Технологическая карта урока музыки
Автор: Алексеева Ирина Андреевна,
учитель музыки МБОУ СОШ № 4 (с. Лая)
Тема урока: Мир композитора П.И. Чайковского
Класс: 2 класс, 4 четверть
Автор учебника: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2019. – 128 с.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: Тематический
Жанр урока: Творческий портрет
Цель урока: Знакомство с творчеством П.И. Чайковского на примере фортепианного цикла «Детский альбом»
Задачи урока, направленные на реализацию
1) предметных результатов:
- продолжение работы над изучением музыки в жизни ребенка,
- формирование музыкальной культуры, воспитание музыкального вкуса и интереса к отечественной музыке;
- развитие навыков слухового анализа музыкальных произведений и личного отношения к музыкальным произведениям;
- расширение представлений о разнообразии и богатстве музыкально-выразительных средств (мелодия и гармония);
- расширение представлений о музыкальных инструментах (рояль, пианино, фортепиано).
2) метапредметных результатов:
- принятие и сохранение учебной задачи, поиск средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
- освоение начальных форм саморегуляции;
- овладение навыками коммуникации со сверстниками;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, аналогий
- развитие навыков понимания различных стилей и жанров, построения речевых высказываний в устной и письменной формах.
3) личностных результатов:
- повышение интереса к предмету музыка через изучение нового материала и применения различных форм деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку,
- поддержание стремления к пониманию богатств выразительных средств музыки,
- воспитание уважительного отношения к сверстникам, развитие объективного подхода к оценке чужих знаний,
- соблюдение дисциплинарных установок,
- воспитание бережного отношения к отечественной музыкальной классике,
- развитие творческих способностей.
Виды деятельности на уроке:
- слушание музыки
- вокально-хоровая работа
- пластическое интонирование
- ответы на вопросы учителя
- работа с учебником
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснение)
- наглядно-зрительный (пособия, видеопроекты)
- проблемно-аналитические
- ретроспективный
Методы воспитания:
- метод упражнения
- метод поощрения
Формы организации обучения:
- групповая, индивидуальная;
- опрос учащихся в устной форме
Средства обучения
Оборудование: фортепиано, компьютер, видеопроектор, наглядные пособия, записи dvd и мп3, репродукции.
Методическая и нотная литература:
- Портрет П. Чайковского (в Приложении)
- Памятник Чайковскому (в Приложении)
- Видеоролик И. Бариновой «Болезнь куклы». - URL: https://www.youtube.com/watch?v=eMe9g8WZC6k
- Видеоролик Дениса Кириллова «Мужик на гармонике играет» (рояль) – URL: https://www.youtube.com/watch?v=Gaa7-aMWk7M
- Ноты распевки «Разминка» (муз. и сл. Е. Макшанской)
- Ноты песни П. Чайковского «Осень», сл. А. Плещеева (в Приложении)
- Нотный сборник «Детский альбом» П. Чайковского
Технологическая карта урока музыки
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты |
1. Самоопределение к учебной деятельности |
Организационный момент: настрой на урок |
Вход в класс под музыку «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского |
Мотивация и познавательный интерес к музыке, позитивный настрой
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Пробное учебное действия |
Моделирование проблемной ситуации: В музыкальном мире много разных произведений. А какие произведения написаны специально для детей? |
Размышление об известных произведениях о детях и для детей |
Развитие познавательности, умения логично выстраивать устный ответ, рассуждать |
3. Постановка учебной задачи. |
Сегодня мы знакомимся с фортепианным циклом «Детский альбом» П.И. Чайковского, написанным композитором для племянника Володи Давыдова. Альбом рассказывает о событиях детского дня. Давайте послушаем и определим — о чём? Проигрывание произведений |
Слушание пьес «Зимнее утро», «Камаринская», «Нянина сказка», «Песня жаворонка». Определение характера музыки и предполагаемого названия произведения. |
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Видеопросмотр
|
Организация слушательской и исполнительской деятельности. |
Просмотр видеопроектов «Болезнь куклы» и «Мужик на гармонике играет» (рояль), пластическое интонирование, выявление особенностей музыкально-выразительных средств (мелодия, гармония) |
Формирование личностного отношения музыкальному материалу |
5. Реализация построенного проекта. |
Творческий портрет П. Чайковского.
Распевание на попевке Е.Макшанской «Разминка» |
Закрепление понятий «мелодия», «гармония», воплощение образа через пластическое интонирование
Исполнение попевки «Разминка»
|
Воспитание эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки |
6. Организация вокально-хоровой работы |
Разработка исполнительского плана песни П. Чайковского «Осень», отработка неточностей |
Импровизация под музыку. Повторение за учителем (хором). |
Развитие вокальных навыков и навыков коллективной работы |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Работа с учебником: закрепление понятий «фортепиано», «рояль», «форте», «пиано» |
Понимание различий, знакомство с видовыми инструментами, динамическими оттенками |
Закрепление полученных знаний |
8. Включение в систему знаний и повторения |
Повторение понятия «Фортепианный альбом», «Детский альбом», названий прослушанных пьес. Слушание и эмоционально-образное воплощение музыкальных характеристик образов в пластическом интонировании |
Сравнение музыкальных произведений и выявление их сходств и различий
|
Самоопределение, смыслообразование, формирование нравственно-этической ориентации |
9. Рефлексия учебной деятельности |
Прослушивание фрагментов пьес «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Нянина сказка»
Выставление оценок. Задание на дом
|
Определение главных выразительных средств (мелодия, гармония)
Выход из класса под музыку «Марш деревянных солдатиков» |
Сохранение мотивации к познавательной деятельности, позитивный настрой
|
Используемые источники:
1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками Музыка. 1-4 классы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 184 с.
2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2019. – 128 с.
3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебная программа – Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы к УМК «Перспектива». – 2010. – 5 с.
ка» для 1-4 классов. – М.: Просвещение, 2002. – 184 с.
4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки: поурочные разработки. 1-4 классы. – 4-е изд., – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
Приложение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.