Технологическая карта урока обучения грамоте
Тема урока |
Осознание диалога как вида речи |
|||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
|||
Дата урока |
|
|||
Цели урока |
а) Введение понятия «общение» и первоначальное практическое освоение его содержания; б) раскрытие роли знакомства для вступления в общение; в) привлечение внимания к слову и его номинативной (назывной) функции, к значению именования для установления коммуникативного контакта; г) формирование первоначальных представлений о цели и результате общения в процессе практического взаимодействия; д) развитие коммуникативно-речевых умений на основе соблюдения норм речевого этикета в устном общении. |
|||
Формы и методы обучения |
Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная. |
|||
Основные термины и понятия |
Понимание процесса, форм и способов общения. Правила позитивного общения. Язык жестов, мимика, движения. Речь, фраза, слово. Жесты, мимика, поза, интонация, темп речи. |
|||
Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться) |
Сформировать на конкретном предметном уровне представление учащихся о процессе, формах и способах общения. |
|||
Организационная структура урока |
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|
I.Организационный этап.
|
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
|
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Дети получают эмоциональный настрой. |
Личностные: восприятие человека человеком. Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. |
|
II. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями
|
— Что означает слово «познакомиться»? (Это значит назвать себя, своё имя, сказать, как тебя зовут.) — Имя есть у каждого человека, поэтому нужно называть друг друга по именам, а к именам взрослых людей добавлять отчество. Любому человеку приятно, когда его называют по имени. Учитель называет своё имя, а потом предлагает детям называть свои имена. — Кто из вас уже успел познакомиться друг с другом? Представьтесь, пожалуйста, мне и всему классу. Возникает проблемная ситуация, как это сделать, если школьников много, а учитель один: он не сможет услышать каждого, если дети будут говорить все сразу. Учащиеся сами выводят правило общения в классе: вслух говорит один, а другие внимательно слушают; поднимают руку, если надо что-то сказать. Называя себя по имени, учащиеся используют выражение «Меня зовут...» или «Моё имя...». — В нашем классе много учеников и много имён. Как лучше их запомнить? (После обмена мнениями учитель подводит детей к тому, что имена можно записать. Но где?) — У взрослых людей принято при знакомстве пожимать друг другу руку. Предлагаю и вам «обменяться рукопожатием». Для этого обведите свою ладошку на листе бумаги, напишите на ладошке своё имя и подарите своему новому другу. Кто умеет писать и читать своё имя? А кто нуждается в помощи одноклассников?.) — Для чего люди знакомятся? (Чтобы знать, как правильно обратиться к учителю или ребятам, чтобы подружиться, вместе играть и трудиться, помогать друг другу.) — Все вы теперь ученики одного класса и будете вместе учиться несколько лет, а это значит, обращаться друг к другу за поддержкой и советом как на уроках, так и в минуты отдыха. А я, ваш учитель, буду помогать вам учиться, объяснять всё новое и непонятное, приходить на помощь тому, кому трудно. — Как приветствуют друг друга знакомые люди? Что они говорят при встрече? (Здравствуйте, добрый день.) Что означают эти слова? (Мне радостно, что я вижу тебя, я желаю тебе здоровья и всего доброго.) А что говорят при расставании? (До свидания, до встречи.) Какой смысл вкладывается в эти слова? (Я надеюсь, мы скоро увидимся.) — Пусть эти слова будут звучать в нашем классе каждый день. |
Ведут дискуссию по решению проблемных вопросов. Высказывают свое мнение.
Формулируют тему урока, ставят цель урока.
Учитель организует взаимопомощь учащихся в парах, группах. В заключение работы дети обмениваются ладошками |
Личностные: восприятие человека человеком. Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.
|
|
III. Открытие нового (знания, способа действия)
|
Знакомство школьников с учебной книгой и её героями. — Перед вами первая учебная книга. Познакомимся с ней. Для этого нужно прочитать её название. (Учащиеся пробуют прочитать название книги на обложке, рассматривают иллюстрацию.) — Приходилось ли вам слышать такое название — «Азбука»? Чему учит «Азбука»? («Азбука» учит читать.) — Откроем «Азбуку». Кто сможет прочитать слова, которыми нас приветствует «Азбука»? («Давайте знакомиться!») — Кто предлагает вам познакомиться? (Девочка и мальчик.) Интересно, какие у них имена? Может быть, об этом мы узнаем на следующей странице? Кто сумеет прочитать имя девочки? А имя мальчика? Посмотрите, как они приветливо улыбаются нам. Аня и Ваня поведут нас по страницам «Азбуки» в удивительный мир общения. Но чтобы войти в этот мир, нужно ответить на вопрос «Только ли у людей есть имена?». |
Делятся своими мнениями.
Обобщают, делают выводы.
Ученики приходят к выводу, что достичь взаимопонимания нелегко.
После прослушивания отрывков ученики приходят к важному выводу: для взаимопонимания нужно уметь правильно соотносить слово-название и предмет, знать точное значение слова.
|
||
физминутка |
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик видимо нашёл, Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать |
Выполняют движения |
|
|
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным
|
— Аня и Ваня предлагают вам сыграть в игру «Посмотри и назови». Нужно правильно назвать те предметы, которые можно увидеть в классе, за окном. Выполнение задания послужит активизации и пополнению словарного запаса учащихся. Рассматривание рисунка (с. 5), который ребята создали вместе. — Что решили дети сделать сообща? Что помогло им сделать общий рисунок? (Не только умение рисовать, но и умение договариваться, не ссориться, проявлять взаимопонимание, находить общее решение, объединять усилия.) — А вам бы хотелось делать что-нибудь вместе, сообща? (Выслушиваются мнения детей, определяется их возможная установка на сотрудничество.) Для этого нужно учиться общаться друг с другом. Это значит, нужно относиться к своим одноклассникам так, чтобы всем было хорошо находиться вместе, чтобы все были добрыми друзьями. — «Азбука» будет постоянно подсказывать вам, чему вы должны учиться. Для этого есть значки на полях. Давайте попытаемся их прочитать. Учитель заканчивает урок наводящими вопросами. — Учились ли мы разговаривать друг с другом и слушать друг друга? А сообща работать в паре, в группе? |
Высказывают свои предложения.
В результате игры учащиеся приходят к выводу, что выявить победителя, т. е. того, кто назовёт словом предмет или явление окружающего мира, невозможно, так как этот мир огромен и необъятен.
|
Личностные: восприятие человека человеком. Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. |
|
Итоги урока Рефлексия
|
Что вы для себя узнали нового? Где сможете применить новые знания? -В чём испытывали затруднения? Оцените свою работу. Кто доволен своей работой встаньте. У кого все получилось поднимите вверх руки. - Благодарю за урок |
Отвечают на вопросы учителя.
Делают самооценку.
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.