Технологическая карта урока "Местоимение"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока "Местоимение"

Оценка 4.7
docx
08.10.2023
Технологическая карта урока "Местоимение"
тех карта Местоимение.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Местоимение.

Класс: 2

Цель урока: Познакомить с понятием «местоимение», учить распознавать местоимение среди других частей речи.

Задачи урока:

Дидактические

Формировать умение находить местоимение в предложении.

Развивающие

Развивать речь учащихся, внимание и память.

Воспитательные

Воспитывать умение выслушивать товарищей, интерес к предмету.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

I этап. Мотивация к деятельности. 

 

 

Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Словесный

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

- Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!

- Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»

- А что такое тайна?

-А вы готовы открывать тайны? Тогда начнем?!

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения.

Ф

 

 

К- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Самоопределение.

Орфографическая минутка

Развивать умения каллиграфически правильно писать буквы.

Словесный, практический.

- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий. Прежде чем мы их выполним, запишем дату и выполним работу по чистописанию.

- А вот какую букву мы будем писать, вы узнаете, отгадав загадку.

-Она в начале важных слов:

Мир, Москва и мама.

Она в начале вкусных слов:

Мороженое, мёд.

Её увидишь у метро,

Ведь там она живёт.

( буква «м»)

Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк.

Ф

 

 

П - совершенствование умения писать буквы и их соединения.

 

II этап. Актуализация знаний.

 

Организовать работу по повторению и применению полученных знаний.

Словесный, наглядный, практический.

- На слайде даны  иллюстрации.  Ваша задача записать словами.

Яблоко, тетрадь, капуста, пенал, заяц.

- Давайте определим часть речи у записанных слов.

- Ребята, давайте вспомним: «Что такое речь?»

-Какие части речи вам знакомы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

-Имя сущ., имя прил., глагол.

Ф

Презентация

 

П - классифицировать объекты по определенному признаку.

Р - постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что не известно.

Формируют умения видеть и признавать свои ошибки.

III этап. Постановка темы и цели у рока.

 

Создание проблемной ситуации.

Словесный, наглядный

- Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на слайд и скажите, какое задание нам предстоит выполнить?

Играть, ты, рисунок, зелёный, стол, скачет, он, сильная, я.

- Я предлагаю вам поработать в паре и разделить данные слова на группы.

- Почему вы не смогли определить, какой часть речи являются слова ты, я, он?

А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А знаете ли вы как называется эта часть речи?

- Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?

 

 

 

 

-Распределить слова на группы.

 

 

 

 

 

- Они не относятся ни к одной из групп

 

 

 

 

 

 

Да, употребляем

-Да

-Нет

 

- Узнать, как называется новая часть речи.

Ф, П

Презентация

 

Р - формулируют цель, проблему урока;

-планируют свою деятельность на уроке.

 

IV этап.          Работа по теме урока.

 

Сформировать понятие о местоимении, как части речи.

Словесный, наглядный, практический.

- Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь придет новая для нас часть речи. Для начала, рассмотрим пример. Прочитайте текст:

Ворона – городская птица.

Ворона знакома всем.

Перья у вороны серые или чёрные.

-Что вы заметили в тексте?

- Как мы можем исправить этот текст?

- Прочитайте получившийся текст:

Ворона – городская птица.

Она знакома всем.

Перья у неё серые или чёрные.

- К какой части речи относится слово ворона?

- Так как слова, которыми мы заменили слово ворона, заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

- Как вы думаете, зачем нам нужны местоимения?

 

- Можем ли мы обойтись без них?

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

 

Работа по учебнику.

Упр.171

- Какие местоимения встретились в тексте?

- Они указывают на какой-то предмет? А называют его?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст

 

Отвечают, что постоянно повторяется слово ворона.

- заменить слово ворона другими словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Имя существительное.

 

 

 

-Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания.

- Он, я, ты, они.

Ф, И

Презентация

Умеют находить личные местоимения в предложениях.

П - Высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.

Р - волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Физкультминутка.

 

Словесный, наглядный.

- Ну а теперь пришло время немного отдохнуть!

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

Повторяют движения за учителем.

Ф

 

 

 

Формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни.

V этап. Закрепление пройденного материала.

 

Развивать умения применять полученные знания на практике.

Словесный, практический.

Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем  о них ещё кое-что интересное. Готовы?

Прочитайте стихотворение

В.  Степанова о слоне.

-На какой вопрос отвечает слово «слон»?

-Каким местоимением заменяется слово СЛОН?

-На какой вопрос отвечает слово «он».

Значит, какой вывод мы можем сделать?

 

- Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие?

Давайте понаблюдаем.

Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем.

 Понятно ли о ком говорится в стихотворении?

 

Значит, какой вывод мы можем сделать?

 

- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения.

Продолжим предложения,(выбрав  верные высказывания):

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).

Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).

-А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение?

- Давайте сравним наше определение с правилом, которое подготовила для вас тетушка Сова в учебнике с.101

 

Работа по упр.173 (устно)

Прочитайте стихотворение Тимофея Собакина. Определите главную мысль текста. О чём просит задуматься автор? Назовите местоимения.

Дети читают стихотворение на слайде.

У слона большие уши,

Как гора огромен он.

Равных нет ему на суше:

Слон по весу - чемпион.

 

 

 

 

-Отвечает на вопрос КТО?

-Слово слон заменяется местоимением ОН.

-Отвечает на вопрос КТО?

-Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.

 

Дети читают

-Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.

 

Дети отвечают, что  местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они- это местоимения.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают определение в учебнике.

 

 

 

 

Дети читают текст упражнения и называют местоимения.

Ф

Презентация, учебник.

Умеют применять знания на практике.

П - выполняют логические операции: сравнение, анализ, обобщение.

Р -  отличают верно выполненное задание от неверного;

-осуществляют взаимоконтроль.

К - участвуют в коллективном обсуждении;

-аргументируют свое мнение.

 

VI этап. Домашнее задание.

Провести инструктаж по выполнению дом. задания.

Словесный

Упр.172

 Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? Выполнить упр. 172 (с.101)

Записывают домашнее задание в дневник.

Ф

 

 

 

 

VII этап. Рефлексия учебной деятельности.

 

Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуацию для осмысления всей работы на уроке.

Словесный

Вспомните девиз нашего урока. -Какую тайну мы сегодня разгадали?

- Какую часть речи изучали? 

- Какое определение вывели?

-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?

Оцените свою работу на уроке.

Сегодня на уроке я …

Мне удалось…

Я могу похвалить…

Я недостаточно…

Я старался…

Отвечают на вопросы.

Ф, И

 

 

П - анализ полученных знаний и умений.

К - участвуют в коллективном обсуждении.

 

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» -

Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» -

Организовать работу по повторению и применению полученных знаний

Организовать работу по повторению и применению полученных знаний

А знаете ли вы как называется эта часть речи? -

А знаете ли вы как называется эта часть речи? -

Перья у неё серые или чёрные. -

Перья у неё серые или чёрные. -

Ну а теперь пришло время немного отдохнуть!

Ну а теперь пришло время немного отдохнуть!

Давайте понаблюдаем. Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем

Давайте понаблюдаем. Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем

А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось?

А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось?

VII этап. Рефлексия учебной деятельности

VII этап. Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2023