Технологическая карта урока
ФИО учителя: Назаркина Нина Ивановна
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Предмет: математика
Тема: Письменное деление на трехзначное число.
Тип урока: открытие нового знания
Место и роль в учебном плане: 118 урок раздела «Числа больше 1000. Умножение и деление»
Цель: развитие умений делить многозначные числа на трехзначное число.
Планируемые результаты
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
||
- выполнять письменное деление многозначного числа на трехзначное число
|
- развивать умение ставить цель, принимать учебную задачу; определять границы «знания-незнания» - выполнять учебное задание, используя алгоритм письменного деления; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - проверять и корректировать учебные задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - развивать умение учиться и способность к организации своей деятельности. |
- определять значение и смысл математических терминов: делимое, делитель, частное; - находить неполное делимое, пробную цифру и обосновывать их выбор; - использовать приобретенные знания при решении выражений, содержащих деление многозначного числа на трехзначное число; - уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений. - проводить сравнение и классификацию выражений по определённому признаку. |
- развивать умение формулировать высказывание, используя предметные термины в рамках учебного диалога; - формировать умение слушать, вступать в диалог; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы; - умение работать в паре и в группе; - умение аргументировать свое предложение. |
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - осознание собственных достижений при освоении темы; - формирование ЗОЖ. |
Ход урока
Название этапа урока
|
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
|
Мониторинг достижения планируемых результатов урока |
||||||
1.Мотивация к учебной деятельности
|
Подготовить учащихся к включению в учебную деятельность на личностно-значимом уровне |
Фронтальная работа |
Создает положительный настрой для познавательной деятельности в решении поставленных задач урока.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: «Мертвая или живая ?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу.» Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал … - Как вы думаете, что сказал мудрец? - Как вы понимаете смысл данных слов? -Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны науки математики. Я надеюсь, что сегодня у вас все получится. Удачи вам! Открываем тетради, записываем число, классная работа. -Что вы можете сказать про сегодняшнее число? (прием «Корзина идей») |
Понимают свою социальную роль ученика; осознанно входят в пространство учебной деятельности на уроке.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. |
ЛУУД: принимают социальную роль обучающегося; формируется мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. КУУД: слушают собеседника, понимают речь других. РУУД: самостоятельно организуют рабочее место, настраивают себя на продуктивную работу. |
Наблюдение, индивидуальный контроль.
|
||||||
2.Актуализация и пробное учебное действие.
|
Определить границы знания и незнания по теме «Деление» в рамках планируемого результата. Выделить опорные знания, необходимые для «открытия нового знания»
|
Фронтальная работа
Работа в парах
|
Организует выявление учащимися места и причины затруднения. -Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы с вами работаем на уроке математики? Работа над математическими правилами. -Предлагаю игру «Учитель-ученик». Оценивать себя при выполнении каждого задания мы будем в оценочном листе: +?! Организует проверку и оценивание выполнения карточки по ключу. -Возьмите карточки, расскажите друг другу математические правила. Закончите предложения. Выполняем задание по очереди, по 3 вопроса. КАРТОЧКА: «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА» 1. Чтобы найти делимое надо ….. 2.Чтобы найти делитель надо…. 3.Результат деления называется ….. 4. При делении числа на 1…. 5. Деление – действие, обратное … 6 Делить на … нельзя. - Оцените свои знания правил. -Кто затруднялся? - Кто без ошибок ? - Зачем мы повторили эти правила?
|
Самооценка. Проверяют по ключу правильность выполнения задания и оценивают по предложенным критериям
Слушают учителя. Отвечают на вопросы
|
КУУД: слушают собеседника, понимают речь других. РУУД: развивают умение высказывать своё предположение; оценивать учебные действия по заданным критериям; ПУУД: определяют значение и смысл математических терминов: делимое, делитель, частное;
|
Наблюдение, индивидуальный контроль.
|
||||||
3.Фиксация затруднений в пробном действии
|
Выявить места и причины затруднения |
Фронтальная работа
Работа в парах
Индивидуальная работа у доски.
|
Организует деятельность на предметный результат образования На доске: 216:36, 954:318, 4891:73, 492 :246 -Чем похожи выражения? На какие группы можно разделить данные выражения? Чтобы решить примеры первой группы, что должны вспомнить? -У вас на партах лежат листочки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая в парах, расположите действия в нужном порядке. Алгоритм деления на двузначное число: 1.Выделяю первое неполное делимое; 2.Определяю количество цифр в частном; 3.Делю неполное делимое на делитель и нахожу цифру частного; 4.Умножаю цифру частного на делитель; 5.Вычитаю, нахожу остаток. 6.Остаток сравниваю с делителем. 7.Образую следующее неполное делимое и продолжаю деление так же до конца. Кто допустил ошибки? Кто выполнил без ошибок? Оцените свою работу! Найдите значение этих выражений 216:36=6 4891:73=67 Ставит проблемные вопросы, создает проблемные ситуации А теперь попробуйте решить примеры второго столбика. - Почему возникло затруднение? Что вызвало затруднение? |
Выполняют операции и соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения
Проверяют по ключу правильность выполнения задания и оценивают по предложенным критериям
|
РУУД: оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -осуществляют познавательную и личностную рефлексию; КУУД: -выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывают свои суждения; ПУУД: -проводят сравнение и классификацию выражений по определённому признаку.
|
Наблюдение, индивидуальный контроль.
|
||||||
4. Определение темы и цели урока.
|
Определить тему, цель урока |
Фронтальная работа
|
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Тогда какую цель вы поставите на уроке? Заполните таблицу ЗХУ
Что вы уже знаете? Что хотите узнать? |
Определяют тему и цель урока, планируют свои действия |
РУУД: развивать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности |
Наблюдение, индивидуальный контроль.
|
||||||
5. Открытие нового знания.
|
Организовать составление плана действий по реализации достижения поставленной цели |
Фронтальная работа
Самостоятельная работа в паре
|
Организует обсуждение, пробное действие по предложенным вариантам, выбор оптимального варианта, решение примеров выбранным способом. -Как вы думаете, изменится ли способ деления? - Как мы можем это узнать? -Попробуйте решить примеры второго столбика самостоятельно в паре. Кто желает объяснить решение примера у доски? 954:318=3 Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 954 на 300. Для этого 9 разделим на 3, в частном получим 3. Это пробная цифра. Умножим 318 на 3, получится 954. Значит частное 3. Оцените свое пробное действие в оценочном листе! -Получилось разделить многозначное число на трехзначное? -Можем ли мы сказать, что имеющиеся знания помогли добыть новые? -Кто желает 2 пример решить у доски? 492:246=2 Вывод: Как мы делим на трехзначное число? |
Обсуждают различные предложенные варианты, участвуют в выборе оптимального варианта. Используют выбранный способ действий для решения примеров, вызвавших затруднение. Решают примеры и проверяют их по эталону.
|
РУУД: оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
КУУД: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывают свои суждения с использованием предметных терминов
|
Наблюдение, индивидуальный контроль.
|
||||||
6. Первичное закрепление.
|
Организовать усвоение учениками нового способа действий |
Самостоятельная работа.
|
Организует усвоение учениками нового способа действий 1. Работа с учебником. С. 72 №279(1)
1) 876:219=4 2.940:735=4 2.544:424=6 -самостоятельно
-Кто выполнил без ошибок? - Если допустили ошибку, то в каком шаге алгоритма? Что вы посоветуете этим ребятам? А кто может предложить свою помощь?
Оцените свою работу в оценочном листе.
|
Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку по эталону.
Оценивают по известным критериям |
РУУД: выполняют учебное задание, используя алгоритм письменного деления; ПУУД: используют приобретенные знания при решении выражений, содержащих деление многозначного числа на трехзначное число; РУУД: проверяют и корректируют учебные задания; |
Выборочный контроль |
||||||
Физкультминутка
|
профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса. |
Фронтальная работа
|
Проводит игру на внимание «Капитаны, делай так!» |
Выполняют упражнения |
ЛУУД: формирование ЗОЖ |
Наблюдение, индивидуальный контроль.
|
||||||
7. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
|
Организовать выполнение учащимися в группах самостоятельной работы на новое знание |
Фронтальная работа
Работа в группах
|
Предлагает разноуровневые задания, по теме урока. Организует, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. Только ли при решении числовых выражений нам нужно знание деления на трехзначное число? Где еще может встретиться это деление? Решение задачи в группе по уровню сложности. Зеленый конверт – базовый уровень Синий – повышенный Красный – высокий Объединиться в группы в зависимости от выбранного цвета. Решение оформить на листе ватмана. Зеленый конверт В 309 лодках могут разместиться 2472 человека, поровну в каждой лодке. Сколько потребуется таких же лодок, чтобы в них могли разместиться 72 человека? Синий конверт В 135 одинаковых мешках 1215 кг рыбы. Заверши текст задачи так, чтобы ее можно было решить с помощью выражения: 1215:135*42 Красный конверт Придумать задачу в 2 действия по данной теме. Оцените свою работу в оценочных листах.
|
Решают задачи, в которых используется изученный материал. |
РУУД: выполняют учебное задание, используя алгоритм письменного деления; ПУУД: используют приобретенные знания при решении выражений, содержащих деление многозначного числа на трехзначное число; КУУД: - слушают, вступают в диалог;
|
Фиксирует в лист достижений результаты наблюдений за деятельностью обучающихся |
||||||
8. Рефлексивно-оценочный этап учебной деятельности (итог урока) |
Организовать подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся на уроке. Установить соответствие между поставленной целью и результатом урока, проанализировать и оценить успешность достижения цели. |
Фронтальная работа |
Формирует навыки самоконтроля и самооценки (способность самостоятельно оценивать свою деятельность) - Какую тему мы изучали? - Какая цель была поставлена на уроке? Заполните таблицу ЗХУ до конца. - Пригодятся ли вам эти знания в жизни? Где? В течение урока вы оценивали свою работу. Посчитайте в своих тетрадях количество «+», кто оценил себя 7 плюсами, должен заменить их на кирпич знаний. Он прочнее. Постройте на доске дом из ваших знаний. Вот какой красивый, а главное крепкий дом получился у нас. - От чего зависит прочность дома? -Что является фундаментом в учебе для каждого школьника? Выкладываю таблички со словами в виде дома - Знания должны перейти в … - А умения? -А опыт? - А где мы с вами находимся в этом доме? - Куда надо стремиться ? - К мудрости. Оценки за урок. Молодцы! Спасибо за урок.
|
Контролируют и оценивают свои действия Подводят итог урока. |
РУУД: соотносят поставленную цель и полученный результат деятельности;
ЛУУД: формирование личностного смысла учения |
Собирает и анализирует листы оценивания и результаты самостоятельной работы. |
||||||
9. Инструктаж выполнения домашнего задания |
Сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике, проверить понимание выполнения домашнего задания. |
Фронтальная работа |
Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике С.72, №282 составить по данному чертежу задачу и решить ее, найти значение числовых выражений №283 |
Записывают д/з, задают вопросы на понимание. |
РУУД: развивают умение учиться и способность к организации своей деятельности |
Наблюдение, индивидуальный контроль.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.