4 класс. Математика. Тема: Случаи деления, когда делитель больше остатка.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: познакомить со случаем деления с остатком, когда в частном получается ноль (делимое меньше делителя)
Задачи:
1. Образовательная: закреплять приемы внетабличного умножения и деления, умение решать задачи изученных видов. Создать условия для развития аналитических способностей обучающихся (умение анализировать, сравнивать познавательные объекты, делать выводы).
2. Коррекционно-развивающая: развивать логическое мышление; способствовать развитию умения делать выводы на основе сравнения, обобщения, использования личного опыта;
3. Воспитательная: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; умение анализировать свои действия и управлять ими.
Метапредметные:
- познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; владеть общими приёмами выполнения заданий и вычислений; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи, уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений
- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке; корректировать произносительные навыки, вносить изменения с учётом ошибок и трудностей, возникающих при произношении, осуществлять пошаговый контроль своих действий.
- коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве, диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, товарищей; осуществлять работу в группе.
Предметные: научатся выполнять деление с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя; решать задачи на деление с остатком; работать в группах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Методическое обеспечение урока, оборудование, ТСО: учебник, ТПО, электронная физминутка, демонстрационный материал.
Формируемые понятия: деление, делитель, остаток.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1 этап. Организационный. |
(За экраном). Здравствуйте, ребята! Кто сегодня дежурный? Какое сегодня число? Кого сегодня нет на уроке? Мади спроси у Артёма какой сегодня день недели? Артём, спроси у Семёна какой сейчас урок? Фонетическая разминка. Какой у нас дежурный звук? Назовите слова с этим звуком. На уроке будем следить за правильным произношением звука «..». |
Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Повторяют элементы фонетической разминки.
|
Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве. Регулятивные: корректировать произносительные навыки, вносить изменения с учётом ошибок и трудностей, возникающих при произношении, осуществлять пошаговый контроль своих действий. |
2 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности. |
1. Каллиграфическая минутка. 8, 8, 8… 23, 23, 23… - Ребята, скажите, чем отличается первый ряд от второго? Устный счет — Выполните деление с остатком. 43: 6 = (ост.) 24:5 = (ост.) 37:4 = (ост.) 8: 9= (ост.) — Какой пример вызвал у вас затруднения? Почему? — Сформулируйте тему и цель урока. Чему же мы должны сегодня научится? |
Отвечают на вопросы учителя.
1-вый ряд – однозначные числа, 2-ой ряд – двузначные; 1-вый ряд – чётные, кот. можно разделить пополам и 2 –ой – нечётные числа. По очереди комментируют полученный ответ. Последний, т.к. в этом примере делимое меньше делителя. Формулируют тему и цель урока. |
Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве, диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, определять тему урока. |
3 этап. Актуализация знаний. |
- Сейчас попробуйте в парах из 2 палочек (карандаши, ручки) построить треугольник. - Сколько треугольников у вас получилось? Ни одного. - Почему? У треугольника 3 стороны, а палочек только 2. - Как записать эти действия с помощью числовых выражений? 2 : 3 = 0 (ост. 2) - Возьмите 3 палочки и постройте квадрат. Сколько квадратов у вас получилось? (Ни одного.) - Почему? У квадрата 4 стороны, а палочек только 3. - Какое выражение можно составить? 3 : 4 = 0(ост.3) - Посмотрите внимательно на полученные выражения и сделайте вывод: каким будет результат деления, если делимое меньше делителя? |
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют вывод.
В частном получится ноль, а остаток будет равен делимому. |
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке Познавательные: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. |
Физкультминутка |
Объявляет и проводит физкультминутку . |
Повторяют действия за учителем. |
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий. |
4 этап. Первичное усвоение новых знаний. |
Работа с учеником. Задание №1. С.31 - Теперь давайте решим задачу №4. Прочитайте условие задачи. - Какие слова выберем для краткой записи? Что означает число 36? (Количество привезённых досок.) - Что означает число 27? (Количество оставшихся досок.) - Сколько досок израсходовали? (Неизвестно.)
Привезли – 36 д. Израсходовали - ? во ? раз б. Осталось – 27 д. - Прочитайте второй вопрос. Что нужно узнать?
Израсходовали - ? на ? досок м. Осталось – 27 д. - Чем эти задачи похожи и чем отличаются? - Чем будут отличатся решения? - Как узнать, во сколько раз больше? - Как узнать, на сколько раз меньше? |
Работают с текстом учебника. Рассматривают краткие записи в задании. (Привезли…, Израсходовали…., Осталось…) Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы учителя.
Похожи условиями и отличаются вопросами. Последним действием. Большее число разделим на меньшее. Из большего числа вычесть меньшее. |
Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять тему урока. Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве. |
5 этап. Первичная проверка понимания. |
Задание. 5 : 7 = … (ост. ) 3 : 1 =… (ост. ) 9 : 12 = … (ост. ) Посмотрите внимательно на полученные выражения и сделайте вывод: каким будет результат деления, если делимое меньше делителя? |
Выполняют задание. |
Познавательные: анализировать, группировать различные объекты, явления, факты
|
6 этап. Первичное закрепление. |
Задание на смекалку (на полях учебника). Решение задачи №2. |
Выполняют с объяснением на доске задание из учебника. Решают задачу с последующей фронтальной проверкой.
|
Познавательные: владеть общими приёмами выполнения заданий и вычислений; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи, уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. |
7. Информация о дом. задании, инструктаж по его выполнению. |
С.31 № 3, № 6. При выполнении задания № 6 необходимо сначала начертить таблицу, данные буквенных выражений занести в таблицу, потом выполнять действия. |
Слушают объяснение учителя. |
Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение. |
8 этап. Рефлексия урока. |
Вам понравился урок? Что нового узнали сегодня на уроке? Что было трудно? Как вы сегодня работали? Выставление оценок. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работе на уроке. Личностные: умение анализировать свои действия и управлять ими. Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве, |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.