Технологическая карта урока литературы в 10 классе
Оценка 4.6

Технологическая карта урока литературы в 10 классе

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русская литература
10 кл
06.06.2024
Технологическая карта урока литературы в 10 классе
Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
Технологическая карта урока литературы в 10 классе.docx

Технологическая карта урока литературы в 10 классе

Организационная информация

Тема урока

  Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя  ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)  

Предмет

литература

Класс

10

Автор урока (ФИО, должность)

Стрельникова Е.В.

Должность

Учитель русского языка и литературы

Место работы

МКОУ СОШ № 6 с.Дербетовка Апанасенковского округа  Ставропольского края

Базовый учебник

Литература 10 класс Литература.  Учебник в 2 ч.  Ю.В.Лебедев.– М: Просвещение, 2020

Методическая информация

Тип урока

Урок  общеметодической направленности

Цель урока

§  Проанализировать образ центрального персонажа романа;

§  Определить суть духовного конфликта главного героя; показать художественные особенности создания образа Базарова;

§  Доказать тезис: «Базаров – герой своего времени»

§  Формировать культуру читательского восприятия.

Планируемые результаты

§    Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку;

§  Метапредметные

§  Познавательные: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в тексте:

§  Регулятивные: овладеть способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; уметь обрабатывать информацию;

§  Коммуникативные: владеть умениями произносить диалог,  работать  индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

§  Предметные:  определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно – выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно – художественного содержания произведения.

Задачи урока

§  Ориентация на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения УУД, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно – познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.  

Используемые педагогические технологии, методы, приёмы

Технология развития критического мышления, уровневой дифференциации  

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 мин.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ и др. ученики в ходе урока

Формирование таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, независимость и устойчивость к окружающему миру

Дополнительная литература

Г. Фефилова Учебно – методическое пособие Литература 10 класс «Издательство АСТ» Москва 2018

Подробный конспект урока

 

 

 

 

Конспект урока по литературе в 10 классе

Этап урока

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Принципы  деятельностного подхода, формируемые УУД

время

Организационный момент

Проверяет готовность класса к уроку

Приветствуют учителя

Принцип педагогической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные

2 мин.

Мотивационно – целевой (стадия вызова)

Здравствуйте, ребята!  Мне приятно видеть ваши  лица. Я думаю, что наш урок принесёт вам радость общения, познания нового.     

Записывают в тетрадь  дату, тему урока

Принцип деятельности

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

2 мин.

Актуализация опорных знаний о числе имён существительных с выходом на проблемную ситуацию урока

Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового  звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева. Иногда эти раздумья носили острый политический характер – как, например, в «Горе от ума» А.С. Грибоедова в лице А. Чацкого. С особенной силой раскрыл сложную диалектику взаимоотношений разных поколений Ф.И. Тютчев:

Обломки старых поколений,

Вы, пережившие свой век!

Как ваших жалоб, ваших пений

Неправый праведен успех!

Как грустно, полусонной тенью.

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью

За новым племенем брести!..

Ребята, вы познакомились с романом И.С. Тургенева «Отцы и дети».  Как вы знаете, автор в своём произведении обратился к вечной проблеме – проблеме отцов и детей. Какой персонаж можно отнести к представителям «детей»?   

Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемой теме.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: выполнение логических действий; умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: осуществлять самопроверку, взаимопроверку

4 мин.

Введение в тему с формулированием целей и задач урока

– Обсудите в парах и сформулируйте тему, задачи и проблему урока.

– Какие слова сегодня будут ключевыми? 

–  О ком мы сегодня будем говорить?

Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. Работают в парах, формулируют тему, цели, задачи, проблему, ключевые слова урока.  

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему и проблему урока; целеполагание.

Личностные: умение работать в парах, умение оценивать ответы своих одноклассников.

Коммуникативные: работать в парах; способность действовать с учётом позиции других, умение выслушать. Доказать свою точку зрения.

3 мин.

Поиск решения. Открытие новых знаний

  Работа над темой урока (анализ глав)

1. Обратите внимание на внешний облик Базарова.  

Внешний облик Базарова даётся в романе не сразу, а вырисовывается из деталей («высокий рост», «длинный балахон с кистями», «красная рука». Всё здесь свидетельствует о демократизме, трудовом образе жизни, о внутренней силе героя.

2. Во время первой встречи Базарова и Павла Петровича, последний не подал руки, а Прокофьич, подняв базаровскую «одежонку», удалился на цыпочках. Как повёл себя Базаров?  

– Постой, я с тобой пойду, – воскликнул Базаров, внезапно порываясь с дивана.

Подумайте, что обозначает это действие Базарова?  (внутреннего монолога в тексте нет. Но можно догадаться о мыслях героя по одной детали).

3. Павел Петрович утверждает, что принципы аристократии, выработанные лучшими представителями  предшествующей цивилизации. – опора человеческой личности. Как оценивает эти принципы Базаров?

Задания группам

1-я группа. В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя 2, 3, 4. 5 главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь. внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.)

2-я группа. Как ведёт себя Базаров во время пребывания в Марьино? Сравните его занятия  с занятиями Аркадия (глава 10).

3-я группа. Как говорит Базаров о своём происхождении (гл. 10, 21). Что мы узнаём о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?

4-я группа. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (главы 5, 10). Что он отрицает? Чем руководствуется в своём отрицании? 

Примерные ответы учащихся 1. Внешний облик Базарова даётся в романе не сразу, а вырисовывается из деталей («высокий рост», «длинный балахон с кистями», «красная рука». Всё здесь свидетельствует о демократизме, трудовом образе жизни, о внутренней силе героя.

2. Базарову не доставляет удовольствия общение со старшими Кирсановыми.    

3. «Принсипы» Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно.

Аналитическая работа с текстом романа (в группах)

Познавательные: умение искать пути решения проблемы. Строить логически обоснованные рассуждения; группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, работать в парах. Участвовать в выработке общего решения; учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

8 мин.

Первичное закрепление новых знаний

Составление таблицы

Теория Базарова:

Базаров – нигилист. Его взгляды и теория отрицания вызывают разные чувства. Базаров подвергает отрицанию:

искусство

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…»

«Рафаэль гроша медного не стоит…»

«говорить красиво неприлично…»

природу как предмет восхищения

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

любовь

белиберда

и даже..

– Как? Не только искусство, поэзию…но и…страшно вымолвить…

– Всё, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

Мы можем лишь   догадываться, что стоит за этим категоричным «всё», это и религия, и вера, и даже смерть.

Заполняют таблицу

Познавательные: умение строить логически обоснованные рассуждения, продолжать начатые ряды слов по данному заданию.

Коммуникативные: умение осуществлять самопроверку и взаимопроверку.

8 мин.

Закрепление изученного материала

 

 Базаров стоит в романе особняком, он как личность неизмеримо значительнее других героев, к какому бы лагерю он себя ни причислял. Базаров – демократ, человек, который прошёл суровую школу труда и лишений. Демократизм Базарова наглядно отражён в его портрете, речи, биографии, занятиях, чертах характера и мировоззрении. (запись в тетрадях).

 

Записывают в тетради под диктовку

Познавательные: умение строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным темам.

Регулятивные: умение оценивать свою работу и работу всей группы, коррекция.

Коммуникативные: умение работать в группах, строить осознанное речевое высказывание; способность действовать с учётом позиций других.

Личностные: умение выполнять задание творческого характера, уважительно выслушивать мнение товарища по группе

5 мин.

Рефлексия

Организует рефлексию посредством диалога.

– Какой была тема нашего урока?

– Какую проблему мы решали? Как её решили?

– Чему научились на уроку? 

Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы

Отвечают на вопросы. Подводят итог работы, проводят рефлексию.

Рефлексия (на выбор)

1. «Плюс. Минус. Интересно».

2. Незаконченный тезис: «На сегодняшнем уроке я понял(а), что…»

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка результатов деятельности.

Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха ( неуспеха).

Регулятивные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

2 мин.

Итог урока. Оценивание и самооценивание

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: развивать навыки самооценивания. Определить уровень достижения поставленных задач в течение урока. Формировать адекватную самооценку обучающихся; обеспечить дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий.

Беседа

Какую задачу поставили на уроке?

Кому было легко выполнить задание?

У кого возникли трудности? 

Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку

Организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.

Цель, которая должна быть достигнута обучаюшимися:  получить информацию о результатах деятельности на уроке; самооценивание и оценивание работы класса и отдельных обучающихся. Подают дневники учителю для выставления оценок за урок

Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности.

Регулятивные: соотнесение цели результатов своей деятельности; определение уровня достижения поставленных задач в течение урока; формирование адекватной самооценки обучающихся; продолжение дальнейшей работы по коррекции знаний и способов действий

2 мин.

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. 

Домашнее задание. Перечислите женские образы романа «Отцы и дети». Назовите эпизоды, в которых Базаров впервые встречается с каждой из героинь романа. Какой композиционный смысл при этом выявляется? 

Если учащийся перечислит женские образы романа, то это знание оценивается оценкой «3»;

Если вспомнит эпизоды, в которых Базаров  впервые встречается с каждой из героинь романа, то оценивается оценкой «4»;

Если учащийся объяснит, какую роль в понимании смысла романа играют эти эпизоды, то заслуживает оценки «5».

Записывают домашнее задание в дневники. Задают вопросы по его выполнению

Личностные: 

самодисциплинирование

4 мин.

 


 

Технологическая карта урока литературы в 10 классе

Технологическая карта урока литературы в 10 классе

Планируемые результаты §

Планируемые результаты §

Конспект урока по литературе в 10 классе

Конспект урока по литературе в 10 классе

За новым племенем брести!..

За новым племенем брести!..

Как повёл себя Базаров? –

Как повёл себя Базаров? –

Первичное закрепление новых знаний

Первичное закрепление новых знаний

Базаров стоит в романе особняком, он как личность неизмеримо значительнее других героев, к какому бы лагерю он себя ни причислял

Базаров стоит в романе особняком, он как личность неизмеримо значительнее других героев, к какому бы лагерю он себя ни причислял

Итог урока. Оценивание и самооценивание

Итог урока. Оценивание и самооценивание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2024