Технологическая карта урока по литературному чтению "М. Зощенко. Великие путешественники"

  • docx
  • 02.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 24.04. Лит.чт. Зощенко Великие путешественники.docx

24.04.23. 4 класс. Литературное чтение. Тема М. М. Зощенко «Великие путешественники».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: продолжать знакомить детей с произведением М. М. Зощенко «Великие путешественники», учить анализировать произведение, прививать интерес к творчеству детских поэтов.

Задачи:

1. Образовательная: формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, отвечать на вопросы по содержанию, определять главную мысль текста, описывать главных героев рассказа.

2. Коррекционно-развивающая: Коррекция концентрации внимания. Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в восприятии и различении речи. Обогащение словаря.

3. Воспитательная: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные:

- познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

- регулятивные: постановка темы и учебных задач, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке.  

- прогнозирование результата деятельности;

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

- коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; уметь участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, товарищей; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; осуществлять работу в группе.

Предметные: познакомятся с содержанием произведения, будут воспринимать на слух текст, отвечать на вопросы; уметь определять главную мысль произведения; уметь находить нужную информацию в тексте, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Методическое обеспечение урока, оборудование, ТСО: учебник, презентация, карточки для доски, карточки для детей.

Формируемые понятия: М. М. Зощенко, автор, главные герои, название, путешествие, кругосве́тное путеше́ствие, порка, космография.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1 этап. 

Организационный.

Здравствуйте, ребята! Садись Мади, садись Семен. Проверьте готовность к уроку. Мади попроси Семена слушать меня внимательно на уроке. Семен, попроси Мади отвечать громко на уроке.

Фонетическая разминка. (За экраном).  Какие у нас дежурные звуки? На уроке будем следить за правильным произношением звуков «б-п». Работаем со звуком п. Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голоса нет.

Будем слушать слова и выделять хлопком звук «п» в слове. Степка, оса, путешествие, родители, подушка, спать, впереди, сахар, Пески.

Приветствуют учителя.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Повторяют элементы фонетической разминки.

 

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве.

Регулятивные: корректировать произносительные навыки, вносить изменения с учётом ошибок и трудностей, возникающих при произношении, осуществлять пошаговый контроль своих действий.

2 этап.  Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности. 

Какой сейчас урок? Что мы делаем на уроках по литературному чтению? Читаем, знакомимся с новыми словами, отвечаем на вопросы, пересказываем.

Что было задано на дом? Прочитать с.120-123.

Как называется рассказ? Кто автор?

Как вы думаете какая тема урока?

Какую цель поставим перед собой?

Продолжить знакомиться  с  рассказом «Великие путешественники».

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Формулируют тему и цель урока.

Личностные: мотивация учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Регулятивные: постановка темы и учебных задач.

3 этап.

Актуализация знаний.

С какими рассказами Михаила Зощенко вы знакомы?

Вы прочитали дома первую часть рассказа «Великие путешественники».

Работа по опорным карточкам - назовите автора, название произведения, жанр, перечислите героев рассказа - Минька, Леля, Степка.

О чём этот рассказ?

Что значит путешествие? Какими словами можно заменить слово путешествие? Что значит кругосветное путешествие?

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Маленькие дети захотели пойти в путешествие, где с ними произошли веселые приключения.

Поездка, поход.

Вокруг Земли.

Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

4 этап.

Первичное усвоение новых знаний.

Работа по тексту с пояснением новых слов.

Текст большой, и прежде чем работать с текстом, восстановим последовательность событий в рассказе. Деформированный план.

1.                  Степка предлагает Леле и Миньке отправится в путешествие.

Почему Степка решил отправится в путешествие?

2.                  Дети готовятся к путешествию.

Что приготовили дети для путешествия? Чтение по цепочке.

3.       Путешественники отравляются в путь.

 

Прочитайте как началось путешествие с.122.

Чтение эпизода про тяжелый мешок.

Прива́л отдых

Путеше́ствие - пое́здка, похо́д.

Что произошло дальше?

Выборочное чтение текста учителем с объяснение новых слов, демонстрацией картинок из презентации, дополнением плана.

Поро́тьбить.

Космография – наука о космосе. Прочитайте, что обозначает слово в словаре учебника.

 

Восстанавливают план.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Степка узнал, что земля круглая и решил это проверить.

Взяли 3 рубля на покупку семечек и сахара. В мешок положили – хлеб, посуду…

Читают по цепочке отдельные фрагменты текста.

Работают с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со словарем учебника.

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале.

 

Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

 

 

Коммуникативные: овладение навыками смыслового чтения текстов.

выразительно читать. участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя.

 

5 этап.

Первичная проверка понимания.

Прежде, чем начинать дело, надо обязательно все хорошо обдумать.

Готовы ли были дети к путешествию? А что бы вы взяли с собой в путь?

Они не продумали маршрут, набрали много ненужных вещей: карандаши, скакалку…

Даже компас не взяли с собой. Как они тогда определяли направление путешествия? Очень забавным способом. Степка, когда отдыхал и когда ложился спать, протягивал ноги в том направлении, в каком надо было идти. Они не взяли с собой аптечку, поэтому, когда Миньку укусила оса, прикладывали к больному месту сырую землю. Ночью они не смогли разжечь костер, не найдя на небе солнца. Наши герои оказались так себе путешественниками.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения.

 

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 

Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.

6 этап.

Первичное закрепление.

Дидактическая игра «Самый внимательный читатель».

Речевой шаблон…(Имя) ответь на вопрос….

Сколько лет было Ми́ньке, когда он отправился в путешествие?

Кто ста́рше Ми́нька или Лёля?

На чём дети вернулись из путешествия?

Кого из детей ужа́лила оса́?

Отвечают на вопросы друг друга с использованием речевого шаблона.

 

6 лет

Лёля

Миньку

на телеге

Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.

7. Информация о дом. задании, инструктаж по его выполнению.

Прочитать с. 123-127, ответить на вопрос №2 устно.

Дополнительно - Объясните поговорку - А то заведёт нас, куда Макар телят не гонял.

 

Слушают объяснение учителя.

Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.

8. этап

Рефлексия

урока.

Вам понравился рассказ?

Вам понравился урок? Что понравилось?

Какую цель ставили перед собой на уроке? Достигли её?

Я узнал…

Я понял…

Как вы работали на уроке?

Продолжите высказывание

Выставление оценок.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Регулятивные: уметь оценивать результат своей работе на уроке.

Личностные: умение анализировать свои действия и управлять ими.