Технологическая карта урока "Питание пищеварение" 8 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.08.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока по теме "Питание и пищеварение"
Иконка файла материала Технолог карта урока Питание и пищеварение.docx

Предмет биология

Класс 8

Тема и номер урока в теме: «Питание и пищеварение».

УМК "Биология" под ред. В.В. Пасечника. 

Цели урока:

Предметные: сформировать представление о сущности процессов питания и пищеварения, сформировать представление о составе пищи и роли ферментов в процессе расщепления ее  макрокомпонентов, о строении пищеварительного тракта.

Метапредметные: совершенствовать умения выделять проблему, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы

Личностные: создать условия для личностной рефлексии, воспитания бережного отношения к собственному здоровью.

Задачи:

Ø  Обучающие

·         изучить особенности строения пищеварительной системы; сформировать понятия «пищевые продукты» и «питательные вещества», «питание» и «пищеварение», «органы пищеварения» и «пищеварительные железы»

Ø  Развивающие

·         развивать у учащихся словесно-логическое мышление, самостоятельную деятельность учащихся по  работе с текстом, рисунками, схемами; обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы,

·         развивать учебно-организаторские умения: организовать себя на выполнение поставленных задач, сравнивать, анализировать, обобщать, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Ø  Воспитательные

·         воспитывать у учащихся навыки бережного отношения к своему здоровью;

·         воспитывать умение выслушивать мнение друг друга.

Тип урока: комбинированный (по способам организации деятельности)

Формы организации учебной деятельности:

1.    Словесный (беседа, устная монологическая, диалогическая  речь);

2.    Наглядный (демонстрация таблиц, схем);

3.    Проблемно - поисковый (карточки с вопросами, учебные тексты, работа с учебником).

 

Используемые технологии: частично поисковый, репродуктивные, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебно-тематические карты, карточки для индивидуальной работы, таблица «Пищеварительная система человека», презентация.

Этап урока, цель, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1. Организация класса

Настроить учащихся на урок. Придать им позитивный настрой.

1 минута

 

 

нравственно-этическая ориентация

 

определение цели, функций участников, способов взаимодействия

мобилизация сил и энергии,

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

2.Актуализация знаний

Проверка ранее изученного материала

 

8 минут

Организует самостоятельную работу по проверке теме «Дыхание»: тест «пятиминутка».

Раздаёт карточки с заданиями (5 вопросов на завершение текста).

 

Организует взаимопроверку работ (слайды 2, 3).

 

актуализация знаний учащихся о дыхании

нравственно-этическая ориентация

 

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

оценка действий партнера

осознание учащимся того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения

3. Работа над новым материалом

Подвести обучающихся к самостоятельному выводу способа действий при работе с различной информацией

Развить умение находить ответы на проблемные вопросы.

 

5  минут

 

 Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока

На слайде №4 представлены 6 фото. Проанализируйте их содержание. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

 

Предполагаемый ответ «Питание»

 

Какой процесс жизнедеятельности связан с этим свойством живых организмов? (для подсказки включить слайд №5)

 

Предполагаемый ответ «Пищеварение»

 

Таким образом тема урока будет…

 

Предполагаемый ответ «Питание и пищеварение» Слайд №6

 

  Каждый из вас может сказать, что он ел на завтрак, и что он хочет съесть на обед. Каждый знает своё любимое блюдо и что он просто терпеть не может. А вы можете ответить, зачем человек каждый день принимает пищу, т. е. осуществляет процесс питания? (слайд №7)

 

Предполагаемый ответ «Поддержание жизни»

 

Надеюсь, что к концу урока вы сможете дать полный ответ на поставленный вопрос

 

формулирование темы  и цели урока

 

повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива.

установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез и их обоснование.

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

 владеть  монологической и диалогической формами речи 

взаимоконтроль процесса выполнения задания,

 выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

целеполагание

 

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися новых знаний.

10 минут

 

Организация  изучения нового материала  в виде фронтальной беседы и  работы с учебными текстами.

 

Тело любого живого существа - от крохотной бактерии до огромного слона содержит множество органических соединений и веществ (слайд №8). Они должны посто­янно в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование (переход по гиперссылке на слайд №9).

 (Переход по гиперссылке на слайд №8) Каким же образом обеспечивается эта важнейшая потребность?

 

Предполагаемый ответ «За счёт питания (пищи)»

 

Верно, эта потребность удовлетворяется за счет питания - ряда разнообразных процес­сов, включающих поступление в организм необходимых для поддержания жизнеде­ятельности веществ, их переваривание, всасывание и усвоение.

Чтобы жить, человек тоже должен питаться. Немецкий ученый Карл Фойт во вто­рой половине XIX в. разработал научное представление о физиологических потреб­ностях человека в основных пищевых веществах и энергии.

 

Биологи установили, что питание осуществляет три функции. Используя тексты (приложение 1) определите эти функции и заполните схему (слайд 10). На работу у вас 5 минут.

 

Фронтальная проверка работы

 

Первая функция заключается в снабжении организма энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива. Рациональное питание предусматривает примерный баланс поступающей в организм энергии и расходуемой на обеспечение процессов жизнедеятельности.

Вторая функция питания заключается в снабжении организма пластическими (строительными) веществами, к которым относятся белки, углеводы, жиры и минеральные вещества. В процессе жизнедеятельности в организме человека постоянно разрушаются одни клетки и вместо них появляются другие. Строительным материалом для создания новых клеток и являются химические вещества, входящие в состав пищевых продуктов. Потребность в пластических веществах пищи варьирует в зависимости от возраста: у детей такая потребность повышена (ведь у них они используются не только для замены разрушенных клеток и внутриклеточных структур, но и для осуществления процессов роста), а у пожилых людей понижена.

Наконец, третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности. Некоторые гормоны организм человека может синтезировать только из специальных предшественников, находящихся в пище. Этими предшественниками являются витамины, присутствующие в продуктах питания.

Сравнительно недавно появились данные о существовании еще одной (четвертой) функции питания, которая заключается в выработке иммунитета. Было установлено, что при недостаточном питании снижается общий иммунитет и уменьшается сопротивляемость организма самым различным инфекциям. И наоборот, полноценное питание с достаточным содержанием белков, жиров, витаминов и калорий усиливает иммунитет и повышает сопротивляемость инфекциям.

Организация изучения нового материала обучающимися  в виде фронтальной беседы

 

Любой поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных ве­ществ. К питательным веществам относятся определенные группы химических соединений. Какие?

 

Предполагаемый ответ «Белки, жиры, углеводы, соли, витамины, вода»

 

Запишем схему в тетради Слайд №11.

 

умение работать с учебным текстом

умение анализировать тексты, выделять главную мысль

умение отображать информацию в виде схемы

 

нравственно-этическая ориентация

смысловое чтение

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

структурирование знаний

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

 

5 минут

 

Организация физминутки в виде игры «Верю, не верю»

 

А сейчас я предлагаю вам поиграть и проверить свои знания по нашей теме. Для этого вы все встанете со своих мест. Я буду зачитывать факты (слайд №12). Если вы будете согласны с утверждением, то останетесь стоять, а если не согласны – присядете на свое место.  Всем понятно? Тогда, начали…

 

1. Огурцы на 95% состоят из воды

2. Яблоки, картофель и лук имеют одинаковый вкус, если их есть с зажатым носом. Это показывает, какую большую роль играет обоняние в различении вкусов. Из-за того, что эти три продукта имеют похожую консистенцию, их невозможно различить без запаха. Если же вы хотите проверить, маленькое предупреждение: как только вы отпустите нос, вы сразу поймете, что только что съели.

3. Белый хлеб более калорийный, чем хлеб с отрубями.

Это неверно. 100 г батона дают столько же калорий, как и 100 г отрубного хлеба. Другое дело, что хлеб с отрубями дает много клетчатки и магния, что способствует хорошему пищеварению.

4. Громкий шум влияет на вкус еды, поэтому любителям сладкого лучше всего есть в полной тишине

5. Постоянное желание съесть что-нибудь говорит о том, что вашему организму чего-то не хватает. Это лишь удобное оправдание. Такая «тяга» обычно возникает на фоне эмоциональных переживаний. Чаще всего хочется съесть именно ту еду, которая вызывает приятные эмоции. Хотя не стоит совсем не брать в расчет гормональные изменения, которые тоже могут быть причиной
появления навязчивого желания чего-нибудь перекусить.

 

Спасибо. Надеюсь, вам понравилось, и вы узнали, что-то новое для себя

актуализация субъективного опыта учащихся о еде

 

повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива

нравственно-этическая ориентация

 

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

саморегуляция как способность к выбору

самоконтроль процесса выполнения задания

5 минут

 

Организация изучения нового материала обучающимися  в виде фронтальной беседы

 

 Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный буль­он, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека? (слайд №13)

 

Предполагаемые ответы… Пищевые белки, жиры и углеводы, как растительные, так и животные, не могут непосредственно поступить в кровь, так как являются чужеродными для организма.

 

Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждаю­щийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергий, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму (слайд №14).

 

Живые организмы способны хи­мически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ.  Этот процесс называется…

 

Предполагаемый ответ «Пищеварение» (анимация на слайде 14)

 

Запишите определение в тетрадь (слайд 15)

 

Таким образом, пищеварение  процесс очень сложный, так как пища расщепляется на молекулы, которые затем всасываются и попадают в кровь и лимфу и, наконец,  усваиваются клетками. А это значит, что наше здоровье зависит от качества продуктов, которые мы употребляем в пищу и питательных веществ, содержащихся в них.

 

актуализация полученных учащимися новых знаний

умение отображать информацию в виде схемы

 

смыслообразование,

развитие логического мышления,

нравственно-этическая ориентация

структурирование знаний

установление причинно-следственных связей

 

 

взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

самоконтроль процесса выполнения задания,

 выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

анализ полученных результатов,

формулирование вывода

 

 

4. Рефлексия

Обеспечить  осмысление обучающимися новых знаний.

3 минуты

Организация индивидуальной  работы учащихся по подведению итогов урока

-  вернёмся к вопросу, который прозвучал вначале урока (слайд №16).

Какой ответ вы можете дать на него сейчас?

Предполагаемый ответ «Пища – источник энергии и строительного материала в нашем организме»

актуализация полученных учащимися новых знаний

смыслообразование,

развитие логического мышления,

нравственно-этическая ориентация

 

установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез и их обоснование

 

выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации в письменной и устной форме,

 владеть  монологической и диалогической формами речи 

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

анализ полученных результатов,

формулирование выводов

5. Итог урока

 

3 минуты

Домашнее задание: параграф 30,  составить схему «Питательные вещества», ответить на вопрос 6 на странице 199 и выполнить задание 4 на странице 200 учебника.

Слайд №17

 

смыслообразование,

повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива

 

Сотрудничество со сверстниками и педагогом

мобилизация сил и энергии,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «пятиминутка»

ФИ ……………………………………

1 вариант

ФИ ……………………………………

2 вариант

1.Процесс газообмена между организмом и окружающей средой – ..............................

1. Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи составляют ……………

…………………………………………..

2.Бронхиолы заканчиваются микроскопическими легочными пузырьками – ......................................

2. Трубка, состоящая из хрящевых полуколец – .......................................

3. Состояние органов при вдохе

Межреберные мышцы –

Диафрагма-

Грудная клетка -

Давление в легких -

Воздух устремляется -

3.Состояние органов при выдохе

Межреберные мышцы –

Диафрагма-

Грудная клетка -

Давление в легких -

Воздух устремляется -

4. Экскурсия - …………………………….

……………………………………………..

4. Жизненная ёмкость лёгких -……………

………………………………………………

5. Центр непроизвольного дыхания расположен в ………………………. мозге

5. Гуморальная регуляция дыхания осуществляется за счёт изменения концентрации ……………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1 .Для того, чтобы любой живой организм функционировал, ему необходима энергия. Животные организмы не могут использовать готовую солнечную энергию, как это делают зеленые растения. Животные получают энергию в виде пищи, а затем уже в клетках их тела в результате химических превращений энергия солнечного света высвобождается и используется на нужды организма.

 

 

2. Часть пищевых веществ мы применяем в качестве строительного материала, поскольку наши тела находятся в процессе непрерывного обновления. К пластическим веществам в первую очередь  относят белки, далее по нисходящей - минеральные вещества, жиры и в последнюю очередь — углеводы.

В среднем наш организм фактически полностью обновляется за период в течение 4-5 лет, исключая нервные клетки. Одни ткани - в более быстром темпе, к примеру, кровь за 3-4 месяца,  иные ткани – в более медленном.  

 

 

3. Большая часть гормонов и ферментов (биологически активные вещества), которые являются регуляторами химических процессов в организме, продуцируются самим организмом. Но ряд коферментов (составляющий сегмент ферментов, необходимый для проявления их активности) и гормонов поступают с продуктами питания, а также вырабатываются организмом из их предшественников, поступающих с пищей. Такими предшественниками являются витамины.  То есть отсюда следует, что ферментативная деятельность и гормональный фон, влияющий на состояние организма, настроение и работоспособность, зависят от еды. Здесь учитывается одно из положений теории адекватного питания о пищевых и регуляторных веществах.