Технологическая карта урока по окружающему миру
ФИО учителя |
Жигалова Ирина Дмитриевна |
Образовательная организация |
МБОУ «Губернаторский инженерный лицей №102» г Ульяновска |
Предмет |
Окружающий мир |
Класс |
2 класс |
Тема урока |
Профессии людей |
Тип урока |
урок открытия нового знания |
Технология построения урока |
Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке к уроку, а также применение продуктивных (частично-поискового, проблемного) и репродуктивного (объяснительно-иллюстративного) методов. |
Цель урока |
Формировать у обучающихся представление о многообразии профессий. Способствовать формированию представления о том, что любая профессия важна и нужна. |
Задачи урока |
Образовательные: дать представление о многообразии профессий. Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять); содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся. Воспитательные: формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям. |
Информационно-технологические ресурсы |
- толковый словарь Ожегова, - учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова 2 класс 1 часть, - рабочая тетрадь «Окружающий мир» О.Т. Поглазова 2 класс, - мультимедийный проектор, презентация в программе Power Point -рабочие листы для учащихся |
Методы и формы обучения |
Методы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский Формы :индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Планируемые результаты |
Предметные: Знать профессии, уметь соотносить профессии со сферами экономики; Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; -формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Метапредметные: -строить сообщения в устной форме; -проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Формировать УУД: Личностные: - прививать положительное отношение к учебному предмету, уважительное отношение к людям разных профессий, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: -определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; -оценивать свои знания; -контролировать результаты своей деятельности -осуществлять взаимоконтроль Коммуникативные УУД: - развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение работать в паре; - оформлять свои мысли в устной форме; - вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты УУД |
I. Вхождение в урок Мотивационный момент ( 1мин) Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; |
Настраиваются на работу.
.
|
Организует деятельность учащихся, мотивирует на урок
|
-Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Приветствие «Ладошка к ладошке»: - Прикоснитесь ладошками друг к другу. Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу хорошего настроения. Я улыбнусь вам, вы мне, улыбнётесь соседу справа, улыбнётесь соседу слева!
На столе у вас «солнышки» и «тучки». Возьмите их в руки и покажите то, что соответствует вашему настроению в данный момент.
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им во время урока (Коммуникативные, личностные УУД). |
2. Актуализация знаний Постановка учебных задач ( 5 мин) Цель: подготовка мышления учащихся, подведение к теме урока. |
Показывают умение отгадывать загадки
|
Организует фронтальную работу
|
1. Сыграем в игру «Отгадай загадку» и заполним кроссворд (2 слайд )
1 Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты? 2Доскажи словечко -Стены выкрасил… (маляр)
3 Кто в дни болезни Всех полезней И лечит нас От всех болезней
4- Наведет стеклянный глаз, Щелкнет раз – и помним вас.
5Кто на работе пользуется этим предметом? (указка) 6 Кто снимается в кино или выступает на сцене? 7В горячем цехе, В доменной печи он варит сталь, А это ведь не щи! 8Встаем мы очень рано, ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу. 9Кто нас одевает В красивые платья, Кто шьёт нам наряды,
Чтоб было приятно? -Какое получилось ключевое слово? ( ПРОФЕССИИ)
|
Актуализировать имеющийся опыт учащихся для введения нового знания (Регулятивные, познавательные УУД)
|
Формулировка темы урока и целеполагание Знакомство с понятием «ПРОФЕССИЯ»-1мин. Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. |
пытаются определить тему и цели урока |
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. |
Итак, ваши знания помогли нам определить ключевое слово нашего кроссворда и ключевое слово темы урока. • Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о профессиях) -Правильно, тема урока «Профессии». ( 3слайд ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ) -Какие цели поставим перед собой? Цели: 1.узнать, что обозначает слово профессия 2какие бывают профессии 3.обсудить их роль в жизни людей •
|
Совершенствовать умение находить и назвать тему и цели урока (Регулятивные, познавательные УУД), уметь доказывать свою точку зрения, использовать имеющийся опыт (Личностные УУД) |
Выявление уровня знаний по теме 1мин. Цель: выявить уровень знаний. |
оценивают свои знания по теме |
Выявляет начальный уровень знаний по теме
Учитель обобщает количественное соотношение. |
На парте у каждого из вас лежат три кружочка. - Кто считает, что он мало знает о профессиях, и хотел бы ещё больше узнать? (синий) - Кто достаточно знает о профессиях, но ещё не всё? (зеленый) -Кто считает, что он всё знает о профессиях? (красный) (4 слайд) - Посмотрите, ребята, больше оказалось синих и зеленых кружочков. Значит, мы ещё не всё знаем о профессиях, и нам сегодня предстоит узнать много нового. -Как вы считаете, пригодятся вам знания, которые вы получите сегодня на уроке? -Для чего? |
Регулятивные УУД Умение оценивать свои знания |
III. Открытие нового знания (12 мин) Цели: 1)дать понятие «профессии» 2)познакомить с группами профессий
Выявление места затруднения
Цели: проверить умение работать с информацией |
пытаются выделить ключевые понятия
Работают в паре |
Расширение лексического запаса.
Создает проблемную ситуацию и организует фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
организует работу учащихся в паре, подводит к умению делать выводы
|
- Итак, тема урока оглашена - «Профессии»! (на доске появляются слова «Профессии людей») - Слово для нас новое. Как вы думаете, что оно обозначает? (ответы детей) - Где мы можем найти точное толкование слова? (В толковом словаре) -Обратимся к толковому словарю. Давайте предоставим слово тому, кто сегодня работает со словарем. Ученик: Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность. (5слайд) Каждый человек должен трудиться. Вы – в школе, ваши родители – на производстве. - А вы для чего учитесь? - Мы получаем прочные знания, чтобы быть в жизни успешными -Вы готовы отправиться за новыми знаниями? -В мире существуют тысячи разных профессий. – Некоторые вы назвали. -А кто знает, что делает: океанолог, энтомолог, ихтиолог, орнитолог, кинолог? (6-9 слайды) Мы должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем найти себе дело по душе. Все профессии можно разделить на группы. (слайд 10) -А кто знает, на какие группы можно разделить все профессии?
-Работаем в парах. Вам нужно будет из всей информации выбрать ту, которая относится к вашей группе и рассказать по плану: План: 1Назови профессии, которые относятся к группе. 2 С чем (или с кем) работают люди этих профессий? 3 Расскажи о профессии из этой группы. -Где человек работает? -Что делает? 4Профессия …важна, потому что …. Правила работы в парах. - Говорим вежливо -называем собеседника по имени -говорим по очереди, не перебивая друг друга -внимательно слушаем -если непонятно, переспросите партнера -четко высказываем свое мнение -Договоритесь, кто будет выступать. (Дети рассказывают, открываются слайды.)
«Человек – человек» (слайд11) «Человек – художественный образ» (слайд12) «Человек – техника» (слайд13) «Человек – природа». (слайд14) «Человек – знак» (слайд15)
Вывод после выступления представителей всех групп: «Какая же профессия самая важная?» Все профессии важны. - Какими качествами должен обладать человек, чтобы работать в любой профессии? Вывод: ответственность и трудолюбие – основа успеха в любой профессии. (слайд16) |
Учиться находить выход из проблемной ситуации, искать разные пути решения (регулятивные и познавательные УУД), оценивать собственные знания и видеть перспективу работы (Личностные УУД)
Развивать умение строить полный ответ по теме и дополнять ответы своих одноклассников (Познавательные и коммуникативные УУД)
(Коммуникативные УУД) - развивать коммуникативные навыки обучающихся,
- уважительное отношение к людям разных профессий (Личностные)
Совершенствовать навыки работы в паре (Коммуникативные УУД)
делать выводы, формулировать их (Познавательные УУД) |
Физминутка- 2мин |
Снимают усталость |
Организует проведение физминутки |
Под музыку дети выполняют различные упражнения |
|
Выявление места и причины затруднения. (1 мин.) Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения |
|
Создает проблемную ситуацию и организует фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
|
- Ребята назвали профессию эколог. – Что изучает эколог? -Где можно узнать? -О профессии эколога мы прочитаем в учебнике. |
Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме
|
IV. Закрепление нового (10 мин) Цель: проверить умение работать с информацией; Совместное открытие новых знаний Постановка проблемной ситуации.
|
Самостоятельное чтение текста
|
Организует работу учащихся в паре, в группе, подводит к умению делать выводы |
-Откройте учебники на с. 50 –Рассмотрите картинки и прочитайте последний абзац. -Какую новую информацию вы узнали? -Нужны нам экологи? Для чего? -Что бы сделали вы, если бы были экологом? -Обсудите в паре этот вопрос. -А теперь в группах. -К какому решению вы пришли? -А сейчас каждый из вас, что может сделать для охраны окружающей среды? -Чему вас научила работа в паре? -Какие трудности были при работе в паре? -Какие достижения? -Ребята, труд людей бывает умственный и физический. (Слайд 20-21) - Как вы думаете физический труд, это какой труд? –А умственный? |
Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь оформлять свои мысли в устной форме
Совершенствовать навыки работы в паре, в группе (Коммуникативные УУД)
|
V. Контролирующее задание (6 мин) Работа в печатной тетради стр. 18, №1 Цели: Цели: проверить уровень усвоения новых знаний, умение осуществлять взаимоконтроль.
|
Самостоятельная работа
Взаимопроверка в парах.
|
Организует самостоятельную работу учащихся |
-Откройте печатную тетрадь на стр.18, №1. –Прочитайте задание.
-Поменяйтесь тетрадями. Проверяем. Ответы на экране. -Если у товарища всё правильно, поставьте +, если есть ошибки -. |
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы. Регулятивные УУД: -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу. - Коммуникативные УУД: осуществлять взаимоконтроль
|
|
Практическая работа. |
|
- Да, ребята, много на свете разных профессий, каждая необходима и важна. У меня растут года Будет и семнадцать Где работать мне тогда, Чем заниматься? - Об этом задумался герой Вл. Вл. Маяковского в стихотворении «Кем быть?» - А вы мечтаете о том, кем вы будете, когда вырастете? В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. -У вас на партах лежат звездочки. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках Это ваша мечта. Мы сохраним звезды до 11-го класса. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание. - А сейчас прикрепите свои звездочки возле фотографии с видом нашей школы. Вы прикрепили здесь звездочки потому, что именно вы – наше будущее. Профессий много в мире есть. Их невозможно перечесть. Сегодня многие нужны, И актуальны, и важны. И ты скорее подрастай. Профессией овладевай. Старайся в деле первым быть И людям пользу приносить
|
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке -5мин. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
|
Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.
|
Организует фиксирование результатов работы на уроке, организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Учитель обобщает количественное соотношение и делает вывод об изменениях по сравнению с началом урока |
-Какие цели урока мы для себя ставили? Смогли ли мы их решить? -Какой момент урока вам больше всего запомнился? -Что совершенно новое вы узнали на уроке? -А когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке? -Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке. -А кому было трудно? -Кто считает, что он мало узнал о профессиях? - Кто считает, что он сегодня достаточно узнал о профессиях? - Кто считает, что теперь почти всё знает о профессиях? — Оцените свои достижения на уроке, используя один из кружочков :зелёный, красный, жёлтый. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.) -Давайте вернёмся к нашим «тучкам» и «солнышкам». Возьмите их в руки и покажите то, что соответствует вашему настроению в данный момент. Я вижу, что оно у вас хорошее. У вас остались на столах тучки. Они в начале урока были печальными, но к концу урока глядя на вас, тоже повеселели. Давайте поделимся с ними улыбками. Дорисуйте карандашом им улыбки. Теперь они будут у нас «весёлые тучки». И останутся у вас. Молодцы, наш урок закончен. Надеюсь, что вы сегодня узнали для себя много нового и интересного. Спасибо за урок! |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Итог урока-2мин Цель: 1)дать д/з 2)выяснить, где можно найти информацию. |
определяются задания для самоподготовки |
|
Д/з Рассказать о любой профессии. - Давайте подумаем, к кому можно обратиться за помощью при выполнении домашнего задания? (книги, интернет, родители |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.