Технологическая карта урока по родной литературе 9 класс по теме : "А. Вагановым родиться надо"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по родной литературе 9 класс по теме : "А. Вагановым родиться надо"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
15.04.2022
Технологическая карта урока по родной литературе  9 класс по теме : "А. Вагановым родиться надо"
Технологическая карта урока родной (русской) литературы в 9 классе по теме: «А Вагановым родиться надо» по рассказу Ю.Нагибина «Ваганов». Цель урока: Проанализировать рассказ «Ваганов», понять основную мысль произведения, дать характеристику главному персонажу, отметив те черты, которые отличают его от других воинов. Урок открытия нового знания.
Технологическая карта урока по родной литературе по теме А.Вагановым родиться надо 9 класс.docx

Технологическая карта урока родной (русской) литературы в 9 классе по теме:

 «А Вагановым родиться надо» по рассказу Ю.Нагибина «Ваганов»

Тема

«А Вагановым родиться надо» по рассказу Ю.Нагибина «Ваганов»

 

Цель

Проанализировать рассказ «Ваганов», понять основную мысль произведения, дать характеристику главному персонажу, отметив те черты, которые отличают его от других воинов.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Задачи

1. Образовательные: формировать у учащихся умение анализировать прозаический текст, определять проблемы, композицию рассказа, дать характеристику героев.

2. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой народ, чувство благодарности,  любовь к своей родине.

3. Развивающие: развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; развивать умение целенаправленно устанавливать связь между реальной ситуацией и ее отражением в художественной литературе, повышать интерес к военной литературе; развивать свои творческие способности, работать над культурой речи

Формируемые УУД

Личностные: проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Предметные: знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст. 

 Формы и методы работы:

фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная;

вербальные (беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы)

практические (анализ произведения), творческая работа (домашнее задание)

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

 

 

УУД

1.Орг. момент.  Цель: создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей предстоящей деятельности по теме.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Звучит фрагмент песни Б.Окуджавы «Ах, война…». Нацеливаю учащихся на определение  темы урока, ведь предварительно они получили задание прочитать рассказ «Ваганов»

- Вы знаете произведение, с ним мы будем работать на уроке. Попробуйте определить тему урока, заглянув в тест. Какая фраза вам запомнилась, не оставила вас равнодушными? Эти слова являются и основной мыслью произведения.

Определяют тему урока.

 

 

 

 

 

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0922/00064ab1-5b18a8fd/img4.jpg

 

Принцип психологической комфортности

УУД:

Личностные УУД:

жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование)

Формулировка учащимися цели урока.

 

- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? С чем бы вы хотели сегодня познакомиться, что узнать?

 

Ответы учащихся.

Главный вопрос урока:

 Каким надо стать, чтобы быть похожим на Ваганова?

 

Регулятивные (планирование

Личностные (активность участия в обсуждении)

Актуализация темы (ассоциативное поле).

 

Ассоциативное поле «Война».

- Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Какие образы возникают у нас в голове, когда мы слышим это слово? Сейчас вспомните все, что вы когда-либо слышали  войне, что вы чувствовали, когда вам про нее рассказывали, и запишите свои образы в таблицу: какие вы слышите звуки, о каких думаете запахах, что, как вы считаете, видит и чувствует человек на войне. (работа в парах)

- Посмотрим, что у нас получилось.

Дети заполняют таблицу:

Звуки

войны

Запахи войны

Человек видит на войне…

Человек чувствует на войне…

Выстрелы, крики, стоны

Копоть, дым

Смерть, враг, оружие, кровь

Боль,

Страх,

Голод,

холод

УУД:

Личностные УУД:

жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание

деятельности)

Коммуникативные (построение речевого высказывания с учётом ситуации и сферы общения)

 

 IV. Работа с текстом

 Цель -развитие читательских умений.

 

  Цель: организация деятельности учащихся по сам. применению знаний в разнообразных ситуациях.

1.Сообщение о  писателе (ученик)

2. Лексическая работа  (предварительное задание)

Какие слова вам показались незнакомыми? Узнали ли вы их лексическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работа по тексту (на слайде цитаты)

Определите, из какого эпизода эти цитаты.

«Слух стал правдой эскадрона, правдой бригады, другой правды знать не хотели...» - о каком слухе говорится в этой цитате?

«Вы тикаете – тикайте! А мне фашистов убивать надо!

«Вот и я буду  как Ваганов…»

«Если ты и воюешь, как пляшешь, ценный ты человек…»

 

 

4.. Работа в группах –анализ эпизода

1гр.. Появление Ваганова в отряде (подобрал на Полтавщине)Учитель обращает внимание на «должность» Алёши- сын дивизиона, вспоминают повесть В.Катаева «Сын полка»

2 гр. Ваганов глазами корреспондента (портрет)

3 гр. Танец

4 гр. Гибель героя

5 гр.  Отношение бойцов к Ваганову

«Как Гладких будешь, как я будешь, если, конечно, поработаешь над собой хорошенько. Мы люди простые. А Вагановым родиться надо.» - что имел в виду старшина Гришин, когда поучал сына эскадрона Куриленкова

6гр. Генерал  Башилов (Почему генерала Башилова все уважали, но никто не любил?)

 

 

 

 

 

ФИЗМИНУТКА

 

 

5. .Композиция рассказа

Какие особенности композиции рассказа вы можете отметить? С какой целью автор именно так строит повествование?

 

Летошний год - прошлый год

Кавалерист (конник) - военнослужащий кавалерии.

Эскадрон -а, м. подразделение в кавалерии, соответствующее роте в пехоте.

Кабардин ( порода коня)

неметчина-

Гоноболь –голубика

Кургузая фигура- невысокая , неуклюжая

Орясина- палка

(называют слова, которые были непонятны при чтении рассказа)

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

Ребята поворачиваются назад, образуя группу из 4 человек (в классе 24 чел., такая работа уже привычна для них)

Уч-ся анализируют эпизод, показывают, какие черты характера раскрываются в данном фрагменте.

( на парте уже лежит схема краткого анализа эпизода)

 

Схема анализа эпизода 1..Анализ сюжетной стороны эпизода (ряд событий в эпизоде, их значение, особенности поведения персонажей).

2.Значение эпизода в композиции произведения (завязка, кульминация, развитие действии, т.е. знакомство  с героем, развязка).

3.Характеристика основных героев (образов) эпизода, речь, поступки, «внутренние монологи».

4.Особенности изображения в эпизоде  душевного состояния героев;

5.Основные идеи эпизода. Значение эпизода в контексте произведения .

 

 

 

 

Композиция обратная: рассказ начинается с развязки, которая создаёт интригу, читатель хочет узнать, каким же надо быть человеком, чтобы быть похожим на Ваганова.

УУД:

Коммуникативные (адекватное понимание информации,

 умение самостоятельно добывать знания, умение анализировать, делать выводы)

Познавательные (работа с информацией, умение работать с текстом, находить в нём основное, главное)

 

 

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Предметные: знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст. 

Творческая работа

Диалог с героем (в роли Ваганова ученик)  или синквейн  о герое

Синквейн  - небольшое стихотворение, построенное по принципу:

1 строка – ключевое слово.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола

4 строка – предложение, раскрывающее суть темы.

5 строка – синоним ключевого слова.

Например:              Война

Беспощадная, жестокая

Губит, уничтожает, убивает.

Война – это боль и смерть.

Зло

 

 

 

Ваганов

Мужественный, преданный

Воюет, не предаёт, воодушевляет

А Вагановым родиться надо…

Патриот

УУД:

Познавательные (работа с информацией)

Коммуникативные (адекватное понимание и воспроизведение информации; умение воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости)

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.

 

Домашнее задание

Составить кластер о герое, вопросы к герою (если не успели на уроке).

 

 

 Рефлексия.

Да, война-«страшнее нету слова», ведь это боль и смерть, голод и разруха, взрывы и плач детей и женщин. (статистика  на слайде)

- А зачем мы читаем о войне, вспоминаем об этом страшном событии?(ученики рассуждают, отвечают на вопросы).

А мы, современные люди, должны помнить о тех, кто не вернулся с той страшной, жестокой войны.

Помнить не только в День Победы,не только шагая в Бессмертном полку, а постоянно,  и передать память о воинах, сражавшихся на фронтах великой отечественной своим потомкам, ведь нельзя быть иванами, родства не помнящими.

Звучит песня «Журавли», а самые активные, по мнению учащихся, прикрепляют на доску журавликов, в память о погибших в годы Вов.

Закончи предложения  (или лист самооценки)

ü Сегодня я узнал…

ü Было трудно…

ü Я понял, что…

Дети отвечают на вопрос учителя.

 

 

Звуки    войны

Запахи войны

Человек видит на войне…

Человек чувствует на войне…

 

 

 

 

 

 

 

Звуки    войны

Запахи войны

Человек видит на войне…

Человек чувствует на войне…

 

 

 

 

 

 

 

Звуки    войны

Запахи войны

Человек видит на войне…

Человек чувствует на войне…

 

 

 

 

 

 

 

Звуки    войны

Запахи войны

Человек видит на войне…

Человек чувствует на войне…

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

1гр.  Появление Ваганова в отряде (подобрал на Полтавщине)

 

2 гр. Ваганов глазами корреспондента (портрет)

3 гр. Танец

4 гр. Гибель героя

5 гр.  Отношение бойцов к Ваганову «Как Гладких будешь, как я будешь, если, конечно, поработаешь над собой хорошенько. Мы люди простые. А Вагановым родиться надо...» - что имел в виду старшина Гришин, когда поучал сына эскадрона Куриленкова

 

6гр. Отношение к генералу  Башилову (Почему генерала Башилова все уважали, но никто не любил?)

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока родной (русской) литературы в 9 классе по теме: «А

Технологическая карта урока родной (русской) литературы в 9 классе по теме: «А

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Актуализация темы (ассоциативное поле)

Актуализация темы (ассоциативное поле)

Определите, из какого эпизода эти цитаты

Определите, из какого эпизода эти цитаты

Г енерал Башилов ( Почему генерала

Г енерал Башилов ( Почему генерала

Например: Война

Например: Война

Рефлексия. Да, война-«страшнее нету слова», ведь это боль и смерть, голод и разруха, взрывы и плач детей и женщин

Рефлексия. Да, война-«страшнее нету слова», ведь это боль и смерть, голод и разруха, взрывы и плач детей и женщин

Отношение бойцов к Ваганову «Как

Отношение бойцов к Ваганову «Как
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2022