Технологическая карта урока на тему: "Устное народное творчество Донбасса. Пословицы и поговорки. Отражение в них жизни и быта народа"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока на тему: "Устное народное творчество Донбасса. Пословицы и поговорки. Отражение в них жизни и быта народа"

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
31.05.2021
Технологическая карта урока на тему: "Устное народное творчество  Донбасса. Пословицы и поговорки. Отражение в них жизни и быта народа"
Технологическая карта урока на тему: "Устное народное творчество Донбасса. Пословицы и поговорки. Отражение в них жизни и быта народа"
Технологическая карта урока Николаенко.docx

 

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное краеведение

Класс:5-А

Тип урока: урок «открытия» нового  знания

Тема

Устное народное творчество  Донбасса. Пословицы и поговорки. Отражение в них жизни и быта народа. 

                                                                                                                                                            

Цели

 

Образовательные: изучить историю развития народных промыслов ДНР, узнать отличительные особенности.

Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности обучающихся, устную речь, любознательность, память. Расширить знания при помощи видеоматериалов.

Воспитательные: Воспитывать уважение к устному народному творчеству, трудолюбие, уважение и любовь к своему народу и к своим предкам.

Формировать УУД:

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД : принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД: общеучебные – осмысливают процесс общения как способ получения и передачи информации;

 последовательно и логично рассказывают о событии, явлении; формулируют ответы на вопросы;

составляют рассказы из личного опыта, описание предмета по сюжетной картинке, набору картин;

логические – строят рассуждения о значении понятий «устное народное творчество»,  «народный фольклор», о необходимости знать фольклор своего родного края.

Коммуникативные УУД : выстраивают коммуникативно-речевые действия, доводят до собеседника свои знания о народном фольклоре, об устном народном творчестве.

Планируемый результат

Личностные:  положительно отзываются о своём народе и о своих предках, хотят учиться, имеют адекватное представление о народном фольклоре, о людях, которые собирали народный фольклор;
Метапредметные:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;

систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;

Предметные: соблюдают правила позитивного общения; 

знакомятся с разнообразием устного народного творчества, с народным фольклором;

 узнают виды устного народного творчества.

 

Основные понятия

Народный фольклор, устное народное творчество, пословицы, поговорки, легенды, сказки, загадки.

Межпредметные связи

История, география

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник.

Средства ИКТ: проектор

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

 

 

 

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

-формирование эмоционального настроя на урок. Включение учащихся в учебную деятельность.

 

Настраиваются на получение новых знаний.

Приветствие учащихся.

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) 
-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста. 
-Какой урок сейчас? 
-Проверяем готовность. 
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? 
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

 Просмотр визуального материала

Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию своего жизненного опыта 

Личностные:  формирование положительного настроя на предстоящее занятие.

Коммуникативные: 

тесное взаимодействие с учителем.

Регулятивные: 

прогнозирование уровня усвоения учебного материала

 

II.Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

- Выяснение темы, проблематики урока, причин актуальности тематики.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

 

Формулируют  тему, цели и задачи урока.

 

Называют свои станции и прикрепляют названия на доску

(загадки, легенды, пословицы,  поговорки)

 

 

 

 

Называют «устное народное творчество, народный фольклор)

 

 

 

Отвечают на вопросы учитель

 

 

-ИЗО, литература, русский язык

-Эти виды творчество собирал и придумывал народ

 Задает наводящие вопросы для формулирования темы:
-Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие. Для этого мы должны объединиться в группы.

-Представьте, что каждая группа- это волшебная станция.

-А как называется страна, по которой мы будем путешествовать, вы узнаете, когда назовёте свои станции.

 

-Как можно одной фразой назвать все эти слова?

Формулирует тему. 

 

 

-Значит, мы сегодня будем путешествовать по стране «Народный фольклор». И тема нашего сегодняшнего урока «Устное народное творчество  Донбасса. Пословицы и поговорки. Отражение в них жизни и быта народа.

 

-А какие виды народного фольклора вы ещё знаете?

 

-На каких уроках мы встречались с видами народного фольклора?

 

- Почему называется «НАРОДНЫЙ» фольклор?

 

 

 

Ответить на поставленные вопросы .

 

Фронтальная беседа.

 

Игровой момент.

Объединение в группы.

 

Структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.  

Личностные:  выявление тесной связи между целью учебной деятельности и присущим ей мотивом.

Познавательные: ориентирование в своей системе знаний Регулятивные: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, 
под руководством учителя 
 

Коммуникативные: развитие умение ставить вопросы

 

III. Изучение нового

 (10 мин)

Цели:

-Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Путешествие по станциям

Внимательно слушают учителя.

Дополняют своими знаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Матрёшка -народная игрушка.

 

 

 

 

Каждая группа- станция рассказывает отличительные свойства своей станции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся загадывают загадки, остальные группы отгадывают их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собирают пословицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают отрывок из легенды , а остальные ребята определяют, как называется данная легенда.

 

«Хотя рабочий Донбасс относительно молод, художественные традиции и памятники культуры уходят своими корнями в глубь веков». (И.И.Зайцев).

-Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками. Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей. Фольклор – народная мудрость, устное народное творчество.

-Наши предки оставили нам несметные богатства:

- народные песни;

- частушки;

- сказки;

-пословицы;   

 -поговорки;

- добрые русские избы с прекрасными образцами народного рукотворчества – предметами крестьянского быта. В прошлом, когда такого многообразия машин, как сейчас, не было, главным инструментом мастера были его руки, а в помощь им - топор, кирка, лопата, соха.

 

-Ребята, то ,что накапливалось веками собирали люди, которые хотели, чтобы всё это дошло и до нас.

Донбасс впервые предстал перед миром в произведениях устного народного творчества.

Сказки, песни, частушки, пословицы, предания, обрядовые, народные песни, городские романсы, детский фольклор, заговоры, легенды Донбасса наиболее полно записаны в книге Петра Тимофеева «Протекших дней очарованье».  Автор отобрал для издания 2053  самых интересных в поэтическом отношении произведений устного народного творчества.

В книгу включён даже современный раздел под названием "Шахтер"- чемпион!". В нем представлены речевые высказывания болельщиков команды.

 

-Чтобы наше путешествие было увлекательным, каждая группа подготовила для вас интересные задания, за выполнение которых, нашу доску будут украшать весёлые матрёшки.

-Как вы думаете, почему именно матрёшки буду гостями на нашем уроке?

 

Станция №1 «Частушки»

- Мы шахтёры, мы шахтёры,
Мы - ребята бравые.
Принесём Вам уголька,
Чтоб согрелись малые!

- Эх, горячая вода!
Там шахтёрская рука...
Ведь не зря шахтёр пахал,
Когда уголь добывал!

- А мы бравые ребята,
Мы - шахтёры - хоть куда!
Если Родина прикажет -
Мы пойдём и в войска!

  
 

Станция №2 «Загадки»

 - Мы землю глубоко копаем, 
И в глубине земли 
Мы людям уголь добываем, 
Чтоб дом топить могли (Шахтёры) 
- Он чёрный, когда его покупают, он красный, когда его используют, он серый, когда его выбрасывают.(Уголь) 
-Черный и блестящий, 
Я самый настоящий 
Волшебник, чародей, 
Я нужен для печей.(Уголь) 
- Сейчас, дружок, вопрос такой: 
Скажи, как называют 
Рабочего, что под землёй 
Нам уголь добывает.(Шахтёр) 

 

Станция №3 «Пословицы и поговорки»

1)Шахтёр в землю спускается, с белым светом прощается.                                            

2)  3) Шахтерский забой — фронт передовой.
3)Шахтеру слава, когда много угля дает лава.  

 

4) Будь в лаве, как в бою, — прославишь Родину свою.

·                                 5) Закон шахтерский не забудь: стыдись работать как-нибудь.

·                                 6) На шахте тому почет, у кого уголь на-гора течет.

·                                 7) Чтобы шахтером называться, мало углем замараться.

 

Станция №4  «Легенды»

Одной из разновидностей народного фольклора являются легенды – письменные предания о каких-нибудь исторических событиях или личностях. Так, легендарной личностью на Донбассе является «хозяин шахты» и покровитель шахтёров ему посвящена  легенда. Пожалуй, одна из самых популярных в крае.

Писатель Б. Горбатов отметил, что поверья о «хозяине шахты» известны на шахтах Макеевки, Горловки, Кадиевки, Краснодона, то есть практически на всей территории Донбасса. Живет в глубине донбасских шахт дух. Часто выручает он шахтеров, предупреждая об обвалах. Реже пугает нерадивых. И уж совсем редко может указать место угольного пласта.

Это знает каждый шахтер. И чтобы не обидеть его случайно, делятся с ним тормозком, говорят уважительно.

- Как шахтеры зовут этого духа?

Среди других видов фольклора на Донбассе популярны сказки и совсем короткие фразы, отражающие какое-либо явление жизни. Особенно привлекают своей меткостью и жизненной актуальностью пословицы и поговорки, частушки, бытующие в рабочей, главным образом, шахтёрской среде. По ним лучше, чем по другим произведениям народной поэзии, можно судить об изменениях в народном сознании, вызванных новым социальным укладом и ростом духовной культуры людей.

 

Ответы на вопрос учителя.

 Игровая форма.

Рассказ учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают друг друга,

Сообща работают в группах,

Развивают память, мышление, словарный запас.

 

 

 

 

-Матрёшка украшена народными росписями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 

 

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные:

умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

IV. Закрепление  нового (15 мин)

Цель:

 - Закрепить пройденный материал путём его осмысления и анализа

Закрывают глаза и слушают звучание музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают, определяют вид фольклора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра « Угадай вид фольклора»

Предлагает детям определить вид фольклора ( задания выводятся на экран)

 Физкультминутка
Рассказывает о том, что устное народное творчество часто сопровождалось музыкой. Чаще всего это были балалайка, гармонь и гусли.

Предлагает детям определить какой инструмент звучал

 Поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

- проверить умение работать с пройденным материалом самостоятельно, развивать творческие навыки

Осмысление заданного, отображение мыслей на письме; формулировка вопросов по теме.

 

Направить учащихся на творческую реализацию своих способностей на основе пройденного путем создания высказывания и выступления с ней на тему «Что бы я сделал, если бы был директором?» или нарисовать иллюстрацию к легенде (на выбор). При необходимости, продолжить работу дома.

Фиксация домашнего задания

Умение осознанно и произвольно строить высказывания, умение структурировать знания.

Регулятивные: 

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- закончить урок на положительной ноте, понять реакцию детей на пройденный урок.

Осознать свои чувства и отношение к изученному материалу. 

- Что запомнилось Вам на этом уроке?

- Что нового вы сегодня узнали?

- У вас есть карточки смайликов с разными эмоциями. Выберите ту, которая сейчас соответствует вашему настроению и поднимите вверх.

 

Беседа с классом, работа с карточками.

Закрепление знаний и умений.

Регулятивные:

волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Коммуникативные: умение чётко и связно облекать рождающиеся в голове мысли в слова.

Личностные:
оценивание собственной учебной деятельности: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

 

 


Технологическая карта урока Предмет:

Технологическая карта урока Предмет:

Технология проведения

Технология проведения

Обучающиеся внимательно слушают учителя

Обучающиеся внимательно слушают учителя

Путешествие по станциям Внимательно слушают учителя

Путешествие по станциям Внимательно слушают учителя

Путешествие по станциям Внимательно слушают учителя

Путешествие по станциям Внимательно слушают учителя

Учащиеся загадывают загадки, остальные группы отгадывают их

Учащиеся загадывают загадки, остальные группы отгадывают их

Читают отрывок из легенды , а остальные ребята определяют, как называется данная легенда

Читают отрывок из легенды , а остальные ребята определяют, как называется данная легенда

По ним лучше, чем по другим произведениям народной поэзии, можно судить об изменениях в народном сознании, вызванных новым социальным укладом и ростом духовной культуры людей

По ним лучше, чем по другим произведениям народной поэзии, можно судить об изменениях в народном сознании, вызванных новым социальным укладом и ростом духовной культуры людей

V . Контролирующее задание (12 мин)

V . Контролирующее задание (12 мин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021