Технологическая карта урока математики 5 классе по теме: «Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых» Учебник Математика 5 класс . Авторы Н.Я, Виленкин ,В.И.Жохов , А.С. Чесноков , С.И. Шварцбурд
Оценка 4.7

Технологическая карта урока математики 5 классе по теме: «Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых» Учебник Математика 5 класс . Авторы Н.Я, Виленкин ,В.И.Жохов , А.С. Чесноков , С.И. Шварцбурд

Оценка 4.7
docx
30.05.2024
Технологическая карта урока математики 5 классе по теме: «Представление числа в виде суммы разрядных  слагаемых» Учебник Математика 5 класс . Авторы Н.Я, Виленкин ,В.И.Жохов , А.С. Чесноков , С.И. Шварцбурд
Урок математики 5 класс. Тема. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.docx

Технологическая карта урока математики в 5 классе

Урок № 43 Дата: 08.11.2023

Тема урока. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых

Тип урока: Открытие новых знаний.

Дидактическая цель урока: закрепить умение читать, записывать, составлять и раскладывать на сумму разрядных слагаемых числа.

Задачи урока:

Обучающие: Научиться представлять число в виде суммы разрядных слагаемых; определять количество разрядных сотен, десятков и единиц; на основе знания их разрядного состава; формировать умение решать задачи; повторить изученный материал.

Развивающие: Развивать вычислительные навыки и умения решать задачи; речь, память; умение рассуждать; учить определять уровень своих умений на практике (самооценка и самоконтроль); развивать познавательную активность

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, пытливость в процессе учения, умение слушать друг друга. 

Формировать УУД:

личностные: формирование ценностных ориентиров смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»

познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; использование знаково-символических средств; умение выполнять логические операции анализа и синтеза

регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий; учить элементам простейшего анализа собственных действий, корректировке ошибок

коммуникативные: понимать и принимать точку зрения одноклассников, отстаивать собственное мнение; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Методы обучения: проблемно-поисковый

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:фронтальная работа; индивидуальная работа.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1)         мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики;

2)   определить содержательные рамки урока;

3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Организация учебного процесса на этапе 1:

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, работать на уроке будет интересно. Каждый узнает что-то новое, познавательное.

 

Мы пришли сюда учиться,

не лениться, а трудиться,

 работаем – старательно,

 слушаем – внимательно

– Чему учимся на уроках математики?
– Где это пригодиться нам в жизни? (дети читают стихи)
1.Математика повсюду.

Глазом только поведешь,

И примеров сразу уйму,

Ты вокруг себя найдешь

                  Каждый день, вставая бодро,

Начинаешь уж решать:

Идти тихо или быстро,

Чтобы в класс не опоздать.

 Вот строительство большое.

 Прежде чем его начать

 Нужно всё ещё подробно

 Начертить и рассчитать.

Ох, скажу я вам, ребята

Все примеры не назвать.

Но должно быть всем понятно,

Математику вам надо знать на пять.

 

На доске — запись:

«Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»

М.В. Ломоносов

Как вы понимаете эти слова?

Назовите тему, которую мы изучаем вот уже несколько уроков.

- Сегодня мы продолжим изучать письменную нумерацию чисел в пределах 1000.

- Тогда начнем поиск этих новых знаний.

Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, «раскладывать все по полочкам» и т.д.

Числа от 1 до 1000

Образование, чтение,  запись, 

 

 

II.Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности

Цель:

1)актуализировать знания по нумерации чисел в пределах 1000: чтение; название классов и разрядов; поразрядное значение цифры в записи числа;

2)   тренировать способность к представлению двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых;

3)   зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний для записи трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1)   Продолжи высказывание:

а)Число в записи, которого одна цифра называют … Приведите примеры

б)Число, состоящее из двух цифр,  называют … Приведите примеры

в) Число в записи, которого три цифры называют … Приведите примеры

2)  Чтение  и запись чисел в пределах 1000.

а)  Назовите число, которое находится между числами 849 и 851.

б) Назовите число, которое следует за числом 299.

в) Назовите число, которое при счёте идёт перед числом 121.

г) Какое число меньше 320 в 10 раз?

д) К 2 сотням прибавь 8 десятков.

Что обозначает нуль в записи чисел?

3)   Замените числа суммой разрядных слагаемых.

Представьте числа  в виде суммы разрядных слагаемых: 89,74,93,68

 

Почему в каждой сумме по два слагаемых?

 4)Индивидуальное задание на затруднение.

Составьте трехзначные числа используя цифры 3,0,7,представьте каждое из них в виде суммы разрядных слагаемых: 307,370,703,730

(Учитель раздает детям листы А–4. На выполнение задание отводится не более 1 минуты.)

Закончили работу. Положите ручки.

(Учитель собирает листы с разными записями и прикрепляет их на доску. Каждый учащийся определяет свою позицию при помощи поднятой руки).

Что заметили?

Кто из вас выполнил задание правильно?

 

 

Единицы

 

 

Десятки

 

сотни

850

300

122

32

280

-Отсутствие единиц данного разряда.

 

 

 

Потому что в записи числа используются только две цифры, отличные от нуля.

- У всех получились разные записи, не все смогли выполнить задание...

Не можем сказать, потому что не можем проверить. Можем проверять, опираясь только на известное правило. Для данного задания у нас такого правила нет.

 

 

III. Постановка проблемы.

Цель:1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;

2)   организовать согласование цели и темы урока и её фиксирование.

Организация учебного процесса на 3 этапе:

Какое задание надо выполнить?

Какие числа вызвали затруднения?

Почему?

Значит, чему нам надо научиться?

Назовите тему урока.

 «Знать разряды – дело важное!» - это Знайка говорит.

Тогда число любое сможете вы суммой заменить.

Записать числа и представить их в виде суммы разрядных слагаемых.

Трёхзначные

Не умеем их записывать, не знаем, как правильно записать сумму разрядных слагаемых, отсутствующие единицы разрядов.

Нам надо научиться записывать трёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Запись

трёхзначного числа  в виде суммы разрядных слагаемых.

IV.Построение проекта выхода из затруднений (открытие детьми нового знания).

Цель:

1)   организовать взаимодействие с целью знакомства со способом записи трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых;

Класс единиц

сотни

десятки  

единицы

5

4

2

9

3

0

7

0

9

2)   зафиксировать новые знания во внешней речи.

Организация учебного процесса на 4 этапе:

1)      – Какой первый шаг надо сделать, чтобы записать названное число?

-   Название числа таит в себе глубокий смысл. Что нужно сделать, чтобы не пропустить в записи числа единицу какого-либо разряда?

Учитель выставляет на доску карточку:

 

 

Нам поможет правильно записать число нумерационная таблица.

Возьмите карточки с цифрами и

 

В каждом классе три разряда: 
сотни, десятки, единицы
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


запишите числа в таблице разрядов. 542,930, 709

2)   – Как с помощью таблицы определить количество слагаемых в представлении числа в виде суммы разрядных слагаемых

Учитель фиксирует на доске первый шаг алгоритма:

 

Определить количество разрядных слагаемых (по количеству цифр отличных от нуля) 

 

 


Как записать каждое слагаемое?

Учитель фиксирует на доске второй шаг алгоритма:

Определить количество нулей в каждом 
разрядном слагаемом
 

 

 


Учитель фиксирует на доске третий шаг алгоритма:

 

Записать сумму разрядных слагаемых 

 


Запишем данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

В общем виде это можно записать следующим образом.

Сделаем вывод: что нужно помнить при записи числа?

Как правильно представить число в виде суммы разрядных слагаемых?

Молодцы! Вы славно поработали и правильно сделали вывод.



 

- На слух определить, какие разряды присутствуют в названии чисел.

 

- В каждом классе по три разряда. Каждый класс записывается при помощи трех цифр. Не забыть, что на месте отсутствия единиц какого-либо разряда пишем нуль.)




Работа в группах, записывают числа в таблицу. Отсутствующие разрядные единицы обозначают нулями.





- По количеству цифр, используемых в записи числа (отличных от нуля), определяем количество слагаемых.




Каждые последующие цифры в записи каждого слагаемого обозначим нулем.





 

 

Учащиеся работают в группах.

542 =500+40+2

 930=900+30

709= 700+9

- В каждом классе по три разряда. Каждый класс записывается при помощи трех цифр. Не забыть, что на месте отсутствия единиц какого-либо разряда пишем нуль.

Определить количество слагаемых по количеству цифр, отличных от нуля; каждые последующие цифры в записи каждого слагаемого обозначить нулем.

 

V.Физкультминутка. (Музыкально-танцевальная

 



VI.Первичное закрепление .

Цель:зафиксировать во внешней речи способ представления трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Организация учебного процесса на этапе 5:

1)   Работа по учебнику, с.114.

Рассмотрите примеры.

- Что записано в левой части?

- В правой?

-Все числа какие?

- Почему последние суммы состоят из двух слагаемых?

Молодцы! Это вы правильно заметили. В числе 640 на месте единиц 0. А в числе  903 на месте десятков 0. Мы просто не включаем нули в запись.

 

- Числа

-Сумма разрядных слагаемых.

-Трёхзначные

- Во второй сумме нет слагаемого, обозначающего единицы, а в третьей – обозначающего десятки.

VII.Самоконтроль  с самопроверкой по эталону.

Цель этапа:

1)         тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2)   проверить своё умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 7:

c. 115 №3.312  Самостоятельная работа

проверка по эталону.

 Работа по карточкам по вариантам.

Проверка по эталону

Дети выполняют

Сравнивают с эталоном.

VIII.     Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа:

1) формирование навыков решения задач на повторение и закрепление изученного материала.

2) развитие логического мышления;

3) развитие вычислительных навыков.

Организация учебного процесса на этапе 8:

 Решить задания  №3.315, № 3.316

 

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа:

1)         зафиксировать достижение поставленных целей;

2)   оценить собственную деятельность на уроке;

3)   обсудить домашнее задание.

 

 

 

 

 

Вспомните тему урока.

Какое задание не смогли выполнить в начале урока?

Какие знания помогли справиться с затруднением?

- Оцените свою работу на уроке, продолжите предложения:

На уроке я узнал…

На уроке я научился…

Я похвалил бы себя за …

- Покажите настроение …

Вспомните, с каких слов мы начали урок.

Какие новые знания вы получили.? Чему научились?

 

Представление трёхзначного числа  в виде суммы разрядных слагаемых.

Не смогли записать трёхзначные числа  в виде суммы разрядных слагаемых.

Знания о  разрядах числа; использование цифр для записи числа…

Научились представить числа от1 до 1000 в виде суммы разрядных слагаемых.

X. Домашнее задание

 

Повторить §17, стр.113 - 114. Выполнить № 3.327,  3.328, стр.116

 

 

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 1

1. Найди значение: ; ;  ;.

2. Найди значение выражений: а)  – 25; б) :  ;  в)∙  ; г)(13 – 11).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 2

1.      Найди значение: ; ;  ;.

2.      Найди значение выражений: а)  – 30; б) :  ;   в)∙  ; г)(14 – 12).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 1

1. Найди значение: ; ;  ;.

2. Найди значение выражений: а)  – 25; б) :  ;  в)∙  ; г)(13 – 11).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 2

1.      Найди значение: ; ;  ;.

2.      Найди значение выражений: а)  – 30; б) :  ;   в)∙  ; г)(14 – 12).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 1

1. Найди значение: ; ;  ;.

2. Найди значение выражений: а)  – 25; б) :  ;  в)∙  ; г)(13 – 11).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 2

1.      Найди значение: ; ;  ;.

2.      Найди значение выражений: а)  – 30; б) :  ;   в)∙  ; г)(14 – 12).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 1

1. Найди значение: ; ;  ;.

2. Найди значение выражений: а)  – 25; б) :  ;  в)∙  ; г)(13 – 11).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 2

1.      Найди значение: ; ;  ;.

2.      Найди значение выражений: а)  – 30; б) :  ;   в)∙  ; г)(14 – 12).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 1

1. Найди значение: ; ;  ;.

2. Найди значение выражений: а)  – 25; б) :  ;  в)∙  ; г)(13 – 11).

Самостоятельная работа « Степень числа» Вариант 2

1.      Найди значение: ; ;  ;.

2.      Найди значение выражений: а)  – 30; б) :  ;   в)∙  ; г)(14 – 12).

 


 

Технологическая карта урока математики в 5 классе

Технологическая карта урока математики в 5 классе

Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»

Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»

Знать разряды – дело важное!» - это

Знать разряды – дело важное!» - это

Записать сумму разрядных слагаемых

Записать сумму разрядных слагаемых

IX .Рефлексия учебной деятельности на уроке

IX .Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2024