КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Студентки 302 группы Капинской Виктории Михайловны
Школа: МОБУ СОШ №1
Класс: 1 «А»
Учитель: Сторожева Марина Ивановна
Образовательная система: Школа России
УМК: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Тема урока: Дом, который звучит
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанрам «балет» и «опера»
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с понятиями афиша, оркестровая яма, декорации; закрепить жанровые особенности «вальса» и «колыбельной».
Метапредметные:
познавательные: умение в постановке проблемы и учебной цели; умения обобщать знания и делать выводы.
регулятивные: уметь ставить учебные задачи при восприятии музыкальных произведений разных жанров и стилей музыки; формировать эмоционально-осознанное отношение к музыкальному искусству, к собственной музыкально - творческой деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.
коммуникативные: формировать развернутый навык, речевое высказывание в процессе анализа музыки; уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении; слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, уметь оценивать друг друга.
Личностные: воспитывать любовь к музыкальному искусству; воспитывать уважение к мнению одноклассников.
Оборудование: мультимедийная презентация; видео: видеофрагмент «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; видеофрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; видеофрагмент «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А.Римского – Корсакова; музыкальный материал: «Вальс цветов», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского; «Колыбельная Волховы» из оперы» Садко» Н.А. Римского – Корсакова; «Слон и скрипочка».
Ход урока
Этапы |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент |
1 мин |
- Здравствуйте, ребята. (Игра на пианино) Колокольчик нам поёт, Всех на “Музыку” зовёт. Слышишь тонкий голосок, Нам пора начать урок. Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. |
- Приветствуют учителя. |
2. Актуализация знаний |
5 мин |
- Ребята, где мы с вами побывали на прошлом уроке? - Да, там мы с вами узнали много интересного. Давайте вспомним, как звучала тема урока? - Кроме цирка есть еще много удивительных и замечательных мест, куда можно отправиться. - Скажите, вы любите ходить на экскурсии? - Какие интересные места вы посещали? - Куда вам хотелось бы сходить? - Сегодня я хочу предложить вам отправиться в одно необычное место, где вы сможете не только увидеть, но и услышать много интересных вещей. - Я приглашаю вас в ДОМ, в КОТОРОМ ЗВУЧИТ МУЗЫКА. - Кто-нибудь догадался, о каком ДОМЕ я говорю? - Что это за дом, и почему он «звучит»? - Главным героем нашего урока будет театр. Но не просто театр, а театр музыкальный. И тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Дом, который звучит». (Слайд 1) - Какую задачу поставим на урок? |
- В цирке.
- Музыка в цирке.
- Ответы детей.
- Узнаем больше о музыкальном театре. |
3. Основной этап |
33мин |
- Ребята, а что же такое театр? Кто-нибудь из вас был в театре? Зачем мы туда ходим? - Всё верно. Ребята, скажите, а какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре? (Слайд 2) - Правильно. А кто-нибудь знает, как такие спектакли называются? - А если не знаете, посмотрите на экран и скажите, что там изображено. (Изображения «Опера» и «Балет).(Слайд 3) - Теперь мы с вами знаем, что музыкальный театр – это здание для опер и балетов. Давайте же отправимся туда. Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша. - А кто знает, что такое афиша? Афиша – это красочное объявление о спектакле. Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. (Слайд 4) - Какую информацию мы можем узнать из афиши? - Любая афиша рассказывает о предстоящем представлении. В ней указывается название, место, время. Афиша помогает нам узнать: где состоится спектакль, как он называется и во сколько состоится представление. - Перед тем как войти, давайте немножко разомнёмся. Упражнение "Зарядка". (Дети выполняют движения по тексту.) - А теперь давайте войдем в театр и посмотрим, что там происходит. Пришли мы с вами в театр, который находиться в Москве. В 1964 году на Воробьёвых горах Натальей Ильиничной САЦ был создан первый в мире Детский музыкальный театр, который сейчас известен во всех странах мира. (Слайд 5) Такой театр — единственный в мире. Он позволяет детям приобщаться к миру музыкального театра и симфонической музыки, познакомиться с выдающимися произведениями. Если мы остановимся перед входом в театр, то увидим на крыше эмблему театра - синюю птицу на золотой арфе – это символ мечты о счастье (Слайд 6) - Ребята, кто необходим, чтобы спектакль состоялся?
- А что же делают актеры в музыкальном театре?
- Верно, также важны такие атрибуты, как костюмы и декорации. - Кто знает, что такое декорации? (Слайд 7) - Для чего они нужны? - Есть в театре еще очень важное место – это ЯМА, в которой находится оркестр. Она так и называется оркестровая яма. (Слайд 8) - Какой оркестр находится в оркестровой яме? - А руководит им? - Ребята, Сейчас я предлагаю посмотреть один фрагмент. Смотрите и слушайте внимательно. - Подумайте и скажите, о каком музыкальном спектакле мы будем с вами говорить? Видеофрагмент «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1.27). (Слайд 9) - Какой музыкальный спектакль был представлен? Закрепление жанра «вальса» - Правильно это фрагмент из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. - Что вы можете сказать о музыке, которая прозвучала в этом фрагменте, какая она? - К какому жанру мы её отнесем – песня, танец, марш. Мы прослушали «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского - Как вы думаете, почему эту музыку называют вальсом?
- Какой музыкальный инструмент солирует во вступлении? - Давайте мы с вами представим, что мы играем на арфе, но играем только, когда слышим этот инструмент во вступлении к вальсу. А когда зазвучит музыка самого вальса, мы с вами станем дирижерами. Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. - А теперь представьте, что каждый из вас композитор и вам надо написать музыку. Поднялся легкий ветерок, и начал падать снег. Сначала полетела одна снежинка, затем вторая, третья. - Какую бы музыку вы выбрали – музыку ПЕСНИ, ТАНЦА или МАРША? Почему?
- Так какую же мы с вами выберем музыку? Песни или танца? А может, есть танец, который танцуют неторопливо, плавно кружась? -
Представьте, что ваши ладошки – это снежинки, которые тихо падают под музыку. - А теперь давайте посмотрим, как в балете артисты исполнят вальс снежных хлопьев. Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского (0.30).(Слайд 10) - Что делают актеры в БАЛЕТЕ? - Так что же такое БАЛЕТ? Сейчас мы просмотрим еще один фрагмент спектакля, который проходил в музыкальном театре. Видеофрагмент «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова. (Слайд 11) - Вы увидели фрагмент музыкального спектакля. - А что делали актеры на сцене? - Есть музыкальный спектакль, в котором актеры только танцуют, а есть музыкальный спектакль, в котором актеры еще и поют. Как называется музыкальный спектакль, в котором актеры поют? - В этом фрагменте вы услышали песню из оперы «Садко» Н. Римского - Корсакова. Скажите, как можно назвать эту песню? Почему? Какая эта песня, что она вам напоминает? - Какую песню мы можем назвать КОЛЫБЕЛЬНОЙ?
- Совершенно верно. Давайте пропоем «баю-бай, ба-а-ю-у-бай». - Так, какой же музыкальный спектакль мы можем назвать ОПЕРОЙ?
-
Ребята, скажите - любой ли человек может выступать на сцене? - Мы с вами тоже, когда поём песню, должны стараться, чтобы как можно лучше исполнить её. А чтобы песня прозвучала у нас красиво, нам нужно распеться. Распевание. - А теперь давайте вспомним слова песни, которую мы начали с вами учить на прошлом уроке. Как она называется? В песне 3 куплета. Мы с вами выучили 2. Давайте споём их. Разучивание 3 куплета. Исполнение песни целиком. (Слайд 12) |
- Чтобы смотреть спектакли, концерты.
- Музыкальные. - «Опера» и «Балет».
- Ответы детей.
- О предстоящем представлении.
- Актеры, которые выступают на сцене и зрители в зрительном зале. - В этом театре герои спектакля поют, танцуют и исполняют свои роли под музыку. - Это украшение сцены. - Декорации помогают воссоздать то место, где происходит действие, разыгрываемое на сцене. - Симфонический оркестр. - Дирижер.
- Смотрят видеофрагмент.
- Балет
- Эта музыка может звучать в балете. - Танец.
- Потому что музыка звучит плавно, неторопливо, кружась. - Арфа
- Песни, потому что музыка звучит плавно, неторопливо. Танца, потому что музыка звучит легко, с движением, кружась. - Это танец вальс.
- Смотрят видеофрагмент.
- Актеры в балете танцуют. - БАЛЕТ – это музыкальный спектакль, в котором актеры танцуют.
- Мнение детей.
- Опера.
- Колыбельная. - Колыбельной мы называем песню, которую исполняют тихо, нежно, спокойно со словами «баю-бай». - Музыкальный спектакль, в котором актеры поют, называется ОПЕРОЙ. - Нет, только тот, кто много репетирует, знает роль и хочет выступать.
- «Слон и скрипочка».
|
4. Итог урока. Рефлексия |
5 мин |
- Мы сегодня с вами совершили путешествие в Музыкальный театр, где идут музыкальные спектакли. Что нового вы узнали на уроке? - Музыкальный спектакль, в котором актеры поют, называется? - Музыкальный спектакль, в котором актеры только танцуют, называется? - Давайте вспомним, музыка, каких композиторов сегодня звучала на уроке и как называются эти произведения? «Солнышко» - На доске прикреплёно солнышко, детям раздаются маленькие солнышки жёлтого и голубого цвета. Их нужно прикрепить к солнышку: ü желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; ü голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. - Спасибо за урок. До свидания! |
- Опера.
- Балет. - «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского; «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова. |
5. Домашнее задание |
1 мин |
- Нарисуйте персонажей опер и балетов. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.