Предмет: Русский язык 2 класс, УМК «Школа России»
Тема урока: «Что такое корень слова? Однокоренные слова»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели:
- познакомить с понятиями корень, однокоренные слова;
- уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
-содействовать развитию внимания, памяти, орфографической зоркости и обогащению словарного запаса учащихся;
-воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в сотрудничестве с другими.
Формы и методы обучения. Фронтальная работа.
Методы: проблемный, иллюстративный (с использованием мультимедиа), диалог; самоконтроль, самооценка.
Планируемые результаты:
Научатся: подбирать однокоренные слова, находить и выделять общую значимую часть родственных слов - корень.
Получат
возможность научиться: различать
однокоренные слова и разные формы одного и того же слова, активно сотрудничать
на уроке, проводить самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
Технологическая карта урока русского языка
|
||||
№ этапа, Название этапа. |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
Содержание деятельности учителя |
Методы |
Формы |
||
I.Организационный момент |
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим раскрывать тайны великого русского языка и вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Садитесь.
-Запись числа и классной работы с комментированием.
|
Словесный |
Фронтальная |
Занимают свои рабочие места. Записывают число, классная работа с комментированием.
|
II. Актуализация знаний.
|
Минутка чистописания. (на доске запись) Внучата, чугун, кувшин, пружина, душистый, ландыш, часы.
На какие группы можно разделить слова? (по орфограммам: жи-ши, ча-ща, чу-щу) Вспомним написание сочетаний жи-ши; ча-ща; чу-щу. -Правильно и аккуратно прописываем буквы в соединении с другими буквами.
|
Наглядный
Словесный |
|
Делят слова на группы, вспоминают написание словосочетаний. Правильно и аккуратно прописывают буквы |
III.Самоопределение к деятельности.
|
Предлагает продолжить
цепочку родственных слов Часики, часовщик, часовой, часики. |
Словесный |
Фронтальная |
Подбирают родственные слова к слову часы |
IV. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока. |
Предлагает провести наблюдение над однокоренными словами, значением корня. Задает вопросы и загадывает загадку: Какие части растения вы знаете? Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень) - О каких значениях корня говорится в тексте загадки? Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень - многозначное: 1) подземная часть растения; 2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя; 3) часть слова. Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень? - Это важная, необходимая часть. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? - Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Обозначим проблемные вопросы: 1) Что такое корень? 2) Роль корня в слове. 3) Как выделить в слове корень? 4) Однокоренные слова 5) Признаки однокоренных слов |
Словесный |
Фронтальная |
Отвечают на вопросы, отгадывают загадку и делают вывод. |
V. Работа по теме урока.
|
Предлагает открыть учебник, прочитать тему урока. (Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?) Выполните упр.84 (с.61) -Докажите, что в первой группе слова родственные (есть общая часть, слова близкие по значению). -Докажите, что во второй группе слова родственные |
Наглядный
Словесный |
Фронтальная |
Открывают учебник, читают тему урока. Ищут в учебнике ответ на поставленный вопрос
Выполняют упражнение, доказывают свои предположения.
|
|
Спишите родственные слова, обозначьте общую часть. Предлагает прочитать правило и сказать, как называется общая часть родственных слов. (Корень) Задает вопрос, почему корень это главная часть родственных слов? (В ней заключен общий смысл родственных слов) Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД. Добавим их на наше дерево. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым, А был садик - словом. Это слово, Слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот еще посадка рядом, А вот садовый цветок, Садовник пересадил в горшок. Очень интересно Гулять в саду словесном.
- Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад. - Прочитайте только корень -сад-Вам понятно значение этого слова? Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует? Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова. |
|
|
Списывают слова, обозначают общую часть (один человек работает у доски)
Слушают стихотворение, находят однокоренные слова |
VI. Физкультминутка |
Предлагает выполнить движения по
тексту: |
Практический |
|
Выполняют движения по тексту |
VII. Закрепление изученного материала.
|
1. Предлагает поиграть в игру «Найди однокоренные слова» Упражнение в распознавании однокоренных слов (на доске): Гриб, лесник, береза, зима, грибник, лес, зимний, березонька, грибной, перелесок, грибочек, грибница, зимушка, березняк, подберезовик, лесовичок, зимовье.
2. Найдите среди этих слов однокоренные. Запишите в тетрадь одну группу. Выделите корень.
|
Словесный
Наглядный
|
Фронтальная |
Работают в парах. Находят однокоренные слова, записывают одну из групп в тетрадь. |
VIII. Рефлексия |
-Ребята, закончите фразы. Сегодня на уроке: • Я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Новыми знаниями я смогу поделиться… Спасибо! Умницы! |
Наглядный Практический Словесный |
Индивидуальный |
Осуществляют самоанализ учебной деятельности |
IX. Итог урока.
|
Что нового вы узнали на уроке? - Что такое корень? - Роль корня в слове. - Как выделить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? |
Словесный |
Фронтальная |
Отвечают на вопросы.
Делают выводы |
X. Домашнее задание. |
Выполнить упр.8 (с.62), дописать в каждую группу по два слова. |
Словесный |
Индивидуальная |
Записывают домашнее задание в дневники |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.