Технологическая карта урока математики

  • docx
  • 11.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок математики 28.11.17.docx

Тема урока: Деление многозначных чисел. Деление суммы на число.

Тип урока: закрепление пройденного материала

Методы обучения: словесные (беседа); наглядные (демонстрация презентации); практические (упражнения, задания в учебнике, самостоятельные задания)

Цель: закреплять знания взаимосвязи компонентов и результата деления (без остатка и остатком); повторить правила деления суммы на число, запись многозначного числа в виде суммы разных слагаемых; совершенствовать навыки деления с остатком, деления многозначного числа на однозначное вида 4200:7;

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с алгоритмом деления многозначного числа на однозначное, когда в частное выносится нуль;

- Повторить устную и письменную нумерацию, вычитание многозначных чисел, нахождение компонентов действий умножения и деления; решение текстовых задач изученных видов; деление на однозначное число изученных способов;

Развивающие:

- Продолжить работу над совершенством письменных и устных вычислительных навыков;

- Способствовать развитию внимания, памяти учащихся, умения мыслить: анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;

- Способствовать формированию УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных;

Воспитывающие:

- Прививать интерес и любовь к математике как учебному предмету и области знаний;

- Воспитывать положительный настрой на учёбу, желание учиться;

- Воспитывать аккуратность, организованность, дисциплину.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: выполнять деление с остатком; проверять правильность вычислений; выполнять устно арифметические действия над числами, решать задачи изученных видов.

Личностные УУД: сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, самостоятельное усвоение учебного материала, осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.

Метапредметные УУД:

- Регулятивные - самостоятельная постановка учащимися целей и формулировка задач; составление плана и последовательности действий при умножении многозначных чисел; применение ЗУН при решении; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, а также в продукт действия) - оценка своих достижений на уроке (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

 -Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение нужной информации; умение осознанно и произвольно строить алгоритм решения в письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осмысление цели урока - извлечение необходимой информации

-Коммуникативные - умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, находить способы работы в группах, парах, вести диалог, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Оборудование: учебник математики, Н.Б. Истомина 4 класс, УМК «Гармония»; тетрадь; презентация; доска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Орг.момент

1 мин.

 

-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня урок математики проведу у вас я, зовут меня Ольга Николаевна

Приветствуют учителя. Самостоятельно организуют рабочее место, настраиваются на предстоящую работу

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний

II. Устный счёт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Начнем наш урок с устного счета. Посмотрите на слайд, найдите значение выражений:

48:4=(12)         36:3=(12)         72:6=(12)

46:2=(23)         96:3=(32)         90:5=(18)

- Молодцы!

- Следующее задание: вставьте пропущенные числа, чтобы равенства были верными:

1) 7203=       + 200 + 3 (7000)

2) 31015=      + 1000 +        + 5

3) 843001=       +40000 +       + 1

4) 99099= 90000 + 9000+       +

5) 11001=      +         + 

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием! Что мы повторяли этим заданием?

- Посмотрите на слайд, какая ошибка допущена при делении с остатком?

 

17:4=3 (ост.5)

 

 

6:8=0 (ост.8)

 

 

30:7=3 (ост.2)

30:12=2 (ост.7)

-Что мы с вами повторили этим заданием?

- Всё правильно, молодцы, вы хорошо справились с заданиями.

 

Решают устно выражения

 

 

Вставляют пропущенные числа

 

1)    7000

2)    3000, 10

3)    800000, 30000

4)    90, 9

5)    10000, 1000, 1

-Разряды чисел

Рассматривают выражения, находят ошибки

- ошибка в частном и остатке, т.к. остаток больше делимого

 

-ошибка в делители, т.к. он не может быть меньше делимого

 

-ошибка в ответе

 

-ошибка в остатке

 

-Деление с остатком

 

 

 

 

 

Регулятивные: анализировать предложенные высказывания, выбирать правильный ответ и обосновывать свой выбор

 

Личностные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение нужной информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

Регулятивные:

Составление плана и последовательности действий при умножении; применение алгоритма умножения при решении выражений

 

 

Предметные УУД: выполнять деление с остатком; проверять правильность вычислений; выполнять устно арифметические действия над числами,

III.Сообщение темы урока

 мин.

 

 

-Какая же тема нашего урока? Как вы думаете?

-Правильно, тема нашего урока деление с остатком.

-Откройте учебник на 76 странице, найдите 212 задание. (Имя) прочитай задание.

- Как вычислить значение выражения 84:4?

- Посмотрите на доску как нужно записывать данное выражение: 84:4=(80+4):4=80:4+4:4=21

-Делимое надо представить в виде суммы разрядных слагаемых либо в виде суммы удобных слагаемых

-Сравните выражения в каждом столбике? Чем они похожи? Чем отличаются?

-Как вычислить значения во 2 и 3 столбиках?

-Посмотрите на доску как нужно их записывать:

884:4=(800+80+4):4=800:4+80:4+4:4=221

4884:4=(4000+800+80+4):4=4000:4+800:4+

+80:4+4:4=1221

-Найдите значение всех выражений, используя правило деления суммы на число

-К доске пойдёт выполнять первый столбик (Имя), а остальные выполняйте самостоятельно в тетради.

-Проверим:

42:2=(40+2):2 =40:2+ 2:2=21

96:3=(90+6):3= 90:3+6:3=32

64:2=(60+4):2= 60:2+4:2=32

-Кто согласен?  Просигнализируйте

-Второй столбик идёт выполнять к доске (Имя), а остальные выполняйте самостоятельно в тетради.

-Проверим:

642:2=(600+40+2):2=600:2+40:2+2:2=321

396:3=(300+90+6):3=300:3+90:3+6:3=132

264:2=(200+60+4):2=200:2+60:2+4:2=132

-Кто согласен?  Просигнализируйте

-Третий столбик пойдёт выполнять у доски (Имя), а остальные выполняйте самостоятельно в тетради.

-Проверим:

4642:2=(4000+600+40+2):2=4000:2+600:2+

+40:2+2:2=2321

9396:3=(9000+300+90+6):3=9000:3+300:3+

+90:3+6:3=3132

4264:2=(4000+200+60+2):2=4000:2+200:2+

+60:2+4:2=2132

-Кто не допустил ни одной ошибки во всех выражениях?

-Кто допустил 1-2 ошибки?

-Молодцы!

-Выполним следующий 213 номер.  Прочитайте задание. Посмотрите на доску и по примеру решите остальные выражения.

32 дес.: 8 =4 дес.

320:8=40

-(Имя) выходи к доске, остальные выполняйте задание самостоятельно:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Проверьте. Кто согласен с решением? Кто не допустил ошибки?

-Молодцы!

 

-Выполним 214 задание 1 столбик. Прочитайте задание столбиком.

(Имя) выходи к доске, остальные выполняйте задание самостоятельно в тетрадях.

 

-Каким способом найдёте частное?

 

94:18=

 

 

84:15=

 

 

76:13=

 

 

 

68:8=

 

 

 

 

-Проверьте, кто согласен?

-Молодцы, всё верно!

- Деление с остатком

 

 

-Находят задание, читают его

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно смотрят на алгоритм выполнения задания

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют правильность выполнения

 

 

 

 

 

 

Проверяют правильность выполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54 сот. : 9=6

5400:9=600

 

63дес.:7=

630:7=90

 

2) 27дес.:3=

   270:3=90

 

56сот.:7=

5600:7=800

 

49 дес.:7=

490:7=70

 

3) 48 дес.:6=

     480:6=80

 

42сот.:7=

4200:7=600

36дес.:9=

360:9=40

 

 

 

- методом подбора

94 18

90 5

  4 ост.

 

84 15

75 5

  9ост.

 

76 13

65 5

11ост.

 

68 8

64 8

  4ост.

 

 

Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

Составление плана и последовательности действий при умножении; применение алгоритма умножения при решении выражений

 

 

 

 

 

Личностные УУД: сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, самостоятельное усвоение учебного материала, осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: самостоятельно достигать планируемые результаты – создавать алгоритм умножения на двузначное число и получать результат, посредством самостоятельного решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные УУД: выполнять деление с остатком; проверять правильность вычислений;

 

IV. Продолжение работы по теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мин.

- Выполните 217 задание. Прочитайте задание. Выполните задание самостоятельно в тетради. (Имя) выходи к доске.

-Объясните, как вы рассуждали?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Посмотрите на доску как нужно записывать данное выражение:

(45000+27):9=5000+3

-Как найти неизвестное делимое?

-Выполним задание:

2) (54000+…):6=…+6

3) (240+…):6=…+8

4) (2100+60+…):3=…+…+1

5) (2100+270+…):3=…+…+1

-Молодцы, задание выполнено верно!

-Найдите 218 задание. Посмотрите на 1 столбик.

-Что объединяет данные выражения?

 

-Какое правило при делении с остатком всегда должны помнить?

 

-Каким может быть остаток в первом выражении? Во втором? В третьем?

Решим его, выполняйте задание самостоятельно в тетради.

 

 

-Проверим устно.

-Молодцы!

- Что мы отрабатывали данным упражнением?

 

-Найдите 219 задание на 77 странице. Прочитайте задание. Выполним только 1 и 2 столбик. (Имя) выходи к доске, начинай выполнять, а остальные самостоятельно записывайте в тетради

 

 

 

 

 

 

-Проверьте. Кто согласен?

Просигнализируйте.

 

-Решим задачу 215 на 76 странице. Прочитайте её.

 

 

-О чём говорится в задаче?

 

-Что нам известно?

 

-Что нужно найти?

 

-Составим краткую запись:

44 м. по 20 кг.1 участок -?

2 участок – на 360 кг <

(Имя) выходи к доске решать задачу, все записывайте её в тетрадь

1)    44*20=880(кг)-с 2-х участков

2)    880-360=520(кг)-

3)    520:2=260(кг)-собрали со 2-ого участка

4)    260+360=620(кг)-собрали с 1-го участка

         Ответ: 620 кг.

-Молодцы! Задача решена правильно!

 

 

 

-Сумма слева делится на число. Если разделить первое слагаемое на число, то можно вставить число в «окошко» справа 45000:9=5000. Если разделить второе слагаемое на число, то получится число 3. Значит, в «окошко» слева нужно вставить число 27, так как 27:9=3

 

 

 

 

 

2) (54000+36):6=

=9000+6

3) (240+48):6=

=40+8

4) (2100+60+3):3=

=700+20+1

5)(2100+270+3):3=

=700+90+1

 

 

 

- Необходимо выполнить деление с остатком

-Остаток должен быть меньше делителя

 

 

322:37=8(ост. 26)

327:47=6(ост.45)

176:27=6(ост.14)

 

-Правильность нахождения остатка

 

1)375=300+70+5

2)3075=3000+70+5

3)8142=8000+100+

+40+2

4)50020=50000+20

 

1)408=400+8

2)9352=9000+300+

+50+2

3)60174=60000+100

+70+4

4)124070=100000+

+20000+4000+70

 

 

 

 

 

 

-о сборе лука в мешки

 

- собрали 44 мешка, по 20 кг;

-сколько мешков лука собрали с первого участка

Предметные: Извлечение необходимой информации из темы урока и учебного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные:

Извлечение необходимой информации из темы урока и учебного материала

 

 

Коммуникативные умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли;

 

 

 

 

 

 

 

Предметные УУД: проверять правильность вычислений; выполнять устно арифметические действия над числами, решать задачи изученных видов.

 

VI. Рефлексия

3 мин.

 

-Проложите предложение:

Я сегодня научился…

Я узнал …

Мне понравилось…

- Как вы думаете, кто сегодня лучше всего работал?

-Я поставлю оценку 5- …, 4-…

Подводят итог урока

Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и сверстниками, уметь слушать и слышать других товарищей и выражать свои мысли

VII. Домашнее задание

2 мин.

 

-Откройте свои дневники, запишите Д/з: № 214(3), 216

Открывают дневники, записывают д/з

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; самостоятельное усвоение учебного материала

VIII. Оргмомент

1 мин.

Урок окончен, все свободны.