Технологическая карта урока литературы в 6 классе. "Сказка как жанр УНТ. Виды сказок"

  • doc
  • 10.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала тк урока литератувры Сказка как жанр унт, виды сказок.doc

«Сказка как жанр УНТ»

Технологическая карта урока литературы  в 5 классе

УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: расширить представление учащихся о сказке как жанре литературы, определить, на какие виды делятся сказки, проанализировать важность чтения  сказок.

·        Перед уроком раздать учащимся смайлики с разными изображениями-настроениями и карточки для этапа рефлексии

 

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята, нам с вами на этом уроке предстоит не только вспомнить все то, о чем говорили на прошлом уроке, но и узнать много нового. Уверена, нам будет интересно!

 

- Ребята, о чем мы говорили  на прошлом уроке?

-Что такое фольклор?

-Какие жанры УНТ вы знаете?

- Дома вы должны были подготовить красивые карточки с произведениями современного детского фольклора. Давайте это проверим. Почитаем скороговорки, загадки, пестушки, потешки..

- Молодцы, вы отлично усвоили тему прошлого урока. Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению.

 

Учащиеся настраиваются на работу, вспоминают прошлый урок, проверяют домашнее задание.

 

- На прошлом уроке мы начали разговор об устном народном творчестве.

 

- Загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки, сказки, небылицы.

Несколько учащихся читают записанные произведения, называя жанр, остальные слушают, отгадывают, дополняют, исправляют.

 

 

 

Учащиеся выбирают смайлик и показывают учителю.

Познавательные: восприятие текстов разных стилей.

 

Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

 

 

Обозначение темы.

Цель этапа: зафиксировать затруднение в пробном действии.

- На прошлом уроке, как вы правильно сказали, мы говорили о жанрах УНТ. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из них.

- Послушайте фрагмент произведения и угадайте, в каком жанре представлено произведение (учитель читает фрагмент из сказки «Морозко»)

- Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке?

- А что такое сказка?

-Правильно, запишите тему сегодняшнего урока: «Сказка как жанр УНТ».

-А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока?

Конечно, а еще мы поговорим о видах сказок.

-Молодцы! А теперь найдите в учебнике термин «сказка», прочитайте его и запишите в ваши словарики.

- Назовите мне  сказки, которые вы читали.

- Кто часто бывают героями русских народных сказок?

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

 

- В жанре сказки. Эта сказка называется «Морозко»

- Сегодня мы будем говорить о сказках.

Учащиеся пытаются дать определение понятию «сказка».

Записывают тему в тетрадь.

Высказывают свои предположения.               -Рассмотреть признаки и особенности сказки как жанра.

Ученики открывают литературоведческий словарь в конце учебника и читают определение. Записывают его в словарь в конце тетради

Учащиеся называют известные им сказки.

- Часто героями сказок являются животные, люди, волшебные герои.

 

Познавательные: восприятие текстов разных стилей, поиск и выделение информации.

 

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

 

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

 

Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

3.Выявление места и причины затруднения

- Молодцы, ребята! А как вы считаете, сказки все одинаковые или их можно разделить на группы, виды?

 

- Можете вы мне назвать виды сказок?

 

- Что нам нужно сделать, чтобы ответить  на этот вопрос?

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

 

 

 

- Чтобы ответить на вопросы, нужно прочитать статью в учебнике.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Регулятивные:  коррекция (внесение необходимых дополнений)

4.Построение проекта выхода из затруднения и целеполагание

- Прежде чем мы начнем читать статью в учебнике, давай определим цель нашего урока.

 

- Правильно. Прочитаем статью в учебнике с.8-10.

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

 

- Сегодня мы должны узнать, на какие группы делятся сказки.

Регулятивные : составление плана и последовательности действий; оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

5.Реализация построенного проекта

- В начале урока вы говорили, что такое сказка. Повторим еще раз определение сказки как жанра.

 

- Что мы узнали о группах сказок из учебника?

 

- Нарисуем схему в тетради.

 

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

 

Учащиеся оформляют работу в тетради.

 

 

- Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных.

 

Один учащийся рисует схему на доске, учитель проверяет, потом все записывают в тетрадь.

 

                Сказки

 

 


волшебные                  о животных

                    бытовые

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

 

Познавательные: поиск и выделение информации.

 

 

Физкультминутка

 

Поднимаем руки все - это "раз", 
Повернулась голова — это "два", 
Руки вниз, вперёд смотри — это "три", 
Руки в стороны пошире развернули на "четыре", 
С силой их к плечам прижать — это "пять". 
Всем ребятам тихо сесть — это "шесть". 
Три, четыре — руки шире, 
Пять, шесть — тихо сесть. 
Посидим и отдохнём, 
А потом опять начнём. 
Поднимаем ручки выше 
Поднимаем ручки выше, 
Опускаем руки вниз. 
Ты достань сначала крышу, 
Пола ты потом коснись. (Потянуть руки вверх, потом присесть и коснуться руками пола.) 
Выполняем три наклона, 
Наклоняемся до пола, (Наклоны вперёд.) 
А потом прогнёмся сразу 
Глубоко назад три раза. (Наклоны назад.) 
Выполним рывки руками — 
Раз-два-три-четыре-пять. (Рывки руками.) 
А теперь мы приседаем, 
Чтоб сильней и крепче стать. (Приседания.) 
Вверх потянемся, потом. 
Шире руки разведём. (Потягивания — руки вверх, вперёд, в стороны.) 
Мы размялись от души 
И на место вновь спешим. (Дети садятся.) 

 

 

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 -Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 10), где приведены примеры различных видов сказок. Давайте  дополним эту таблицу.

  

 

 

 

 

 

 

 

-Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11—12 учебника).

 

 

Чем отличаются разные виды сказок, чему учат?

Учащиеся подбирают примеры сказок:

Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
      Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
      Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».

Учащиеся отвечают на вопрос: «На иллюстрациях изображены сцены из сказок «Морозко», «Петушок — золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью».

 

Формулирование ответов на вопрос учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению); коррекция (внесение необходимых дополнений).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

 

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

 

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: провести самостоятельную работу над текстом

 

- Послушайте  фрагмент сказки и ответьте письменно на вопросы.

 

Вопрос №1: Как называется сказка?

Вопрос №2: К какому виду ее можно отнести?

 

Учитель читает фрагмент сказки «Царевна-лягушка»

Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду.

Самопроверка: «Сказка называется «Царевна-лягушка». Это волшебная сказка».

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

 

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений).

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

- Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.

- Ребята, а как вы думаете, нужно ли читать сказки?

-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

- Сегодня мы должны были узнать, на какие группы делятся сказки.

- Да, мы достигли поставленных целей, потренировались в определении видов сказок.

 Да, они интересные, могут подсказать, как поступать в разных ситуациях.

Учащиеся ставят в карточке «+», сдают карточки учителю.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

Информация о домашнем задании

Прочитать сказку «Царевна-лягушка».

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я умею отличать сказку  от других жанров

Я еще плохо отличаю сказку  от других жанров

В самостоятельной работе у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я доволен своей работой на уроке

Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке