«Сказка как жанр УНТ»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: расширить представление учащихся о сказке как жанре литературы, определить, на какие виды делятся сказки, проанализировать важность чтения сказок.
· Перед уроком раздать учащимся смайлики с разными изображениями-настроениями и карточки для этапа рефлексии
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||||||||||||
|
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Здравствуйте, ребята, нам с вами на этом уроке предстоит не только вспомнить все то, о чем говорили на прошлом уроке, но и узнать много нового. Уверена, нам будет интересно!
- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? -Что такое фольклор? -Какие жанры УНТ вы знаете? - Дома вы должны были подготовить красивые карточки с произведениями современного детского фольклора. Давайте это проверим. Почитаем скороговорки, загадки, пестушки, потешки.. - Молодцы, вы отлично усвоили тему прошлого урока. Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению. |
Учащиеся настраиваются на работу, вспоминают прошлый урок, проверяют домашнее задание.
- На прошлом уроке мы начали разговор об устном народном творчестве.
- Загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки, сказки, небылицы. Несколько учащихся читают записанные произведения, называя жанр, остальные слушают, отгадывают, дополняют, исправляют.
Учащиеся выбирают смайлик и показывают учителю. |
Познавательные: восприятие текстов разных стилей.
Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения. |
|||||||||||||
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Обозначение темы. |
Цель этапа: зафиксировать затруднение в пробном действии. - На прошлом уроке, как вы правильно сказали, мы говорили о жанрах УНТ. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из них. - Послушайте фрагмент произведения и угадайте, в каком жанре представлено произведение (учитель читает фрагмент из сказки «Морозко») - Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке? - А что такое сказка? -Правильно, запишите тему сегодняшнего урока: «Сказка как жанр УНТ». -А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока? Конечно, а еще мы поговорим о видах сказок. -Молодцы! А теперь найдите в учебнике термин «сказка», прочитайте его и запишите в ваши словарики. - Назовите мне сказки, которые вы читали. - Кто часто бывают героями русских народных сказок? |
Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.
- В жанре сказки. Эта сказка называется «Морозко» - Сегодня мы будем говорить о сказках. Учащиеся пытаются дать определение понятию «сказка». Записывают тему в тетрадь. Высказывают свои предположения. -Рассмотреть признаки и особенности сказки как жанра. Ученики открывают литературоведческий словарь в конце учебника и читают определение. Записывают его в словарь в конце тетради Учащиеся называют известные им сказки. - Часто героями сказок являются животные, люди, волшебные герои.
|
Познавательные: восприятие текстов разных стилей, поиск и выделение информации.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.
Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. |
|||||||||||||
|
3.Выявление места и причины затруднения |
- Молодцы, ребята! А как вы считаете, сказки все одинаковые или их можно разделить на группы, виды?
- Можете вы мне назвать виды сказок?
- Что нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? |
Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.
- Чтобы ответить на вопросы, нужно прочитать статью в учебнике. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений) |
|||||||||||||
|
4.Построение проекта выхода из затруднения и целеполагание |
- Прежде чем мы начнем читать статью в учебнике, давай определим цель нашего урока.
- Правильно. Прочитаем статью в учебнике с.8-10. |
Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.
- Сегодня мы должны узнать, на какие группы делятся сказки. |
Регулятивные : составление плана и последовательности действий; оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. |
|||||||||||||
|
5.Реализация построенного проекта |
- В начале урока вы говорили, что такое сказка. Повторим еще раз определение сказки как жанра.
- Что мы узнали о группах сказок из учебника?
- Нарисуем схему в тетради.
|
Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.
Учащиеся оформляют работу в тетради.
- Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных.
Один учащийся рисует схему на доске, учитель проверяет, потом все записывают в тетрадь.
Сказки
волшебные о животных бытовые
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).
Познавательные: поиск и выделение информации.
|
|||||||||||||
|
Физкультминутка
|
Поднимаем руки все
- это "раз", |
|
|
|||||||||||||
|
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
-Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 10), где приведены примеры различных видов сказок. Давайте дополним эту таблицу.
-Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11—12 учебника).
Чем отличаются разные виды сказок, чему учат? |
Учащиеся подбирают примеры сказок: Сказки
о животных: «Лисичка со
скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля». Учащиеся отвечают на вопрос: «На иллюстрациях изображены сцены из сказок «Морозко», «Петушок — золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью».
Формулирование ответов на вопрос учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро. |
Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению); коррекция (внесение необходимых дополнений). Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.
Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки. |
|||||||||||||
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Цель: провести самостоятельную работу над текстом
- Послушайте фрагмент сказки и ответьте письменно на вопросы.
Вопрос №1: Как называется сказка? Вопрос №2: К какому виду ее можно отнести?
Учитель читает фрагмент сказки «Царевна-лягушка» |
Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду. Самопроверка: «Сказка называется «Царевна-лягушка». Это волшебная сказка». |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений). Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки. |
|||||||||||||
|
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке |
- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? - Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ. - Ребята, а как вы думаете, нужно ли читать сказки? -Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны. |
Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности. - Сегодня мы должны были узнать, на какие группы делятся сказки. - Да, мы достигли поставленных целей, потренировались в определении видов сказок. Да, они интересные, могут подсказать, как поступать в разных ситуациях. Учащиеся ставят в карточке «+», сдают карточки учителю. |
Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки. |
|||||||||||||
|
Информация о домашнем задании |
Прочитать сказку «Царевна-лягушка». |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка для этапа рефлексии:
Я понял изученную тему
Я умею отличать сказку от других жанров
Я еще плохо отличаю сказку от других жанров
В самостоятельной работе у меня всё получилось
Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе
Я доволен своей работой на уроке
Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.