Технологическая карта урока «Многообразие живых организмов». Биология.
Оценка 4.7

Технологическая карта урока «Многообразие живых организмов». Биология.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
7 кл—11 кл +1
23.01.2020
Технологическая карта  урока «Многообразие живых организмов». Биология.
«Многообразие живых организмов» разработка урока биологии.
урок в 7 классе.docx

Биология 7 класс.  Учитель Кагирова Х.Р.

ТЕМА: «Многообразие живых организмов»

Цель  урока: формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни, познакомить с научной системой их классификации.

Задачи:

Обучающие:

1).продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов;

2). рассмотреть особенности живых организмов;

3).формировать умение выявлять признаки царств живых организмов, умение характеризовать свойства уровней организации живой материи, выявлять иерархию структурных уровней биосистем.

4).формировать основные биологические  понятия: клетка, ткани и органы, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера, уровень организации;

Развивающие:

1).формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

2).формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

3).развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.

Воспитательные:

1). воспитывать  ценностное отношение к жизни, к живым организмам.

Используемые педагогические технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, игровая, проблемная технологии, элементы конструирования и построения классификации.

 

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы, рисунки и фотографии животных, растений, грибов и бактерий, комнатные растения.

ХОД УРОКА

Организационный момент

На доске:

Число, месяц. 

Тема: «Многообразие живых организмов. Наука систематика». 

Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос  .

1. Назовите признаки, отличающие живые организмы от неживой природы. (Клеточное строение, рост и развитие, движение, питание, обмен веществ, размножение и т. д.)

2. Перечислите уровни организации живой природы. (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.) 

3. Перечислите основные химические элементы, из которых состоит живой организм. (Углерод, кислород, водород и азот.) 

4. С чем связано развитие и многообразие живой природы? (С действием естественных законов – наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора.) 

5. Как были открыты законы развития живых организмов? (С развитием эволюционного учения и благодаря работам Ч. Дарвина.) 

6. В чем отличие искусственного и естественного отборов? (При естественном отборе выживают наиболее приспособленные к окружающим условиям особи, при искусственном – отбор осуществляет человек.) 

7. Кратко перечислите значимые события в жизни Ч. Дарвина, повлиявшие на его научные исследования.

Объяснение нового материала

1. Систематика. История становления науки, значение работ К. Линнея.

Дополнение.  По мере накопления знаний о разнообразии животного мира, потребность в их классификации становилась все более настоятельной. Еще в древности греческий натуралист Аристотель (384–322 гг. до н. э.) составил знаменитую «Историю животных», где не только описал сотни форм, но даже предвосхитил некоторые представления об их борьбе за существование: «Войну друг с другом ведут животные, которые населяют одни и те же места и добывают средства к жизни из одного и того же источника». Позднее его соотечественник и ученик Теофраст (370–285 гг. до н. э.) описывал разнообразие растений. Но только в XVIII в. шведский врач и ботаник Карл Линней (1707–1778) создал стройную систему классификации животных и растений, основанную на их внешнем сходстве (например, растения он разделял на классы по числу тычинок в цветке). До сих пор сохранилось непременное требование этой системы – бинарная (двойная) номенклатура, когда научное название каждого вида обязательно состоит из двух латинских слов, напоминающих фамилию и имя каждого человека: родового (всегда пишется с большой буквы) и собственно видового названия (пишется с маленькой буквы). В конце принято указывать имя человека первым, описавшим данный вид, и год описания данного вида, причем из уважения к знаменитостям, давшим имена многим тысячам видов, ставится только первая буква их фамилии. Например, полное научное название волка Cam'sLupus L., 1758, означает, что его впервые описал именно Карл Линней («Система природы», 10-е издание, т. 1, 1758). Да и само созвучие названия главного его труда и науки о классификации живых организмов – систематики – свидетельствует о признании приоритета К. Линнея в ее создании. Следует заметить, что русскоязычное название вида может состоять как из одного (волк), так и из двух слов (бурый медведь). После трудов Ч. Дарвина и К. Линнея стали активно изучать родственные связи (филогению) видов и надвидовых подразделений, учитывать их в построении естественной системы живых организмов.

 

Основные систематические единицы (подразделения): 

Вид

Род

Семейство

Отряд (только для животных; в систематике растений не используется)

Класс

Тип (для животных) или Отдел (для растений)

Царство

Любой живой организм обязательно относится к каждому подразделению этой иерархии. Но основных систематических единиц часто не хватает для полной характеристики родственных связей, сходства и различия отдельных групп живых организмов, поэтому в систематике нередко используют промежуточные (дополнительные) подразделения (надвид, подсемейство, надотряд, подкласс, подтип, подцарство и т. п.).

Приведенный в учебнике пример систематики семейства Собачьих  можно дополнить анализом классификации еще каких-либо известных животных. Самый многочисленный отряд класса млекопитающих – Грызуны  (около 1600 видов или почти 40 % видового состава класса). В него входят мыши, крысы, полевки, белки, суслики, бобры и многие другие животные. Всех их объединяет общее строение зубов. Более детальные отличия позволяют выделять отдельные семейства: Беличьи, Мышиные, Хомяки, Бобровые  и др. В свою очередь, семейства делятся на роды. Разнообразное семейство Хомяков  включает полевок, леммингов, хомяков, песчанок, ондатр и т. д. В семейство Мышиные  входят не только мыши, но и крысы. Они различаются по внешнему виду, образу жизни, местообитаниям. Выделяют роды:Лесные мыши, Домовые мыши, Крысы . В пределах каждого рода идет деление на виды: мышь домовая, мышь полевая, мышь желтогорлая  и др.; крыса серая (пасюк), крыса черная  и т. д. Одни семейства состоят из сотен видов (Мыши, Хомяки), тогда как другие – из одного единственного вида (пустынный зверек из Средней Азии – селевиния). Полезно указать систематическое положение человека: вид – Человек разумный (Homosapiens L., 1758), род – Человек, семейство – Люди (Гоминиды), отряд – Приматы, класс – Млекопитающие, тип – Хордовые.

Закрепление изученного материала

1. Что нового привнес К. Линней в классификацию организмов?

2. Почему классификация организмов, которую составил К. Линней, является искусственной?

3. Каковы принципы объединения организмов в систематические группы: виды, роды, семейства и т. д.?

4. В чем смысл двойных названий животных и растений? Приведите примеры.

5. Одинаковы ли систематические категории в зоологии и ботанике?

 

Домашнее задание

Пр. №1 стр.___________________

Индив. Задание доклад по теме «К.Линней и наука систематика»

 

 

 

Технологическая карта урока «Многообразие живых организмов». Биология.

Технологическая карта  урока «Многообразие живых организмов». Биология.

Технологическая карта урока «Многообразие живых организмов». Биология.

Технологическая карта  урока «Многообразие живых организмов». Биология.

Технологическая карта урока «Многообразие живых организмов». Биология.

Технологическая карта  урока «Многообразие живых организмов». Биология.

Технологическая карта урока «Многообразие живых организмов». Биология.

Технологическая карта  урока «Многообразие живых организмов». Биология.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020