ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Местоимение.
Класс: 2
Цель урока: Познакомить с понятием «местоимение», учить распознавать местоимение среди других частей речи.
Задачи урока: |
|
Дидактические |
Формировать умение находить местоимение в предложении. |
Развивающие |
Развивать речь учащихся, внимание и память. |
Воспитательные |
Воспитывать умение выслушивать товарищей, интерес к предмету. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) |
Личностные |
|||||||
I этап. Мотивация к деятельности.
|
Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. |
Словесный |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. - Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте! - Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» - А что такое тайна? -А вы готовы открывать тайны? Тогда начнем?! |
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.
Высказывают свои предположения. |
Ф |
|
|
К- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Самоопределение. |
Орфографическая минутка |
Развивать умения каллиграфически правильно писать буквы. |
Словесный, практический. |
- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий. Прежде чем мы их выполним, запишем дату и выполним работу по чистописанию. - А вот какую букву мы будем писать, вы узнаете, отгадав загадку. -Она в начале важных слов: Мир, Москва и мама. Она в начале вкусных слов: Мороженое, мёд. Её увидишь у метро, Ведь там она живёт. ( буква «м») |
Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк. |
Ф |
|
|
П - совершенствование умения писать буквы и их соединения. |
|
II этап. Актуализация знаний.
|
Организовать работу по повторению и применению полученных знаний. |
Словесный, наглядный, практический. |
- На слайде даны иллюстрации. Ваша задача записать словами. Яблоко, тетрадь, капуста, пенал, заяц. - Давайте определим часть речи у записанных слов. - Ребята, давайте вспомним: «Что такое речь?» -Какие части речи вам знакомы?
|
-Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем. -Имя сущ., имя прил., глагол. |
Ф |
Презентация |
|
П - классифицировать объекты по определенному признаку. Р - постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что не известно. |
Формируют умения видеть и признавать свои ошибки. |
III этап. Постановка темы и цели у рока.
|
Создание проблемной ситуации. |
Словесный, наглядный |
- Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на слайд и скажите, какое задание нам предстоит выполнить? Играть, ты, рисунок, зелёный, стол, скачет, он, сильная, я. - Я предлагаю вам поработать в паре и разделить данные слова на группы. - Почему вы не смогли определить, какой часть речи являются слова ты, я, он? А мы употребляем эти слова в речи? -Значит они тоже часть речи? - А знаете ли вы как называется эта часть речи? - Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? |
-Распределить слова на группы.
- Они не относятся ни к одной из групп
Да, употребляем -Да -Нет
- Узнать, как называется новая часть речи. |
Ф, П |
Презентация |
|
Р - формулируют цель, проблему урока; -планируют свою деятельность на уроке. |
|
IV этап. Работа по теме урока.
|
Сформировать понятие о местоимении, как части речи. |
Словесный, наглядный, практический. |
- Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь придет новая для нас часть речи. Для начала, рассмотрим пример. Прочитайте текст: Ворона – городская птица. Ворона знакома всем. Перья у вороны серые или чёрные. -Что вы заметили в тексте? - Как мы можем исправить этот текст? - Прочитайте получившийся текст: Ворона – городская птица. Она знакома всем. Перья у неё серые или чёрные. - К какой части речи относится слово ворона? - Так как слова, которыми мы заменили слово ворона, заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. - Как вы думаете, зачем нам нужны местоимения?
- Можем ли мы обойтись без них? Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена!
Работа по учебнику. Упр.171 - Какие местоимения встретились в тексте? - Они указывают на какой-то предмет? А называют его? |
Читают текст
Отвечают, что постоянно повторяется слово ворона. - заменить слово ворона другими словами.
- Имя существительное.
-Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным.
Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания. - Он, я, ты, они. |
Ф, И |
Презентация |
Умеют находить личные местоимения в предложениях. |
П - Высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез. Р - волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий). |
Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). |
Физкультминутка. |
|
Словесный, наглядный. |
- Ну а теперь пришло время немного отдохнуть! Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, ручками похлопали, Покружились, повертелись, И за парты все уселись. |
Повторяют движения за учителем. |
Ф |
|
|
|
Формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
V этап. Закрепление пройденного материала.
|
Развивать умения применять полученные знания на практике. |
Словесный, практический. |
Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы? Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне. -На какой вопрос отвечает слово «слон»? -Каким местоимением заменяется слово СЛОН? -На какой вопрос отвечает слово «он». Значит, какой вывод мы можем сделать?
- Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие? Давайте понаблюдаем. Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем. Понятно ли о ком говорится в стихотворении?
Значит, какой вывод мы можем сделать?
- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения. Продолжим предложения,(выбрав верные высказывания): Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы). -А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение? - Давайте сравним наше определение с правилом, которое подготовила для вас тетушка Сова в учебнике с.101
Работа по упр.173 (устно) Прочитайте стихотворение Тимофея Собакина. Определите главную мысль текста. О чём просит задуматься автор? Назовите местоимения. |
Дети читают стихотворение на слайде. У слона большие уши, Как гора огромен он. Равных нет ему на суше: Слон по весу - чемпион.
-Отвечает на вопрос КТО? -Слово слон заменяется местоимением ОН. -Отвечает на вопрос КТО? -Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.
Дети читают -Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.
Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него. Дети при помощи опор формулируют определение местоимения. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они- это местоимения. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
Дети читают определение в учебнике.
Дети читают текст упражнения и называют местоимения. |
Ф |
Презентация, учебник. |
Умеют применять знания на практике. |
П - выполняют логические операции: сравнение, анализ, обобщение. Р - отличают верно выполненное задание от неверного; -осуществляют взаимоконтроль. К - участвуют в коллективном обсуждении; -аргументируют свое мнение. |
|
VI этап. Домашнее задание. |
Провести инструктаж по выполнению дом. задания. |
Словесный |
Упр.172 Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? Выполнить упр. 172 (с.101) |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Ф |
|
|
|
|
VII этап. Рефлексия учебной деятельности.
|
Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуацию для осмысления всей работы на уроке. |
Словесный |
Вспомните девиз нашего урока. -Какую тайну мы сегодня разгадали? - Какую часть речи изучали? - Какое определение вывели? -Что вы можете сказать о роли местоимений в речи? Оцените свою работу на уроке. Сегодня на уроке я … Мне удалось… Я могу похвалить… Я недостаточно… Я старался… |
Отвечают на вопросы. |
Ф, И |
|
|
П - анализ полученных знаний и умений. К - участвуют в коллективном обсуждении. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.