Технологическая карта урока по русскому языку на тему " Что такое корень слова? Однокоренные слова" (2 класс)

  • docx
  • 12.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока русского языка.docx

Предмет: Русский язык 2 класс, УМК «Школа России»

Тема урока:   «Что такое корень слова? Однокоренные слова»

 

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели:

- познакомить с понятиями корень, однокоренные слова;

- уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

-содействовать развитию внимания, памяти, орфографической зоркости и обогащению словарного запаса учащихся;

-воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в сотрудничестве с другими.

 

Формы и методы обучения.   Фронтальная работа.

Методы: проблемный, иллюстративный (с использованием мультимедиа)диалогсамоконтроль, самооценка.

Планируемые результаты:

Научатся: подбирать однокоренные слова, находить и выделять общую значимую часть родственных слов - корень.

Получат возможность научиться:   различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова, активно сотрудничать на уроке, проводить самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

Технологическая карта урока русского языка

 

№ этапа,

Название этапа.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Содержание деятельности учителя

Методы

Формы

 I.Организационный момент

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны великого русского языка и вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Садитесь.

 

-Запись числа и классной работы с комментированием.

 

Словесный

Фронтальная

Занимают свои рабочие места. Записывают число,  классная работа с комментированием.

 

 

II. Актуализация знаний.

 

 Минутка чистописания.

(на доске запись)   Внучата, чугун, кувшин, пружина, душистый, ландыш, часы.

 

На какие группы можно разделить слова?  (по орфограммам: жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Вспомним написание сочетаний жи-ши; ча-ща; чу-щу.

-Правильно и аккуратно прописываем буквы в соединении с другими буквами.

 

Наглядный

 

Словесный

 

Делят слова на группы, вспоминают написание словосочетаний.

Правильно и аккуратно прописывают буквы

III.Самоопределение к деятельности.

 

Предлагает  продолжить цепочку родственных слов 
 к слову  часы. (Один человек работает у доски)

Часики, часовщик, часовой, часики.

Словесный

Фронтальная

Подбирают родственные слова к слову часы

IV. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Предлагает провести наблюдение над однокоренными словами, значением корня. Задает вопросы и загадывает загадку:

 Какие части растения вы знаете?

   Я у дуба, я у зуба,

  Я у слов и у цветов.

 Я упрятан в темноту

 Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки? Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень - многозначное:

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

3) часть слова.

Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

- Это важная, необходимая часть.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

Обозначим проблемные вопросы: 1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Однокоренные слова

5) Признаки однокоренных слов

Словесный

Фронтальная

Отвечают на вопросы, отгадывают загадку и делают вывод.

V. Работа по теме урока.

 

Предлагает открыть учебник, прочитать тему урока.

 (Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?)

Выполните упр.84 (с.61)

-Докажите, что в первой группе слова родственные (есть общая часть, слова близкие по значению).

-Докажите, что во второй группе слова родственные

Наглядный

 

 

 

Словесный

Фронтальная

Открывают учебник, читают тему урока.

Ищут в учебнике ответ на поставленный вопрос

 

Выполняют упражнение, доказывают свои предположения.

 

 

 

 

Спишите родственные слова, обозначьте общую часть.

Предлагает прочитать правило и сказать, как называется общая часть родственных слов. (Корень)

Задает вопрос, почему корень это главная часть родственных слов? (В ней заключен общий смысл родственных слов)

Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД. Добавим их на наше дерево.

Как-то много лет назад

 Посадили странный сад.

 Не был сад фруктовым,

А был садик - словом.

Это слово,

 Слово – корень,

 Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

 Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

 Вот еще посадка рядом,

 А вот садовый цветок,

Садовник пересадил в горшок.

Очень интересно

 Гулять в саду словесном.

 

- Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад.

- Прочитайте только корень -сад-Вам понятно значение этого слова?

Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

 

 

Списывают слова, обозначают общую часть (один человек работает у доски)

 

 

Слушают стихотворение, находят однокоренные  слова

 VI. Физкультминутка

Предлагает выполнить движения по тексту:
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали
Раз — два — три.
Ручками похлопали
Раз — два — три.
Покрутились, повертелись
Раз — два — три.
И за парты все уселись
Раз — два — три.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Раз — два — три — четыре — пять.
Открываем, поморгаем
Раз — два — три.
И работать продолжаем.

Практический

 

Выполняют движения  по тексту

VII. Закрепление изученного материала.

 

1.      Предлагает поиграть в игру «Найди однокоренные слова»

Упражнение в распознавании однокоренных слов (на доске):

Гриб, лесник, береза, зима,  грибник, лес, зимний, березонька, грибной, перелесок, грибочек, грибница, зимушка, березняк, подберезовик, лесовичок, зимовье.

 

2.  Найдите среди этих слов однокоренные. Запишите в тетрадь одну группу. Выделите корень.

 

Словесный

 

 

Наглядный

 

Фронтальная

Работают в парах.

Находят однокоренные слова, записывают одну из групп в тетрадь.

 VIII. Рефлексия

-Ребята, закончите фразы.

Сегодня на уроке:

• Я узнал…

• Я научился…

• Мне понравилось…

• Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы!

Наглядный Практический

Словесный

Индивидуальный

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

IX. Итог урока.

 

Что нового вы узнали на уроке?

- Что такое корень?

- Роль корня в слове.

- Как выделить корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?

Словесный

Фронтальная

 

Отвечают на вопросы.

 

Делают выводы

X. Домашнее задание.

Выполнить упр.8 (с.62), дописать в каждую группу по два слова.

Словесный

Индивидуальная

Записывают домашнее задание в дневники