Технологическая карта урока математики 5 классе по теме: «Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых» Учебник Математика 5 класс . Авторы Н.Я, Виленкин ,В.И.Жохов , А.С. Чесноков , С.И. Шварцбурд

  • docx
  • 30.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок математики 5 класс. Тема. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.docx

Технологическая карта урока математики в 5 классе

Урок № 43 Дата: 08.11.2023

Тема урока. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых

Тип урока: Открытие новых знаний.

Дидактическая цель урока: закрепить умение читать, записывать, составлять и раскладывать на сумму разрядных слагаемых числа.

Задачи урока:

Обучающие: Научиться представлять число в виде суммы разрядных слагаемых; определять количество разрядных сотен, десятков и единиц; на основе знания их разрядного состава; формировать умение решать задачи; повторить изученный материал.

Развивающие: Развивать вычислительные навыки и умения решать задачи; речь, память; умение рассуждать; учить определять уровень своих умений на практике (самооценка и самоконтроль); развивать познавательную активность

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, пытливость в процессе учения, умение слушать друг друга. 

Формировать УУД:

личностные: формирование ценностных ориентиров смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»

познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; использование знаково-символических средств; умение выполнять логические операции анализа и синтеза

регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий; учить элементам простейшего анализа собственных действий, корректировке ошибок

коммуникативные: понимать и принимать точку зрения одноклассников, отстаивать собственное мнение; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Методы обучения: проблемно-поисковый

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:фронтальная работа; индивидуальная работа.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1)         мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики;

2)   определить содержательные рамки урока;

3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Организация учебного процесса на этапе 1:

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, работать на уроке будет интересно. Каждый узнает что-то новое, познавательное.

 

Мы пришли сюда учиться,

не лениться, а трудиться,

 работаем – старательно,

 слушаем – внимательно

– Чему учимся на уроках математики?
– Где это пригодиться нам в жизни? (дети читают стихи)
1.Математика повсюду.

Глазом только поведешь,

И примеров сразу уйму,

Ты вокруг себя найдешь

                  Каждый день, вставая бодро,

Начинаешь уж решать:

Идти тихо или быстро,

Чтобы в класс не опоздать.

 Вот строительство большое.

 Прежде чем его начать

 Нужно всё ещё подробно

 Начертить и рассчитать.

Ох, скажу я вам, ребята

Все примеры не назвать.

Но должно быть всем понятно,

Математику вам надо знать на пять.

 

На доске — запись:

«Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»

М.В. Ломоносов

Как вы понимаете эти слова?

Назовите тему, которую мы изучаем вот уже несколько уроков.

- Сегодня мы продолжим изучать письменную нумерацию чисел в пределах 1000.

- Тогда начнем поиск этих новых знаний.

Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, «раскладывать все по полочкам» и т.д.

Числа от 1 до 1000

Образование, чтение,  запись, 

 

 

II.Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности

Цель:

1)актуализировать знания по нумерации чисел в пределах 1000: чтение; название классов и разрядов; поразрядное значение цифры в записи числа;

2)   тренировать способность к представлению двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых;

3)   зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний для записи трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1)   Продолжи высказывание:

а)Число в записи, которого одна цифра называют … Приведите примеры

б)Число, состоящее из двух цифр,  называют … Приведите примеры

в) Число в записи, которого три цифры называют … Приведите примеры

2)  Чтение  и запись чисел в пределах 1000.

а)  Назовите число, которое находится между числами 849 и 851.

б) Назовите число, которое следует за числом 299.

в) Назовите число, которое при счёте идёт перед числом 121.

г) Какое число меньше 320 в 10 раз?

д) К 2 сотням прибавь 8 десятков.

Что обозначает нуль в записи чисел?

3)   Замените числа суммой разрядных слагаемых.

Представьте числа  в виде суммы разрядных слагаемых: 89,74,93,68

 

Почему в каждой сумме по два слагаемых?

 4)Индивидуальное задание на затруднение.

Составьте трехзначные числа используя цифры 3,0,7,представьте каждое из них в виде суммы разрядных слагаемых: 307,370,703,730

(Учитель раздает детям листы А–4. На выполнение задание отводится не более 1 минуты.)

Закончили работу. Положите ручки.

(Учитель собирает листы с разными записями и прикрепляет их на доску. Каждый учащийся определяет свою позицию при помощи поднятой руки).

Что заметили?

Кто из вас выполнил задание правильно?

 

 

Единицы

 

 

Десятки

 

сотни

850

300

122

32

280

-Отсутствие единиц данного разряда.

 

 

 

Потому что в записи числа используются только две цифры, отличные от нуля.

- У всех получились разные записи, не все смогли выполнить задание...

Не можем сказать, потому что не можем проверить. Можем проверять, опираясь только на известное правило. Для данного задания у нас такого правила нет.

 

 

III. Постановка проблемы.

Цель:1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;

2)   организовать согласование цели и темы урока и её фиксирование.

Организация учебного процесса на 3 этапе:

Какое задание надо выполнить?

Какие числа вызвали затруднения?

Почему?

Значит, чему нам надо научиться?

Назовите тему урока.

 «Знать разряды – дело важное!» - это Знайка говорит.

Тогда число любое сможете вы суммой заменить.

Записать числа и представить их в виде суммы разрядных слагаемых.

Трёхзначные

Не умеем их записывать, не знаем, как правильно записать сумму разрядных слагаемых, отсутствующие единицы разрядов.

Нам надо научиться записывать трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Запись

трёхзначного числа  в виде суммы разрядных слагаемых.

IV.Построение проекта выхода из затруднений (открытие детьми нового знания).

Цель:

1)   организовать взаимодействие с целью знакомства со способом записи трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых;

Класс единиц

сотни

десятки  

единицы

5

4

2

9

3

0

7

0

9

2)   зафиксировать новые знания во внешней речи.

Организация учебного процесса на 4 этапе:

1)      – Какой первый шаг надо сделать, чтобы записать названное число?

-   Название числа таит в себе глубокий смысл. Что нужно сделать, чтобы не пропустить в записи числа единицу какого-либо разряда?

Учитель выставляет на доску карточку:

 

 

Нам поможет правильно записать число нумерационная таблица.

Возьмите карточки с цифрами и

 

В каждом классе три разряда: 
сотни, десятки, единицы
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


запишите числа в таблице разрядов. 542,930, 709

2)   – Как с помощью таблицы определить количество слагаемых в представлении числа в виде суммы разрядных слагаемых

Учитель фиксирует на доске первый шаг алгоритма:

 

Определить количество разрядных слагаемых (по количеству цифр отличных от нуля) 

 

 


Как записать каждое слагаемое?

Учитель фиксирует на доске второй шаг алгоритма:

Определить количество нулей в каждом 
разрядном слагаемом
 

 

 


Учитель фиксирует на доске третий шаг алгоритма:

 

Записать сумму разрядных слагаемых 

 


Запишем данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

В общем виде это можно записать следующим образом.

Сделаем вывод: что нужно помнить при записи числа?

Как правильно представить число в виде суммы разрядных слагаемых?

Молодцы! Вы славно поработали и правильно сделали вывод.



 

- На слух определить, какие разряды присутствуют в названии чисел.

 

- В каждом классе по три разряда. Каждый класс записывается при помощи трех цифр. Не забыть, что на месте отсутствия единиц какого-либо разряда пишем нуль.)




Работа в группах, записывают числа в таблицу. Отсутствующие разрядные единицы обозначают нулями.





- По количеству цифр, используемых в записи числа (отличных от нуля), определяем количество слагаемых.




Каждые последующие цифры в записи каждого слагаемого обозначим нулем.





 

 

Учащиеся работают в группах.

542 =500+40+2

 930=900+30

709= 700+9

- В каждом классе по три разряда. Каждый класс записывается при помощи трех цифр. Не забыть, что на месте отсутствия единиц какого-либо разряда пишем нуль.

Определить количество слагаемых по количеству цифр, отличных от нуля; каждые последующие цифры в записи каждого слагаемого обозначить нулем.

 

V.Физкультминутка. (Музыкально-танцевальная

 



VI.Первичное закрепление .

Цель:зафиксировать во внешней речи способ представления трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Организация учебного процесса на этапе 5:

1)   Работа по учебнику, с.114.

Рассмотрите примеры.

- Что записано в левой части?

- В правой?

-Все числа какие?

- Почему последние суммы состоят из двух слагаемых?

Молодцы! Это вы правильно заметили. В числе 640 на месте единиц 0. А в числе  903 на месте десятков 0. Мы просто не включаем нули в запись.

 

- Числа

-Сумма разрядных слагаемых.

-Трёхзначные

- Во второй сумме нет слагаемого, обозначающего единицы, а в третьей – обозначающего десятки.

VII.Самоконтроль  с самопроверкой по эталону.

Цель этапа:

1)         тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2)   проверить своё умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 7:

c. 115 №3.312  Самостоятельная работа

проверка по эталону.

 Работа по карточкам по вариантам.

Проверка по эталону

Дети выполняют

Сравнивают с эталоном.

VIII.     Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа:

1) формирование навыков решения задач на повторение и закрепление изученного материала.

2) развитие логического мышления;

3) развитие вычислительных навыков.

Организация учебного процесса на этапе 8:

 Решить задания  №3.315, № 3.316

 

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа:

1)         зафиксировать достижение поставленных целей;

2)   оценить собственную деятельность на уроке;

3)   обсудить домашнее задание.

 

 

 

 

 

Вспомните тему урока.

Какое задание не смогли выполнить в начале урока?

Какие знания помогли справиться с затруднением?

- Оцените свою работу на уроке, продолжите предложения:

На уроке я узнал…

На уроке я научился…

Я похвалил бы себя за …

- Покажите настроение …

Вспомните, с каких слов мы начали урок.

Какие новые знания вы получили.? Чему научились?

 

Представление трёхзначного числа  в виде суммы разрядных слагаемых.

Не смогли записать трёхзначные числа  в виде суммы разрядных слагаемых.

Знания о  разрядах числа; использование цифр для записи числа…

Научились представить числа от1 до 1000 в виде суммы разрядных слагаемых.

X. Домашнее задание

 

Повторить §17, стр.113 - 114. Выполнить № 3.327,  3.328, стр.116

 

 

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 1

1. Найди значение: ; ;  ;.

2. Найди значение выражений: а)  – 25; б) :  ;  в)∙  ; г)(13 – 11).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 2

1.      Найди значение: ; ;  ;.

2.      Найди значение выражений: а)  – 30; б) :  ;   в)∙  ; г)(14 – 12).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 1

1. Найди значение: ; ;  ;.

2. Найди значение выражений: а)  – 25; б) :  ;  в)∙  ; г)(13 – 11).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 2

1.      Найди значение: ; ;  ;.

2.      Найди значение выражений: а)  – 30; б) :  ;   в)∙  ; г)(14 – 12).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 1

1. Найди значение: ; ;  ;.

2. Найди значение выражений: а)  – 25; б) :  ;  в)∙  ; г)(13 – 11).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 2

1.      Найди значение: ; ;  ;.

2.      Найди значение выражений: а)  – 30; б) :  ;   в)∙  ; г)(14 – 12).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 1

1. Найди значение: ; ;  ;.

2. Найди значение выражений: а)  – 25; б) :  ;  в)∙  ; г)(13 – 11).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 2

1.      Найди значение: ; ;  ;.

2.      Найди значение выражений: а)  – 30; б) :  ;   в)∙  ; г)(14 – 12).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 1

1. Найди значение: ; ;  ;.

2. Найди значение выражений: а)  – 25; б) :  ;  в)∙  ; г)(13 – 11).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 2

1.      Найди значение: ; ;  ;.

2.      Найди значение выражений: а)  – 30; б) :  ;   в)∙  ; г)(14 – 12).