Предмет биология
Класс 8
Тема и номер урока в теме: «Питание и пищеварение».
УМК "Биология" под ред. В.В. Пасечника.
Цели урока:
Предметные: сформировать представление о сущности процессов питания и пищеварения, сформировать представление о составе пищи и роли ферментов в процессе расщепления ее макрокомпонентов, о строении пищеварительного тракта.
Метапредметные: совершенствовать умения выделять проблему, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы
Личностные: создать условия для личностной рефлексии, воспитания бережного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
Ø Обучающие
· изучить особенности строения пищеварительной системы; сформировать понятия «пищевые продукты» и «питательные вещества», «питание» и «пищеварение», «органы пищеварения» и «пищеварительные железы»
Ø Развивающие
· развивать у учащихся словесно-логическое мышление, самостоятельную деятельность учащихся по работе с текстом, рисунками, схемами; обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы,
· развивать учебно-организаторские умения: организовать себя на выполнение поставленных задач, сравнивать, анализировать, обобщать, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Ø Воспитательные
· воспитывать у учащихся навыки бережного отношения к своему здоровью;
· воспитывать умение выслушивать мнение друг друга.
Тип урока: комбинированный (по способам организации деятельности)
Формы организации учебной деятельности:
1. Словесный (беседа, устная монологическая, диалогическая речь);
2. Наглядный (демонстрация таблиц, схем);
3. Проблемно - поисковый (карточки с вопросами, учебные тексты, работа с учебником).
Используемые технологии: частично поисковый, репродуктивные, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебно-тематические карты, карточки для индивидуальной работы, таблица «Пищеварительная система человека», презентация.
Этап урока, цель, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
Предметные УУД |
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
||
1. Организация класса Настроить учащихся на урок. Придать им позитивный настрой. 1 минута |
|
|
нравственно-этическая ориентация |
|
определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
мобилизация сил и энергии, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
2.Актуализация знаний Проверка ранее изученного материала
8 минут |
Организует самостоятельную работу по проверке теме «Дыхание»: тест «пятиминутка». Раздаёт карточки с заданиями (5 вопросов на завершение текста).
Организует взаимопроверку работ (слайды 2, 3).
|
актуализация знаний учащихся о дыхании |
нравственно-этическая ориентация
|
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
оценка действий партнера |
осознание учащимся того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения |
3. Работа над новым материалом Подвести обучающихся к самостоятельному выводу способа действий при работе с различной информацией Развить умение находить ответы на проблемные вопросы.
5 минут
|
Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока На слайде №4 представлены 6 фото. Проанализируйте их содержание. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Предполагаемый ответ «Питание»
Какой процесс жизнедеятельности связан с этим свойством живых организмов? (для подсказки включить слайд №5)
Предполагаемый ответ «Пищеварение»
Таким образом тема урока будет…
Предполагаемый ответ «Питание и пищеварение» Слайд №6
Каждый из вас может сказать, что он ел на завтрак, и что он хочет съесть на обед. Каждый знает своё любимое блюдо и что он просто терпеть не может. А вы можете ответить, зачем человек каждый день принимает пищу, т. е. осуществляет процесс питания? (слайд №7)
Предполагаемый ответ «Поддержание жизни»
Надеюсь, что к концу урока вы сможете дать полный ответ на поставленный вопрос
|
формулирование темы и цели урока
|
повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива. |
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. |
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи |
взаимоконтроль процесса выполнения задания, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, целеполагание
|
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися новых знаний. 10 минут
|
Организация изучения нового материала в виде фронтальной беседы и работы с учебными текстами.
Тело любого живого существа - от крохотной бактерии до огромного слона содержит множество органических соединений и веществ (слайд №8). Они должны постоянно в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование (переход по гиперссылке на слайд №9). (Переход по гиперссылке на слайд №8) Каким же образом обеспечивается эта важнейшая потребность?
Предполагаемый ответ «За счёт питания (пищи)»
Верно, эта потребность удовлетворяется за счет питания - ряда разнообразных процессов, включающих поступление в организм необходимых для поддержания жизнедеятельности веществ, их переваривание, всасывание и усвоение. Чтобы жить, человек тоже должен питаться. Немецкий ученый Карл Фойт во второй половине XIX в. разработал научное представление о физиологических потребностях человека в основных пищевых веществах и энергии.
Биологи установили, что питание осуществляет три функции. Используя тексты (приложение 1) определите эти функции и заполните схему (слайд 10). На работу у вас 5 минут.
Фронтальная проверка работы
Первая
функция заключается
в снабжении организма энергией. В этом смысле человека можно сравнить
с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления
топлива. Рациональное питание предусматривает примерный баланс поступающей в
организм энергии и расходуемой на обеспечение процессов жизнедеятельности. Организация изучения нового материала обучающимися в виде фронтальной беседы
Любой поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных веществ. К питательным веществам относятся определенные группы химических соединений. Какие?
Предполагаемый ответ «Белки, жиры, углеводы, соли, витамины, вода»
Запишем схему в тетради Слайд №11.
|
умение работать с учебным текстом умение анализировать тексты, выделять главную мысль умение отображать информацию в виде схемы
|
нравственно-этическая ориентация |
смысловое чтение поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска структурирование знаний |
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
|
5 минут
|
Организация физминутки в виде игры «Верю, не верю»
А сейчас я предлагаю вам поиграть и проверить свои знания по нашей теме. Для этого вы все встанете со своих мест. Я буду зачитывать факты (слайд №12). Если вы будете согласны с утверждением, то останетесь стоять, а если не согласны – присядете на свое место. Всем понятно? Тогда, начали…
1. Огурцы на 95% состоят из воды 2. Яблоки, картофель и лук имеют одинаковый вкус, если их есть с зажатым носом. Это показывает, какую большую роль играет обоняние в различении вкусов. Из-за того, что эти три продукта имеют похожую консистенцию, их невозможно различить без запаха. Если же вы хотите проверить, маленькое предупреждение: как только вы отпустите нос, вы сразу поймете, что только что съели. 3. Белый хлеб более калорийный, чем хлеб с отрубями. Это неверно. 100 г батона дают столько же калорий, как и 100 г отрубного хлеба. Другое дело, что хлеб с отрубями дает много клетчатки и магния, что способствует хорошему пищеварению. 4. Громкий шум влияет на вкус еды, поэтому любителям сладкого лучше всего есть в полной тишине 5.
Постоянное желание съесть что-нибудь говорит о том, что вашему организму
чего-то не хватает. Это лишь удобное оправдание. Такая «тяга» обычно
возникает на фоне эмоциональных переживаний. Чаще всего хочется съесть именно
ту еду, которая вызывает приятные эмоции. Хотя не стоит совсем не брать в
расчет гормональные изменения, которые тоже могут быть причиной
Спасибо. Надеюсь, вам понравилось, и вы узнали, что-то новое для себя |
актуализация субъективного опыта учащихся о еде
|
повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива нравственно-этическая ориентация
|
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению саморегуляция как способность к выбору самоконтроль процесса выполнения задания |
5 минут
|
Организация изучения нового материала обучающимися в виде фронтальной беседы
Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека? (слайд №13)
Предполагаемые ответы… Пищевые белки, жиры и углеводы, как растительные, так и животные, не могут непосредственно поступить в кровь, так как являются чужеродными для организма.
Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергий, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму (слайд №14).
Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Этот процесс называется…
Предполагаемый ответ «Пищеварение» (анимация на слайде 14)
Запишите определение в тетрадь (слайд 15)
Таким образом, пищеварение процесс очень сложный, так как пища расщепляется на молекулы, которые затем всасываются и попадают в кровь и лимфу и, наконец, усваиваются клетками. А это значит, что наше здоровье зависит от качества продуктов, которые мы употребляем в пищу и питательных веществ, содержащихся в них.
|
актуализация полученных учащимися новых знаний умение отображать информацию в виде схемы
|
смыслообразование, развитие логического мышления, нравственно-этическая ориентация |
структурирование знаний установление причинно-следственных связей
|
взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
самоконтроль процесса выполнения задания, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, анализ полученных результатов, формулирование вывода
|
4. Рефлексия Обеспечить осмысление обучающимися новых знаний. 3 минуты |
Организация индивидуальной работы учащихся по подведению итогов урока - вернёмся к вопросу, который прозвучал вначале урока (слайд №16). Какой ответ вы можете дать на него сейчас? Предполагаемый ответ «Пища – источник энергии и строительного материала в нашем организме» |
актуализация полученных учащимися новых знаний |
смыслообразование, развитие логического мышления, нравственно-этическая ориентация
|
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
|
выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации в письменной и устной форме, владеть монологической и диалогической формами речи |
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, анализ полученных результатов, формулирование выводов |
5. Итог урока
3 минуты |
Домашнее задание: параграф 30, составить схему «Питательные вещества», ответить на вопрос 6 на странице 199 и выполнить задание 4 на странице 200 учебника. Слайд №17 |
|
смыслообразование, повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива |
|
Сотрудничество со сверстниками и педагогом |
мобилизация сил и энергии, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Тест «пятиминутка»
ФИ …………………………………… 1 вариант |
ФИ …………………………………… 2 вариант |
1.Процесс газообмена между организмом и окружающей средой – .............................. |
1. Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи составляют …………… ………………………………………….. |
2.Бронхиолы заканчиваются микроскопическими легочными пузырьками – ...................................... |
2. Трубка, состоящая из хрящевых полуколец – ....................................... |
3. Состояние органов при вдохе Межреберные мышцы – Диафрагма- Грудная клетка - Давление в легких - Воздух устремляется - |
3.Состояние органов при выдохе Межреберные мышцы – Диафрагма- Грудная клетка - Давление в легких - Воздух устремляется - |
4. Экскурсия - ……………………………. …………………………………………….. |
4. Жизненная ёмкость лёгких -…………… ……………………………………………… |
5. Центр непроизвольного дыхания расположен в ………………………. мозге |
5. Гуморальная регуляция дыхания осуществляется за счёт изменения концентрации …………………………….. |
Приложение 1
1 .Для того, чтобы любой живой организм функционировал, ему необходима энергия. Животные организмы не могут использовать готовую солнечную энергию, как это делают зеленые растения. Животные получают энергию в виде пищи, а затем уже в клетках их тела в результате химических превращений энергия солнечного света высвобождается и используется на нужды организма.
2. Часть пищевых веществ мы применяем в качестве строительного материала, поскольку наши тела находятся в процессе непрерывного обновления. К пластическим веществам в первую очередь относят белки, далее по нисходящей - минеральные вещества, жиры и в последнюю очередь — углеводы.
В среднем наш организм фактически полностью обновляется за период в течение 4-5 лет, исключая нервные клетки. Одни ткани - в более быстром темпе, к примеру, кровь за 3-4 месяца, иные ткани – в более медленном.
3. Большая часть гормонов и ферментов (биологически активные вещества), которые являются регуляторами химических процессов в организме, продуцируются самим организмом. Но ряд коферментов (составляющий сегмент ферментов, необходимый для проявления их активности) и гормонов поступают с продуктами питания, а также вырабатываются организмом из их предшественников, поступающих с пищей. Такими предшественниками являются витамины. То есть отсюда следует, что ферментативная деятельность и гормональный фон, влияющий на состояние организма, настроение и работоспособность, зависят от еды. Здесь учитывается одно из положений теории адекватного питания о пищевых и регуляторных веществах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.