Технологическая карта урока открытия нового знания
Учебный предмет: математика
Класс: 5
Автор УМК: Н.Я. Виленкин
Тема урока: координаты и шкалы
Тип урока: Урок "открытия" нового знания
Цель урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации
Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов- изучения координаты и шкалы
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||
Целеполагание и мотивация
|
|||||||
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
|
Организует целеполагание и мотивацию в процессе актуализации знаний.
Проводит фронтальную беседу, обращаясь к опыту учащихся: – Вспомните, с помощью какого измерительного прибора можно измерить рост человека? В каких единицах измерения это можно сделать? |
Взаимодействуют с учителем |
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им |
||||
Актуализация знаний
|
|||||||
. Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии |
Осуществляет постановку первичной учебной задачи с целью установления связей между возникшей ситуацией и имеющимися у обучаемых знаниями – А как наносят деления? Вспомните, каким образом нанесены эти деления на термометре? Ставит новую учебную задачу для определения источника информации, с которым учащиеся будут работать. Сформулируйте цели занятия. – Как вы думаете, где мы можем найти ответы на эти вопросы? Организует операционально-познавательную работу на уроке с целью разрешения проблемной ситуации об устройстве шкал. – – Какие действия мы модем выполнять при использовании шкалы?
|
Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, исходя из этого, формулируют индивидуальные цели.
Читают текст учебника. Высказывают свое мнение, подтверждают отрывками из текста |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, выделять существенную информацию из текста, преобразовывать информацию из одной формы в другую) Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение |
||||
Изучение нового материала
|
|||||||
Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи |
Бортовой журнал: -Сейчас вы все прочитаете параграф в учебнике и заполните бортовой журнал, где нужно будет отметить известную вас информацию и новую.
Осмысление уровня усвоения новой учебной информации в структурированном виде. Итак, ребята, что же кто нового узнал, и что уже было вам известно? Диагностика понимания объяснительного текста учебника. А сейчас выполним следующее задание «Кто быстрее?» 1. Начертите координатный луч и отметьте на нём точки: А (6), В (5), С (3), Д (10), Е(2), F (1). 2. Выразите: а) 5 кг 200 г = г; б) 3 т 60 кг = кг; 1 кг 5 г = г; 8 ц 70 кг = кг; в) 6840 г = кг г; г) 556 кг = ц кг; 3090 г = кг г; 4350 кг = ц кг. Организует подведение итогов тестовой работы (можно с помощью интерактивной доски). – Какие пункты теста вы отметили знаком +? – Сколько неверных утверждений в данной работе? – Достигли ли мы первоначальной цели нашей работы?
Организует решение задач в соответствии с классификацией: – Проанализируйте текст задачи 109. 1. Что требуется определить? 2. Что известно? 3. Достаточно ли данных для ответа на вопрос? Дайте ответ на поставленные вопросы.
– Чем похожи задачи 108 и 109? В чем их отличия? – Какие дополнительные действия по сравнению с задачей 109 надо выполнить, чтобы ответить на вопросы? |
Читают параграф и выполняют задание
Выполняют задание
Выполняют проверку результатов теста, адекватности самооценки, контроль целереализации. – Все. – Их здесь нет. – Да, мы изучили, как построить шкалы; – на определение цены деления шкалы (108; 110); – на определение координат точки на шкале (108; 110); – на построение шкалы № 111
1. Требуется узнать, на сколько градусов изменится температура воздуха за ночь. 2. Известно, что каждое деление составляет 2 0С. 3. Данных достаточно, поэтому, чтобы ответить на вопрос задачи, надо 20 умножить на количество делений и прочитать в учебнике, опустился или поднялся столбик термометра. (Ответы: а) температура повысилась на 60; б) температура понизилась на 80; в) температура понизилась на 120; г) температура повысилась на 100.)
Сходство: обе задачи о показаниях термометра. Различия: а) в № 109 известно, что одно деление – 20С, а в № 108 надо по рисунку понять, сколько градусов составляет 1 деление; б) в № 109 одно требование, а в № 108 – 2, сначала надо ответить, сколько градусов показывает термометр, а потом – сколько будет показывать. Ответы: а) 350, будет 320; б) 150, будет 210; в) 200, будет 140; г) 230, будет 250. Сходство: обе задачи о показаниях термометра. Различия: а) в № 109 известно, что одно деление – 2 0С, а в № 108 надо по рисунку понять, сколько градусов составляет 1 деление. б) в № 109 одно требование, а в № 108 – 2, сначала надо ответить, сколько градусов показывает термометр, а потом – сколько будет показывать. Ответы: а) 350, будет 320; б) 150, будет 210; в) 200, будет 140; г) 230, будет 250 |
|
||||
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для партнера высказывания |
|||||||
– Составьте вопросы, отвечая на которые можно решить задачу № 110 |
Сколько делений между числами 10 и 30 на рис. 25? (20) Сколько единиц соответствует одному делению? (1) Сколько единиц составляет каждое длинное деление? (5) Каковы координаты точек на рисунке? [C(15), A(20), B(25), D(28)] |
|
|||||
Закрепление нового материала |
|||||||
Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний |
- Вспомните, о каких типах задач мы говорили в начале занятия?
– Какой из этих типов не решили? Найдите среди упражнений в тексте учебника такую задачу. Составьте план ее решения |
а) Задачи на чтение показаний измерительных приборов; б) задачи на построение шкалы; в) задачи на определение координат точки на шкале; г) задачи на определение цены деления шкалы. На построение шкалы № 111 1. Определить цену одного деления (2, потому что длина отрезка 24, а делений 12). 2. Начертить шкалу. 3. Чтобы поставить число 6, надо от нуля отложить 3 деления; 7– 3 целых деления и еще половинка; 10 – 5 делений; 11 – 5 с половиной делений. № 137 – на построение шкалы; № 143 – на чтение показаний на шкале. Нет задач на определение координат точки и определение цены деления |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других |
||||
Рефлексия |
|||||||
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия |
Организует рефлексию по содержанию и способам действия (классификации типов задач и их решения). Предлагает записать домашнее задание
– Откройте с. 26 и проанализируйте упражнения для домашней работы. Какие типы задач представлены? Какие отсутствуют? Дома: 1) выполните № 137, 143, укажите тип этих задач; 2) в разделе «Повторение» на с. 124 и 161 найдите задачу по изученной теме и решите ее; 3) письменно ответьте на вопросы: а) Все ли изученные типы задач по теме «Шкалы» представлены в домашней работе? б) Всегда ли на приборах шкала начинается с нуля?
Организует оценку достижения запланированных результатов: – Оцените свою работу на уроке. Продолжите предложения: 1. Сегодня на уроке я изучил(а) тему… 2. На уроке я изучил(а) алгоритм … Он состоит из … шагов: а)... б)… в)… 3. У меня хорошо получается… 4. При выполнении домашней работы мне надо обратить внимание на то, как я… |
Записывают домашнее задание
Отвечают на вопросы
|
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уроне адекватной ретроспективной оценки Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.