы лагерю он себя ни причислял. Базаров – демократ, человек, который прошёл суровую школу труда и лишений. Демократизм Базарова наглядно отражён в его портрете, речи, биографии, занятиях, чертах характера и мировоззрении. (запись в тетрадях).
|
Записывают в тетради под диктовку |
Познавательные: умение строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным темам. Регулятивные: умение оценивать свою работу и работу всей группы, коррекция. Коммуникативные: умение работать в группах, строить осознанное речевое высказывание; способность действовать с учётом позиций других. Личностные: умение выполнять задание творческого характера, уважительно выслушивать мнение товарища по группе |
5 мин. |
||||||||
Рефлексия |
Организует рефлексию посредством диалога. – Какой была тема нашего урока? – Какую проблему мы решали? Как её решили? – Чему научились на уроку? Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы |
Отвечают на вопросы. Подводят итог работы, проводят рефлексию. Рефлексия (на выбор) 1. «Плюс. Минус. Интересно». 2. Незаконченный тезис: «На сегодняшнем уроке я понял(а), что…» |
Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка результатов деятельности. Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха ( неуспеха). Регулятивные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
2 мин. |
||||||||
Итог урока. Оценивание и самооценивание |
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: развивать навыки самооценивания. Определить уровень достижения поставленных задач в течение урока. Формировать адекватную самооценку обучающихся; обеспечить дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий. Беседа Какую задачу поставили на уроке? Кому было легко выполнить задание? У кого возникли трудности? Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку Организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося. |
Цель, которая должна быть достигнута обучаюшимися: получить информацию о результатах деятельности на уроке; самооценивание и оценивание работы класса и отдельных обучающихся. Подают дневники учителю для выставления оценок за урок |
Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности. Регулятивные: соотнесение цели результатов своей деятельности; определение уровня достижения поставленных задач в течение урока; формирование адекватной самооценки обучающихся; продолжение дальнейшей работы по коррекции знаний и способов действий |
2 мин. |
||||||||
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Домашнее задание. Перечислите женские образы романа «Отцы и дети». Назовите эпизоды, в которых Базаров впервые встречается с каждой из героинь романа. Какой композиционный смысл при этом выявляется? Если учащийся перечислит женские образы романа, то это знание оценивается оценкой «3»; Если вспомнит эпизоды, в которых Базаров впервые встречается с каждой из героинь романа, то оценивается оценкой «4»; Если учащийся объяснит, какую роль в понимании смысла романа играют эти эпизоды, то заслуживает оценки «5». |
Записывают домашнее задание в дневники. Задают вопросы по его выполнению |
Личностные: самодисциплинирование |
4 мин. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.