Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Технологическая карта урока по окружающему миру Тема: «В гости к осени»
Составили студентки 342 группы Лобанова Лилиана Александровна МАОУ СОШ №16 , класс 2 «Б», каб. № 36 Дата проведения занятия: 08.10.2021 Смена 2 Номер урока 3 Начало урока ФИО учителя школы: Забоева Елена Владимировна ФИО преподавателя-консультанта: Фотиева Светлана Владимировна Допущены к проведению урока: ____________________, дата ________ (Подпись преподавателя) _____________________ дата _______ (Подпись учителя) |
Содержательная цель: познакомить учащихся с характерными признаками осени в неживой природе, показать связь между живой и неживой природой; Деятельностная цель: создать условия для развития УУД
Задачи: Личностные: — овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей; — познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни; Предметные: Метапредметные:
Регулятивные: — понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; — выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; — планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); — фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам /неуспехам. Познавательные: — находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; — понимать содержание текста, интерпретировать смысл, различать понятия, определения понятий, объяснения, описания; — анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; — строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; Коммуникативные: — включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; — задавать вопросы на определённую тему, формулировать ответы на вопросы; — высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); — договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий, поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
|
Оборудование У учителя:
У учащихся:
Образовательные ресурсы: |
|
Ход урока:
Этапы |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Прогнозируемый результат |
|||||||||||||||
Организационный момент. Мотивация |
5 мин |
-Добрый день ребята, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Лилиана Александровна. рада видеть вас, присаживайтесь. -Я желаю вам удачи и хорошего настроения. |
Приветствие
|
Формировать умения вести диалог(К)
|
|||||||||||||||
Постановка темы и цели урока |
5 мин |
- Сейчас, я вам прочитаю стихотворение. А вы слушайте внимательно. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван тянулся к югу: Приближалась довольно поздняя пора; - О каком времени года говорится в стихотворении? - По каким признакам вы это определили? - Сегодня мы отправимся в гости к осени. |
|
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Актуализация |
3 мин |
-Ребята, что такое природа? Какие признаки живой и неживой природы вы знаете? На ваших столах лежат определения, но вот незадача, пока я шла к вам на урок слова в определениях перемешались. Восстановите их. И так что же у вас получилось? Обратите внимание на слайд, назовите, что вы здесь видите и к какой природе относятся объекты? - Назовите объекты неживой природы. - Какие объекты можно отнести к живой природе? - Как называются изменения, происходящие в природе?
|
Природа – это всё то, что есть вокруг нас и не сделано человеком.
Живая природа — это всё, что отличается способностью расти, дышать, питаться и развиваться.
Неживая природа- это все то, что не дышит, не питается, не растёт и не размножается. живая и неживая небо, облака, осадки, ветер, солнце, вода человек, звери, растения, птицы, насекомые, рыбы, грибы природные явления |
|
|||||||||||||||
Открытие нового знания |
7 мин |
Ребята, назовите природные явления, происходящие осенью в неживой и живой природе. - Мнения у нас разошлись, ответы разные. - Значит, каких знаний у нас не хватает? - Сформулируем тему урока. - Чему будем сегодня учиться? Какую цель перед собой поставим? |
|
|
|||||||||||||||
Применение теоретических знаний |
7-10 мин |
Сейчас, я вам предлагаю заполнить таблицу «Как изменяется погода осенью?». Посмотрите внимательно на таблицу, это задание необходимо будет сделать парами.
Сейчас я вам зачитаю предложение, а вы должны понять к какому сезону оно относится 1. Небо чистое, лишь кое-где небольшая облачность. Небо затянуто облаками. Оно кажется низким 2. Теплый, не порывистый. Холодный, порывистый 3. Дожди кратковременны, теплые, часто бывают грозы. Дожди затяжные, холодные, мокрый снег 4. Тепло, много ясных дней, солнце высоко Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно, пасмурно. Давайте подведем итог: Чем различается небо осенью и летом? Что происходит с осадками? Чем различается погода осенью и летом? - Итак, какие же осенние явления происходят в неживой природе? Заполним таблицу номер 2. - Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе. - Ребята, а вы знаете, что такое заморозки? А иней? - Давайте заглянем в учебник и найдем определения. Откройте страницу 36. - Что же такое иней? А заморозки? - Дети, а скажите мне, что такое ледостав? - Этот термин тоже можно найти в учебнике. Откройте страницу 37. - Хорошо, молодцы. -А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать. Ребята подумайте, являются ли опавшие листья мусором? Почему ты так считаешь? Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Земля под опавшими листьями не промерзнет, не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Значит, какой вывод можно сделать? Запишем это в таблицу, кто скажет в какой столбик? - Ребята, а вы замечаете насекомых? Посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся? Запишем в таблицу - С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. Источников питания для птиц становится все меньше и поэтому птицы улетают туда, где есть корм. - Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут? Запишем в таблицу - С наступлением осени много изменений происходит и в жизни диких животных. - Почему их называют дикими? Какие изменения происходят в жизни диких животных? - Осенью у всех зверей отрастает новая шерсть - густая и пушистая. А у зайца, белки, песца изменяется и окраска шерсти. Это линька. Животные готовятся к зиме. Строят и утепляют свои жилища. Запасают корм. Для чего они это делают? Запишем в таблицу Исходя из наших выводов, у меня получилась такая таблицу, у вас так же? |
а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким. б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные. в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
Опавшие листья на земле – не мусор: они очень нужны почве и растениям.
Природные явления живой природы
потому что они обитают в дикой природе и сами добывают себе питание.
Чтобы залечь в спячку |
|
|||||||||||||||
Самостоятельное творческое использование умений и навыков |
7 мин |
На ваших партах лежит тест, на выполнение даю вам 2 минуты, после проверим. 1. К какой природе относится солнце, облака вода, ветер? 2. Как называется природное явление, когда вода на реках покрывается льдом? 3. К чему приводит уменьшение продолжительности светового дня? 4. К какой природе относятся такие природные явления, как увядание растений, листопад, исчезновение насекомых? У кого нет ошибок поставьте себе звездочку У кого 1 ошибка поставьте квадрат У кого 2 ошибки поставьте треугольник У кого более 2 ошибок нарисуйте круг. |
|
|
|||||||||||||||
Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее изученных УУД и ЗУН |
5 мин |
- Сейчас мы поиграем в игру. Я буду загадывать вам загадки. А ваша задача – отгадать о каком звере идет речь. - Только дослушаем до конца, и не будем выкрикивать с места, если вы уже знаете ответ. Поднимите руку, чтобы я видела вашу готовность. Зиму всю зарывшись в стог Спит колючий колобок (ёж) Зверька узнали мы с тобой По двум таким приметам Он в шубке серенькой зимой А в рыжей шубке летом. (белка) Кто осенью холодной, Ходит хмурый и голодный. (волк) Меньше тигра, больше кошки Над ушами кисти-рожки С виду кроток, но не верь Страшен в гневе этот зверь! (рысь) Зимой беленький, а летом серенький Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц) - Молодцы, всех отгадали. |
|
|
|||||||||||||||
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности |
5 мин |
-Сегодня мы с вами изучили очень емкую, но интересную тему, поэтому я предлагаю вам ответить на вопросы из волшебной шляпы Что относится к живой природе? Правильно ли я поняла, что с наступлением осени все птицы улетаю зимовать в теплые страны? Что можно сделать из опавших листьев? Почему живая природа так называется? Что будет, если осенью животные не будут менять шерсть? |
|
Учить строить речевые высказывания(К) Формировать умения вести диалог(К) Делать выводы по теме урока(П) |
|||||||||||||||
Рефлексия деятельности |
5- 7 мин |
-Наш урок подходит к концу, давайте вспомним что мы сегодня изучили. -Какая была тема урока? -Какие задачи мы поставили в начале урока? -Мы решили эти задачи? -Отлично ! – О каких осенних изменениях в неживой
природе мы сегодня говорили? - Молодцы! Спасибо за урок. До свидания. |
Да |
Делать выводы по теме урока(П) Формировать умения вести диалог(К) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.