Технологическая карта урока
Предмет: Литературное краеведение
Класс:5-А
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема |
Устное народное творчество Донбасса. Пословицы и поговорки. Отражение в них жизни и быта народа.
|
Цели
|
Образовательные: изучить историю развития народных промыслов ДНР, узнать отличительные особенности. Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности обучающихся, устную речь, любознательность, память. Расширить знания при помощи видеоматериалов. Воспитательные: Воспитывать уважение к устному народному творчеству, трудолюбие, уважение и любовь к своему народу и к своим предкам. Формировать УУД: Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД : принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные УУД: общеучебные – осмысливают процесс общения как способ получения и передачи информации; последовательно и логично рассказывают о событии, явлении; формулируют ответы на вопросы; составляют рассказы из личного опыта, описание предмета по сюжетной картинке, набору картин; логические – строят рассуждения о значении понятий «устное народное творчество», «народный фольклор», о необходимости знать фольклор своего родного края. Коммуникативные УУД : выстраивают коммуникативно-речевые действия, доводят до собеседника свои знания о народном фольклоре, об устном народном творчестве. |
Планируемый результат |
Личностные: положительно
отзываются о своём народе и о своих предках, хотят учиться, имеют адекватное представление о народном фольклоре, о
людях, которые собирали народный фольклор; систему вопросов, рассматриваемую на уроке; Предметные: соблюдают правила позитивного общения; знакомятся с разнообразием устного народного творчества, с народным фольклором; узнают виды устного народного творчества.
|
Основные понятия |
Народный фольклор, устное народное творчество, пословицы, поговорки, легенды, сказки, загадки. |
Межпредметные связи |
История, география |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Учебник. Средства ИКТ: проектор |
Организация пространства |
Фронтальная работа, групповая работа |
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: -формирование эмоционального настроя на урок. Включение учащихся в учебную деятельность.
|
Настраиваются на получение новых знаний. |
Приветствие учащихся. «Вы
талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные,
как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить
новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) |
Просмотр визуального материала |
Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию своего жизненного опыта |
Личностные: формирование положительного настроя на предстоящее занятие. Коммуникативные: тесное взаимодействие с учителем. Регулятивные: прогнозирование уровня усвоения учебного материала
|
II.Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) - Выяснение темы, проблематики урока, причин актуальности тематики. |
Обучающиеся внимательно слушают учителя.
Формулируют тему, цели и задачи урока.
Называют свои станции и прикрепляют названия на доску (загадки, легенды, пословицы, поговорки)
Называют «устное народное творчество, народный фольклор)
Отвечают на вопросы учитель
-ИЗО, литература, русский язык -Эти виды творчество собирал и придумывал народ |
Задает
наводящие вопросы для формулирования темы: -Представьте, что каждая группа- это волшебная станция. -А как называется страна, по которой мы будем путешествовать, вы узнаете, когда назовёте свои станции.
-Как можно одной фразой назвать все эти слова? Формулирует тему.
-Значит, мы сегодня будем путешествовать по стране «Народный фольклор». И тема нашего сегодняшнего урока «Устное народное творчество Донбасса. Пословицы и поговорки. Отражение в них жизни и быта народа.
-А какие виды народного фольклора вы ещё знаете?
-На каких уроках мы встречались с видами народного фольклора?
- Почему называется «НАРОДНЫЙ» фольклор?
|
Ответить на поставленные вопросы .
Фронтальная беседа.
Игровой момент. Объединение в группы.
|
Структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Личностные: выявление тесной связи между целью учебной деятельности и присущим ей мотивом. Познавательные: ориентирование
в своей системе знаний Регулятивные: умение
определять и формулировать цель урока с помощью учителя, Коммуникативные: развитие умение ставить вопросы
|
III. Изучение нового (10 мин) Цели: -Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.
Путешествие по станциям |
Внимательно слушают учителя. Дополняют своими знаниями.
-Матрёшка -народная игрушка.
Каждая группа- станция рассказывает отличительные свойства своей станции.
Учащиеся загадывают загадки, остальные группы отгадывают их.
Собирают пословицы
Читают отрывок из легенды , а остальные ребята определяют, как называется данная легенда.
|
«Хотя рабочий Донбасс относительно молод, художественные традиции и памятники культуры уходят своими корнями в глубь веков». (И.И.Зайцев). -Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками. Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей. Фольклор – народная мудрость, устное народное творчество. -Наши предки оставили нам несметные богатства: - народные песни; - частушки; - сказки; -пословицы; -поговорки; - добрые русские избы с прекрасными образцами народного рукотворчества – предметами крестьянского быта. В прошлом, когда такого многообразия машин, как сейчас, не было, главным инструментом мастера были его руки, а в помощь им - топор, кирка, лопата, соха.
-Ребята, то ,что накапливалось веками собирали люди, которые хотели, чтобы всё это дошло и до нас. Донбасс впервые предстал перед миром в произведениях устного народного творчества. Сказки, песни, частушки, пословицы, предания, обрядовые, народные песни, городские романсы, детский фольклор, заговоры, легенды Донбасса наиболее полно записаны в книге Петра Тимофеева «Протекших дней очарованье». Автор отобрал для издания 2053 самых интересных в поэтическом отношении произведений устного народного творчества. В книгу включён даже современный раздел под названием "Шахтер"- чемпион!". В нем представлены речевые высказывания болельщиков команды.
-Чтобы наше путешествие было увлекательным, каждая группа подготовила для вас интересные задания, за выполнение которых, нашу доску будут украшать весёлые матрёшки. -Как вы думаете, почему именно матрёшки буду гостями на нашем уроке?
Станция №1 «Частушки» - Мы шахтёры, мы шахтёры, Мы - ребята бравые. Принесём Вам уголька, Чтоб согрелись малые! - Эх, горячая вода! Там шахтёрская рука... Ведь не зря шахтёр пахал, Когда уголь добывал! - А мы бравые ребята, Мы - шахтёры - хоть куда! Если Родина прикажет - Мы пойдём и в войска!
Станция №2 «Загадки» - Мы землю глубоко копаем,
Станция №3 «Пословицы и поговорки» 1)Шахтёр в землю спускается, с белым светом прощается. 2)
3) Шахтерский забой
— фронт передовой.
4) Будь в лаве, как в бою, — прославишь Родину свою. · 5) Закон шахтерский не забудь: стыдись работать как-нибудь. · 6) На шахте тому почет, у кого уголь на-гора течет. · 7) Чтобы шахтером называться, мало углем замараться.
Станция №4 «Легенды» Одной из разновидностей народного фольклора являются легенды – письменные предания о каких-нибудь исторических событиях или личностях. Так, легендарной личностью на Донбассе является «хозяин шахты» и покровитель шахтёров ему посвящена легенда. Пожалуй, одна из самых популярных в крае. Писатель Б. Горбатов отметил, что поверья о «хозяине шахты» известны на шахтах Макеевки, Горловки, Кадиевки, Краснодона, то есть практически на всей территории Донбасса. Живет в глубине донбасских шахт дух. Часто выручает он шахтеров, предупреждая об обвалах. Реже пугает нерадивых. И уж совсем редко может указать место угольного пласта. Это знает каждый шахтер. И чтобы не обидеть его случайно, делятся с ним тормозком, говорят уважительно. - Как шахтеры зовут этого духа? Среди других видов фольклора на Донбассе популярны сказки и совсем короткие фразы, отражающие какое-либо явление жизни. Особенно привлекают своей меткостью и жизненной актуальностью пословицы и поговорки, частушки, бытующие в рабочей, главным образом, шахтёрской среде. По ним лучше, чем по другим произведениям народной поэзии, можно судить об изменениях в народном сознании, вызванных новым социальным укладом и ростом духовной культуры людей.
|
Ответы на вопрос учителя. Игровая форма. Рассказ учителя.
Внимательно слушают друг друга, Сообща работают в группах, Развивают память, мышление, словарный запас.
-Матрёшка украшена народными росписями
|
Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
|
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
IV. Закрепление нового (15 мин) Цель: - Закрепить пройденный материал путём его осмысления и анализа |
Закрывают глаза и слушают звучание музыки.
Внимательно слушают, определяют вид фольклора.
|
Игра « Угадай вид фольклора» Предлагает детям определить вид фольклора ( задания выводятся на экран) |
Физкультминутка Предлагает детям определить какой инструмент звучал |
Поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: - проверить умение работать с пройденным материалом самостоятельно, развивать творческие навыки |
Осмысление заданного, отображение мыслей на письме; формулировка вопросов по теме.
|
Направить учащихся на творческую реализацию своих способностей на основе пройденного путем создания высказывания и выступления с ней на тему «Что бы я сделал, если бы был директором?» или нарисовать иллюстрацию к легенде (на выбор). При необходимости, продолжить работу дома. |
Фиксация домашнего задания |
Умение осознанно и произвольно строить высказывания, умение структурировать знания. |
Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - закончить урок на положительной ноте, понять реакцию детей на пройденный урок. |
Осознать свои чувства и отношение к изученному материалу. |
- Что запомнилось Вам на этом уроке? - Что нового вы сегодня узнали? - У вас есть карточки смайликов с разными эмоциями. Выберите ту, которая сейчас соответствует вашему настроению и поднимите вверх.
|
Беседа с классом, работа с карточками. |
Закрепление знаний и умений. |
Регулятивные: волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: умение чётко и связно облекать рождающиеся в голове мысли в слова. Личностные: |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.