Технологическая карта
урока математики в 1 классе
по теме: «Число и цифра 5»
УМК «Школа России»
Куксова Наталья
Вячеславовна,
учитель начальных классов.
Предмет: математика
Тема: "Число и цифра 5"
Класс: 1 класс
УМК «Школа России»
Цель деятельности учителя: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 5, научить писать цифру 5.
Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Планируемые результаты:
предметные:
-формировать
умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 5);
-развить умение распознавания цифры 5 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и
символов);
-научить правильно писать цифру 5 и соотносить количество предметов с цифрой
(от 1 до 5);
-развивать умение применения счета на пальцах, отыскивая правильный ответ;
-совершенствовать навыки счета с помощью игральных кубиков.
метапредметные:
Личностные УУД:
-развивать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
-понимать и следовать в деятельности нормам эстетики;
-развивать
умение адаптироваться к сложным ситуациям;
-следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
-способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям сказки);
-следовать в
поведении моральным и этическим требованиям;
-способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности;
-работать над осознанием ответственности за общее дело.
Регулятивные УУД:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-фиксировать
индивидуальное затруднение в пробном действии;
-способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 5;
-развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения
задания.
Познавательные УУД:
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
-развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
-развить умение распознавания цифры 5 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов);
-развивать
умение работать с разными видами информации.
-продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и
тетради для самостоятельных работ.
-работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
-работать над использованием знаково-символичных средств.
-способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей
деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Методы и приемы организации деятельности учащихся:
-беседа по иллюстрациям учебника и слайдам презентации, подготовленным к уроку;
-организация самостоятельной (индивидуально выполняемой) работы;
-оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при самостоятельной работе.
Оборудование: компьютер, мяч, жетоны.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
|
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Быть должны у вас в порядке Ручки, книги и тетрадки!
Нас ждёт сегодня открытие нового знания, Понадобятся ваши терпение и старание.
|
Приветствуют учителя, проверяют готовность к урок - получают эмоциональный настрой |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний
3.Постановка учебной задачи.
4.Самоопределение к деятельности
5.«Открытие» нового знания.
6.Работа по теме урока.
Физкульминутка
6.Первичное закрепление
Физкульмин
утка
7.Самостоятельная работа с самопроверкой
8.Итог урока
9.Рефлексия |
Повторение изученного материала. 1. «Разминка». Учитель бросает ученикам мяч, называя задание, ученики отвечают, возвращая мяч. У.: - Посчитате вместе с соседом от 1до 4, от 3 до6; У.: -Посчитает первый ряд от 5 до 10, а второй ряд от 10 до 5;
2. Игра « Молчанка».Ответы дети показывают с помощью цифрового веера. У.:- Назови соседей числа 2; - Какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4; -Назови предшествующие числу 4, 2, последующее числа 3,1.
3. Проблемная ситуация. У.: -У нас сегодня необычный урок. Я предлагаю вам отправиться в сказку. Отгадайте в какую. Ее тянут бабка с внучкой, Кошка, дед и мышка с Жучкой. У.: - Правильно. Это сказка «Репка». Произнесем волшебные слова, чтобы попасть в сказку: Повернись, покрутись, в сказке «Репка» окажись. У: включает презентацию. Слайд 1 . Дедка. Но, у нас урок математики, значит сказка математическая. Дед, посадил репку, а чтобы ее вытянуть, надо выполнить математическое задание. Но, дедушка в математике не силен, вы готовы ему помочь? У.:- Чтобы вытянуть репку надо выполнить следующее задание: Обозначьте число предметов на картинках соответствующей цифрой. У.:- Смогли ли вы выполнить задание до конца? - Почему? - Хотите этому научиться? - Кто из вас может сказать, чему мы будем учиться на уроке? Формулирование темы, постановка цели У.:- Мы познакомимся сегодня с числом и цифрой 5. Научимся распознавать и писать цифру 5.
Слайд 2. Бабка. У.: - Положите, столько зеленых палочек, сколько показывает цифра(3) -Под ними положите столько же желтых палочек. - Сколько положили желтых палочек? - Сделайте так, чтобы желтых палочек стало 4. -Что сделали? -Как получили 4? -Сравните желтые и зеленые палочки. -Что можно сказать о них? -Значит 4 больше или меньше чем 3? -Сделайте так, чтобы палочек стало по 4. -Что сделали? -Сколько желтых полочек лежит перед вами? (4) -Добавьте одну палочку. -Сколько стало желтых палочек? (5) -Как получили 5? -Желтых палочек стало больше или меньше? -Значит 5 больше или меньше 4? -Сравните 4 и 5. -Где располагается число 5 в натуральном ряду? (после 4) -Ребята, чем примечательно это число? -Чем отличается от других и где встречается? (лучшая отметка в школе, пять лучей у звезды, пять пальцев на руке) -Посчитайте до 5 и обратно(хором)
Знакомство с цифрой 5
А потом пошла плясать По бумаге цифра 5. Руку вправо протянула, Ножку круто изогнула.
(Учитель показывает цифру 5)
«Доскажи словечко…» Сколько пальцев на руке? Нам поможет цифра…(пять)
Соотнесение числа и цифры На моей руке 5 пальцев, 5 хватальцев, 5 держальцев! Чтоб строгать и чтоб пилить Чтобы брать и чтоб дарить, Чтобы их же сосчитать: 1, 2 ,3, 4, 5!. У.: - Отправляемся дальше, сейчас мы поучимся написанию цифры 5 в тетради. Физкульминутка 1,2,3,4,5 Все умеем мы считать!...
Слайд 3. Внучка. У.:Демонстрирует написание цифры 5 -Бабушка устала, видит плохо, позовем на помощь внучку. - Итак, взяли в руки наши волшебные ручки, сели ровненько, посмотрели на памятку «Сиди правильно» и всё внимание на меня. У.:Из каких элементов состоит цифра 5? - Цифра 5 состоит из 3 элементов: это прямая вертикальная линия, полукруг и прямая горизонтальная линия. - Начинаем писать с середины верхней линии клеточки, ведем наклонную линию, немного не доходя до центра клетки, пишем полуовал, касаясь нижней линии клетки. Сверху пишем немного выгнутый горизонтальный хвостик (Цифра 5 пишется в два приема с отрывом ручки.) У.:- Обведите цифру 5. - Кто догадался, сколько цифр 5 дальше нужно написать самому? (5 и 6) - Какая закономерность в следующей строчке? У.:- Теперь вы уже знаете не только число 5, но и какой цифрой на письме это число обозначается . -Молодцы. Помогли и внучке справиться с заданием. Пришла очередь Жучки. Слайд 4. Жучка Задания на внимание: вы должны делать только то, я говорю и не обращать внимание на то, что делаю я 4.Работа с учебником. Стр. 32. 1. Посмотрите на схемы и записи , приведенные ниже. Как они связаны с рисунком? Обсудите это с соседом по парте.
2.-Какого достоинства первая монета? -Какого достоинства остальные монеты? -Сколько монет по 1 рублю надо взять,чтобы было 3 рубля? 5 рублей? 3. Работа с часами. - А сейчас поработайте в парах. Один называет числа по порядку, начиная с самого маленького, а другой с самого большого. Другие задания Слайд 5. Кошка. У.:- Пришло время звать кошку. Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основве. Задание:Рассмотрите рисунки. Выберите для каждого рисунка запись и соедините линией. Взаимопроверка. Слайд 6. Мышка. У.:- Ребята, урок подходит к концу, а репку еще не вытянули. - Кого не хватает? (мышки) -Позовем дружно мышку. -Что мы должны были сделать, чтобы вытянуть репку? - Покажите какой цифрой мы обозначаем число 5. -Ч то мы еще узнали про цифру 5? - Какие задания вам больше всего понравились?.: Оцените свою работу.
С помощью разноцветных листиков дети сигналят.
1.Какое было задание главным? (Учимся вспоминать цель работы.) 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
У.: Какое настроение вызвал урок?
Спасибо за работу.
|
Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют, предъявляют результат.
- работа в парах - работа в группе
-включились в учебную деятель-ность: поднимают соответствующие карточки- цифры
Выделяют проблему, как получить число 5 и как написать цифру 5
-отгадывают загадку
-определяют задачи урока
высказывают свою точку зрения;
-высказывают предположение;
-высказывают свое мнение
- с помощью учителя образуют число 4
-учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы
-выполняют задание и отвечают на вопросы учителя, опираясь на жизненный опыт
-выходят к доске и показывают
-знакомятся с цифрой 5 и учатся ее распознавать;
-отгадывают загадки
-считают пальцы
- зовут внучку
-письмо в воздухе, следуя направлению карандашика, а после в (Т-1, с.13, задание №1);
Работают устно по учебнику: -рассматривают иллюстрацию в учебнике стр. -дети высказывают свои предположения
Знакомятся с заданием, сильные ребята выполняют самостоятельно - остальные с помощью учителя; - сверяют результаты своей работы с предложенным решением.
-работают в парах
-работают самостоятельно
Оценивают работу: справился легко без затруднения; с некоторыми затруднениями; самостоятельно не справился. (учащиеся показы-вают цветной жетон, соответственно зе-леный, желтый, красный.)
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: развитие умения сравнивать объекты на основе сопостав-ления; анализировать
Коммуникативные: -формулирование и обоснование своей точки зрения, своего предположения;
Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные - формулирование познавательной цели; Логические: формулирование проблемы
Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации познавательные: формирование уме-ний ориентироваться в учебнике;
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).
Рулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение хУУД: -формирование интереса к новому учебному материалу; -способствовать проявлению самостоя-тельности в разных видах деятельности;
Коммуникативные: умение договари-ваться, слушать собе-седника, вступать в диалог, строить про-дуктивное взаимо-действие;
Познавательные: умение ориентиро-ваться в учебнике, выполнять действия по образцу, работать над использованием знаково-символичес-ких средств; -умение ориенти-роваться в тетради, выполнять действия по образцу
Личностные: -работа над самооцен-кой и пониманием причин успеха/ неус-пеха в деятельности;
-умение понимать в учебной задаче грани-цы « что я знаю» и того «чего не знаю»;
Познавательные: -развитие умений анализировать, обобщать, высказывать свое мнение, оценивать свою деятельность на уроке
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.