Технологическая карта урока "Морфология и орфография" (обобщение) 5 класс
Оценка 4.9

Технологическая карта урока "Морфология и орфография" (обобщение) 5 класс

Оценка 4.9
docx
27.03.2024
Технологическая карта урока "Морфология и орфография" (обобщение) 5 класс
Технологическая карта урока обобщения.docx

Михайлова А. А., учитель русского языка и литературы,

                                                                  МБОУ «СОШ № 23 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска.

Технологическая карта урока 5 класс

Краткая аннотация.

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как курс 5 класса – это повторение, то тема для учащихся не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соответствии со структурой данного типа и включает в себя следующие этапы:

1 – Организационный момент, где учащиеся были эмоционально и психологически настроены на урок.

 2 – Актуализация знаний – проверка знаний в форме блиц-опроса.

3 – Постановка проблемы урока, на основе примеров должны сформулировать тему и цели урока.

 4 – Построение проекта. Построение проекта выхода из затруднения и реализация.

5 – Физкультминутка, где основной целью является снятие утомления на уроке.

6 – Первичное закрепление. Основываясь правилом в учебнике, составить алгоритм, а затем выполнить задание в парах с самопроверкой по эталону. В процессе работы найти орфограмму и сформулировать правило.

7 – Самостоятельная работа. Выполнить задание и найти изученную орфограмму, оценить свою работу.

8 – Рефлексия. Подвести итог урока и оценить свою работу.

9 – Домашнее задание

На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Соответствие деятельности  требованиям ФГОС: содержание урока: связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи; постановка проблемных вопросов; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая – «объясни, оцени, сравни»; самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока; применение диалоговых форм общения; сочетание парной и индивидуальной работы; реализация дифференцированного обучения (наличие заданий разного уровня); использование наглядного материала; формирование навыков самоконтроля и самооценки; наличие физкультминутки.

Компоненты урока:

1)    Технологическая карта урока.

2)    Презентация к уроку.

3)    Раздаточный материал.

 

 

Технологическая карта урока.

Тема: Обобщение изученного в разделе «Морфология и орфография» 

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока:

Предметные: 1. различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;

2. понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных

 

1)    Метапредметные:

·        Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);

·        Умение грамотно и связно излагать свои мысли;

·        Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).

2)    Личностные:

·        Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;

·        Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

3)    Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал

Планируемые результаты:  учащиеся научаться обобщать и систематизировать знания и умения по разделу «Морфология и орфография».

План урока:

1)    Организационный момент – 2 мин.

2)    Основная часть

·        Актуализация знаний (на основе изученного) – 3 мин.

·        Постановка проблемы урока. Формулировать тему урока, планирование деятельности – 5 мин.

·        Построение проекта – 10 мин.

·        Физкультминутка – 2 мин.

·        Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи – 12 мин.

·        Самостоятельная работа в форе тестирования с самопроверкой – 7 мин.

3)    Заключительная часть

·        Рефлексия. Самооценка – 4 мин.

 

 

Ход урока

                                                                                                                                 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1)      Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

 - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Готовы ли вы к уроку?

Психологический настрой учащихся на урок.

 

Личностные УУД:

1.      Внимание.

2.      Уважение к окружающим.

3.      Эмоциональный настрой на урок.

2)      Актуализация знаний (на основе изученной темы)

 Ребята! За окном весна, светит солнце. Скоро долгожданное лето.  Предлагаю вам ускорить приход лета. Что вы себе представите, туда мы и отправимся. Сегодня у нас с вами урок, на котором мы будем использовать материал так или иначе связанный с летом, явлениями летней  природы.

На экране стихотворение Ф. Тютчева «В небе тают облака». Прочитаем его выразительно.

О чем это стихотворение?

Какое настроение оно создает?

Почему автор назвал стихотворение «В небе тают облака»?

Назовите приметы лета, о которых упоминается в стихотворении?

Умиротворяет, не правда ли? И погода за окном созвучна настроению, которое создается при помощи этого стихотворения.

(Слайд 3)

 

 Один из учеников читает стихотворение выразительно вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД:

1.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного

3)      Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности.

 Какие части речи автор использует для того, чтобы нарисовать нам прекрасную летнюю картину. А какой раздел языкознания изучает части речи? (Морфология тесно связана с каким разделом?) Как вы думаете, почему раздел «Морфология» так тесно связан с правописанием? Как знания о частях речи помогают правописанию? Как мы сформулируем тему нашего урока: «Повторение. Морфология. Орфография».

Давайте откроем тетради и запишем число, вид работы и сформулированную вами тему.

(Слайд 1)

 Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока

 

 

 

Записывают дату и тему урока «Повторение. Морфология. Орфография».

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3. Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

 Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

4)      Построение проекта выхода из затруднения и реализация.

Скажите, какие части речи относятся к самостоятельным?

Заполним таблицу, она перед вами на столах (самостоятельно). Слова записывайте в таблице в столбик, мы еще вернемся к записям и продолжим с ними работу. (Таблица)

 

Проверим таблицу. Прочитайте примеры имен существительных, прилагательных, глаголов. (Слайд 4)

На какие вопросы отвечают слова каждой части речи, что они обозначают?

В именах существительных, занесённых в таблицу, выделите орфограммы, подберите, где это возможно, проверочные слова

Как проверить безударную гласную в корне слова?

К какому слову вы не смогли подобрать проверочного, и какую именно букву проверить нельзя? (облако, гласную а). Следовательно, перед нами словарное слово (изучено в начальной школе, но записываем его в словарик).

Вопрос к детям: Слов каких частей речи нет в таблице? Почему?

На какие вопросы отвечает местоимение и что обозначает? Приведите примеры местоимений.

На какие вопросы отвечает наречие и что обозначает?

 

Словарный диктант – проверяем правописание наречий – словарных слов (запись в соответствующую колонку таблицы): вправо, влево, изредка, насухо, наскоро, вдвоем, медленно, втроем. (Слайд 5)

Сделаем вывод: что изучает морфология как раздел науки о языке?

А теперь отгадаем кроссворд.

Кроссворды перед вами на столах. Ответы -  слайд (6)

 

Отвечают на вопрос

 

Заполняют таблицу. Приложение 1

 

 

Самостоятельная проверка

 

 

 

Задание выполняется учеником на доске остальные ученики в тетради

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют соответствующую колонку таблицы

 

Самопроверка написанного.

 

 

Делают вывод

 

Отгадывают кроссворд. (Приложение 2)

 

Сверяются с ключом. Самопроверка.

 

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

5)      Физкультминутка.

 

 - Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал.

 

 

Выполняют гимнастику.

Познавательные УУД:

1.Проверка знаний и умений.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

6)      Этап работы с основным материалом урока.

 

7)      Остановимся более подробно на характеристике и правописании самостоятельных частей речи.

Скажите, о какой части речи идет речь?

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам). Какие постоянные признаки есть у существительных? (род, склонение).

Из стихотворения  Ф. Тютчева вы выписали имена существительные, определите их род, склонение, падеж и число, подписав эти признаки сверху, над словом.

Сделайте вывод о постоянных морфологических признаках имен существительных и их изменении по числам и падежам.

Отгадайте загадку:

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

Обратимся к именам прилагательным.

Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры имен прилагательных, связав их общей темой «Лето в лесу», например, жаркий, солнечный и т.д.

На доске вы видите слова. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание окончаний прилагательных:

О зелён…м поле

В хвойн…й тени

В лет…м лесу

Сделайте вывод о том, что обозначают имена прилагательные и как они изменяются.

А теперь, ребята, следующая загадка:

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про...

Следующая самостоятельная часть речи, на характеристике которой мы остановимся – это глагол.

Ребята, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает? Как изменяются глаголы?

Из стихотворения  Ф. Тютчева выписать глаголы, распределив их в таблицу в зависимости от времени, в котором они употреблены.

(Слайд 10)

 

Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по числам и лицам). Определите число и лицо выписанных глаголов.

Ребята, определите спряжение глаголов и объясните правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

В какой форме употреблен глагол «катятся»? Поставьте это глагол в форму 2 л. ед. ч. (катишься). Объясните орфограмму «Мягкий знак в окончании глагола 2 л., ед. ч.».

От чего зависит выбор гласной в личном окончании глагола?

На доске вы видите словосочетания, запишите их в тетрадь, вставляя правильно личные окончания глаголов и обозначая орфограмму «Безударная гласная в личном окончании глагола»

 (сосед) поспеша…т

(лай) буд…т.

Ребята, сделайте вывод о правописании безударных гласных в личных окончаниях глаголов.

Еще одна орфограмма, на которую мы должны обратить особое внимание, говоря о правописании глаголов, это «Орфограмма с -тся, -ься». От чего зависит написание глаголов - тся и - ться?

Сделайте вывод о правописании глаголов.

И снова загадка:

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Степень сравнения может иметь,

Как его имя, скорее ответь!

Еще одна самостоятельная часть речи – это наречие.На какие вопросы отвечают наречия? Что они обозначают?

Вновь загадка:

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

Обратимся и к характеристике такой части речи, как местоимение.

На какие вопросы отвечают местоимения? Что означает местоимение, приведите примеры местоимений.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик у доски, а остальные работают с таблицей

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают н вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик у доски, остальные в тетради

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выписывают в таблицу глаголы, указывая время, в котором они употреблены.

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик на доске выполняет задание, остальные в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик у доски, а остальные выполняют задание в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

8)      Самостоятельная работа.

Для того чтобы вы могли проверить себя, насколько хорошо вы усвоили знания, полученные на уроке, проведем тестирование.

Ответы (на слайде 11)

 

Поднимите руки, кто сегодня заработал отметку «5», «4», «3». Кто не справился с материалом урока и получил неудовлетворительную оценку?

 

 

Каждый самостоятельно работает.

 

 

 

Взаимопроверка.

 

 

Отвечают на вопрос

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

9)      Итог урока. Рефлексия

 - А теперь подведем итог нашей работы.

 - Какую цель ставили на урок?

 - Добились мы поставленной цели?

- Оцените свою работу на уроке.

 - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки.

 - Сдайте, пожалуйста, тестовые листы

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу в и сдают на проверку учителю.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание 

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

 

10)  Домашнее задание (слайд 12)

Домашнее задание: написать мини- сочинение «Как я мечтаю провести летние каникулы»

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1)    Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013.

2)    Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учебник.  – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2012.

3)    Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя / Г.А. Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

4)    Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2013.

5)    Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др.  «Русский язык. 5 кл.» / Е.А. Влодавская. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Экзамен», 2014.


 

6)   

Михайлова А. А., учитель русского языка и литературы,

Михайлова А. А., учитель русского языка и литературы,

Самостоятельная работа. Выполнить задание и найти изученную орфограмму, оценить свою работу

Самостоятельная работа. Выполнить задание и найти изученную орфограмму, оценить свою работу

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока.

Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Ход урока

Ход урока

Слайд 3) Один из учеников читает стихотворение выразительно вслух

Слайд 3) Один из учеников читает стихотворение выразительно вслух

Таблица) Проверим таблицу

Таблица) Проверим таблицу

Словарный диктант – проверяем правописание наречий – словарных слов (запись в соответствующую колонку таблицы): вправо, влево, изредка, насухо, наскоро, вдвоем, медленно, втроем

Словарный диктант – проверяем правописание наречий – словарных слов (запись в соответствующую колонку таблицы): вправо, влево, изредка, насухо, наскоро, вдвоем, медленно, втроем

Оно всегда имеет и число, и род

Оно всегда имеет и число, и род

Когда ему так нужно. Она с ним не расстанется

Когда ему так нужно. Она с ним не расстанется

Строго сам за тем следит. Он три времени имеет

Строго сам за тем следит. Он три времени имеет

Объясните орфограмму «Мягкий знак в окончании глагола 2 л

Объясните орфограмму «Мягкий знак в окончании глагола 2 л

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

На какие вопросы отвечают местоимения?

На какие вопросы отвечают местоимения?

Итог урока. Рефлексия -

Итог урока. Рефлексия -

Список литературы: 1)

Список литературы: 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2024