Технологическая карта урока по математике "Случаи деления, когда делитель больше остатка".

  • docx
  • 18.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Матем..docx

4 класс. Математика. Тема: Случаи деления, когда делитель больше остатка.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: познакомить со случаем деления с остатком, когда в частном получается ноль (делимое меньше делителя)

Задачи:

1. Образовательная: закреп­лять приемы внетабличного умножения и деления, умение решать задачи изученных видов. Создать условия для развития аналитических способностей обучающихся (умение анализировать, сравнивать познавательные объекты, делать выводы).

2. Коррекционно-развивающая: развивать логическое мышление; способствовать развитию умения    делать выводы на основе сравнения, обобщения, использования личного опыта;

3. Воспитательная: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Планируемые результаты:

 Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные:

- познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; владеть общими приёмами выполнения заданий и вычислений; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи, уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений

- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке; корректировать произносительные навыки, вносить изменения с учётом ошибок и трудностей, возникающих при произношении, осуществлять пошаговый контроль своих действий.

- коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве, диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, товарищей; осуществлять работу в группе.

Предметные: научатся   выполнять деле­ние с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя; решать задачи на деление с остатком; работать в группах; выполнять за­дания творческого и поискового характера.

Методическое обеспечение урока, оборудование, ТСО: учебник, ТПО, электронная физминутка, демонстрационный материал.

Формируемые понятия: деление, делитель, остаток.

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1 этап. 

Организационный.

(За экраном). Здравствуйте, ребята! Кто сегодня дежурный? Какое сегодня число? Кого сегодня нет на уроке? Мади спроси у Артёма какой сегодня день недели? Артём, спроси у Семёна какой сейчас урок?

Фонетическая разминка. Какой у нас дежурный звук? Назовите слова с этим звуком. На уроке будем следить за правильным произношением звука «..».

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Повторяют элементы фонетической разминки.

 

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве.

Регулятивные: корректировать произносительные навыки, вносить изменения с учётом ошибок и трудностей, возникающих при произношении, осуществлять пошаговый контроль своих действий.

2 этап.  Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.  

1.       Каллиграфическая минутка.

8, 8, 8…

23, 23, 23…

- Ребята, скажите, чем отличается первый ряд от второго?

Устный счет

—  Выполните деление с остатком.

43: 6  = (ост.) 24:5 = (ост.)   37:4 = (ост.)

8: 9= (ост.)

—  Какой пример вызвал у вас затруднения? Почему?

—  Сформулируйте тему и цель урока. Чему же мы должны сегодня научится?

Отвечают на вопросы учителя.

 

1-вый ряд – однозначные числа, 2-ой ряд – двузначные; 1-вый ряд – чётные, кот. можно разделить пополам и 2 –ой – нечётные числа.

По очереди комментируют полученный ответ. Последний, т.к. в этом примере делимое меньше делителя.

Формулируют тему и цель урока.

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий;

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве, диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, определять тему урока.

3 этап.

Актуализация знаний.

- Сейчас попробуйте в парах из 2 палочек (карандаши, ручки) построить треугольник.

- Сколько треугольников у вас получилось? Ни одного.

- Почему? У треугольника 3 стороны, а палочек только 2.

- Как записать эти действия с помощью числовых выражений?  2 : 3 = 0 (ост. 2)

- Возьмите 3 палочки и постройте квадрат.    Сколько квадратов у вас получилось? (Ни одного.)

- Почему? У квадрата 4 стороны, а палочек только 3.

- Какое выражение можно составить? 3 : 4 = 0(ост.3)

- Посмотрите внимательно на полученные выражения и сделайте вывод: каким будет результат деления, если делимое меньше делителя?

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют вывод.

 

 

 

 

 

 

В частном получится ноль, а остаток будет равен делимому.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке

Познавательные: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Физкультминутка

Объявляет и проводит физкультминутку .

Повторяют действия за учителем.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий.

4 этап.

Первичное усвоение новых знаний.

Работа с учеником. Задание №1. С.31 - Теперь давайте решим задачу №4. Прочитайте условие задачи.

- Какие слова выберем для краткой записи?

Что означает число 36? (Количество привезённых досок.)

- Что означает число 27? (Количество оставшихся досок.)

- Сколько досок израсходовали? (Неизвестно.)

- Прочитайте вопрос. Что необходимо узнать?

Привезли – 36 д.

Израсходовали - ?              во ? раз б.

Осталось – 27 д.

- Прочитайте второй вопрос. Что нужно узнать?

Привезли – 36 д.

Израсходовали - ?            на ? досок м.

Осталось – 27 д.                 

- Чем эти задачи похожи и чем отличаются?

- Чем будут отличатся решения?

- Как узнать, во сколько раз больше?

- Как узнать, на сколько раз меньше?

Работают с текстом учебника. Рассматривают краткие записи в задании.

(Привезли…, Израсходовали…., Осталось…)

Высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Похожи условиями и отличаются вопросами.

Последним действием.

Большее число разделим на меньшее.

Из большего числа вычесть меньшее.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять тему урока.

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве.

5 этап.

Первичная проверка понимания.

Задание. 5 : 7 = … (ост.   )  3 : 1 =… (ост.     )

9 : 12 = … (ост.   )

Посмотрите внимательно на полученные выражения и сде­лайте вывод: каким будет результат деления, если делимое меньше делителя?

Выполняют задание.

Познавательные: анализировать, группировать различные объекты, явления, факты

 

6 этап.

Первичное закрепление.

Задание на смекалку (на полях учебника).

Решение задачи №2.

Выполняют с объяснением на доске задание из учебника.

Решают задачу с последующей фронтальной проверкой.

 

Познавательные: владеть общими приёмами выполнения заданий и вычислений; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи, уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

7. Информация о дом. задании, инструктаж по его выполнению.

С.31 № 3, № 6. При выполнении задания № 6 необходимо сначала начертить таблицу, данные буквенных выражений занести в таблицу, потом выполнять действия.

Слушают объяснение учителя.

Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.

8 этап.

Рефлексия

урока.

Вам понравился урок?

Что нового узнали сегодня на уроке?

Что было трудно?

Как вы сегодня работали?  

Выставление оценок.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Регулятивные: уметь оценивать результат своей работе на уроке.

Личностные: умение анализировать свои действия и управлять ими.

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве,