Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»
Класс: 1.
УМК: «Школа России»
Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания: названия компонентов действий при вычитании, способствовать развитию вычислительных навыков.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
- формирование коммуникативных УУД учащихся.
Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
Учитель - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Математика
2. Актуализация знаний
Учитель - Начнём мы наш урок с разминки
- Самое большое однозначное число. ( 9)
- Сколько дней в неделе? ( 7 )
- Сколько ног у паука? ( 8 )
- Каким числом обозначаем пару предметов? ( 2 )
- У какого числа «соседи» 4 и 6? ( 5 )
- На сколько 6 меньше, чем 7? ( 1 )
- Как называется выражение со знаком > или < ? ( неравенство)
- Что получается в результате сложения? ( сумма )
- Как называется фигура, у которой все стороны равны? ( квадрат )
Учитель - У кого не так?
(3 человека подняли руку)
Что надо вам повторить, чтобы не было ошибок?
Дети: - Мне надо повторить название компонентов
- А мне правильно решать задачи.
Учитель - Молодцы, что смогли найти свои ошибки. В следующий раз будьте внимательными.
Согните листок (квадратной формы) по диагонали. Какая фигура у вас получилась?
Дети: - Получился треугольник
Учитель - А если сложить 2 треугольника? Какая фигура получится? (работа в паре)
Дети: - У нас с Артёмом получился квадрат
- А у нас большой треугольник.
Учитель - А из 4 треугольников какую фигуру можно построить?
(работа в группах из 4 человек).
Дети повернулись на соседнюю парту и стали строить различные фигуры.
ИТОГ. Молодцы! С заданием справились. У вас получились разные фигуры, потому что вы тоже разные и думаете по-разному.
3. Работа над новой темой
Учитель - Сегодня мы отправляемся в сказку, героиня которой живёт в одном из домиков.
Учитель - Чтобы узнать, надо выполнить задание:
Учитель - На какие 2 группы можно разделить эти выражения?
Дети: - Можно разделить на сложение и вычитание.
Учитель - Запишите эти выражения в два столбика.
(Дети записывают выражения в тетради)
Учитель - Что общего в выражениях первого столбика?
Дети: - В этих выражениях ответ 5
Учитель - Наша героиня живёт в домике №5.
– Вы её узнали?
Дети: - Это Красная Шапочка
Учитель - Однажды Красная Шапочка отправилась через лес навестить бабушку. И только она вошла в лес, как перед ней откуда ни возьмись, появился Волк.
Но надо вам сказать, что Волк в нашей сказке был очень вежливым, чрезвычайно обходительным и предложил девочке проводить её.
Лес тот был необычным, потому что в нём жили удивительные животные: все они учились в лесной школе, были любознательными, читали разные книги, а поэтому знали много интересного. А знаете ли вы, что сегодня в лесу объявлен День Знаний, и все лесные обитатели при встрече задают друг другу различные вопросы и задания?
Волк первым предложил выполнить его задание.
Учитель - Прочитайте математическую запись, используя названия чисел при сложении.
Дети: - Первое слагаемое - 2, второе слагаемое -3, значение суммы равно 5
(Ребята читают все записи).
Учитель - А теперь прочитайте математическую запись, используя названия чисел при вычитании.
(дети молчат)
4. Постановка учебной проблемы (2 мин)
Учитель - Вы смогли выполнить задание?
Дети: - Нет
Учитель - В чём затруднение?
Дети: - Мы не знаем, как называются числа при вычитании
Учитель - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?
Дети: - Названия чисел при вычитании
Учитель - Чему мы должны научиться?
Дети: - Мы должны научиться называть числа при вычитании, правильно читать выражения на вычитание
Учитель - Сегодня мы с вами попробуем сделать открытие.
(Каждая группа получает по 3 конверта с карточками.
В 1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое.
Во 2 конверте – вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое.
В 3 конверте – разность, равняемость, результаемость.)
Учитель - При вычитании первое число уменьшается, значит, как его можно назвать?
Выберите на ваш взгляд правильное название и положите его перед собой.
(ребята выполняют задание)
Учитель - Второе число вычитают, значит, как его можно назвать?
Возьмите второй конверт и выберите правильное название.
Учитель - Третье число показывает разницу между первым числом и вторым, значит, как его можно назвать?
С третьим конвертом сделайте то же самое.
Перед вами три названия. А где мы можем проверить правильность выполнения задания?
Дети: - Проверить можно по учебнику.
Учитель - Давайте откроем учебник на с.27 и прочитаем, правильно ли вы догадались.
(ученики открыли учебник и проверяют)
- Молодцы. Верно выбрали названия.
Страница учебника:
А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания.
УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ
Итог: с заданием волка мы справились и узнали названия чисел при вычитании. Отправляемся дальше в путь
5. Первичное закрепление
Учитель - Преодолев некоторое расстояние по лесу, наших героев встретила
Лоиосоао
(ответ: лиса. Надо убрать повторяющиеся буквы)
Работа в группах.
Учитель - Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания.
(Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её)
Каждой группе даётся лист А4 и маркер.
Учитель - Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение.
Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой.
Примерное объяснение детей:
Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5.
Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания.
Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки.
Молодцы! И с этим заданием вы справились.
А зайчик приглашает вас отдохнуть.
Физкультминутка.
Ребята танцуют под музыку.
6. Повторение. Решение задачи
Учитель Следующим на тропинку вышел
Кижё
(ответ: ёжик. Надо прочитать справа налево)
Учитель - Он предлагает
- Прочитайте задачу № 2, с.27.
О чём говорится в этой задаче?
Прочитайте условие задачи. Что известно?
Что нужно узнать в задаче?
Перед вами две краткие записи.
Учитель - Какая подойдёт к нашей задаче? Почему?
Дети – Подойдёт вторая, потому что яблок осталось меньше.
Учитель - Поднимите руки те ребята, которые не знают, как решить эту задачу?
Запишите решение и ответ самостоятельно.
(При проверке используем названия компонентов действия вычитания.)
Проверка.
Поднимите руки те, кто выполнил по-другому.
(Все дети с задачей справились)
7. Самостоятельная работа.
Учитель - А теперь я предлагаю поработать самостоятельно. Откройте тетради на печатной основе.
Печатная тетрадь стр. 16 №1 (по вариантам)
1 вариант выполняет 1 строчку, а 2 вариант – 2 строчку.
Взаимопроверка.
(на доске висит образец)
Итог: при выполнении этого задания было допущено 4 ошибки при вычислении.
Так незаметно вышли наши герои к домику бабушки.
Бабушка очень обрадовалась гостям. Угостить она решила внучку и волка яблочками и попросила выполнить задание: на яблочке запишите следующее выражение:
Уменьшаемое – 7, вычитаемое – 3. Найдите значение разности.
(Дети получили вырезанные яблочки и на них пишут выражение)
А теперь проверьте правильность выполнения задания (на доске образец).
(Все ребята справились с этим заданием)
8. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети: - Мы сегодня на уроке мы узнали, как называются числа при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
9.Рефлексия.
- Какое настроение у вас в конце урока?
Нарисуйте на яблочке смайлик и покажите.
Благодарю вас за урок, вы меня очень порадовали, и у меня сейчас тоже радостное настроение.
Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.