Технологическая карта урока
Осанка. Упражнения для профилактики нарушения осанки.
Класс |
1 |
Продолжительность |
45 минут |
Цели деятельности учителя |
Формирование представления о пользе физических упражнений для профилактики нарушения осанки |
Тип урока |
Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): научатся: представлять физические упражнения как средство укрепления здоровья, физического развития и профилактики нарушения осанки; научаться самостоятельно принимать положение правильной осанки; получат возможность научиться: выполнять физические упражнения для профилактики нарушения осанки Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыты/приобретённая компетентность): познавательные: – овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение, умением пользоваться учебником; регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
|
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы |
Гимнастические коврики, массажные мячики, гимнастическая скамейка, мешочки, хоп-мячи, фишки-ориентиры, пластмассовые кольца – «шляпы», гимнастические палки, проектор
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы взаимо-действия |
Универсальные учебные действия |
Виды контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Организа-ционный
|
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Проводит построение в одну шеренгу. Проверяет правильность построения в шеренге, постановке стоп и расположения рук. Приветствует детей. Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. Создаёт ситуацию для самоопределения учащихся и принятия ими цели урока. «Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о здоровье. Как вы думаете, какого человека можно назвать здоровым? (У здорового человека ничего не болит, он весел, бодр. Он сильный, ловкий и смелый. А кто из вас знает, что необходимо сделать для того, чтобы всегда быть здоровыми? (Надо беречь себя, заниматься физической культурой и спортом, закаляться, правильно питаться. Ребята, вы всё правильно сказали. Тема урока: «Осанка. Упражнения для профилактики нарушений осанки». «Чтоб здоровье раздобыть, «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» |
Под музыку входят в зал. Выполняют построение в одну шеренгу. Приветст-вуют учителя. Слушают и обсуждают тему урока |
Фронталь-ная |
Познавательные: отвечают на вопросы учителя, осуществляя актуализацию полученных ранее знаний. (У здорового человека ничего не болит, он весел, бодр. Он сильный, ловкий и смелый). Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Слушают собеседника, строят высказывания. Регулятивные: Строятся, пересчитываются. Контролируют правильность ответов на вопросы. Личностные: Доброжелательно относятся к товарищам, учителю. Соглашаются с ответами товарищей или высказывают свою точку зрения. |
Устный опрос |
II. Актуализа-ция знаний |
Напомнить о понятии «осанка». Принять положение правильной осанки, стоя у стены.
Выполнить
ходьбу |
Осуществляет проверку имеющихся знаний: «Что такое осанка? Какая осанка правильная?» Предлагает учащимся вспомнить и ощутить правильное положение собственного тела в пространстве. «Теперь проверим нашу осанку, а поможет нам в этом – гимнастическая стенка. Подойдите все к гимнастической стенке и встаньте к ней спиной, так, чтобы пятки, спина и голова были прижаты к стенке, подбородок не опускаем, смотрим прямо. Поднимите плечи, отведите их назад и опустите. Зафиксировали правильную осанку – спину прямо всем держать, голову не опускать.» Поворот направо, в обход по залу шагом марш! Даёт команду: «Направо!». Предлагает выполнить упражнения в ходьбе с заданиями, бег и упражнение на дыхание. Осуществляет контроль за выполнением упражнений учащимися. |
Осанка-непринужденная поза человека). Встают спиной к стене, принимая правильную осанку, имея пять точек соприкосновения — затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки.
Выполняют упражнения с заданиями в ходьбе, бег, упражнение на дыхание.
|
Фронталь-ная.
Фронталь-ная.
|
Познавательные: отвечают на вопросы учителя, осуществляя актуализацию полученных ранее знаний.
Познавательные: выполняют упражнения по команде учителя, следят за красотой и грамотностью техники их выполнения, осознают значение каждого упражнения. Коммуникативные: соблюдают дистанцию, уважительно относятся друг к другу. Регулятивные: учатся внимательно слушать, контролировать и корректировать свои действия
|
|
III. Изучение нового материала |
Познакомить со специальными упражнениями для профилактики нарушения осанки (см. Приложение 2). |
Предлагает учащимся занять места на гимнастических ковриках и выполнить упражнения с гимнастическими палками для укрепления мышц спины и брюшного пресса. «В руки мы возьмём скакалку, Осуществляет объяснение и показ упражнений, настраивает учащихся на их выполнение. Наблюдает, по необходимости подсказывает, помогает, направляет работу в нужное русло, следит за временем выполнения, спрашивает о самочувствии и о ходе работы, о готовности к дальнейшей работе. |
Выполняют упражнения с гимнастическими палками на ковриках. |
Фрон-тальная, индиви-дуальная |
Познавательные: получают наглядное представление о необходимости укреплять мышцы спины и следить за осанкой. Связывают упражнения с мышцами, которые работают при выполнении упражнения. Коммуникативные: аргументируют упражнения. Самостоятельно выполняют их под счёт или с помощью учителя.
Регулятивные: осуществляют самоконтроль правильности выполнения упражнений.
|
|
IV. Первичное осмысле-ние и закрепле-ние |
Эстафеты: «Пронеси шляпу»; «Прыгуны» (см. Приложение 3)
Упражнения на дыхание
Самомассаж (массажными мячами) |
«Чтоб проворным стать атлетом, Предлагает учащимся поделиться на две команды при помощи расчёта на «красный» и «жёлтый» (в соответствии названиям команд) и построиться на линии старта. Показывает, объясняет содержание и правила эстафетных заданий под названием: «Пронеси шляпу» и «Прыгуны». В ходе эстафет следит за правильной осанкой.
Предлагает выполнить упражнения на дыхание: Проводит упражнения: - выполнить плавный вдох через нос, руки через стороны вверх - плавный выдох через рот, произнося звук: “Уууууу”, опуская руки вниз; - выполнить вдох, руки через стороны поднять вверх, на выдохе произнося отрывисто: “У-у-у-у” и опустить руки вниз. Следит за тем, чтобы выдох у учащихся был длиннее вдоха.
Предлагает учащимся сесть в круг, раздаёт им массажные мячики для выполнения самомассажа. Фоном звучит тихая музыка. «Ребята в круг все собираются, а мячики у них в руках располагаются. Мячик, мячик, ты колюч, покатаем между рук. Мяч катается, ладонь улыбается. Ребята все стараются, Мячик медленно катается. Вдруг он быстро побежал, побежал, побежал. На ладонь нашу нажал. Посмотри-ка, ямки стали, а ладони не устали». Выполняет совместно с детьми массаж кистей рук, правой и левой руки, груди и спины.
|
Участвуют в эстафетах согласно правилам, подводят итоги: хлопая в ладоши за 1 место и, топая ногами за 2 место
Выполняют упражнения
Учащиеся садятся на пол по кругу и берут массажные мячи. Сначала выполняют под стихотворные строки массаж кистей рук. Затем катают мячик вверх и вниз сначала по одной руке, затем по другой, слегка надавливая на мяч (от кисти к плечу и обратно). Мячик катают ладонью по кругу на груди. Далее учащиеся поворачиваются по кругу, встают на колени и пододвигаются ближе друг к другу, так чтобы каждый ребёнок дотягивался до спины соседа. Дети делают массаж спины друг другу – катают мячик вверх - вниз, затем по кругу. По сигналу дети поворачиваются в другую сторону и снова делают массаж спины.
|
Фронта-льная
Фрон-тальная
Фрон-тальная, индиви-дуальная |
Коммуникативные: сообща работают в команде. Поддерживают и подбадривают товарищей. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и в процессе участия в эстафетах, понимают и принимают инструкцию педагога и чётко следуют ей; определяют победителя, анализируют результат. Личностные: осуществляют адекватную само- и взаимооценку
|
|
V. Итоги урока. Рефлексия |
«Игра плечами» Обобщение полученных на уроке сведений. Просмотр мультфильма из серии Азбука здоровья» - «Здоровым быть – здорово!» |
Предлагает детям выполнить упражнение на дыхание в «Игре плечами». Следит за тем, чтобы вдох ребята выполняли через нос, а выдыхали через губы, сложенные «трубочкой» (выдох длиннее вдоха). «Занимаясь сегодня на уроке, вы развивались физически, интеллектуально, духовно и учились контролировать свою осанку и работать над ней, стараясь помочь себе быть чуть здоровее, не забывая слова пословицы «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу!» Молодцы!». В награду предлагает учащимся посмотреть мультфильм, рекомендует внимательно смотреть и слушать, о чём в нем пойдёт речь. |
|
|
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение физических упражнений ля профилактики нарушения осанки. |
|
Приложение 1
Упражнения с заданиями в ходьбе, бег, упражнение на дыхание
Упражнение на дыхание: вдох – руки через стороны вверх, выдох – руки через стороны вниз (при этом перекладывать мешочки из руки в руку).
Приложение 2
Упражнения для профилактики нарушения осанки (на ковриках, с гимнастическими палками)
Упражнения для укрепления мышц спины:
1) И.п. – лёжа на животе, впереди себя в вытянутых руках гимнастическую палку. Приподнимая голову и плечи, сведя лопатки , поднять гимнастическую палку вверх от пола, удерживать на счёт 3, 4 вернуться в и.п. Повторяют 4-5 раз.
2) И.п. – лёжа на животе, руки с гимнастической палкой под подбородком. Поочерёдное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Повторяют 4-6 раз.
3) И.п. – лёжа на животе, гимнастическая палка за спину в руках . Поднять плечи и голову от пола удерживать приподнятую гимнастическую палку, на счёт 3, 4 – вернуться в и.п. Повторяют 4-6 раз.
4) И.п. – лёжа на животе, гимнастическая палка впереди в прямых руках. «Самовытяжение»
Упражнения для мышц брюшного пресса:
5) И.п. лёжа на спине, гимнастическая палка лежит на полу за головой в прямых руках Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленном и тазобедренном суставах, касаясь коленом перед собой гимнастической палки. Повторяют каждой 6-8 раз.
6) И.п. лёжа на спине, гимнастическая палка за головой в прямых руках. Ногами выполняем движение «Велосипед» (20 сек).
7) И.п. лёжа на спине, гимнастическая палка за головой в прямых руках. Медленно приподнять голову и туловище до положения сидя. Вернуться в и.п. Повторяют 5-6 раз.
Приложение 3
Эстафеты
«Пронеси шляпу»
Участникам команд необходимо поочереди пронести на голове «Шляпу» - колечко от пирамиды, не уронив его до ориентира и обратно, и передать эстафету («шляпу») следующему участнику своей команды. Выигрывает команда, закончившая выполнение задания эстафеты первой и допустившая наименьшее число ошибок.
«Прыгуны»
Задача участников команды поочереди преодолеть дистанцию от старта до финиша, прыгая «змейкой» между фишек на мячах – хопах, затем передать эстафету следующему. Выигрывает команда, закончившая выполнение задания эстафеты первой и допустившая наименьшее число ошибок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.