Технологическая карта урока математики в 5 классе
Урок № 43 Дата: 08.11.2023
Тема урока. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых
Тип урока: Открытие новых знаний.
Дидактическая цель урока: закрепить умение читать, записывать, составлять и раскладывать на сумму разрядных слагаемых числа.
Задачи урока:
Обучающие: Научиться представлять число в виде суммы разрядных слагаемых; определять количество разрядных сотен, десятков и единиц; на основе знания их разрядного состава; формировать умение решать задачи; повторить изученный материал.
Развивающие: Развивать вычислительные навыки и умения решать задачи; речь, память; умение рассуждать; учить определять уровень своих умений на практике (самооценка и самоконтроль); развивать познавательную активность
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, пытливость в процессе учения, умение слушать друг друга.
Формировать УУД:
личностные: формирование ценностных ориентиров смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»
познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; использование знаково-символических средств; умение выполнять логические операции анализа и синтеза
регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий; учить элементам простейшего анализа собственных действий, корректировке ошибок
коммуникативные: понимать и принимать точку зрения одноклассников, отстаивать собственное мнение; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Методы обучения: проблемно-поисковый
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:фронтальная работа; индивидуальная работа.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||||||||||||||||
I.Самоопределение к учебной деятельности. Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики; 2) определить содержательные рамки урока; 3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). |
Организация учебного процесса на этапе 1: Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, работать на уроке будет интересно. Каждый узнает что-то новое, познавательное.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться, работаем – старательно, слушаем – внимательно –
Чему учимся на уроках математики? Глазом только поведешь, И примеров сразу уйму, Ты вокруг себя найдешь Каждый день, вставая бодро, Начинаешь уж решать: Идти тихо или быстро, Чтобы в класс не опоздать. Вот строительство большое. Прежде чем его начать Нужно всё ещё подробно Начертить и рассчитать. Ох, скажу я вам, ребята Все примеры не назвать. Но должно быть всем понятно, Математику вам надо знать на пять.
На доске — запись: «Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов Как вы понимаете эти слова? Назовите тему, которую мы изучаем вот уже несколько уроков. - Сегодня мы продолжим изучать письменную нумерацию чисел в пределах 1000. - Тогда начнем поиск этих новых знаний. |
Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, «раскладывать все по полочкам» и т.д. Числа от 1 до 1000 Образование, чтение, запись,
|
||||||||||||||||||
II.Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности Цель: 1)актуализировать знания по нумерации чисел в пределах 1000: чтение; название классов и разрядов; поразрядное значение цифры в записи числа; 2) тренировать способность к представлению двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; 3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний для записи трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. |
Организация учебного процесса на этапе 2: 1) Продолжи высказывание: а)Число в записи, которого одна цифра называют … Приведите примеры б)Число, состоящее из двух цифр, называют … Приведите примеры в) Число в записи, которого три цифры называют … Приведите примеры 2) Чтение и запись чисел в пределах 1000. а) Назовите число, которое находится между числами 849 и 851. б) Назовите число, которое следует за числом 299. в) Назовите число, которое при счёте идёт перед числом 121. г) Какое число меньше 320 в 10 раз? д) К 2 сотням прибавь 8 десятков. Что обозначает нуль в записи чисел? 3) Замените числа суммой разрядных слагаемых. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых: 89,74,93,68
Почему в каждой сумме по два слагаемых? 4)Индивидуальное задание на затруднение. Составьте трехзначные числа используя цифры 3,0,7,представьте каждое из них в виде суммы разрядных слагаемых: 307,370,703,730 (Учитель раздает детям листы А–4. На выполнение задание отводится не более 1 минуты.) Закончили работу. Положите ручки. (Учитель собирает листы с разными записями и прикрепляет их на доску. Каждый учащийся определяет свою позицию при помощи поднятой руки). Что заметили? Кто из вас выполнил задание правильно? |
Единицы
Десятки
сотни 850 300 122 32 280 -Отсутствие единиц данного разряда.
Потому что в записи числа используются только две цифры, отличные от нуля. - У всех получились разные записи, не все смогли выполнить задание... Не можем сказать, потому что не можем проверить. Можем проверять, опираясь только на известное правило. Для данного задания у нас такого правила нет.
|
||||||||||||||||||
III. Постановка проблемы. Цель:1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения; 2) организовать согласование цели и темы урока и её фиксирование. |
Организация учебного процесса на 3 этапе: Какое задание надо выполнить? Какие числа вызвали затруднения? Почему? Значит, чему нам надо научиться? Назовите тему урока. «Знать разряды – дело важное!» - это Знайка говорит. Тогда число любое сможете вы суммой заменить. |
Записать числа и представить их в виде суммы разрядных слагаемых. Трёхзначные Не умеем их записывать, не знаем, как правильно записать сумму разрядных слагаемых, отсутствующие единицы разрядов. Нам надо научиться записывать трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Запись трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. |
||||||||||||||||||
IV.Построение проекта выхода из затруднений (открытие детьми нового знания). Цель: 1) организовать взаимодействие с целью знакомства со способом записи трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых;
2) зафиксировать новые знания во внешней речи. |
Организация учебного процесса на 4 этапе: 1) – Какой первый шаг надо сделать, чтобы записать названное число? - Название числа таит в себе глубокий смысл. Что нужно сделать, чтобы не пропустить в записи числа единицу какого-либо разряда? Учитель выставляет на доску карточку:
Нам поможет правильно записать число нумерационная таблица. Возьмите карточки с цифрами и
запишите числа в таблице разрядов. 542,930, 709 2) – Как с помощью таблицы определить количество слагаемых в представлении числа в виде суммы разрядных слагаемых Учитель фиксирует на доске первый шаг алгоритма:
Как записать каждое слагаемое? Учитель фиксирует на доске второй шаг алгоритма:
Учитель фиксирует на доске третий шаг алгоритма:
Запишем данные числа в виде суммы разрядных слагаемых. В общем виде это можно записать следующим образом. Сделаем вывод: что нужно помнить при записи числа? Как правильно представить число в виде суммы разрядных слагаемых? Молодцы! Вы славно поработали и правильно сделали вывод. |
- На слух определить, какие разряды присутствуют в названии чисел.
- В каждом классе по три разряда. Каждый класс записывается при помощи трех цифр. Не забыть, что на месте отсутствия единиц какого-либо разряда пишем нуль.)
Каждые последующие цифры в записи каждого слагаемого обозначим нулем.
Учащиеся работают в группах. 542 =500+40+2 930=900+30 709= 700+9 - В каждом классе по три разряда. Каждый класс записывается при помощи трех цифр. Не забыть, что на месте отсутствия единиц какого-либо разряда пишем нуль. Определить количество слагаемых по количеству цифр, отличных от нуля; каждые последующие цифры в записи каждого слагаемого обозначить нулем.
|
||||||||||||||||||
V.Физкультминутка. (Музыкально-танцевальная |
|
|
||||||||||||||||||
VI.Первичное закрепление . Цель:зафиксировать во внешней речи способ представления трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. |
Организация учебного процесса на этапе 5: 1) Работа по учебнику, с.114. Рассмотрите примеры. - Что записано в левой части? - В правой? -Все числа какие? - Почему последние суммы состоят из двух слагаемых? Молодцы! Это вы правильно заметили. В числе 640 на месте единиц 0. А в числе 903 на месте десятков 0. Мы просто не включаем нули в запись.
|
- Числа -Сумма разрядных слагаемых. -Трёхзначные - Во второй сумме нет слагаемого, обозначающего единицы, а в третьей – обозначающего десятки. |
||||||||||||||||||
VII.Самоконтроль с самопроверкой по эталону. Цель этапа: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить своё умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. |
Организация учебного процесса на этапе 7: c. 115 №3.312 Самостоятельная работа проверка по эталону. Работа по карточкам по вариантам. Проверка по эталону |
Дети выполняют Сравнивают с эталоном. |
||||||||||||||||||
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: 1) формирование навыков решения задач на повторение и закрепление изученного материала. 2) развитие логического мышления; 3) развитие вычислительных навыков. |
Организация учебного процесса на этапе 8: Решить задания №3.315, № 3.316 |
|
||||||||||||||||||
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: 1) зафиксировать достижение поставленных целей; 2) оценить собственную деятельность на уроке; 3) обсудить домашнее задание.
|
Вспомните тему урока. Какое задание не смогли выполнить в начале урока? Какие знания помогли справиться с затруднением? - Оцените свою работу на уроке, продолжите предложения: На уроке я узнал… На уроке я научился… Я похвалил бы себя за … - Покажите настроение … Вспомните, с каких слов мы начали урок. Какие новые знания вы получили.? Чему научились? |
Представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Не смогли записать трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знания о разрядах числа; использование цифр для записи числа… Научились представить числа от1 до 1000 в виде суммы разрядных слагаемых. |
||||||||||||||||||
X. Домашнее задание
|
Повторить §17, стр.113 - 114. Выполнить № 3.327, №3.328, стр.116 |
|
Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 1 1. Найди значение: ; ; ;. 2. Найди значение выражений: а) – 25; б) : ; в)∙ ; г)(13 – 11)⁵. |
Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 2 1. Найди значение: ; ; ;. 2. Найди значение выражений: а) – 30; б) : ; в)∙ ; г)(14 – 12)⁶. |
Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 1 1. Найди значение: ; ; ;. 2. Найди значение выражений: а) – 25; б) : ; в)∙ ; г)(13 – 11)⁵. |
Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 2 1. Найди значение: ; ; ;. 2. Найди значение выражений: а) – 30; б) : ; в)∙ ; г)(14 – 12)⁶. |
Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 1 1. Найди значение: ; ; ;. 2. Найди значение выражений: а) – 25; б) : ; в)∙ ; г)(13 – 11)⁵. |
Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 2 1. Найди значение: ; ; ;. 2. Найди значение выражений: а) – 30; б) : ; в)∙ ; г)(14 – 12)⁶. |
Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 1 1. Найди значение: ; ; ;. 2. Найди значение выражений: а) – 25; б) : ; в)∙ ; г)(13 – 11)⁵. |
Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 2 1. Найди значение: ; ; ;. 2. Найди значение выражений: а) – 30; б) : ; в)∙ ; г)(14 – 12)⁶. |
Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 1 1. Найди значение: ; ; ;. 2. Найди значение выражений: а) – 25; б) : ; в)∙ ; г)(13 – 11)⁵. |
Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 2 1. Найди значение: ; ; ;. 2. Найди значение выражений: а) – 30; б) : ; в)∙ ; г)(14 – 12)⁶. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.