Технологическая карта урока
Ф.И.О педагога: Кускова Тамара Георгиевна
Должность: учитель биологии
Полное название ОО: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №23 имени Г.А.Кадзова.»
Предмет: биология Класс: 8 .
Тема урока: Питание и пищеварение.
Тип урока: Освоения новых знаний
Современные образовательные технологии: технология деятельностного обучения; технологии проблемно-поискового обучения;личностно-ориентированого обучения; ИКТ-технологии.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, интерактивная компьютерная презентация.
Цель: сформировать знания у обучающихся о процессе питания и пищеварения, ознакомить с составом пищи, строением и функциями пищеварительного тракта.
Задачи урока: образовательная: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, учащихся об органах, образующих пищеварительную систему; развивающая: содействовать развитию у учащихся таких понятий как «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение»; «перистальтика»; создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся; воспитательная: создать условия для гигиенического воспитания учащихся, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы.
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Предметные |
Знать : состав и виды пищи человека, её роль; сущность и значение процессов питания, пищеварения; органы пищеварительной системы, пищеварительные железы и их роль ; Уметь: раскрывать значение пищи, роль пищеварения в её переработке. |
Регулятивные |
Ставят учебные задачи и добиваются их решения.
Планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления |
Познавательные |
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации |
Коммуникативные |
Организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами, вступают в диалог и участвуют в коллективном обсуждении проблемы, аргументируют свою позицию |
Личностные |
- проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы |
|
|
Этапы урока, время этапа |
Задачи этапа урока |
Методы, приемы обучения и формы учебного взаимодеействия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающегося |
Формирумые УУД и предметные действия |
||||||||
Организационный момент 1 мин. |
Приготовить класс к образовательной деятельности |
фронтальная |
Приветствует учащихся. Приготовить класс к образовательной деятельности Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии у нас гости. И поэтому от вас потребуется сотрудничество и взаимная помощь, а также появится возможность показать свои знания и смекалку. Готовы? (Ответы детей) Молодцы! Я искренне надеюсь, что у нас все получится. |
Приводят свои рабочие места в порядок. |
Развитие самостоятельности, ответственности, умение организовывать себя и своё рабочее место |
||||||||
Актуализация знаний 1 мин. |
Вызвать интерес к изучению биологии. |
Беседа, фронтальная |
Учитель: Наш урок хочу начать с таких слов: «Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в котором он подвергается известной механической и главным образом химической обработке, и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела…..» И.П. Павлов русский учёный, физиолог Вопрос к детям: Как вы думаете, о чем он говорил? (Ответы детей) Учитель: Да, действительно, он говорил о пище и процессе пищеварения. Приводит факты о человеческой потребности в приёме пищи:
За свою жизнь каждый человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Целый грузовой вагон. |
Слушают учителя, размышляют о значимости питания в жизни человека. |
Развитие интереса к изучению биологии. Процессу питания. |
||||||||
Мотивационно целевой 5 мин. |
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме |
Беседа Создание проблемной ситуации, фронтальная |
Какова тема нашего сегодняшнего урока? Задачи и цели? Цель нашего урока: раскрыть понятия «питание», «пищеварение», определить состав пищи; какие органы образуют пищеварительную систему человека; выяснить значение термической обработки пищи для организма.
Разбор пословиц о питание.
Вы знаете, что тело любого живого существа от мельчайшей бактерии до большого синего кита содержит большое количество органических соединений и веществ. Они должны постоянно присутствовать в их оранизме для поддержания жизни. Вопрос: Каким же образом обеспечивается эта потребность? (Примерные ответы детей: - Потребность эта удовлетворяется за счет питания.). – Верно. Давайте совершим небольшую экскурсию в прошлое, и вспомним способы питания живых организмов. «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.» Сократ - Чтобы жить человек тоже должен питаться. Он каждый день принимает пищу, т.е. осуществяет процесс питания. Давайте вместе сформулируем определение «питание»? (Высказывания детей). Вопрос учащимся: «Если человеку прямо в кровь ввести куриный бульон или молоко, то это может привести к гибели . Почему?» Ответ : «В крови не могут усваиваться белки ,жиры и углеводы, они должны преобразоваться в доступную для усваивания форму . Для этого необходима пищеварительная система »
Задаёт вопрос: Для чего человек ест? Человек может жить без еды 30-40 дней. Почему?? |
Учащиеся отвечают: 1 Чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу 2. Потому что пища может откладываться , запасаться в теле человека в виде питательных веществ. 3. Называют тему урока. Определяют каждый для себя задачи и цели урока.
|
Познавательные УУД: формулировать информационный запрос. Личностные УУД: проявлять интерес к новой теме, осознавая неполноту своих знаний Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
||||||||
Изучение новой темы 20 мин. |
Изучить строение и функции пищеварительной системы, пищеварительных органов человека. |
Работа в группах. Работа у доски. Работа на карточках. Групповая. Индивидуально-фронтальная. |
Задаёт вопросы: • Какие питательные вещества должны содержаться в пище? ФИЗМИНУТКА:
Учитель: Питание – процесс поступления в организм питательных веществ (записи определения в тетрадь). Вопрос учителя: Ребята, посмотрите на доску. На доске расположены карточки с надписями продуктов питания: Правильно, растительного и животного происхождения. И они являются продуктами питания человека. Любой из этих продуктов состоит из разных компонентов – питательных веществ. - Какие же это компоненты? (Ответы детей: белки, жиры, углеводы и др.) – А что мы знаем о них? (Ответы детей). Вопрос учителя: Ребята, почему пищевые продукты, например молоко, сок, введенные прямо в кровь могут вызвать гибель человека? (Ответы). - Да, получив с пищей питательные вещества, организм их должен их усвоить. Но органические вещества представляют собой очень сложные соединения и в таком виде не могут быть усвоены организмом человека. Организм будет распознавать их как чужеродные. Поэтому они должны превратиться в более простые вещества. Давайте обратимся к таблице в учебнике на стр. 195. (Работа с таблицей, записи в тетрадях). Пояснения учителя. Эти питательные вещества выполняют две важных функции: энергетическую и пластическую. Энергетическая – для жизнедеятельности организма необходима энергия, которая выделяется при расщеплении сложных органических веществ. Пластическая функция – снабжение организма веществами, необходимыми для создания новых клеток и внутриклеточных структур. Вопрос учителя: А в результате, какого процесса белки будет расщепляться до аминокислот, жиры – до глицерина и жирных кислот, углеводы – до глюкозы? (Ответы детей). – Молодцы, теперь мы с вами готовы сформулировать определение «пищеварение». Пищеварение – это сложный физиологический процесс в организме, обеспечивающий переваривание пищи и ее усвоение клетками. Объяснения учителя: В ходе пищеварения происходит превращение крупных молекул пищи в более мелкие молекулы. И этот процесс осуществляется с помощью ферментов. Ферменты - это биологические катализаторы (ускорители различных реакций), представляют собой белки сложного строения, о них мы будем говорить на следующих уроках. Итак, процесс пищеварения складывается из нескольких этапов: 1) механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, ее измельчение и смешивание с пищеварительными соками; 2) расщепление углеводов, белков, жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений; 3) всасывание этих соединений в кровь и лимфу; 4) удаление непереваренных остатков из организма. Учитель: перейдем к следующему этапу урока - изучению строения пищеварительной системы человека (Работа с текстом параграфа 30 и карточками. Карточки на каждой парте у обучающихся. Схема для проверки на доске или экране). 4. Самостоятельная работа, проверка понимания материала Задание учащимся. Рассмотрите рисунок 91 на стр. 197, а также таблицу "Пищеварительная система человека" и ответьте на вопросы: 1. Какие органы пищеварения обозначены цифрами 1-10? Выпишите их названия в карточку. 2. Какие органы пищеварительной системы не являются частью пищеварительного канала? Как они соединяются с ним? (Совместная проверка по слайду) 3. Какие этапы мы можем выделить в процессе пищеварения? (Обучающиеся работают с перепутанным текстом в карточках. Взаимопроверка заполнения на экране). Пищеварение=поступление, продвижение и механическая обработка пищи+расщепление питательных веществ (белков, жиров, углеводов) ферментами до элементарных органических соединений + всасывание соединений в кровь и лимфу+ удаление непереваренных остатков пищи из организма. Учитель: Для того чтобы процесс пищеварения осуществлялся эффективно необходимо тщательно подходить к выбору продуктов питания. Для более успешного усвоения пища должна подвергаться термической обработке. Рацион питания должен определяться с учетом энергозатрат, профессии и особеностей развития организма. Например, растущему организму школьника требуется сбалансированное питание (слайд). Подбором продуктов питания необходимых организму также занимаются диетологи. Правильный подбор продуктов питания обеспечивает человеку здоровье. Учитель: Итак, какие мы можем выделить функции пищеварительной системы? Ответы учащихся: - механическая (измельчение пищи, продвижение по пищеварительному тракту, выделение; - секреторная (химическая) выработка слюны, ферментов, пищеварительных соков, желчи; - всасывающая (всасывание питательных веществ, воды и т.п.).
Работа в группах. Класс делиться на 5 групп: учитель раздаёт карточки по группам с заданиями: 1 группа. 1.Прочитайте текст. «ротовая полость» 2.Дайте ответы на следующие вопросы: · Какие органы находятся в ротовой полости? · Зачем нужен язык, зубы. Слюнные железы ? 2 группа. 1.Прочитайте текст. «Глотка и пищевод» 2.Дайте ответы на следующие вопросы: · Куда делся пережёванный пищевой комок? Какой путь он проходит дальше? 3 группа. 1.Прочитайте текст. «Желудок» 2.Дайте ответы на следующие вопросы: · Зачем нам нужен желудок? · Что происходит в желудке человека? 4 группа. 1.Прочитайте текст. «Кишечник.» 2.Дайте ответы на следующие вопросы: · Функция двенадцатиперстной кишки? · Функция толстой кишки? 5 группа. 1.Прочитайте текст. «Пищеварительные железы. 2.Дайте ответы на следующие вопросы: · Перечислите пищеварительные железы? · Зачем они нужны? Учитель обобщая вышесказанное используя 3д модель проговаривает: Пищеварительная система человека начиается с ротовой полости. Где комок пищи измельчается, увлажняется и проталкивается дальше через глотку по пищеводу и попадает в желудок. где переваривается.Далее пища попадает в двенадцатиперстную кишку. Где происходит расщипление веществ под воздействием ферментов пищеварительных желез печени и поджелудочной железы и далее пища поступает в толстый кишечник где происходит окончательное всасывание жидкости, а все что остальное выходит наружу.
Задание: Кто может повторить и рассказать нам весь путь прохождения пищи?? Таблица «Строение и функции органов пищеварения»
Ученик 1 выходит к доске и заполняет схему, используя таблицы или макет торса человека (учащиеся в классе ему помогают) |
1.Учащиеся отвечают:» Белки, жиры, углеводы и предполагают зачем они нужны». Один учащийся работает на интерактивной доске. Разделяя продукты по содержанию питательных веществ.
2. После ответов учеников предлагает выполнить задание на интерактивной доске: «Разделите предложенный список продуктов на полезные и вредные»
3. Работа в группах по карточкам. Сначала учащиеся отвечают устно у доски, затем делают отметку на карточках с органом о котором они готовили.(тезисно по 2-3 слова каждый ученик по каждому органу). После отметки один из учащихся зачитывает свои тезисы к органу. 4.Обобщают вышесказанное. Повторяют за учителем строение пищеварительной системы. Формируют ответ по эталону. Работают с 3Д объектами. |
Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию, структурировать знания, строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные УУД: уметь распознавать органы пищеварения на картинках, знать их функции. |
||||||||
Обобщение и закрепление знаний. 10 мин. |
Осмысление и обобщение полученной информации. Выявление затруднений у учащихся их решение. |
Работа у доски. Индивидуальная работа по карточкам. |
1. подписать органы пищеварения на интерактивной доске. 2 .Заполнить пропуски в тексте. Фронтальный опрос. Работа с понятиями. 1) Какие компоненты входят в состав пищи? 2) Что является продуктами расщепления компонентов пищи?
|
1. Один учащийся выходит к доске и распределяет стрелочками органы пищеварения. Другие делают то же самое на карточках. 2. Один учащийся на доске вписывает слова в текст. Все остальные делают то же самое на карточках. 3. Далее учащиеся обмениваются карточками и проверяют работы друг у друга. Выставляют оценки Нет ошибок - «5» 1 ошибка –«4» 2 ошибки – «3» 3 и более – «2» |
Познавательные УУД: Умение делать выводы, анализировать, сравнивать Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
|
||||||||
Рефлексия. 2 мин. |
Осмысление процесса и результата деятельности |
Беседа, индивидуальная |
Ребята, наш урок подошел к концу. Как вы считаете, достигли мы с вами поставленной цели урока? Поделитесь своими впечатлениями об уроке, все ли поставленные задачи вы достигли?
|
Каждый высказывает свою мысль. |
Регултивные УУД: оценивать степень достижения цели. Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению |
||||||||
Д.З. 1 мин. |
|
§
30 1. Ответить на вопрос задания №4 Творческое задание А) Как доказать, что в продуктах питания содержатся органические вещества? Б) Определите состав пищевых продуктов, например хлеба. В) Уход и профилактика заболеваний зубов. Г) Составить кроссворд «Питание и пищеварение» Выставление оценок. |
Записывают д.з |
|
Задачи урока:
Оборудование: модель торса человека, таблица «Строение пищеварительной системы человека», карточки на каждый стол (дубликаты таблицы), упаковки от различных пищевых продуктов на каждый стол, образцы меню для каждого ученика, электронные презентации учащихся: «Роль питательных веществ для организма человека», «Значение кулинарной обработки пищи», «Этапы процесса пищеварения».
Презентация к уроку. Приложение 1
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! С сегодняшнего урока мы начинаем подробно изучать тему «Пищеварение». Сегодня урок мне поможет провести фельдшер нашего Центра Здоровья, Роза Кузьминична.
Роза Кузьминична: Ребята! Многое предстоит решить и узнать на уроке. А теперь попробуйте объяснить мне, что означает выражение: «Как полопаешь, так и потопаешь». (Ребята отвечают, делают выводы).
2. Актуализация знаний.
Учитель: Давайте вспомним, что вы изучали раньше.
Какие питательные вещества вам известны? Какова их роль в нашем организме?
Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Белки – строительный материал организма; углеводы и жиры – источник энергии; витамины и минеральные вещества – способствуют росту, помогают быть сильным и здоровым.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, давайте вместе дадим определение процесса пищеварения.
Объясните выражение: «Пища – источник энергии и строительного материала».
4. Лабораторная работа: «Изучение состава пищевых продуктов».
Роза Кузьминична: Сегодня на урок я вам принесла упаковки от разных продуктов питания. Ваша задача – изучить информацию на упаковках, проанализировать ее и сделать выводы о составе различных продуктов питания (на работу отводится определенное время, после изучения информации, ребята, под руководством Розы Кузьминичны, анализируют полученные результаты и делают выводы).
Выводы к лабораторной работе:
5. Релаксационная пауза.
6. Продолжение изучения материала.
Роза Кузьминична: А теперь внимание на экран. Ребята, вы уже знакомы с понятием «пищевая тарелка». На основе этого попробуем выяснить, чем отличается питание людей разного возраста (на экране диаграммы – «пищевая тарелка» ребенка 10–11 лет, подростка 13–15 лет и взрослого человека; анализ содержания диаграмм).
Выводы: Состав «пищевой тарелки» у людей разного возраста различен.
Роза Кузьминична: Итак, самое время послушать сообщения ребят, которые получили специальные задания и подготовили для вас интересную информацию.
Даша: Любой продукт состоит из разных компонентов. Я вам расскажу о роли белков в организме. Белки в человеческом организме выполняют целый ряд важнейших задач. С ними связаны основные проявления жизни – обмен веществ, сокращение мышц, способность к росту и размножению, раздражимость нервов, а значит, и все высшие функции – мышление, память, иммунные функции – защита от болезнетворных организмов.
Различают животную и растительную белковую пищу. Так как мы по биологической классификации относимся к животным, то и животные белки в нашем организме расщепляются быстрее. Например, степень усвоения куриного белка составляет почти 100 %. Для того, чтобы школьник получал необходимое количество белка, его суточный рацион должен содержать 500–600 мл молока (в том числе, любого кисломолочного напитка), 50–60 г творога, 10–15 г сыра, 150–200 г мяса (в том числе, птицы и субпродуктов), примерно 50 г рыбы, 1 яйцо.
Петя: Я вам расскажу о роли жиров в нашем организме. Жиры в организме исполняют роль не только энергетического резерва, но и входят в состав структурных частей всех органов и тканей. Принято считать, что на жиры должно приходиться 30 % общей калорийности пищи. Детям младшего школьного возраста необходимо ежедневно 70–80 г жиров, при этом растительные жиры должны составлять не менее 20 %. В состав жиров входят насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры с большим содержанием ненасыщенных жирных кислот – это растительные масла. В животных жирах содержится больше насыщенных жирных кислот. Помимо жирных кислот, в жирах пищи содержатся жирорастворимые витамины. Среди них витамин А, необходимый для нормального зрения, витамин Д, противодействующий развитию рахита, витамин Е. Витамины А и Д в больших количествах содержатся в жире печени рыб и морских животных, витамина Е больше в растительных маслах. Для того, чтобы удовлетворить суточную потребность в жирах, в ежедневный рацион школьника должно входить от 25 до 40 г сливочного масла, 15–20 г растительного масла и 15–20 г сметаны или сливок.
Ренат: А мне предстоит ознакомить вас с ролью углеводов. Главная функция, которую выполняют углеводы в организме – снабжение энергией. В среднем на углеводы приходится от 50 до 70 % калорийности дневного рациона человека. Потребность же детей школьного возраста в углеводах оказывается гораздо выше – ежедневно с пищей дети должны получать их 400 г. В качестве источников углеводов используются хлебобулочные изделия, крупы, различные овощи, фрукты, а также сахара и кондитерские изделия.
Содержание углеводов в этих продуктах различается. Так, сахар – это чистый углевод, мед, в зависимости от происхождения, содержит 70–80 % углеводов, в гречневой крупе – 60 %, а в хлебе – 45 %.
Желательно, чтобы основная потребность в углеводах покрывалась за счет овощей и фруктов. Оптимальное количество, которых в суточном рационе ребенка составляет 500–600 г (из них картофеля не более 200-300 г), фруктов – не менее 150 г. При отсутствии свежих фруктов можно соответственно увеличить количество свежих овощей (морковь, капуста, редис, огурцы, огородная и дикорастущая зелень).
Учитель: Переходим к строению пищеварительной системы человека.
Роза Кузьминична: Врач из Цюриха, автор теории и практики естественного питания, М.Бирхер-Беннер, сформулировал три основные правила питания, которые должен соблюдать каждый человек:
Как вы думаете, ребята, можно ли внести какие-то поправки в эти правила? (Ребята рассуждают по этому поводу).
Учитель: Ребята, вы знаете, что большинство продуктов питания мы подвергаем кулинарной обработке. Что это такое и зачем она нужна, нам расскажет Алена.
Алена: Кулинарная обработка пищи необходима для того, чтобы ускорить и облегчить процесс пищеварения (электронная презентация).
7. Итоги.
Учитель: А теперь подошло время подвести итоги. Давайте вместе сделаем выводы к уроку.
Выводы:
Домашнее задание: параграф 30, задание 126 в рабочей тетради. Творческое опережающее задание: учащиеся получают образец готового меню и на его основе составляю меню на один день для себя, учитывая домашний набор продуктов (это меню будет использоваться на последующих уроках, при изучении темы: «Рацион питания»).
Меню школьника (приложение 2).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.