Технологическая карта урока музыки "Высота и тембр звуков"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока музыки "Высота и тембр звуков"

Оценка 4.9
docx
29.05.2022
Технологическая карта урока музыки "Высота и тембр звуков"
Высота и тембр звуков.docx

Технологическая карта урока музыки для 5 класса  «Высота и тембр звуков музыкальных инструментов на основе лексической темы «Дикие животные».

Авторы: Дубровина Любовь Анатольевна  - учитель музыки; Кравченко Виктория Евгеньевна – учитель-логопед  МБОУ СШ№17 городского округа – город  Камышин Волгоградской области

Цель: Различать музыкальные звуки по высоте, музыкальные инструменты по тембру на основе лексической темы «Дикие животные». Закрепить навыки речи с движениями, совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

Задачи:

Образовательные

·        Способствовать развитию умения различать высоту и тембр музыкальных звуков путем слушания и анализа фрагментов музыкальных произведений, исполнения песен, имитации игры на музыкальных инструментах и движений животных.

·        Способствовать развитию умения анализировать слово по слоговому составу, подбирать слова - признаки при описании животных, образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие

·        Способствовать коррекции и развитию связной речи: 

Обогащение словарного запаса, развитие диалогической и монологической речи через описание диких животных, анализ слов по структуре, через подбор притяжательных прилагательных.

·        Способствовать развитию мелкой моторики, развитию ритмичности, плавности, соразмерности движений.

·        Способствовать коррекции и развитию личностных качеств:

навыков самоконтроля, усидчивости, умения выражать свои чувства.

Воспитательные

·        Способствовать воспитанию нравственных качеств, заботливого отношения к животным, чувства сопереживания, умения работать в команде.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, магнитофон, музыкальные инструменты: баян, туба, флейта; картинки инструментов.

Картинки с изображением животных (волк, медведь, лиса, заяц, рысь), паровоз с вагончиками – кармашками. Раздаточный материал с изображением животных и хвостов.

Музыкальный материал: Э.Григ «Утро», Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты); К. Сен-Санс «Птичник»;«Зайчик» М. Иванова, «Медведь» В. Ребикова,песни: муз.и сл. Г. Эрнесакса «Едет, едет паровоз», «Хомячок», Муз. А. Филиппенко «Весёлый музыкант»; игра-песня «У животных»; видео фрагмент «Паровоз».

Презентация 1, Презентация 2(Проверочный тест)

План урока

1.Орг. момент.

Музыкальное приветствие.

2.Станция «Загадочная».

3.Станция «Песенная».

4.Станция «Помогай-ка».

5.Музыкальная разминка «У животных».

6.Станция «Танцевальная».

7.Итог урока.

8.Рефлексия

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Организация этапа.

Оборудо-

вание.

До-

зи-

ров-

ка

вре-

ме-

ни.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Орг. момент.

Привет

ствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

Видео фрагмент «Паровоз».

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Здравствуйте, девчонки!

-Здравствуйте, мальчишки!

Логопед: Вы любите путешествовать?

Я предлагаю отправиться в  необычное путешествие. Сегодня мы с вами одновременно побываем на уроке музыки и логопедическом занятии.

- На чём можно отправиться в путешествие?

- Давайте на поезде.

Учитель музыки:   Сейчас мы попробуем собрать все  свои знания, полученные на уроках музыки  и логопедических занятиях, и отправимся в путь. Вы должны быть очень внимательными и останавливаться мы будем только на тех станциях, которые нам нужны. Вы готовы, ребята? Тогда в путь! Занимайте места в вагонах.

 

дети поют «Здравствуйте».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ответы детей)

 

 

Дети садятся на стулья (вагоны), смотрят и слушают видео клип песни «Едет, едет паровоз».

 

Принятие социальной роли обучающегося.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 

2.Стан

ция«Зага

дочная».

 

 

(звучит музыка Э. Григ «Утро»)

 

 

 

 

(на доску прикрепля ется нота)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой тренинг «Угадай-ка»

 

(Звучат пьесы).К.Сен-Санс «Птичник», «Зайчик» М. Иванова, «Медведь» В. Ребикова, Прокофьев «Петя и волк» (фрагмент) и др.)

 

Картинка с изображе

нием животного.

(Птичка, медведь,заяц,

волк, лиса,)

 

На доске находятся ступеньки,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыха

тельная гимнастика «Паровоз».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Логопед: Ребята, мы прибыли на станцию «Загадочная». Давайте выйдем из вагонов и отправимся в волшебный лес.

Учитель: Ребята, скажите,  что  вы   сейчас  слышали?

Учитель: Из чего состоит музыка?

Учитель: Как можно  записать музыкальные звуки?

Учитель: Ребята, скажите, какими бывают музыкальные звуки?

 

Учитель: Сегодня на уроке мы должны закрепить знания о высоте звука, а помогут нам в этом наши верные помощники – музыкальные инструменты.

Высокие звуки поются тонким голосом, легко, звонко. А низкие – густые, более басовитые.

Сейчас мы с вами проведем игру «Угадай высоту звука». Я буду на баяне играть звук, а вы должны определить, какой это звук, высокий или низкий.

 

А теперь – второе задание на эту же тему, только труднее. Сейчас вы должны будете узнать обитателей леса. Прослушайте музыку и подумайте, кого из животных «нарисовал» композитор.

 

 

 

 

 

 

логопед располагает животных.

 

 

Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

Логопед: Ребята, отгадайте загадки.

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть.

На овцу готов напасть.

 

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

В сарай попала,

Кур пересчитала.

- А как можно назвать этих животных одним словом?)

Где они живут? Кто их кормит? Кто им жилище строит?

Вывод: Они сами о себе заботятся.

- Ребята, мы с вами путешествуем на поезде. А давайте и наших зверей  покатаем. В паровозе поедут животные, в названии которых один слог, а в вагоне – животные из двух слогов. (Картинки: волк, лиса, заяц, рысь + поезд с кармашками)

- Теперь мы можем отправиться дальше.

 

 

 

 

 

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!»

А колёса стучат,

А колёса говорят:

«Так-так, так-так.

Чуф-чуф, чуф-чуф.

Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!»

«Пых»

Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег.(повторяем 3 раза)

 

 

 

 

-  Музыку

- Из музыкальных звуков.

- При помощи нот

 

-Звуки бывают  разные: высокие, средние и низкие.  

 

 

 

 

 

 

 

 

(если звучит высокий звук – дети поднимают руки вверх, если низкий  - руки опускают вниз)

 

 

(обучающиеся слушают фрагменты пьес, сочиненных в низком и высоком регистрах и угадывают ивотных)

обучающие поясняют, почему животные расположились на той или иной ступеньке. Птичку расположили на верхней ступеньке, потому, что звучали высокие звуки, медведь – на низкой ступеньке.

 

 

(волк)

 

 

 

(лиса)

 

(дикие)

(ответы детей)

Затем дети описывают животных.

(волк – серый, лохматый, злой, хищный, умный; лиса – рыжая, пушистая, хитрая; медведь – большой, толстый, косолапый, неуклюжий, бурый; заяц – маленький, серый, пушистый, трусливый).

 

 

 

 

 

Дети повторяют вместе с учителем

 

 

 

 

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

 

 

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

 

 

 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-аргументация своего мнения

и позиции в коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

3.

Станция «Песенная».

 

 

Артикуляционная гимнастика.

 

 

Песня «Хомячок»

 

Слайд 2

 

Слайды 3,4

 

 

 

 

 

 

 

8

 

Логопед: Мы прибыли на станцию «Песенную». Для того чтобы спеть песню красиво, нужно размять губы, язык, т.е. сделать артикуляционную гимнастику.

Учитель: Ребята, вы знаете песню  про хомячка? Хотите спеть её? Сядьте, пожалуйста, красиво, вспомните, как нужно сидеть при пении. Приготовились?

Ребята, если бы вы были композиторами, в каком регистре вы бы озвучили хомяка?

Какими инструментами?

 

 

 

 

 

делают артикуляционную гимнастику.

 

 

 

 

Исполняют песню.

После песни дети садятся на стулья – вагоны.

 

 

В верхнем

(дети называют:

Труба,  скрипка..)

 

 

 

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства

 

 

 

 

 

 

 

4.Стан

ция «Помо

гай-ка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На «поляне» картинки животных без хвостов, и отдельно нарисованные хвосты.

 

Слайд 5

Инструмен

ты (флейта, туба)

 

 

 

 

На ступеньки, расположенные на доске, логопед располагает инструменты в соответствии с высотой звука. (Птичка – флейта, медведь – туба, зайчик- скрипка)

 

10

Учитель: А мы отправляемся дальше. Занимайте, ребята, места в вагонах.

Учитель: Мы прибыли на станцию«Лентяйка». Остановимся?

Учитель: Отправляемся дальше.

 

 

Логопед: Однажды, проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что это проделки злого волшебника,  он разнес хвосты по лесу. Пошли звери по лесу свои  хвосты искать, но  никак не смогли их разделить. Давайте поможем  животным.

 

 

 

 

 

 

Давайте вспомним, в каком регистре звучат инструменты. Сейчас вы получите пазлы. Ваша задача собрать их, назвать инструмент и определить регистр.

 

 

 

Учитель: Ребята, а сейчас помогите музыкальным инструментам найти своего животного. Давайте вспомним, как по высоте звучат голоса животных.

 

 

(дети поют песню «Едет, едет паровоз»).

-Нет! (объясняют почему)

- 2 куплет песни «Едет, едет…»

Нужно каждому животному найти его хвост:

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группе

 

 

 

 

 

 

 

(сложить пазлы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(У птички высокий голос, медведь ревёт низким голосом)

 

 

 

 

 

 

 

 

Устанавливать причинно следственные связи.

 

 

 

 

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 

 

 

 

 

 

 

Давать определения понятиям.

 

5.Музы

кальная

размин

ка

Игра-песня «У животных».

 

2

Учитель: Ребята, мы славно потрудились и сейчас отдохнём.

Дети поют и выполняют движения

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

 

6.Стан

ция «Танце

валь

ная».

 

Песня «Я на скрипочке играю»

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

5

Логопед: Садимся в вагоны, поём песню «Едет, едет паровоз».

Логопед: Ребята, мы приехали на лесную полянку, на которой танцуют и поют зайки. Давайте веселиться вместе с ними!

 

- Как играла скрипка?

- Почему зайки разбежались от игры на барабане?

Сначала поём, потом инсценируем, имитируя игру на инструментах.

(в высоком регистре)

 

(ответы детей)

У каждого инструмента свой тембр

 

 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

7.Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Реф

лексия.

 

 

 

 

Релаксация.

(видео)

 

(Аудиозапись со звуками леса)

 

 

Презентация №2

 

 

Тест. Регистр

«Проверь себя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

-Наше путешествие подходит к концу. У нас с вами было так много приключений, что надо немного отдохнуть. Занимайте места в поезде, садитесь удобнее, опустите руки и голову, закройте глаза и послушайте звуки леса. Вспомните самые приятные моменты нашего путешествия.

Логопед:Чем мы сегодня занимались на уроке? Кого мы встретили на пути?

Учитель:Какими музыкальными  инструментами были озвучены животные? Какими звуки бывают по высоте?

Давайте проверим знаете ли вы в каком регистре звучит инструмент?

 

 

Учитель: Наше путешествие прошло успешно. Вы научились различать музыкальные звуки по высоте, узнавали голоса инструментов. Озвучьте инструменты нотками. Если вам было интересно и всё понятно – красного цвета, а если ничего не понятно – жёлтого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ответы детей)

 

 

 

 

 

(ответы детей)

 

 

Дети размещают нотки на доске рядом с инструментом и получают нотку в подарок  за работу на уроке.

 

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

 

 

 

 

 

 

 

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

 

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности

 

 

 


 

Технологическая карта урока музыки для 5 класса «Высота и тембр звуков музыкальных инструментов на основе лексической темы «Дикие животные»

Технологическая карта урока музыки для 5 класса «Высота и тембр звуков музыкальных инструментов на основе лексической темы «Дикие животные»

Картинки с изображением животных (волк, медведь, лиса, заяц, рысь), паровоз с вагончиками – кармашками

Картинки с изображением животных (волк, медведь, лиса, заяц, рысь), паровоз с вагончиками – кармашками

Деятельность учителяДеятельность ученикаФормируемые

Деятельность учителяДеятельность ученикаФормируемые

Э. Григ «Утро») (на доску прикрепля ется нота)

Э. Григ «Утро») (на доску прикрепля ется нота)

Санс «Птичник», «Зайчик» М

Санс «Птичник», «Зайчик» М

Дыха тельная гимнастика «Паровоз»

Дыха тельная гимнастика «Паровоз»

Хомячок» Слайд 2 Слайды 3,4 8

Хомячок» Слайд 2 Слайды 3,4 8

Слайд 5 Инструмен ты (флейта, туба)

Слайд 5 Инструмен ты (флейта, туба)

Музы кальная размин ка Игра-песня «У животных»

Музы кальная размин ка Игра-песня «У животных»

Реф лексия. Релаксация

Реф лексия. Релаксация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2022