Учитель: Коптелова Т.П.
Класс (укажите класс, к которому относится урок): |
7 |
Предмет (укажите предмет, к которому относится урок): |
Биология |
Место урока (по тематическому планированию ФРП) |
Тема 7, урок 17. |
Тема урока |
Характерные признаки семейства Мотыльковые, или Бобовые класса Двудольные. Лабораторная работа «Изучение признаков представителей семейства: Мотыльковые, или Бобовые . |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |
Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): |
Комбинированный |
Планируемые результаты (по ФРП): |
|
личностные: 1) Гражданское воспитание: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; 2) Патриотическое воспитание: отношение к биологии как к важной составляющей культуры, 3) Духовно-нравственное воспитание: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в биологии, 4) Эстетическое воспитание: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности; 5) Физическое воспитание: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием; 6) Трудовое воспитание: активное участие в решении практических задач. 7) Экологическое воспитание: ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) Ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей. |
|
метапредметные: Познавательные универсальные учебные действия 1) Базовые логические действия: ¾ определять и описывать ключевые характеристики биологических объектов (явлений); ¾ устанавливать важные признаки для классификации биологических объектов (явлений, процессов), а также основания для обобщений и сравнений, критерии для анализа; ¾ с учетом поставленной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в изучаемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для их выявления; ¾ определять причинно-следственные связи при исследовании биологических явлений и процессов, формулировать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных рассуждений, а также аналогий ¾ Самостоятельно определять метод решения учебной задачи по биологии, анализируя несколько возможных вариантов и выбирая наиболее подходящий на основе самостоятельно установленных критериев 2) Базовые исследовательские действия: ¾ использовать вопросы в качестве инструмента для исследования и познания; ¾ формулировать вопросы, которые выявляют разницу между текущим состоянием и желаемым результатом, а также самостоятельно определять искомое и данное; ¾ разрабатывать гипотезу о правдивости собственных суждений и обосновывать свою точку зрения; ¾ проводить небольшое исследование для выявления особенностей изучаемого биологического объекта (процесса), а также причинно-следственных связей и взаимозависимостей между биологическими объектами; ¾ прогнозировать возможные сценарии дальнейшего развития биологических процессов и их последствия в аналогичных или схожих ситуациях, а также выдвигать предположения о их эволюции в новых условиях и контекстах. 3)Работа с информацией: ¾ использовать разнообразные методы, инструменты и запросы для поиска и отбора биологических данных из источников, учитывая поставленную учебную задачу по биологии; ¾ отбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию в различных форматах и видах; ¾ самостоятельно определять наиболее подходящую форму представления информации; ¾ оценивать достоверность биологических данных по критериям, предложенным преподавателем или разработанным самостоятельно; ¾ запоминать и организовывать биологическую информацию Коммуникативные универсальные учебные действия 1) Общение: ¾ выражать свои мысли и мнения как устно, так и письменно; ¾ распознавать невербальные способы общения, осознавать значение социальных сигналов, уметь выявлять причины конфликтов и находить способы их разрешения, а также вести переговоры; ¾ понимать намерения собеседника, проявлять уважение и корректно формулировать свои возражения; ¾ в процессе диалога или дискуссии задавать актуальные вопросы по обсуждаемой биологической теме и предлагать идеи для решения биологических задач, способствуя доброжелательному общению; ¾ сравнивать свои мнения с мнениями других участников диалога, выявляя различия и сходства в позициях 2)Совместная деятельность: ¾ осознавать и использовать преимущества как командной, так и индивидуальной работы при решении конкретных биологических задач, обосновывать необходимость группового взаимодействия для достижения учебных целей; ¾ принимать общую цель совместной деятельности, совместно планировать действия для её достижения: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результаты работы, уметь обобщать мнения участников, проявлять готовность к лидерству, выполнять поручения и подчиняться; ¾ планировать организацию совместной работы, определять свою роль с учётом предпочтений и возможностей всех участников, распределять задачи между членами команды и участвовать в различных формах групповой работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие); ¾ выполнять свою часть работы, достигать качественных результатов в своей области и координировать действия с другими членами команды; ¾ оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, разработанным участниками, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды, разделять ответственность и быть готовым отчитываться перед группой; ¾ осваивать систему универсальных коммуникативных действий, способствующую развитию социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Регулятивные универсальные учебные действия 1) Самоорганизация: ¾ определять проблемы, требующие решения в учебных и жизненных ситуациях, применяя знания в области биологии; ¾ разбираться в различных методах принятия решений (индивидуально, в группе, коллективно); ¾ самостоятельно разрабатывать алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать подходящий способ решения учебной задачи по биологии с учетом доступных ресурсов и собственных возможностей, обосновывать предложенные варианты решений; ¾ составлять план действий (план реализации разработанного алгоритма решения), вносить изменения в предложенный алгоритм на основе новых биологических знаний о рассматриваемом объекте; ¾ принимать решения и нести ответственность за них. 2).Самоконтроль, эмоциональный интеллект: ¾ обладать навыками самоконтроля, самомотивации и рефлексии; ¾ оценивать ситуацию и разрабатывать план её изменения; ¾ учитывать контекст и предвидеть возможные трудности при решении учебной задачи по биологии, адаптируя решение к изменяющимся условиям; ¾ объяснять причины достижения или неудачи в результатах своей деятельности, оценивать полученный опыт и находить положительные аспекты в произошедшем; ¾ вносить изменения в свою деятельность в зависимости от новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, выявленных ошибок и возникших трудностей; ¾ оценивать, насколько результат соответствует поставленной цели и условиям; ¾ различать, называть и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей; ¾ выявлять и анализировать причины своих эмоций; ¾ ставить себя на место другого человека, понимая его мотивы и намерения; ¾ регулировать способы выражения своих эмоций 3). Принятие себя и других: ¾ с осознанием подходить к другому человеку и его точке зрения; ¾ признавать, что имеешь право на ошибку, так же как и другие; ¾ быть открытым как к себе, так и к окружающим; ¾ понимать, что невозможно контролировать все аспекты жизни; ¾ освоить систему универсальных учебных регулятивных действий, способствующую формированию смысловых установок личности (внутренней позиции) и жизненных навыков (самоуправления, самодисциплины, устойчивого поведения). |
|
предметные: ¾ характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений; ¾ применять биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте; ¾ выявлять признаки классов покрытосеменных или цветковых, семейств двудольных и однодольных растений; ¾ выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений; ¾ делать выводы на основе сравнения; ¾ выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение экологических факторов для растений; ¾ использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, бактериями, грибами, лишайниками, описывать их, ставить простейшие биологические опыты и эксперименты; ¾ соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности; ¾ владеть приёмами работы с информацией.
|
|
Ключевые слова: систематика, Семейство Бобовые или Мотыльковые, формула цветка, парус, лодочка, весла. |
|
Краткое описание (укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы и др.) ноутбук, экран, проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями, варианты тестовых заданий, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы, иллюстрации объектов живой природы. |
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
|||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Учитель обращается к учащимся. Мы продолжаем знакомство с семействами двудольных растений. Сегодня нашему вниманию предстанут растения, которых на Земле очень много, они разнообразны и уникальны. На экране демонстрируются загадки и фотографии растений семейства Бобовые, которые предстоит угадать учащимся. Турнир смекалистых « Угадай, кто я ?» «Отгадай 5 загадок – получи «5» 1. Я расту в стручках, со мной готовят супы и оладьи. Кто я? (фасоль). 2. Я круглая, маленькая и жёлтая, и мои плоды используют в качестве подкладки в обуви. Кто я? (люцерна) 3. Мои плоды используют для приготовления многих блюд, а молодые листья можно добавлять в салаты. Кто я? (горох). 4.Что же это за подвох? Вдруг на дереве – горох! Кто я? (акация) 5. Голодный шмелик вздыхает тяжко: Поесть бы кашки… Да вот же – кашка! Попробуй, шмелик, в ней сок медовый – шмелям и пчелам обед готовый. Кто я? (клевер луговой) Ставит проблемный вопрос: «Что общего у всех этих растений?»
Предлагает учащимся разгадать ребус и определить какое семейство сегодня будет изучаться на уроке.
( БОБОВЫЕ) Учитель привлекает внимание учащихся к теме урока. Ребята, наверняка вы слышали сказку о Джеке и бобовом стебле. В ней главный герой променял корову на небольшую горсть бобов, которые выросли в огромный стебель, скрывающий на самой вершине дом великана с сокровищами. Так парень спас свою семью от голода и нищеты. Конечно, это детская сказка, но думаю вам будет интересно узнать, почему Джеку удалось спасти свою семью. |
Ученики слушают учителя, разгадывают загадки, делятся своими мнениями и обсуждают проблемные вопросы. Выделяют главные признаки семейства ( строение цветка и плода).Разгадывают ребус. Определяют тему урока, ставят познавательную цель. Работа детей направлена на пробуждение интереса к теме, осознание важности своей роли в решении проблем, создание положительного эмоционального настроя.
|
||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Задание 1. Игра «Узнай растение» Учащиеся слушают описание растения семейства Розовых и Капустных, называют варианты ответов. 1. В умеренном климате этот представитель семейства розовых - самое главное плодовое дерево. В его плодах содержится много веществ, необходимых людям. В них есть сахара, витамины, кислоты, минеральные соли. Плоды едят свежими, сушёными, мочёными и замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад. ( Яблоня) 2.Многолетний полукустарник семейства розоцветных, с ароматными плодами красного цвета. Их традиционно применяют при простудных заболеваниях, острых респираторных инфекциях. Как ягодная культура и лекарственное растение известна с давних времен. (Малина обыкновенная) 3.Однолетние или двулетние растения семейства Капустные. Съедобны, их выращивают как овощ во многих странах мира. Его название происходит от латинского — корень. В пищу обычно употребляют корнеплоды, которые имеют толщину до 3 см и покрыты тонкой кожей, окрашенной чаще в красный, розовый или бело-розовый цвет. Корнеплоды имеют острый вкус. ( Редис) Задание 2. Упражнение «Выбери цифру» Из перечня выписать признаки, характерные для семейства Капустные и семейства Розовые ( выписать соответствующие цифры в таблицу) 1. Цветок имеет 4 лепестка. 2. Тычинок может быть много. 3. Чашелистиков 5. 4. Пестик один, тычинок 6. 5. Околоцветник цветка двойной. 6. Соцветие - кисть. 7. Плод - яблоко, костянка, многокостянка. 8. Соцветие - язычок. 9. Плод - стручочек, стручок. 10. Чашелистиков 4.
Учитель ставит проблемный вопрос: Какие главные признаки необходимо изучить, чтобы определить семейство Покрытосеменных растений? |
Отвечают на вопросы предложенных заданий. Повторяют материал прошлого урока На основе полученных знаний, предполагают какие признаки нужно изучить, чтобы составить характеристику семейства, которое будут изучать на уроке.
|
||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание |
|||||||||||||||||||
Ты узнаешь: признаки семейства Бобовые, формулу цветка Бобовых, значение растений этого семейства в природе и для человека. Ты научишься: определять принадлежность растений к семейству Бобовые; узнавать растения семейства Бобовые в природе по характерным признакам, составлять характеристику семейства по плану. |
|||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
БЛОК 2. Открытие нового знания |
|||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания |
|||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||
Предлагает отправиться « Научную лабораторию» и самостоятельно изучить характерные признаки семейства Бобовые. Раздает инструктивные карточки ( несколько вариантов , предлагаются разные растения семейства ) , гербарные образцы растений семейства Бобовые. Наблюдает за работой учащихся, помогает слабоуспевающим.
Задание формата ВПР К какому семейству относится растение, диаграмма цветка которого показана на рисунке? 1.
Пасленовые 2.Крестоцветные 3.Бобовые 4. Розовые |
Получают инструктивные карточки, гербарные образцы растений семейства Бобовые Выполняют работу по заданию инструктивной карточки. Делают выводы.
Лабораторная работа Тема: Изучение признаков представителей семейства Бобовые, или Мотыльковые. Цель: научиться выделять характерные признаки семейства Бобовые, или Мотыльковые. Оборудование и материалы: гербарные образцы растений, рисунки представителей семейства, учебник. Ход работы. 1.Рассмотрите строение цветка, диаграмму цветка. Составьте формулу цветка и занесите ее в таблицу.
2. Рассмотрите внимательно растение гороха и заполните таблицу, выбирайте правильные ответы.
Вывод: Горох посевной относится к семейству Бобовые на основании главных признаков……………. Семейство бобовых относится к классу …………, т.к. имеет …………… корневую систему.
|
||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
|||||||||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||
Дает задание: выбрать и вставить пропущенные слова в текст и записать их буквами. Объяснить свой выбор (Устно) Почему семейство Бобовых относится к классу Двудольные Игра « Знатоки» Характеристика семейства Бобовые Бобовые — семейство класса - (А), порядка Бобоцветные, имеют листорасположение – ( Б). Листья обычно - (В) с прилистниками, реже – ( Г). Соцветие - (Д ) или головка. У типичных бобовых верхний крупный лепесток принято называть – (Е), боковые лепестки -( Ж) , а два сросшихся нижних -( З). Одногнёздный плод с расположенными в ряд семенами называется-(И). Семена, как правило, — без эндосперма с крупными семядолями. Перечень терминов: 1-Однодольные, 2- Двудольные, 3- супротивное, 4- очередное, 5-простые, 6- сложные, 7-зонтик , 8-кисть, 9-лодочка, 10- парус, 11- весла, 12-стручок 13- боб.
4) 8) двусторонний Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А - 2; Б - 4; В -6; Г- 5; Д- 8; Е-10; Ж- 11; З- 9; И- 13.
|
Выбирают цифры под соответствующими буквами. Проводят взаимопроверку в парах. Объясняют свой выбор.
|
||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала |
|||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
|||||||||||||||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||
Учитель предлагает вспомнить сказку , о которой говорилось в начале урока. Объяснить с точки зрения изученного материала эту историю. Выслушивает ответы учащихся. Сказка о Джеке и бобовом стебле. В ней главный герой променял корову на небольшую горсть бобов, которые выросли в огромный стебель, скрывающий на самой вершине дом великана с сокровищами. Так парень спас свою семью от голода и нищеты.
|
Учащиеся отвечают на вопросы: 1.О каком доме с сокровищами идет речь в сказке? 2.Почему парню удалось спасти свою семью от голода?
|
||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
|||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||
Учитель предлагает послушать историю « КАК БОБЫ ПАРОХОД РАЗОРВАЛИ» и высказать свое мнение, в чем причина аварии. Если кому сказать, что бобы могут разорвать пароход, он не поверит: «Что за ерунда! Где это видано, чтобы бобы пароход разрывали? Что это, — торпеда?» И все же такой случай с бобами действительно произошел. Однажды — это было приблизительно в 1933 году — пароход «Харьков» шел из-за границы к родным берегам . Все его трюмы до отказа были заполнены бобами. Недалеко от Стамбула произошла неприятность: пароход наскочил на каменистую мель. Проутюжив днищем камни, «Харьков» пошел дальше; так и дошел бы до Одессы, если бы не бобы .Оказалось, прогулка по камням не обошлась благополучно. В днище—под одним из грузовых трюмов — образовалась пробоина, через которую внутрь стала поступать вода.Будь у парохода обыкновенный груз, а не бобы, — ничего бы особенного и не произошло. Вода заполнила бы только один грузовой трюм, так как дальше ее не пустили бы водонепроницаемые поперечные перегородки — переборки, отделяющие этот трюм от соседних.И дело кончилось бы тем, что вода заполнила бы только один грузовой трюм, так как дальше ее не пустили бы водонепроницаемые поперечные перегородки — переборки, отделяющие этот трюм от соседних.И дело кончилось бы тем, что «Харьков» глубже погрузился в воду и от этого несколько потерял бы в скорости.Но бобы решили судьбу парохода по-иному. С оглушительным треском лопнули швы бортов и палубы в районе затопленного трюма. Пароход разломился на две, отдельно плавающие части — носовую и кормовую. Вызванный к месту аварии буксирный пароход потащил в Севастополь носовую половинку «Харькова», а затем вернулся и за кормовой. Вызванный к месту аварии буксирный пароход потащил в Севастополь носовую половинку «Харькова», а затем вернулся и за кормовой.Моряки долго тогда шутили: «Пароход "Харьков“ самое длинное судно в мире: нос в Севастополе, — корма в Константинополе». Как вы можете объяснить причину этой аварии. Учитель выслушивает ответы учащихся, дополняет их. Вода поднималась выше и выше, проникая сквозь все щелочки между бобами. Как бы плотно ни были насыпаны бобы, дорога воде всегда найдется. Бобы, впитывая в себя воду, стали разбухать. А разбухшим бобам и места надо больше. Но места в трюме было ровно столько, чтобы вместить бобы сухие, а не разбухшие. Что же оставалось делать бобам в поисках простора? Им оставалось одно:[it1] ? Им оставалось одно: давить изо всех сил на стенки и палубу трюма. А сила разбухших бобов в тесноте — дело нешуточное. Ученые подсчитали, что при 25 процентах поглощенной воды бобы давят на всякое тело, препятствующее их набуханию, с силой 30 килограммов на квадратный сантиметр. Такое давление может испытывать корпус подводной лодки на глубине 300 метров. Но, чтобы выдержать его, этот корпус имеет особую цилиндрическую форму, и он очень прочный. От парохода же не требуется погружения на глубину 300 метров. Значит, и корпус его делают не таким прочным, как у подводной лодки. Понятно, что нажим бобов кончиться добром не мог. |
Слушают историю Высказывают свое мнение Пытаются объяснить причину аварии Получают интересную информацию – о связи биологии с физикой.
|
||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
|||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||
Учитель предлагает закрепить знания по изученному материалу ( формат ЕГЭ, ОГЭ) . Задание 1 Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу для ответа соответствующую последовательность цифр. 1) Бобовые 2) Покрытосеменные 3) Двудольные 4) Растения 5) Клевер 6) Клевер луговой
Задание 2. Клубеньки на корнях характерны для семейства: 1) Розоцветные 2) Бобовые 3) Крестоцветные 4) Сложноцветные Ответ: 2 Задание 3 Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) класс Двудольные 2) семейство Бобовые 3) отдел Покрытосеменные 4) род Чина 5) вид Чина лесная 6) царство Растения
|
Повторяют систематические категории. Используют ранее полученные знания по систематике растений для ответа Вспоминают уникальную особенность корней бобовых . |
||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
|||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||
Предлагает текст. Неожиданная «находка». Саша отдыхал летом у бабушки на даче. Решил сорвать плоды гороха и полакомиться. Во время сбора, нечаянно вырвал растение с корнем и заметил на корнях какие- то небольшие округлые вздутия. Он удивился и поинтересовался у бабушки, не болезнь ли приключилась у гороха и можно ли его есть. Бабушка улыбнулась и ответила: « Не волнуйся, это здоровые растения, на корнях находятся клубеньки и они приносят пользу растению, поэтому растение богато полезными веществами. Так что ешь на здоровье!» Ответьте на вопросы: Вопрос 1. Какие организмы живут в клубеньках гороха и других растений семейства Бобовые? Вопрос 2. Какую роль выполняют клубеньки? Ответ:___________________________________________________________________________________ Вопрос 3. Какими полезными веществами богат горох и другие бобовые, в чем их польза для подростка? Ответ:___________________________________________________________________________________ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ Вопрос 1. 1 балл. Ответ «Клубеньковые ( азотфиксирующие) бактерии » 0 баллов. Другой ответ или ответ отсутствует
Вопрос 2. 2 балла .Ответ полный, с объяснением: Роль клубеньков в том, что обитающие и размножающиеся в них бактерии превращают недоступный для растений азот в легкоусвояемую форму » 1 балл Ответ частичный, без объяснения: Усваивают азот». Вопрос 3. 3 балла. Ответ полный, с объяснением: Бобовые богаты растительным белком. Белок – главный строительный материал клетки. Для подростка необходим белок для роста и развития. 2 балла . Ответ частичный: Бобовые богаты белком, полезным для организма.
|
Изучают текст. Отвечают на предложенные в задании вопросы. |
||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
|||||||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
|
|||||||||||||||||||
Ученикам раздаются карточки следующего содержания.
Задание 1.Обведите кружочком цифры, после которых названы признаки семейства Бобовые 1.Листья сложные. 2.Плод стручок или стручочек. 3.Венчик цветка состоит из четырех лепестков. 4.Плод боб. 5.На корнях растении образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие из воздуха азот 6.Цветок имеет один пестик и шесть тычинок. 7.Цветок имеет один пестик и десять тычинок. 8.Богаты белком. 9.Венчик ветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки. 10.Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков Задание 2. Рассмотреть рисунки на карточке и выбрать растения, которые относяится к семейству Бобовые. На карточке изображены: перец, баклажан, фасоль, помидор, пшеница, клевер, редис, акация. Задание 3.По материалам презентации разделить растения на группы: Пищевые: Кормовые: Лекарственные:
|
Выполняют задания Сверяют с ответами
. |
||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
|||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
|||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||
Раздает тестовые задания по вариантам. После выполнения тестов, открывает правильные ответы .
1 Вариант_№ 1______________________________________________ 1. Формула цветка растений семейства бобовые выглядит так: А) Ч (5) Л1+2+(2) Т( 9)+1 П∞ Б) Ч5 Л(2)+(2)+1 Т5 П1 В) Ч ( 5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1 Г) Ч5 Т5 Т9 П1 2. Семейство бобовые также называют: А) гороховые Б) мотыльковые В) фасолевые Г) чечевичные. 3. Горох и фасоль имеют плод: А) стручок Б) боб В) коробочку Г) листовку. 4. Среди перечисленных растений к семейству бобовые относят: А) донник белый и редька дикая Б) чина луговая и черемуха обыкновенная В) солодка голая и горох посевной Г) акация белая и ярутка полевая. 5. Утолщения на корнях бобовых растений: А) вызваны паразитирующим грибком Б) образованы запасающей тканью В) вызваны симбиотическими бактериями Г) это дополнительные спящие почки. Правильные ответы: 1- В; 2- Б; 3-Б; 4- А; 5-В. Вариант № 2_______________________________________________ 1. Горох и фасоль имеют плод: А) стручок Б) боб В) коробочку Г) листовку. 2. Среди перечисленных растений к семейству бобовые относят: А) донник белый и редька дикая Б) чина луговая и черемуха обыкновенная В) солодка голая и горох посевной Г) акация белая и ярутка полевая. 3. Утолщения на корнях бобовых растений: А) вызваны паразитирующим грибком Б) образованы запасающей тканью В) вызваны симбиотическими бактериями Г) это дополнительные спящие почки. 4. Формула цветка растений семейства бобовые выглядит так: А) Ч (5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П∞ Б) Ч5 Л(2)+(2)+1 Т5 П1 В) Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1 Г) Ч5 Т5 Т9 П1 5. Семейство бобовые также называют: А) гороховые Б) мотыльковые В) фасолевые Г) чечевичные. Правильные ответы: 1-Б; 2-А; 3-В; 4-В; 5-Б |
1 Выполняют тестовое задание. 2. Сверяют с правильными ответами. 3 Определяют свой уровень усвоения новых знаний. 4.Выясняют. над какими вопросами нужно поработать дома..
|
||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия |
|||||||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||
Общение с учащимися. Что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Выберите горошины, отражающие Ваше состояние на уроке:
Горошина Интересно. Горошина Познавательно. Горошина Скучно. Горошина Не интересно.
|
Анализируют свою работу на уроке. Выражают свое отношение к уроку.
|
||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание |
|||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||
Дает рекомендации по выполнению домашнего задания: .Учитель даёт домашние задания и рекомендации по их выполнению. базовый уровень. Прочитать параграф 13, страницы 69-73 учебника 7 класса (Биология 7-й класс базовый уровень учебник / В. В. Пасечник, С. В . Суматохин , 3. Г. Гапонюк, Г. Г. Швецов; под ред. В. В. Пасечника . – Москва : Просвещение, 2023. – 176 с. : ил . – (Линия жизни), ответить на вопросы после параграфа; творческий уровень, составить кроссворд , ребусы. сказки, загадки; повышенный уровень: найти материал о растениях семейства Бобовые, занесенных в Красную книгу Донбасса и Красную книгу России и подготовить презентацию из 5 слайдов , сделать вывод о причинах , которые привели к исчезновению этих растений или выполнить задание « Докажите, что Бобовые положительно влияют на экосистему" Комментирует оценки, прощается с учащимися. |
Записывают домашнее задание Задают уточняющие вопросы по выполнению домашнего задания. |
Скачано с www.znanio.ru
[it1]
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.